ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Севастополь
25 января 2022 года Дело № А83-6132/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2022 года
В полном объеме постановление изготовлено 25 января 2022 года
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Чертковой И.В., судей Ольшанской Н.А., Рыбиной С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Логуновым К.В.,
при участии:
от Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - ФИО1, по доверенности от 06.09.2021 № РМ-Д/16,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Керченская морская верфь «Фрегат» на решение Арбитражного суда Республики Крым от 16 сентября 2021 года по делу №А83-6132/2018 (судья Плотников И.В.),
по иску Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к обществу с ограниченной ответственностью ««Керченская морская верфь «Фрегат» о взыскании 1215194 руб. 75 коп.
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного комитета по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым, Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, Ленинского филиала ГБУ РК «Крыммелиоводхоз»
установил:
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и городу Севастополю (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Керченская морская верфь «Фрегат» (далее – Общество) о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую природную среду за 2016 год в сумме 1 215 194 руб. 75 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 16 сентября 2021 года по делу № А83-6132/2018 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, отказать в удовлетворении исковых требований.
Основанием для отмены указанного судебного акта заявитель апелляционной жалобы считает неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела, что привело к ошибочным выводам и неверному применению норм материального и процессуального права.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2021 апелляционная жалоба Общества принята к производству, возбуждено производство и апелляционная жалоба назначена к рассмотрению.
Представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражал, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
ООО «Керченская морская верфь «Фрегат», Государственный комитет по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Ленинский филиал ГБУ РК «Крыммелиоводхоз» о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации, что подтверждается материалами дела, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем рассмотрение жалобы возможно в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Обществом 09.02.2017 была подана декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год. Начисленная сумма платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты согласно данных Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год составила 2 843 руб. 02 коп.
При проведении проверки сведений, указанных в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год, Межрегиональным управлением был выявлен ряд нарушений.
Согласно акту проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду № 7 от 15 ноября 2017 года за период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года в нарушение приказа Министерства природных ресурсов и экологии от 09.01.2017 № 3 «Об утверждении порядка представления декларации о плате за НВОС и ее формы» сумма платы за сброс загрязняющих веществ с наименованием «Взвешенные вещества инертная природная минеральная взвесь, состоящая из неорганического осадочного материала (глинистые обломочные материалы, горные породы, силикаты, карбонаты и др.) с дисперсностью частиц от 05 мкм для континентальной шельфовой зоны», указанного на стр. 8 строка 1, стр. 10 строка 1, стр. 12 строка 1, стр. 14 строка 3 Декларации, рассчитана с применением коэффициента к взвешенным веществам; сумма платы за сбросы загрязняющих веществ, указанных в Декларации (стр. 8-9 в строках 2-10, стр. 10-11 в 4 строках 2-10, стр. 12-13 в строках 2-10, стр. 14-15 в строках 1-2, 4-10) рассчитана в пределах НДС; раздел Декларации «Расчет платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты» не соответствует форме, утвержденной приказом Минприроды России №3.
30.10.2017 Управлением в адрес Общества было направлено требование No151/301017-06-4166 (которое было получено 03.11.2017) о предоставлении лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, пояснения и (или) внесения исправлений в декларацию о плате за НВОС.
ООО «Керченская морская верфь «Фрегат» письмом исх. №499 от 10.11.2017 уведомило Управление о том, что разработка и согласование проекта нормативов допустимых сбросов (НДС) загрязняющих веществ в морскую воду и дальнейшее получение разрешения на сбросы в водный объект требует проведения определенных действий: сбора данных по эффективности очистки за последний календарный год, данные о соответствии работы очистных сооружений их проектным характеристикам, сбор данных о качестве воды в контрольных створах, сбор сведений по фоновым концентрациям загрязняющих веществ на расстоянии 5 км от выпусков сточных вод, при условии регулярных наблюдений в выбранном районе, не менее чем за один год – при ежемесячном; или не менее чем за пятилетний период при 4-х разовом отборе проб морских вод в течение года, требующих существенных временных затрат и что общество для утверждения проекта НДС и получения разрешения на сбросы и микроорганизмов предприняло все зависящие от него меры.
23.01.2018 Управлением на основании положений пункта 40 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255, в адрес Общества было направлено Требование №1/220118-1/06-219 от 22.01.2018 года о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду, которое было получено 26.01.2018 и должно было быть исполнено в течение 10 календарных дней с момента получения.
Неисполнение ответчиком Требования послужило основанием для обращения истца в суд с данным иском.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 16 сентября 2021 года исковые требования удовлетворены.
Заслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определены положениями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон №7-ФЗ).
Право на благоприятную окружающую среду обеспечивается, прежде всего, выполнением мероприятий, направленных на охрану и восстановление окружающей среды, расходы на проведение которых возмещаются за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со статьей 1 Закона №7-ФЗ негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу статьи 3 №7-ФЗ Закона хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона №7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
Согласно п.2 ст.16 Закона №7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду
Плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление.
Согласно статье 16.4 Закона № 7-ФЗ отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду проверен судом, соответствует требованиям законодательства, является арифметически и методологически верным. Контррасчет ответчиком не представлен, расчет не опровергнут.
Как следует из пунктов 1, 2 и 4 статьи 16.2 Закона № 7-ФЗ, платежной базой для исчисления названной платы является масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления, которая определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля с учетом лимитов на размещение отходов производства и потребления и их превышения.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин. Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности. Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. Отчетным периодом в отношении платы признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее первого марта года, следующего за отчетным периодом (пункт 2 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ, пункт 32 Правил № 255).
На основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2017 № 3 утвержден Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате или при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (пункт 37 Правил № 255).
В силу пункта 5.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, статей 6, 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 16.5 Закона №7-ФЗ, приказа Росприроднадзора от 29.02.2016 № 109 «Об осуществлении территориальными органами, находящимися в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета», Управление Росприроднадзора наделено полномочиями по осуществлению контроля над правильностью исчисления платы за НВОС, полнотой и своевременностью ее внесения, бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета по взиманию указанной платы.
В соответствии с пунктом 44 Правил № 255 при проведении проверки декларации о плате в обязательном порядке рассматриваются представленные лицом, обязанным вносить плату, пояснения и дополнительные документы.
Если после рассмотрения пояснений лица, обязанного вносить плату, и представления дополнительных документов либо при неисполнении лицом, обязанным вносить плату, требования о представлении пояснений или невнесения соответствующих исправлений в установленный срок, администратор платы установит факт наличия ошибок в декларации о плате и (или) противоречий между сведениями в представленных документах, его уполномоченные должностные лица составляют акт проведения контроля за исчислением платы в порядке и по форме, которые устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
Акт проведения контроля за исчислением платы составляется в течение 20 рабочих дней со дня представления лицом, обязанным вносить плату, пояснений и дополнительных документов, в случае неисполнения требований о представлении пояснений и дополнительных документов - в течение 20 рабочих дней со дня истечения сроков, установленных такими требованиями.
В соответствии с пунктом 46 Правил № 255, в случае выявления заниженного размера исчисленной и (или) внесенной фактической платы и (или) необходимости уплаты пеней, в акт проведения контроля за исчислением платы включается соответствующая информация и администратором платы выставляется лицу, обязанному вносить плату, требование о внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации доначисленной платы и пеней.
Согласно пункту 53 Правил № 255, в случае, если лицо, обязанное вносить плату, добровольно не погашает недоимку по плате, администратор платы взыскивает плату и пени по ней в судебном порядке.
Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255, установлен только срок контроля за исчислением платы со дня приема декларации о плате или при проведении государственного экологического надзора администратором платы - 9 месяцев, а сроки выставления требования о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы РФ платы за негативное воздействие на окружающую среду законодательством не установлены.
Как подтверждается материалами дела, требование о представлении лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, пояснений и (или) внесении исправлений в декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду ООО «Керченская морская верфь «Фрегат» было выставлено 30.10.2017 и получено ответчиком 03.11.2017.
Ответ на требование датирован 10.11.2017 исх. № 499, акт проведения контроля был составлен 15.11.2017, т.е. в установленные законодательством сроки.
23.01.2018 Межрегиональным управлением было выставлено ООО «Керченская морская верфь «Фрегат» Требование №1/220118-1/06-219 от 22.01.2018 о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду, которое было получено 26.01.2018.
Меры, направленные на устранение выявленных нарушений ООО «Керченская морская верфь «Фрегат» приняты не были, управлению не была
представлена информации об уплате задолженности с указанием реквизитов платежного поручения.
Требование №1/220118-1/06-219 от 22.01.2018 о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду обществом в судебном порядке обжаловано не было.
На основании изложенного, вывод суда первой инстанции об удовлетворении требований о взыскания платы за негативное воздействие на окружающую среду признан судебной коллегией обоснованным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются судом, поскольку не подтверждены материалами дела и надлежащими доказательствами в понимании статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, сводятся к произвольному толкованию заявителем апелляционной жалобы норм законодательства и не опровергают законных и обоснованных выводов арбитражного суда первой инстанции.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся, согласно части 4 статьи 270 АПК РФ, безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Согласно нормам статей 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины не подлежат возмещению заявителю жалобы в случае отказа в ее удовлетворении.
Судебной коллегией установлено, что переплата государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 18 октября 2021 года № 2209 за подачу апелляционной жалобы составляет 9 576,00 рублей и по правилам статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит возврату стороне.
В связи с тем, что оригинал платежного поручения от 18 октября 2021 № 2209 об уплате госпошлины, оформленный в соответствии с требованиями абзаца 2 части 3 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации, заявителем не представлен, то правовые основания для возврата государственной пошлины, уплаченной при подаче апелляционной жалобы на основании представленной копии платежного документа у суда отсутствуют.
Данное обстоятельство не препятствует апеллянту обратиться в суд первой инстанции с соответствующим заявлением при предоставлении оригинала платежного поручения (абзац 4 пункта 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 11 июля 2014 года № 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах").
Руководствуясь статьями 104, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Республики Крым от 16 сентября 2021 года по делу №А83-6132/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Керченская морская верфь «Фрегат» - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округав срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий И.В. Черткова
Судьи Н.А. Ольшанская
С.А. Рыбина