ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. / факс 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь
24 августа 2017 года
Дело № А83-7046/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2017 года
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Градовой О.Г.,
судей Омельченко В.А.,
Карева А.Ю.,
при ведении протокола секретарем Саматовой М.А.,
при участии:
от заявителя, Главного управления информатизации и связи города Севастополя – ФИО1;
от заявителя,Правительства Севастополя – ФИО2, ФИО3;
от заинтересованного лица, Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю – ФИО4;
от заинтересованного лица, акционерного общества "Компания "Интертранс" – не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Главного управления информатизации и связи города Севастополя, Правительства Севастополя на решение Арбитражного суда Республики Крым от 18 апреля 2017 года по делу № А83-7046/2016 (судья Чумаченко С.А.)
по заявлениям Главного управления информатизации и связи города Севастополя (299029, пр. Генерала Острякова, д. 13, г. Севастополь)
Правительства Севастополя (299011, ул. Ленина, д. 2, г. Севастополь)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (295000, ул. Александра Невского, д. 1, г. Симферополь, Республика Крым)
заинтересованное лицо – акционерное общество "Компания "Интертранс" (125047, ул. Фадеева, д. 7, стр. 1, оф. 2, г. Москва)
о признании незаконными предупреждений,
установил:
К Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (ОГРН <***>, далее - Крымское УФАС России) предъявлены требования о признании незаконными предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства:
- Главным управлением информатизации и связи города Севастополя (ОГРН <***> - л.д. 21-25 т. 1, далее - ГУИС Севастополя) - № 8/3683с от 10 августа 2016 года (л.д. 8-12 т. 1);
- Правительством Севастополя (ОГРН <***> – л.д. 45 т. 2) - № 3759 от 15 августа 2016 года (л.д. 13-15, 42-44 т. 2, л.д. 25-26 т. 4).
Эти требования мотивированы тем, что Правительство Севастополя вправе принять распоряжение о закупке услуг у единственного поставщика, ГУИС Севастополя провело закупку у единственного поставщика на основании такого распоряжения, государственный контракт заключен и исполнен.
Эти требования ГУИС Севастополя и Правительства Севастополя объединены в одно производство (л.д. 16-22 т. 4)
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано по тем основаниям, что закупка у единственного поставщика по распоряжению Правительства Севастополя возможна только в целях реализации федеральной целевой программы, чего по настоящему делу не было, первоначально процедура определения поставщика по закупке начата конкурентным способом, принятое Правительством Севастополя распоряжение о закупке у единственного поставщика противоречит Закону о контрактной системе, последующие действия ГУИС Севастополя по закупке у единственного поставщика содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (л.д. 47-63 т. 5).
Правительство Севастополя и ГУИС Севастополя подали апелляционные жалобы, которыми просят отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования на том основании, что судебный акт принят при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм материального и процессуального права, изложенные в нем выводы не соответствуют обстоятельствам дела. В апелляционных жалобах указано на то, что Правительством Севастополя было согласовано с Министерством экономического развития Российской Федерации Положение, предусматривающее право Правительства Севастополя издавать распоряжения о закупке у единственного поставщика; в предупреждениях Крымского УФАС России не указано в чем состоят признаки нарушения антимонопольного законодательства (л.д. 75-80, 93-96 т. 5).
Из отзыва Крымского УФАС России на апелляционные жалобы следует, что этот участник с доводами апелляционных жалоб не согласен, так как распоряжение Правительства Севастополя противоречит положениям Закона о контрактной системе, антимонопольного законодательства, государственной политике Правительства Российской Федерации, принципам, направленным на экономию бюджетных средств, повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (л.д. 111-119 т. 5).
От акционерного общества "Компания "Интертранс" (ОГРН <***>, далее - АО "Компания "Интертранс") отзыва на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании с 10 по 17 августа 207 года был объявлен перерыв.
Представители Правительства Севастополя и ГУИС Севастополя в судебном заседании поддержали доводы своих апелляционных жалоб и согласились с апелляционными жалобами друг друга, представитель Крымского УФАС России с апелляционными жалобами не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель АО "Компания "Интертранс" в судебное заседание повторно не явился. О месте и времени судебного заседания извещен определением от 10 июля 2017 года, копию которого получил 25 июля 2017 года, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д. 137-139 т. 5).
Информация о судебном заседании (с перерывом с 10 до 17 августа 2017 года) опубликована на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда 12 июля и 11 августа 2017 года, о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 141, 146 т. 5).
Учитывая эти обстоятельства, необязательность явки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, достаточность доказательств для рассмотрения дела, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании неявившегося лица.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (далее - суд второй или апелляционной инстанции), исследовав в совокупности доказательства, установил следующие обстоятельства.
Врио заместителя руководителя Крымского УФАС России ФИО5 выдалпредупреждения по действиям (бездействию), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства:
1) 10 августа 2016 года № 8/3683с, резолютивной частью которого ГУИС Севастополя предупреждено о прекращении действий (бездействия), являющихся нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" и о необходимости устранения причин и условий, способствующих возникновению нарушения антимонопольного законодательства, о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, путем совершения действий, в соответствии с требованиями действующего законодательства, направленных на расторжение государственного контракта № 12, заключенного 25 июля 2016 года с акционерным обществом "Компания "Интертранс" (л.д. 15-19 т. 1);
2) 15 августа 2016 года № 8/3759с, резолютивной частью которого Правительство Севастополя предупреждено о прекращении действий (бездействия), являющихся нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" и о необходимости устранения причин и условий, способствующих возникновению нарушения антимонопольного законодательства, о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, путем отмены распоряжения № 381-РП от 12 июля 2016 года "О заключении контракта на создание и внедрение системы электронного документооборота в исполнительных органах государственной власти города Севастополя с единственным поставщиком" в течение 10 дней со дня получения предупреждения (л.д. 31-34, 80-85 т. 2).
Ввиду невыполнения названных предупреждений 13 сентября 2016 года Крымским УФАС России возбуждено дело № 08/2181-16 по факту нарушения Правительством Севастополя антимонопольного законодательства – издание акта, который приводит к ограничению конкуренции (л.д. 68-71, 86-93 т. 2).
По закупке с предметом - услуги по созданию и внедрению системы электронного документооборота в исполнительных органах государственной власти города Севастополя, заказчик - ГУИС Севастополя, установлено следующее.
Первоначально, на сайте "zakupki.gov.ru" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещено извещение № 0174200001916001218 и конкурсная документация о закупке путем открытого конкурса названных услуг, на которое заказчику поступили предложения от различных поставщиков.
30 июня 2016 года по жалобе одного из участников закупки решением и предписанием Крымского УФАС России по делу № 08/1315-16 действия заказчика по утверждению конкурсной документации признаны нарушением пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, заказчику предписано отменить протоколы, составленные в ходе проведения конкурса, внести изменения в конкурсную документацию и вернуть процедуру определения поставщика на стадию подачи заявок, провести процедуру определения поставщика.
08 июля 2016 года на указанном сайте размещено извещение об отмене протоколов, закупка переведена на этап "Работа комиссии".
Эти обстоятельства подтверждены пояснениями представителей участников, данных суду апелляционной инстанции, и извещениями, письмами поставщиков, решением и предписанием Крымского УФАС России (л.д. 14-23 т. 3, л.д. 89-101 т. 4, л.д. 5-7 т. 5).
После отмены протоколов о закупке услуг путем открытого конкурса 12 июля 2016 года Правительством Севастополя издано распоряжение № 381-РП, которым ГУИС Севастополя указано на заключение контракта на оказание названных услуг с единственным поставщиком – АО "Компания "Интертранс" (л.д. 20 т. 1, л.д. 35, 94 т. 2).
19 июля 2016 года на сайте опубликовано извещение о закупке у единственного поставщика услуг по созданию и внедрению ПО "Система юридически значимого электронного документооборота" с прикреплением распоряжения № 381-РП и пояснительной записки (л.д. 108-117 т. 2).
25 июля 2016 года между заказчиком - ГУИС Севастополя, и исполнителем - АО "Компания "Интертранс", заключен государственный контракт № 12, предметом которого являются названные услуги (л.д. 126-162 т. 2, л.д. 74-86 т. 4). О заключении контракта с единственным поставщиком в тот же день опубликовано в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" извещение (л.д. 118 т. 2).
Заключение названного контракта было согласовано с Департаментом финансов города Севастополя, до его заключения обоснована начальная цена контракта, получена банковская гарантия, проверено наличие у исполнителя соответствующей лицензии (л.д. 68 т. 4, л.д. 120-125 т. 2).
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ (ред. от 03 июля 2016 года, далее - Закон № 135-ФЗ) "О защите конкуренции" органам государственной власти субъектов Российской Федерации и организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ приведен перечень актов и действий (бездействия), которые запрещено принимать и осуществлять.
В целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, органу государственной власти субъекта Российской Федерации предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ (ред. от 03 июля 2016 года, далее - Закон N 44-ФЗ) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" этот закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: 1) планирования закупок товаров, работ, услуг; 2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 33 статьи 112 Закона N 44-ФЗ до 31 декабря 2016 года заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд города федерального значения Севастополя в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, или в порядке, который согласован с федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок и установлен нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя.
В соответствии с этими нормами закона Постановлением Правительства Севастополя от 22 апреля 2016 года N 399-ПП (ред. от 21 июня 2016 года, действовавшая как на дату издания распоряжения № 381-РП, так и на даты вынесения оспоренных предупреждений, далее - Порядок закупок на 2016 год) утвержден Порядок осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд города федерального значения Севастополя в 2016 году, разделом 27-1 которого предусмотрено:
пункт 1 - в соответствии с настоящим Порядком заказчик, кроме случаев, установленных статьей 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного распоряжением Правительства Севастополя; в данном правовом акте указывается предмет контракта, а также может быть указан предельный срок, на который заключается контракт, и определена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта; при подготовке проекта указанного правового акта к нему прилагается обоснование цены контракта в соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
пункт 2 - закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Названный Порядок закупок на 2016 год и изменения к нему согласованы с федеральным органом исполнительной власти – Министерством экономического развития Российской Федерации (л.д. 16-30 т. 2, л.д. 12-41 т. 5).
Доводы Крымского УФАС России о том, что изменения в Постановление Правительства Севастополя от 22 апреля 2016 года N 399-ПП внесены Постановлением Правительства Севастополя от 21 июня 2016 года N 612-ПП в целях сокращения сроков реализации федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года", а этой программой не предусмотрены мероприятия по созданию и внедрению системы электронного документооборота в исполнительных органах государственной власти Севастополя, не принимаются во внимание исходя из следующего.
Действительно, пункт 1 Постановления Правительства Севастополя от 21 июня 2016 года N 612-ПП предусматривал цель принятия этого правового акта – сокращение сроков реализации названной федеральной целевой программы.
Но данная редакция преамбулы названного правового акта изменена Постановлением Правительства Севастополя от 14 июля 2016 года N 704-ПП на: "В соответствии со статьей 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Уставом города Севастополя, Законом города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя" Правительство Севастополя постановляет".
А потому на момент осуществления заказчиком действий по закупке у единственного поставщика услуг, вынесения Крымским УФАС России предупреждений и рассмотрения дела судом первой инстанции Постановление Правительства Севастополя от 22 апреля 2016 года N 399-ПП действовало в редакции, не связанной с целью сокращения сроков реализации названной федеральной целевой программы.
Крымское УФАС России не доказало, что распоряжение Правительства Севастополя № 381-РП не связано с сокращением сроков реализации названной федеральной целевой программы.
Кроме того, вне зависимости от редакции преамбулы Постановления Правительства Севастополя от 22 апреля 2016 года N 399-ПП это Постановление на момент издания Правительством Севастополя распоряжения № 381-РП предусматривало право осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного распоряжением Правительства Севастополя. Такие права были реализованы Правительством Севастополя и ГУИС Севастополя.
Крымским УФАС России необоснованно квалифицированы распоряжение № 381-РП Правительства Севастополя и действия заказчика по его исполнению, как акт и действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Выводы суда первой инстанции о такой же квалификации акта Правительства и действий заказчика не соответствуют обстоятельствам дела, решение суда первой инстанции принято с нарушением названных специальных норм материального права.
При издании распоряжения и осуществлении заказчиком закупки у единственного поставщика были соблюдены требования Постановления Правительства Севастополя от 22 апреля 2016 года N 399-ПП – в правовом акте указан предмет контракта, предельный срок, на который заключается контракт, определена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта и размер обеспечения контракта; к проекту правового акта приложено обоснование цены контракта.
Тот факт, что первоначально закупка была начата по правилам открытого конкурса, не может повилять на квалификацию распоряжения Правительства Севастополя и последующих действий заказчика, так как результаты начала конкурса по решению и предписанию Крымского УФАС России были аннулированы, закупка начата заново.
Вынесенные Крымским УФАС России предупреждения нарушают права заявителей по заключению контракта на закупку за государственные средства. Нарушение прав Правительства Севастополя и заказчика является вторым (наряду с принятием решения в нарушение требований закона) обязательным критерием для удовлетворения требований Правительства Севастополя о признании незаконным решения.
На основании изложенного Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято с нарушением названных выше норм материального права, изложенные в нем выводы не соответствуют обстоятельствам дела, что является основанием для его отмены, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктами 3, 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 18 апреля 2017 года по делу № А83-7046/2016 отменить.
Заявленные Главным управлением информатизации и связи города Севастополя и Правительством Севастополя требования удовлетворить.
Признать незаконными предупреждения от 10 августа 2016 года № 8/3683с, от 15 августа 2016 года № 3759 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в полномочный арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий О.Г. Градова
Судьи В.А. Омельченко
А.Ю. Карев