ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А83-785/19 от 05.11.2019 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

12 ноября 2019 года

Дело № А83-785/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2019 года.

Постановление изготовлено в полном объёме 12 ноября 2019 года.

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Карева А.Ю.,

судей Приваловой А.В.,

Градовой О.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусевой Е.Г.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальная контора Крымстрой» ФИО1 на решение Арбитражного суда Республики Крым от 25 июня 2019 года по делу № А83-785/2019 (судья Кузнякова С.Ю.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальная контора Крымстрой» (ул. Жидкова, 76, оф. 1, г. Симферополь, <...>) к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру <...>, г. Симферополь, <...>) о признании незаконным действия и понуждении к совершению определенных действий,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальная контора Крымстрой» (далее – ООО «Жилищно-коммунальная контора Крымстрой», Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее – Госкомрегистр), в котором просило: 1) признать незаконным отказ, изложенный в форме сообщения № 90/016/165/2018-143 от 25.10.2018 об отказе в государственной регистрации недвижимого имущества - квартиры № 6, площадью 39.8 м2, кадастровый номер 90:22:010303:2039, расположенной в жилом девятиквартирном (многоквартирном) доме по адресу: <...>. ФИО2 9/2; 2) обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым зарегистрировать права собственности ООО «Жилищно-коммунальная контора Крымстрой» (ОГРН: <***> ИНН/КПП: <***>/910201001, 295001, <...>, офис, 1.) на объект недвижимого имущества - квартиру № 6 площадью помещения 39.8 м2, кадастровый номер 90:22:010303:2039, расположенную в жилом девятиквартирном (многоквартирном) доме по адресу <...>.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 25.06.2019, в удовлетворении требований ООО «Жилищно-коммунальная контора Крымстрой», было отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, ООО «Жилищно-коммунальная контора Крымстрой» обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 25.06.2016 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что вывод суда первой инстанции относительно того, что представленные в дело документы носят противоречивый характер, а именно, что согласно кадастровому паспорту, площадь спорной квартиры составляет 39,8 кв.м., а в соответствии с техническим паспортом - 41,1 кв.м., что исключает возможность проведения государственной регистрации запрашиваемого недвижимого имущества, является ошибочным, в связи с не изучением судом поданных Обществом к заявлению о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, документов, а также в связи с оставлением судом без внимания возражения Общества от 16.05.2019, и как следствие, неприменение судом закона, подлежащего применению.

Определением заместителя председателя Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2019, судья Малышева И.А., в связи с нахождением в отпуске, была заменена на судью Привалову А.В.

Конкурсный управляющий ООО «Жилищно-коммунальная контора Крымстрой», Куц И.Я., 05.11.2019 представил в дело ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя Общества; апелляционную жалобу с учетом дополнительных пояснений от 29.10.2019 поддержал в полном объеме.

Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте проведения судебного разбирательства был уведомлен надлежащим образом.

Апелляционный суд, принимая во внимание надлежащее уведомление Конкурсного управляющего ООО «Жилищно-коммунальная контора Крымстрой», Куца И.Я., Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, необязательность явки их представителей в судебное заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителей сторон спора.

Законность и обоснованность решения от 25 июня 2019 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что 13.07.2018 ООО «Жилищно-коммунальная контора Крымстрой» обратилось в Госкомрегистр с заявлением о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество - квартиру № 6, площадью 39,8 кв.м., кадастровый номер 90:22:010303:2039, расположенную в девятиквартирном (многоквартирном) жилом доме по адресу: <...>, приложив к заявлению в подтверждение права собственности, решение Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 15.11.2004 по делу № 2-20/12956-2004.

Уведомлением от 24.07.2018 № 90/016/165/2018-143 Госкомрегистр сообщил Обществу о приостановлении государственной регистрации, обосновывая свое решение, тем, что в его адрес не поступили документы, запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.

Уведомлением от 24.08.2018 № 90/016/165/2018-143 Госкомрегистр сообщил Обществу о приостановлении государственной регистрации, обосновывая свое решение, тем, что на регистрацию не был представлен правоустанавливающий документ, подтверждающий наличие, возникновение или переход права собственности на объект недвижимого имущества к Заявителю, в отношение которого было подано заявление (квартира № 6, расположенная по адресу: <...>).

В дальнейшем, сообщением от 25.10.2018 № 90/016/165/2018-143 Госкомрегистр отказал Обществу в государственной регистрации права, ссылаясь на не устранение обстоятельств, послуживших основанием для приостановления осуществления государственной регистрации.

Не согласившись с отказом Госкомрегистра, изложенного в форме сообщения № 90/016/165/2018-143 от 25.10.2018 об отказе в государственной регистрации недвижимого имущества, ООО «Жилищно-коммунальная контора Крымстрой» обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением, в удовлетворении которого, судом первой инстанции было отказано.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Правоотношения, связанные с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлены Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218 ФЗ).

Согласно ст. 14 Закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом N 218-ФЗ порядке.

Перечень документов, являющихся основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также требования к ним, установлен ст. 14, 21 Закона № 218-ФЗ.

Согласно части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в частности, документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.

В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (ст. 9 Закона № 218-ФЗ).

Частью 4 статьи 18 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, в том числе, документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 2 ч. 4 ст. 18 Закона № 218-ФЗ).

Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, установлены статьей 21 данного Закона.

Статьей 21 Закона № 218-ФЗ установлено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Пунктами 1, 2 части 3 статьи 3 Закона № 218-ФЗ, к компетенции органа, осуществляющего государственную регистрацию, отнесена проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.

При осуществлении государственной регистрации проводится правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 3 части 1 статьи 29 Закона №218-ФЗ).

Государственный регистратор, исходя из объема предоставленной ему компетенции, при проведении правовой экспертизы в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ обязан проверить: наличие у обратившегося лица полномочий на обращение с таким заявлением, представление им всех необходимых документов, соблюдение порядка обращения с заявлением о государственной регистрации и наличие обстоятельств, являющихся основанием для приостановления или отказа в регистрации в силу ст. ст. 26, 27 Федерального закона № 218-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 40 Закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение, на объект незавершенного строительства в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены такие здание, сооружение, объект незавершенного строительства, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией права заявителя на такой земельный участок, за исключением случая, предусмотренного частью 10 настоящей статьи.

Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение осуществляется также в случае, если на момент государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение истек срок действия договора аренды или безвозмездного пользования земельным участком, предоставленным для цели строительства указанных объектов недвижимости, при этом на момент ввода в эксплуатацию указанных объектов недвижимости срок действия соответствующего договора не истек.

Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного разбирательства, причиной приостановления государственной регистрации и дальнейшего отказа в ее осуществлении фактически явилось то, что совокупностью представленных в дело документов, не подтверждено право Общества на объект недвижимости - квартиру № 6, расположенную по адресу: РК, <...>. ФИО2, 9/2.

В целях подтверждения подлинности представленных документов достоверности, содержащихся в них сведений, государственным регистратором были направлены межведомственные запросы в ФГУП «Крым БТИ» в г. Симферополе, Арбитражный суд Республики Крым.

Согласно поступившего ответа с ФГУП РК «Крым БТИ» в г. Симферополь, право собственности на квартиру № 6, расположенную по адресу: РК, <...>. ФИО2, 9/2, по состоянию на 01.01.2013, не зарегистрировано. Реконструкция перепланировки в вышеуказанной квартире отсутствуют, общая площадь на 15.01.2004 составляет 41,1 кв. м.

В качестве документа-основания осуществления государственной регистрации прав, Заявителем было представлено решение Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 15.11.2004 по делу N 2-20/12956-2004, согласно которому, за ДП «ЖКК ОАО Крымстрой» было признано право собственности на девятиквартирный жилой дом по адресу: <...>.

Между тем, суд апелляционной инстанции установил, что заявление о государственной регистрации было подано в отношении квартиры № 6, расположенной по адресу: <...>.

Согласно пункту 2 статьи 16 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Пунктом 3 статьи 16 ЖК РФ установлено, что квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных их проживанием в таком обособленном помещении.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого Помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным подлежащим сносу или реконструкции» многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме; уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме.

С учетом изложенного, государственный регистратор пришел к обоснованному выводу о том, что представленное решение Хозяйственного суда Республики Крым на регистрацию, не подтверждает право собственности Заявителя на квартиру № 6, расположенную по адресу: <...>, так как не позволяет ее идентифицировать в качестве обособленного недвижимого имущества.

Требование Общества об обязании Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым зарегистрировать права собственности ООО «"Жилищно-коммунальная контора Крымстрой» на объект недвижимого имущества - квартиру N 6, площадью помещения 39.8 м2, кадастровый номер 90:22:010303:2039 расположенную в жилом девятиквартирном (многоквартирном) доме по адресу <...>, является производным от первоначального требования, соответственно также не подлежит удовлетворению.

Действия регистратора соответствуют положениям п. 5 ч. 1 ст. 26, ст. 27 Закона № 218-ФЗ и не нарушают прав Заявителя, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований Общества.

Довод апелляционной жалобы Общества, касающийся того, что судом поданных Обществом к заявлению о государственной регистрации прав на недвижимое имущество документов, а также в связи с оставлением судом первой инстанции без внимания были оставлены возражения Общества от 16.05.2019, признается судом апелляционной инстанции безосновательным, учитывая, что данный довод направлен на переоценку вывода суда первой инстанции.

Остальные доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, и не могут послужить основанием для отмены вынесенного судебного решения.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения не имеется.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 июня 2019 года по делу № А83-785/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальная контора Крымстрой» ФИО1 – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий А.Ю. Карев

Судьи О.Г. Градова

А.В. Привалова