ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А83-9222/2016 от 23.04.2018 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. / факс 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

27 апреля 2018 года

Дело № А83-9222/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2018 года.

Постановление изготовлено в полном объёме 27 апреля 2018 года.

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Карева А.Ю.,

судей Омельченко В.А.,

Малышевой И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Денисюк М.М.,

при участии: представителя Департамента городского хозяйства города Севастополя – Онищенко Евгения Юрьевича, доверенность от 09.01.2018 №3;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства города Севастополя на решение Арбитражного суда Республики Крым от 29 января 2018 года по делу № А83-9222/2016 (судья Осоченко И.К.), принятое по заявлению Департамента городского хозяйства города Севастополя (ул. Ленина, 2, г. Севастополь, 299011) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (ул. Александра Невского, д. 1, г. Симферополь, Республика Крым, 295000), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя - Государственное бюджетное учреждение «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя» (ул. Пожарова, 7, г. Севастополь, 299008), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя - Общество с ограниченной ответственностью «Похоронный дом «Дом ангелов» (ул. Пожарова, 5-Б, г. Севастополь, 299008) о признании недействительным предупреждения от 21.11.2016 № 8/5590с,

установил:

Департамент городского хозяйства города Севастополя (ул. Ленина, 2, г. Севастополь, 299011) (далее – Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (ул. Александра Невского, д. 1, г. Симферополь, Республика Крым, 295000) (далее – Крымское УФАС, антимонопольный орган) о признании недействительным предупреждения от 21.11.2016 № 8/5590с.

Определением Арбитражного суда Республики Крым от 06.03.2017, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя были привлечены – Государственное бюджетное учреждение «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя», общество с ограниченной ответственностью «Похоронный дом «Дом ангелов».

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 29.01.2018, в удовлетворении заявленных требований Департамента городского хозяйства города Севастополя, было отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент городского хозяйства города Севастополя, обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 29.01.2018 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Департамента в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что суд первой инстанции при рассмотрении данного дела, неполно выяснил обстоятельства, имеющие значения для дела, неправильно применил нормы материального права.

Представитель Департамента городского хозяйства города Севастополя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 29.01.2018 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Департамента в полном объеме.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте проведения судебного разбирательства было уведомлено надлежащим образом; антимонопольный орган представил в дело отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Государственное бюджетное учреждение «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя», общество с ограниченной ответственностью «Похоронный дом «Дом ангелов», явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте проведения судебного разбирательства были уведомлены надлежащим образом.

Апелляционный суд, принимая во внимание надлежащее уведомление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю, Государственного бюджетного учреждения «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя», общества с ограниченной ответственностью «Похоронный дом «Дом ангелов», необязательность явки их представителей в судебное заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителей указанных лиц.

Законность и обоснованность решения от 29 января 2018 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что 20.02.2015 Правительство Севастополя Постановлением № 107-ПП создало Государственное унитарное предприятие города Севастополя «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» (далее - ГУПС) и утвердило его Устав.

В соответствии с пунктом 1.4 Устава, функции собственника в отношении ГУПС, осуществляет Департамент городского хозяйства города Севастополя.

В дальнейшем, 23.05.2016, приказом Департамента городского хозяйства города Севастополя № 98-ОД, был утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Выдача разрешения на захоронение (подзахоронение) на кладбищах города Севастополя и выдача разрешений о захоронении» (далее - Регламент), а 23 июня 2016 года, Приказом Департамента № 115-ОД в Регламент был внесен ряд изменений.

09.09.2016 ООО «Похоронный дом «Дом ангелов» обратилось в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), с заявлением о нарушении Департаментом городского хозяйства города Севастополя антимонопольного законодательства на рынке оказания ритуальных услуг.

По результатам проверки фактов, указанных в заявлении общества, Крымское УФАС России, усмотрело наличие в действиях Департамента городского хозяйства города Севастополя, признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 3 статьи 15 Закон №135-ФЗ, выразившихся в утверждении 23.05.2016 Приказом Департамента городского хозяйства города Севастополя № 98-ОД, Административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача разрешения на захоронение (подзахоронение) на кладбищах города Севастополя и выдача разрешений о захоронении».

В соответствии с предупреждением от 21.11.2016, Департаменту городского хозяйства города Севастополя, необходимо в течение 10 дней со дня получения предупреждения, устранить причины и условия, способствовавшие возникновению нарушения антимонопольного законодательства, путем: одновременной отмены Приказа Департамента городского хозяйства города Севастополя № 98-ОД «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача разрешения на захоронение (подзахоронение) на кладбищах города Севастополя и выдача разрешений о захоронении» и утверждении новой редакции Административного регламента, содержание которого, сформировать с неукоснительным соблюдением следующих условий: функции по выдаче разрешения на захоронение (подзахоронение) на
кладбищах города Севастополя и выдача разрешений о захоронении, должны осуществляться исключительно государственным бюджетным учреждением, структурным подразделением Правительства Севастополя или Департамента городского хозяйства города Севастополя, либо иным бюджетным учреждением или организацией, которые не будут осуществлять деятельность, приносящую им доход; ни на одном из этапов оказания государственной услуги по выдаче разрешения на захоронение (подзахоронение) на кладбищах города Севастополя и выдача разрешений о захоронении не должно принимать участие Государственное унитарное предприятие Севастополя «Специализированная служба по вопросам похоронного дела», его сотрудники, либо иной хозяйствующий субъект
ЯВЛЯЮЩИЙСЯ коммерческой организацией; ни на одном из этапов оказания государственной услуги по выдаче разрешения на захоронение (подзахоронение) на кладбищах города Севастополя и выдаче разрешений о захоронении не должны использоваться основные средства, иное имущество, находящееся в хозяйственном ведении Государственного унитарного предприятия Севастополя «Специализированная служба по вопросам похоронного дела», либо иного хозяйствующего субъекта, являющегося коммерческой организацией; информирование об оказании государственной услуги по выдаче разрешения на захоронение (подзахоронспие) на кладбищах города Севастополя и выдача разрешений о захоронении должно осуществляться исключительно посредством размещения соответствующей информации в заданиях и помещениях государственных бюджетных учреждений, структурных подразделениях Правительства Севастополя или Департамента городского хозяйства города Севастополя, либо иных бюджетных учреждениях или организациях, которые не будут осуществлять деятельность, приносящую им доход.

Не согласившись с предупреждением Крымского УФАС России от 21.11.2016 №8/5590с, Департамент городского хозяйства города Севастополя обратился в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением.

Изучив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что утверждая 23.05.2016 Приказом № 98- ОД Административный регламент предоставления государственной услуги «Выдача разрешения на захоронение (подзахоронение) на кладбищах города Севастополя и выдача разрешений о захоронении», Департамент городского хозяйства города Севастополя допустил совмещение функций органа местного самоуправления и функций хозяйствующего субъекта, которое может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что запрещено положениями части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Согласно пункта 1 статьи 22 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган выполняет следующие основные функции, в частности, обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе, в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов.

Согласно части 2 статьи 39.1 Закона № 135-ФЗ, предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В соответствии с пунктом 1 статьи 41 Закона № 135-ФЗ, предупреждение наряду с определением, решением и предписанием отнесено к актам антимонопольного органа.

Соответственно, следует признать факт того, что предупреждение от 21.11.2016 № 8/5590с, является ненормативным правовым актом, оспаривание которого предусмотрено в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 3.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, к полномочиям антимонопольного органа относится, в том числе выдача предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в случаях, указанных в этом Федеральном законе.

В силу частей 4, 5, 6 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, предупреждение антимонопольного органа должно содержать: выводы о наличии оснований для его выдачи; нормы антимонопольного законодательства, которые нарушены действиями (бездействием) лица, которому выдается предупреждение; перечень действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, а также разумный срок их выполнения. Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15.04.2014 № 18403/13, судебный контроль при обжаловании предупреждения как при проверке его соответствия закону, так и при оценке нарушения им прав и законных интересов, должен быть ограничен особенностями вынесения такого акта, целями, достигаемыми этим актом, соразмерностью предписанных мер и их исполнимостью.

Поскольку предупреждение выносится при обнаружении лишь признаков правонарушения, а не его факта (часть 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции), судебной проверке подлежит факт наличия таких признаков по поступившим в антимонопольный орган информации и документам как основаниям вынесения предупреждения.

Суд не устанавливает обстоятельства, подтверждающие факт совершения правонарушения, которые должны быть установлены антимонопольным органом при производстве по делу в случае его возбуждения, и не предрешает выводы антимонопольного органа в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции.

Суд ограничивается констатацией соответствия либо несоответствия предупреждения, требованиям статьи 39.1 Закона о защите конкуренции и утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.01.2016 № 57/16, Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, с учетом того, что предписанные действия должны отвечать целям предупреждения и не могут выходить за пределы мер, необходимых для прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, устранения причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, а также его последствий.

Законность и обоснованность предупреждения также связана с оценкой его исполнимости, в том числе, определенности предписываемых действий и возможности их исполнения в указанные сроки.

Из оспоренного предупреждения от 21.11.2016 №8/5590с следует, что Крымским УФАС России было установлено наличие признаков нарушения Департаментом антимонопольного законодательства, предусмотренных ч. 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Основные вопросы организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения регламентированы Федеральным законом от 12 января 1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон №8-ФЗ), согласно п. 2 ст. 25 которого организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению, осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Законами субъектов РФ - городов федерального значения, полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные указанным Законом, могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ - городов федерального значения (часть 2 статьи 25 Закона №8-ФЗ).

Статьей 5 Закона города Севастополя от 26.06.2015 № 160-ЗС «О погребении и похоронном деле в городе Севастополе», установлено, что организация похоронного дела осуществляется Правительством Севастополя.

Положение об организации похоронного дела утверждено постановлением Правительства Севастополя от 05.06.2015 №476-ПП в целях реализации полномочий, установленных Законом №8-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, признаками ограничения конкуренции являются, в том числе любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

По смыслу статьи 15 Закона № 135-ФЗ, нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, и распространяется прежде всего на их акты и действия в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

В силу части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, запрещается совмещение функций органа местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанного органа.

Органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов, в целях реализации своих полномочий в данной сфере, создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших (статья 29 Закона № 8-ФЗ). Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.

Статьей 9 Закона № 8-ФЗ установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказание которых производится на безвозмездной основе. Услуги оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

В силу статьи 8 Закона № 8-ФЗ, специализированная служба на безвозмездной основе оказывает супругу или близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, следующий перечень услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Таким образом, применительно к городу федерального значения, орган исполнительной власти организует похоронное дело в пределах субъекта и определяет специализированную служба, которая, в свою очередь, оказывает услуги по погребению в пределах гарантированного перечня услуг.

Из материалов дела следует, что ГУП г. Севастополя «Специализированная служба по вопросам похоронного дела», было создано на основании Постановления Правительства Севастополя от 20.02.2015 № 107-ПП, утвержден его Устав, является коммерческой организацией, созданной с целью получения прибыли.

В соответствии с пунктом 2.2 Устава, ГУП осуществляет следующие виды деятельности: организация похорон, погребения и предоставление связанных с ними услуг; организация погребения умерших и предоставление ритуальных услуг, предусмотренных гарантированным перечнем услуг но погребению; предоставление ритуальных услуг; изготовление предметов ритуальной принадлежности; розничная торговля похоронными принадлежностями; эксплуатация и содержание кладбищ, мест захоронений; оказание услуг по изготовлению и установке памятников, цоколей, ограждений и других надмогильных сооружений на месте захоронений; организация и обеспечение охраны объектов недвижимого имущества и мест погребения; благоустройство и озеленение территорий кладбищ и мест захоронений; оказание транспортных услуг; организация, создание и содержание культовых зданий и сооружений; приобретение, организация учета и хранения материалов, оборудования, инвентаря общего пользования и иных материальных ценностей; оказание консультационных и информационных услуг; новое строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений, иных объектов; розничная и оптовая торговля, в том числе торговля на временных площадках любыми видами продукции, разрешенными законодательством Российской Федерации к продаже.

В соответствии с пунктом 1.4 Устава, функции собственника в отношении ГУПС, осуществляет Департамент городского хозяйства города Севастополя.

23.05.2016 Приказом Департамента городского хозяйства города Севастополя № 98 - ОД был утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Выдача разрешения на захоронение (подзахоронение) на кладбищах города Севастополя и выдача разрешений о захоронении» (далее - Регламент), а 23.06.2016 Приказом Департамента № 115 – ОД, в Регламент был внесен ряд изменений.

В соответствии с пунктами 3.1, 3.3, 3.5 7.1, 8.2, 21, 26.1, 26.2, 26.4, 27 Регламента, прием документов, оформление и выдача разрешений на захоронение в городе Севастополе, осуществляется с использованием объектов недвижимого имущества, производственного оборудования и рабочей силы ГУПС.

В тоже время, государство, статьями 25, 29 Закона № 8-ФЗ устанавливает, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Похоронное дело, среди прочих процедур, включает в себя и выдачу разрешения на захоронение.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об организации местного самоуправления), не предоставляет органам местного самоуправления права делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления.

Между тем, из содержания пунктов 3.3, 3.5 7.1, 8.2, 21, 26.1, 26.2, 26.4, 27 Административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача разрешения на захоронение (подзахоронение) на кладбищах города Севастополя и выдача разрешений о захоронении», следует, что фактически порядком выдачи разрешений на захоронение, ГУПС наделено функциями органа местного самоуправления по приему документов, оформлению разрешений на захоронение в городе Севастополе.

В свою очередь, указанные полномочия отнесены к функциям органов государственной власти субъекта РФ – города федерального значения, и, соответственно, наделение ими хозяйствующего субъекта (коммерческой организации), действующего на этом рынке, прямо противоречит установленному частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрету.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 23.09.2008 N 12027/07 и 18.05.2011 № 17206/10, возможность наделения хозяйствующего субъекта полномочиями органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения (в рассматриваемом случае ведение и хранение электронной базы данных и архива захоронений на территории Севастополя; содержание мест погребения на территории города Севастополя; погребение умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя, подготовку в этих целях необходимой документации для погребения и формирование архива документов данной категории умерших; иных функций в области похоронного дела и оказания похоронных услуг), не предусмотрена и прямо противоречит законодательству.

Таким образом, наделение Департаментом хозяйствующего субъекта функциями органа местного самоуправления, путем определения его городской специализированной службой по вопросам похоронного дела, в соответствии с которыми ГУП получило возможность осуществлять деятельность в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронений, является нарушением частей 1 и 3 статьи 15 Закона N 135-ФЗ и противоречит нормам Закона № 8-ФЗ.

На основании вышеизложенного коллегия судей апелляционной инстанции пришла к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно отказал Департаменту в удовлетворении его требований.

Доводы апелляционной жалобы свидетельствуют о несогласии с установленными судом первой инстанции, обстоятельствами и оценкой доказательств, и, по существу, направлены на их переоценку; при этом, оснований для их переоценки, суд апелляционной инстанции не усматривает.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения не имеется.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 29 января 2018 года по делу № А83-9222/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства города Севастополя – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий А.Ю. Карев

Судьи И.А. Малышева

В.А. Омельченко