АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу
г. Калуга
26 сентября 2018 года
Дело № А83-94/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 20.09.2018
Постановление изготовлено в полном объеме 26.09.2018
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего
ФИО1
судей
ФИО2
ФИО3
при участии в заседании:
от истца:
Министерства имущественных и земельных отношений
не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчика:
ООО «Трейд-Пологи»
ФИО4, представителя по доверенности от 09.02.2018;
ФИО5, директор на основании решения от 23.05.2017;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Трейд-Пологи» и Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2018 по делу № А83-94/2017,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее – истец, МИЗО) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением (уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ) к ООО «Трейд-Пологи» (далее - ответчик, общество) о внесении изменений в заключенный между Фондом имущества Автономной Республики Крым и ООО «Трейд-Пологи» договор аренды от 29.09.2004 отдельно стоящего здания корпуса № 19 санатория «Орленок» (лит. К) площадью 430 кв.м, расположенного по адресу: <...>, которое находится на балансе Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Санаторий для детей и детей с родителями «Орленок», изложив его в приведенной в иске редакции.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 21.02.2018 (судья Якимчук Н.Ю.) исковые требования удовлетворены. Суд внес изменения в договор аренды от 29.09.2004, изложив его в следующей редакции:
"Мы, нижеподписавшиеся, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, код ОГРН <***>, юридический. адрес: <...>, (далее - Арендодатель), в лице первого заместителя министра ФИО6, действующего на основании Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года N 157 (с изменениями), приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 19 июня 2015 года N 465 "О распределении функциональных обязанностей между министром имущественных и земельных отношений Республики Крым и его заместителями" (с изменениями), доверенности от 22 июня 2016 года N 823-Д, выданной министром имущественных и земельных отношений Республики Крым ФИО7, с одной стороны, и
- общество с ограниченной ответственностью "Трейд-Пологи", ОГРН <***> (ранее - Общество с ограниченной ответственностью "Трейд-Пологи", код ЕГРПОУ 30848659), юридический адрес: <...> (далее - Арендатор), в лице директора ФИО8, действующего на основании Устава общества с ограниченной ответственностью "Трейд Пологи", зарегистрированного Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Симферополю 02 марта 2015 года и Свидетельства о государственной регистрации юридического лица, выданного Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Симферополю 20 марта 2015 года, с другой стороны, далее именуемые Сторонами, в соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", постановлением Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 года N 1745-6/14 "О независимости Крыма", постановлением Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 года N 1748-6/14 "О правопреемстве Республики Крым", учитывая Закон Республики Крым от 08 августа 2014 года N 46-ЗРК "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым", постановление Государственного Совета Республики Крым от 09 июля 2014 года N 2355-6/14 "О некоторых вопросах управления объектами собственности Республики Крым, переданными в аренду", в соответствии с Методикой расчета и распределения арендной платы при передаче в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года N 312 (с изменениями), постановлением Совета министров Республики Крым от 25 сентября 2014 года N 344 "О порядке предоставления в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым" (с изменениями), в связи с проведением новой независимой оценки по определению величины рыночной стоимости арендной платы, отвечающей требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в связи с регистрацией Арендатора и Балансодержателя в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также в связи с обращением Арендатора о внесении изменений в договор аренды (вх. от 17757/01-10 от 31.05.2016) заключили данный дополнительный договор к договору аренды от 29 сентября 2004 года (далее - Договор) о нижеследующем:
1. В Договоре и дополнениях к нему слова "государственный бюджет" заменить на "бюджет Республики Крым" в соответствующих падежах.
2. В Договоре и дополнениях к нему слова "законодательство Украины" заменить на "действующее законодательство" в соответствующих падежах.
3. В Договоре и дополнениях к нему слова "государственное имущество" заменить на "имущество, находящееся в государственной собственности Республики Крым" в соответствующих падежах.
4. В Договоре и дополнениях к нему слова "Фонд имущества Автономной Республики Крым, код ЕГРПОУ 00036860" заменить на "Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, ОГРН <***>" в соответствующих падежах.
5. В договоре и дополнениях к нему слова "Общество с ограниченной ответственностью "Трейд-Пологи", код ЕГРПОУ 30848659" заменить на слова "Общество с ограниченной ответственностью "Трейд-Пологи", ОГРН <***>" в соответствующих падежах.
6. В Договоре и дополнениях к нему слова "Главный санаторий "Орленок" заменить на "Государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Санаторий для детей и детей с родителями "Орленок" в соответствующих падежах.
7. Пункт 1.4. Договора дополнить абзацем следующего содержания:
"Величина рыночной стоимости арендной платы определена согласно Отчету об оценке, выполненному в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" на дату оценки 28.02.2015, составляет в год 3 649 754,00 руб. (три миллиона шестьсот сорок девять тысяч семьсот пятьдесят четыре рубля 00 коп.) (приложение N 6 к дополнительному договору)".
8. Пункт 3.1 Договора изложить в следующей редакции: "Арендная плата за период аренды по 20 марта 2014 года определяется на основании Методики расчета арендной платы за государственное имущество и пропорции ее распределения, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 04 октября 1995 года N 786 (с изменениями и дополнениями).
Арендная плата составляет (без НДС) за первый месяц перерасчета арендной платы март 2014 года - 33 878,04 руб., в том числе: 50% в бюджет Республики Крым- 16 939,02 руб., 50% Балансодержателю - 16 939,02 руб. (приложение N 1 к дополнительному договору).
Арендная плата с 21 марта 2014 года определяется на основании Методики расчета, распределения и порядка использования платы за аренду (субаренду) имущества, принадлежащего Автономной Республике Крым, утвержденной постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 19 ноября 1998 года N 274-2/98 (с изменениями и дополнениями).
Арендная плата составляет (без НДС) за первый месяц перерасчета арендной платы март 2014 года - 22 585,36 руб., в том числе: 70% в бюджет Республики Крым - 15 809,75 руб., 30% Балансодержателю - 6 775,61 руб. (приложение N 2 к дополнительному договору).
За период аренды с 01 октября 2014 года до 01 июня 2015 года арендная плата определяется с учетом п. 7 Раздела V Методики расчета и распределения арендной платы при передаче в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года N 312 (далее - Методика).
Арендная плата (без НДС) за первый месяц перерасчета арендной платы октябрь 2014 года составляет 14 286,93 руб., в том числе: 70% в бюджет Республики Крым - 10 000,85 руб., 30% Балансодержателю - 4 286,08 руб. (приложение N 3 к дополнительному договору).
Арендная плата с 01 июня 2015 года определяется на основании Методики расчета, распределения и порядка использования платы за аренду (субаренду) имущества, принадлежащего Автономной Республике Крым, утвержденной постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 19 ноября 1998 N 274-2/98 (с изменениями и дополнениями), и' составляет без НДС за первый месяц перерасчета арендной платы июнь 2015 года - 36 978,26 руб., в том числе 70% в бюджет Республики Крым - 25 884,79 руб., 30% Балансодержателю - 11 093,48 руб. (приложение N 4 к дополнительному договору).
Арендная плата с 01 октября 2015 года определяется на основании Методики и составляет без НДС за первый месяц перерасчета арендной платы октябрь 2015 года - 341 120,61 руб., в том числе 70% в бюджет Республики Крым - 238 784,43 руб., 30% Балансодержателю - 102 336,18 руб. (приложение N 5 к дополнительному договору)".
9. Пункт 3.3. Договора изложить в следующей редакции: "Сумма арендной платы - за период с апреля 2014 года по июль 2015 года включительно - за каждый последующий месяц аренды определяется Арендатором самостоятельно путем корректировки размера арендной платы за предыдущий месяц на индекс потребительских цен за текущий месяц, устанавливаемый органом статистики в Республике Крым.
В дальнейшем, сумма арендной платы определяется арендатором самостоятельно, путем ежегодного изменения на коэффициент пересчета, соответствующий индексу потребительских цен, установленному прогнозом социально-экономического развития Республики Крым на соответствующий финансовый год, ежегодно одобряемым Советом министров Республики Крым.
Коэффициент пересчета применятся ежегодно для расчета размера арендной платы, начиная с 01.01.2016 года".
10. Пункт 3.4. Договора изложить в следующей редакции: "Размер арендной платы подлежит обязательному пересмотру в части изменения арендной платы в случае внесения соответствующих изменений в Методику, а также существенного изменения состояния объекта аренды и в других случаях, предусмотренных действующим законодательством. Перерасчет арендной платы осуществляется в соответствии с требованиями раздела V Методики".
11. Пункт 3.5. Договора изложить в следующей редакции: "Арендная плата перечисляется Арендатором ежемесячно, до 15 числа месяца, следующего за отчетным, в размере:
До 21.03.2014:
50% арендной платы - Балансодержателю: Государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Санаторий для детей и детей с родителями "Орленок", ОГРН <***>, ИНН/КПП <***>/911001001; ОКПО 00791591; банк - УФК по Республике Крым (ГБУРК "СДДР "Орленок"), л/с 20756щ96950, 21756щ96950 Отделение Республика Крым; БИК 043510001; р/сч <***>;
50% арендной платы - бюджет Республики Крым, БИК 043510001, банк получателя - Отделение по Республике Крым г. Симферополь; получатель - УФК по Республике Крым (Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым); ИНН получателя - 9102012080; КПП получателя - 910201001; счет N 40101810335100010001; КБК доходов - 81511105032020000120; ОКТМО - 35701000 (назначение платежа: арендная плата по договору аренды от 29.09.2004 за (месяц) аренды от ООО "Трейд-Пологи")".
С 21.03.2014:
30% арендной платы - Балансодержателю: Государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Санаторий для детей и детей с родителями "Орленок", ОГРН <***>, ИНН/КПП <***>/911001001; ОКПО 00791591; банк - УФК по Республике Крым (ГБУРК "СДДР "Орленок"), л/с 20756щ96950, 21756щ96950 Отделение Республика Крым; БИК 043 510001; р/сч <***>;
70% арендной платы - бюджет Республики Крым, БИК 043510001, банк получателя - Отделение по Республике Крым г. Симферополь; получатель - УФК по Республике Крым (Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым); ИНН получателя - 9102012080; КПП получателя - 910201001; счет N 40101810335100010001; КБК доходов - 81511105032020000120; ОКТМО - 35701000 (назначение платежа: арендная плата по договору аренды от 29.09.2004 за (месяц) аренды от ООО "Трейд-Пологи")".
12. Пункт 3.6. Договора изложить в следующей редакции: "Арендная плата, перечисленная несвоевременно или не в полном объеме, взыскивается в бюджет Республики Крым и Балансодержателю согласно п. 3.5. Договора с учетом пени в размере 0,5% от суммы задолженности за каждый день просрочки, включая день оплаты.
Моментом исполнения обязательств по оплате арендных платежей является момент перечисления денежных средств в бюджет Республики Крым и на счет Балансодержателя.
В случае не поступления денежных средств в бюджет Республики Крым в результате неправильно оформленного платежного поручения оплата аренды не засчитывается, и арендодатель вправе выставить штрафные санкции".
13. Раздел 3. Договора "Арендная плата" дополнить пунктом 3.8. следующего содержания: "Налог на добавленную стоимость (НДС) на сумму арендной платы начисляется и перечисляется согласно требованиям действующего законодательства".
14. Раздел 4. Договора "Использование амортизационных отчислений" дополнить пунктом 4.3. следующего содержания: "Для получения согласия Арендодателя на осуществление неотъемлемых улучшений, Арендатор предоставляет заявление и материалы в соответствии с разделом VIII Порядка предоставления в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 25 сентября 2014 года N 344".
15. Пункт 5.6. Договора изложить в следующей редакции: "Ежемесячно до 20 числа представлять Арендодателю информацию о перечислении арендной платы в бюджет Республики Крым (копию платежного поручения с отметкой обслуживающего банка), по требованию Арендодателя проводить сверку взаиморасчетов по арендным платежам с оформлением соответствующего акта сверки. Ответственность за достоверность представляемой информации возлагается на Арендатора.
16. Пункт 7.4. Договора изложить исключить.
17. Пункт 10.5. Договора изложить в следующей редакции: "В случае прекращения или расторжения настоящего Договора улучшения арендованного имущества, осуществленный Арендатором за счет собственных средств, которые можно отделить от арендованного имущества, не нанося ему вреда, признаются собственностью Арендатора, а неотделимые улучшения, осуществленные Арендатором с согласия Арендодателя, стоимость которых не возмещена в период действия договора аренды в соответствии с требованиями раздела VIII Порядка предоставления в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 25 сентября 2014 года N 344, - имуществом Республики Крым и возмещению не подлежат".
18. Раздел 10. "Срок действия, условия изменения и прекращения договора" Договора дополнить пунктом 10.12. следующего содержания: "Действие данного договора прекращается по окончанию срока, и возобновлению не подлежит".
19. Раздел 11. "Платежные и почтовые реквизиты сторон" Договора изложить в следующей редакции:
"Арендодатель: Министерство имущественных и земельных отношений <...>, <...>, код ОГРН <***>.
Арендатор: Общество с ограниченной ответственностью "Трейд Пологи", юридический адрес: <...>, ОГРН <***>".
20. Арендатору в срок до 15.09.2016 необходимо оплатить арендную плату, доначисленную в бюджет Республики Крым и Балансодержателю в результате изменения арендной ставки и распределения арендной платы. В случае оплаты доначисленной арендной платы в бюджет в полном объеме в срок до 15.09.2016 штрафные санкции, предусмотренные пунктом 3.7. Договора не начисляются.
21. Данный дополнительный договор вступает в силу с момента его государственной регистрации и действует в течение срока действия договора аренды от 29 сентября 2004 года.
22. Расчет арендной платы (приложение N 1 к дополнительному договору), является неотъемлемой частью данного дополнительного договора и действует с 01 марта 2014 года.
23. Расчет арендной платы (приложение N 2 к дополнительному договору), является неотъемлемой частью данного дополнительного договора и действует с 21 марта 2014 года.
24. Расчет арендной платы (приложение N 3 к дополнительному договору), является неотъемлемой частью данного дополнительного договора и действует с 01 октября 2014 года.
25. Расчет арендной платы (приложение N 4 к дополнительному договору), является неотъемлемой частью данного дополнительного договора и действует с 01 май 2015 года.
26. Расчет арендной платы (приложение N 5 к дополнительному договору), является неотъемлемой частью данного дополнительного договора и действует с 01 июня 2015 года.
27. Заключение о величине рыночной стоимости арендной платы (приложение N 6 к дополнительному договору), является неотъемлемой частью данного дополнительного договора.
28. Дополнительный договор, являющийся неотъемлемой частью договора аренды, удостоверенного частным нотариусом Евпаторийского городского нотариального округа ФИО9 29 сентября 2004 года составлен в четырех экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу, два из которых находятся в деле частного нотариуса, другие выдаются Сторонам, нотариально заверенная копия договора выдается Балансодержателю - Государственному бюджетному учреждению Республики Крым "Санаторий для детей и детей с родителями "Орленок".
29. Приложение:
- расчет арендной платы (приложение N 1 к дополнительному договору);
- расчет арендной платы (приложение N 2 к дополнительному договору);
- расчет арендной платы (приложение N 3 к дополнительному договору);
- расчет арендной платы (приложение N 4 к дополнительному договору);
- расчет арендной платы (приложение N 5 к дополнительному договору);
- заключение о величине рыночной стоимости арендной платы (приложение N 6 к дополнительному договору)".
Распределены судебные расходы.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2018 (судьи Остапова Е.А., Евдокимов И.В., Сикорская Н.И.) решение суда первой инстанции изменено. Суд апелляционной инстанции изложил пункты 1 и 2 резолютивной части решения суда первой инстанции в следующей редакции:
«1. Иск удовлетворить частично.
2. Внести изменения в договор аренды от 29.09.2004, заключенный между Фондом имущества Автономной Республики Крым и Обществом с ограниченной ответственностью «Трейд-Пологи» отдельно стоящего здания корпуса №19 санатория «Орленок» (лит. К) площадью 430 кв.м, расположенного по адресу: <...>, которое находится на балансе Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Санаторий для детей и детей с родителями «Орленок», следующего содержания:
В Договоре и дополнениях к нему слова «государственный бюджет» заменить на «бюджет Республики Крым» в соответствующих падежах.
В Договоре и дополнениях к нему слова «законодательство Украины» заменить на «действующее законодательство» в соответствующих падежах.
В Договоре и дополнениях к нему слова «государственное имущество» заменить на «имущество, находящееся в государственной собственности Республики Крым», слова «собственность государства» заменить на «собственность Республики Крым» в соответствующих падежах.
В Договоре и дополнениях к нему слова «Фонд имущества Автономной Республики Крым, код ЕГРПОУ 00036860» заменить на «Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, ОГРН <***>» в соответствующих падежах.
В договоре и дополнениях к нему слова «Общество с ограниченной ответственностью «Трейд-Пологи», код ЕГРПОУ 30848659» заменить на слова «Общество с ограниченной ответственностью «Трейд-Пологи», ОГРН <***>» в соответствующих падежах.
В Договоре и дополнениях к нему слова «Главный санаторий «Орленок» заменить на «Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Санаторий для детей и детей с родителями «Орленок» в соответствующих падежах.
Пункт 1.4. Договора дополнить абзацем следующего содержания:
«Величина рыночной стоимости арендной платы определена согласно Отчету об оценке, выполненному в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» на дату оценки 28.02.2015, составляет в год 3 649 754,00 руб. (три миллиона шестьсот сорок девять тысяч семьсот пятьдесят четыре рубля 00 коп) (приложение № 4)».
Пункт 3.1 Договора изложить в следующей редакции:
«Арендная плата определяется на основании Методики расчета и распределения арендной платы при передаче в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года № 312 и составляет без НДС за первый месяц перерасчета арендной платы с момента вступления в законную силу решения суда по делу № А83-94/2017 – 304 146,17 руб., в том числе 70% в бюджет Республики Крым – 212 902,32 руб., 30% Балансодержателю – 91 243,85 руб.».
Пункт 3.3. Договора изложить в следующей редакции:
«В дальнейшем, сумма арендной платы определяется арендатором самостоятельно, путем ежегодного изменения на коэффициент пересчета, соответствующий индексу потребительских цен, установленному прогнозом социально-экономического развития Республики Крым на соответствующий финансовый год, ежегодно одобряемым Советом министров Республики Крым.
Коэффициент пересчета применятся ежегодно для расчета размера арендной платы, начиная с 01 января года, следующего за годом, в котором вступило в силу решение суда по делу № А83-94/2017».
Пункт 3.4. Договора изложить в следующей редакции:
«Размер арендной платы подлежит обязательному пересмотру в части изменения арендной платы в случае внесения соответствующих изменений в Методику, а также существенного изменения состояния объекта аренды и в других случаях, предусмотренных действующим законодательством. Перерасчет арендной платы осуществляется в соответствии с требованиями раздела V Методики».
Пункт 3.5. Договора изложить в следующей редакции:
«Арендная плата перечисляется Арендатором ежемесячно, до 15 числа месяца, следующего за отчетным, в размере:
30% арендной платы - Балансодержателю: Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Санаторий для детей и детей с родителями «Орленок», ОГРН<***>, ИНН/КПП <***>/911001001; ОКПО 00791591; банк - УФК по Республике Крым (ГБУРК «СДДР «Орленок»), л/с <***>, 2175696950 Отделение Республика Крым; БИК 043 510001; р/сч <***>;
70% арендной платы - бюджет Республики Крым, БИК 043510001, банк получателя - Отделение по Республике Крым г. Симферополь; получатель - УФК по Республике Крым (Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым); ИНН получателя - 9102012080; КПП получателя - 910201001; счет № 40101810335100010001; КБК доходов - 81511105032020000120; ОКТМО - 35701000 (назначение платежа: арендная плата по договору аренды от 29.09.2004 за (месяц) аренды от ООО «Трейд-Пологи»)».
Пункт 3.6. Договора изложить в следующей редакции:
«Арендная плата, перечисленная несвоевременно или не в полном объеме, взыскивается в бюджет Республики Крым и Балансодержателю согласно п. 3.5. Договора с учетом пени в размере 0,1 % от суммы задолженности за каждый день просрочки, включая день оплаты.
Моментом исполнения обязательств по оплате арендных платежей является момент перечисления денежных средств в бюджет Республики Крым и на счет Балансодержателя.
В случае не поступления денежных средств в бюджет Республики Крым в результате неправильно оформленного платежного поручения оплата аренды не засчитывается, и арендодатель вправе выставить штрафные санкции».
Раздел 3. Договора «Арендная плата» дополнить пунктом 3.8. следующего содержания:
«3.8. Налог на добавленную стоимость (НДС) на сумму арендной платы начисляется и перечисляется согласно требованиям действующего законодательства».
Раздел 4. Договора «Использование амортизационных отчислений» дополнить пунктом 4.3. следующего содержания:
«4.3. Для получения согласия Арендодателя на осуществление неотъемлемых улучшений, Арендатор предоставляет заявление и материалы в соответствии с разделом VIII Порядка предоставления в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 25 сентября 2014 года №344».
Пункт 5.6. Договора изложить в следующей редакции:
«Ежемесячно до 20 числа представлять Арендодателю информацию о перечислении арендной платы в бюджет Республики Крым (копию платежного поручения с отметкой обслуживающего банка), по требованию Арендодателя проводить сверку взаиморасчетов по арендным платежам с оформлением соответствующего акта сверки. Ответственность за достоверность представляемой информации возлагается на Арендатора.
Раздел 11. «Платежные и почтовые реквизиты сторон» Договора изложить в следующей редакции:
«Арендодатель: Министерство имущественных и земельных отношений <...>, <...>, код ОГРН <***>.
Арендатор: Общество с ограниченной ответственностью «Трейд Пологи», юридический адрес: <...>, ОГРН <***>».
Раздел 12 Договора «Приложения» дополнить пунктом 12.4 следующего содержания:
«12.4. Итоговое заключение о величине рыночной стоимости годовой арендной платы объекта оценки».
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции в части внесения изменений в пункты 1.4 и 3.1 Договора, ООО «Трейд-Пологи» обратились в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отказать в удовлетворении исковых требований в указанной части.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции в части внесения изменений в пункт 3.1 Договора относительно размера арендной платы, а также в части отказа во внесении изменений в Договор путем исключения из него пункта 7.4 и изменения условий пункта 10.5, Министерство обратились в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит удовлетворить исковые требования в указанной части.
В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы кассационной жалобы и возражали против удовлетворения кассационной жалобы истца.
Министерство в судебное заседание суда кассационной инстанции представителей не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения не явившихся лиц о времени и месте судебного разбирательства, кассационные жалобы рассмотрены в отсутствие их представителей в порядке, установленном в статьях 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), исходя из доводов, содержащихся в них.
Арбитражный суд Центрального округа, исследовав представленные материалы дела, изучив доводы кассационных жалоб, заслушав представителей явившихся лиц, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанций в обжалуемой части и удовлетворения кассационных жалоб, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и судами установлено, что между Фондом имущества Автономной Республики Крым (далее - арендодатель) и ООО «Трейд-Пологи» (далее – арендатор, ответчик, ООО «Трейд-Пологи») 29.09.2004 заключен договор аренды государственного недвижимого имущества – отдельно стоящего здания корпуса № 19 санатория «Орленок» (лит.К) площадью 430 кв.м (далее - имущество), расположенного по адресу: <...>, находящегося на балансе Главного санатория «Орленок» (далее - договор). Срок действия договора с 29.09.2004 по 29.09.2019 включительно (п. 10.1 договора).
Согласно пункту 1.4 Договора стоимость имущества определена согласно заключению субъекта оценочной деятельности о стоимости объекта, составленного на основании требований Методики оценки стоимости объектов аренды, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 10.08.1995 № 629 (с изменениями и дополнениями), и по состоянию на 01.09.2004 составляет 284 806 грн.
В соответствии с п. 3.1 договора (в редакции дополнительного соглашения № 2 от 11.11.2009) арендная плата определяется на основании Методики расчета и порядка использования платы за аренду государственного имущества, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 04.10.1995 № 786 (с изменениями и дополнениями), и составляет без учета НДС за базовый месяц перерасчета арендой платы апрель 2009 года 3238,78 гривен, в том числе 50% в Государственный бюджет Украины – 1619,39 гривен, 50% балансодержателю – 1619,39 гривен (приложение № 1 к дополнительному соглашению № 2).
Арендная плата за каждый следующий месяц рассчитывается Арендатором самостоятельно путем корректировки арендной платы за предыдущий месяц на индекс инфляции за следующий месяц. Размер арендной платы пересматривается по требованию одной из сторон в случае изменения Методики ее расчета и в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством (п. 3.3, 3.4 договора).
Согласно пункту 7.4 Договора случае прекращения действия договора обязанность арендодателя компенсировать арендатору стоимость произведенных им за свой счет по согласию арендодателя неотделимых улучшений арендованного имущества в пределах увеличения в результате этих улучшений стоимости арендованного имущества, определенной в установленном законодательством порядке, которое произошло в результате таких улучшений и только в случае приватизации арендованного имущества.
В пункте 10.5 Договора стороны установили, что в случае прекращения или расторжения договора, улучшения арендованного имущества, осуществленные арендатором за счет собственных средств, которые можно отделить от арендованного имущества, не причиняя ему вреда, определяются собственностью арендатора, а неотделяемые улучшения собственностью государства. Вопрос компенсации арендодателем увеличения стоимости арендованного имущества в результате указанных неотделимых улучшений решается в соответствии с условиями настоящего договора и действующим законодательством.
Имущество, являющееся предметом договора аренды, передано по акту приема-передачи от 29.09.2004 (приложение 1 к договору аренды от 29.09.2004).
Из переписки сторон следует и не отрицается ответчиком, что в июне 2015 года истец направлял в адрес ответчика проект договора о внесении изменений в договор с указанием стоимости годовой арендной платы – 3 649 754 руб. и размера арендной платы исходя из Отчета об оценке определения рыночной стоимости годовой арендной платы на 28.02.2015.
ООО «Трейд-Пологи», в ответ на письма Министерства от 05.10.2015 и от 30.03.2016, просило истца повторно направить договор с учетом изменения в законодательстве, произведя перерасчет арендной платы с октября 2015 года, в связи с утерей ранее направленного Министерством проекта дополнительного договора о внесении изменений в договор аренды (вх. от 17757/01-10 от 31.05.2016).
ООО «Трейд-Пологи» письмом от 30.06.2015 исх. № 01/07-15 сообщило Министерству о непринятии оферты в связи с отсутствием, по мнению арендатора, оснований для увеличения стоимости арендованного имущества и размера арендной платы.
Истец 30.06.2016 повторно направил в адрес ответчика дополнительный договор, который им получен 20.07.2016.
Министерство 20.01.2017 направило в адрес ответчика претензию, в которой просило подписать дополнительный договор о внесении изменений в Договор аренды.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящими требованиями о внесении изменений в договор аренды.
Ответчик 13.11.2017, то есть после возбуждения производства по настоящему делу (определение от 27.02.2017), направил истцу протокол разногласий.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из наличия оснований для внесения в договор аренды изменений, предложенных истцом в проекте дополнительного договора, в связи с принятием уполномоченным органом нормативных правовых актов, регулирующих особенности имущественных и земельных отношений в Республике Крым, в частности изменяющих методику расчета и распределения арендной платы.
Суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда первой инстанции, пришел к выводам о необходимости определения арендной платы по спорному договору на основании Методики расчета и распределения арендной платы при передаче в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 312; об отсутствии оснований внесения изменений в договор аренды в части установления размера арендной платы и порядка ее внесения за периоды, предшествующие принятию решения судом, а так же в части установления обязанности ответчика до 15.09.2016 погасить задолженность по арендной плате; о необоснованности внесения всех изменений, предложенных истцом в проекте дополнительного договора, направленного в адрес ответчика, в том числе в части исключения пункта 7.4 и изменения пункта 10.5 Договора.
По мнению суда кассационной инстанции, изменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные исковые требования в части, суд апелляционной инстанций обоснованно исходил из следующего.
Исходя из совокупности положений части 3 статьи 7 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», пункта 3 части 1 статьи 75, статей 76, 95 Конституции Республики Крым, пункта 2 Постановления Государственного совета Республики Крым от 17.03.2014 № 1745-6/14 «О независимости Крыма», постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 №1748-6/14 «О правопреемстве Республики Крым», Распоряжения Совета министров Республики Крым от 14.05.2014 № 399-р «О вопросах Фонда имущества Республики Крым», Указа Главы Республики Крым от 03.09.2014 N 242-У "Об уполномоченном органе", пункта 7 статьи 17 Закона Республики Крым от 08.08.2014 N 46-ЗРК "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым" во взаимосвязи с положениями Указа Главы Республики Крым от 03.09.2014 N 242-У, суды пришли к обоснованному выводу о том, что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым является правопреемником Фонда имущества Автономной Республики Крым в части исполнения полномочий арендодателя по спорному договору аренды имущества Автономной Республики Крым и бывшего имущества Украины, заключенному до вступления в силу Закона Республики Крым от 08.08.2014 N 46-ЗРК "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым", на период действия указанного договора.
Из материалов дела следует, что между Фондом имущества Автономной Республики Крым и ООО «Трейд-Пологи» 29.09.2004 заключен договор аренды государственного недвижимого имущества, являющийся сегодняшний день действующим и подтверждающим право ответчика на пользование, переданным ему в аренду имуществом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В силу пункта 2 статьи 451 ГК РФ если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, он может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным п. 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
В пункте 4 статьи 451 ГК РФ предусмотрено, что изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
С целью переоформления права на недвижимое имущество, которое возникло до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», истцом подготовлен и направлен в адрес ответчика проект дополнительного договора.
Согласно пункта 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
Суды, принимая во внимание, что арендные отношения между сторонами в настоящем споре продолжаются, а предметом договора аренды является имущество публично правовой собственности (государственная собственность субъекта федерации), в силу положений статьи 12.1 Федерального конституционного закона от № 6-ФКЗ, сделали верный вывод, что Республикой Крым особенности имущественных и земельных отношений могли быть урегулированы посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов.
В силу пункта 13 статьи 3 Закона Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗPK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» стороны по договору аренды или залога земельных участков и иных объектов недвижимости, стороны по договору об установлении сервитута, заключившие такие договоры до вступления в силу Федерального конституционного закона, обязаны до 1 января 2018 года внести изменения в соответствующий договор, если не истек срок действия такого договора, в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3.4 Договора размер арендной платы пересматривается по требованию одной из сторон в случае изменения Методики ее расчета и в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 3 постановления Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 № 312 «О Методике расчета и распределения арендной платы при передаче в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым» (далее - Методика № 312) арендодателям, являющимся сторонами по договорам аренды, сроки действия которых истекают после 31.12.2017, заключенным до вступления в силу Методики, необходимо обеспечить проведение оценки объектов аренды в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и привести данные договоры в соответствие с требованиями Методики.
Согласно пунктам 3, 4 и 8 раздела V Методики № 312 установлено, что внесение изменений в договоры аренды имущества Республики Крым в части изменения размера арендной платы осуществляется путем заключения дополнительного соглашения с перерасчетом арендной платы между арендодателем и арендатором. Единым базовым месяцем перерасчета в таких дополнительных соглашениях является для недвижимого имущества месяц утверждения Советом министров Республики Крым коэффициента сферы деятельности арендатора. При изменении арендной платы в случаях, предусмотренных действующим законодательством, по ранее заключенным договорам аренды арендная плата устанавливается на основании отчета об оценке рыночной стоимости права пользования имуществом (с указанием величины арендной платы).
На основании статьи 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) проведение оценки объектов является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду.
В статье 13 Закона N 135-ФЗ установлено, что в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора или договора или в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.
Из пункта 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" следует, что в случае оспаривания величины стоимости объекта оценки в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, судам следует учитывать, что согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 АПК РФ). Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 АПК РФ).
Суды установили и материалами дела подтверждается, что истцом подготовлен и направлен в адрес ответчика проект дополнительного договора ввиду вступления в силу Методики № 312, который получен им; арендная плата определена на основании отчета об оценке рыночной стоимости права пользования имуществом. Согласно отчету от 02.04.2015 № 044-15 определения рыночной стоимости годовой арендной платы для заключения договора аренды права пользования объектом аренды в составе: отдельно стоящее здание корпуса № 19 (лит. К), площадью 460 кв.м, расположенное по адресу: <...>, находящееся на балансе ГБУ РК «Санаторий для детей с родителями «Орленок», установлена итоговая рыночная стоимость годовой арендной платы в размере 3 649 754 рублей (без НДС).
Вместе с тем, истец не получил на момент подачи иска в суд первой инстанции, каких-либо извещений от ООО «Трейд-Пологи» о принятии договора в редакции истца, либо его отклонении, протокола разногласий.
Получение проекта дополнительного договора с указанием стоимости годовой арендной платы и размера арендной платы исходя из указанного Отчета об оценке еще в июне 2015 года не отрицается ответчиком и подтверждается материалами дела, в связи с чем вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что с момента оценки до получения ответчиком публичной оферты прошло не более шести месяцев является правомерным. Доказательств обратного в материалы дела не содержат.
При этом суды обосновано учли, что в ходе рассмотрения дела в судах первой и апелляционной инстанций доводов и доказательств, опровергающих выводы Отчета об оценке или вызывающих сомнение в обоснованности и объективности сделанных выводов ответчиком не представлено, иного отчета, как и ходатайства о проведении судебной экспертизы для определения рыночной стоимости права пользования имуществом, не заявлено; в суде апелляционной инстанции ответчик пояснил, что не видит необходимости в назначении судебной экспертизы, поскольку считает условие договора о размере арендной платы неизменным до окончания срока действия договора.
Оценив указанный отчет определения рыночной стоимости годовой арендной платы в порядке статей 67, 68 АПК РФ, суды обоснованно приняли его в качестве надлежащего доказательства подтверждения стоимости годовой арендной платы объекта аренды и, соответственно, внесения изменений в договор в части размера арендной платы.
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о наличии оснований для приведения договора аренды в части размера арендной платы и порядка ее внесения в соответствие с законодательством Российской Федерации и актами компетентных органов Республики Крым, уполномоченных урегулировать особенности имущественных и земельных отношений, с учетом условий договора аренды, предусматривающих возможность пересмотра размера арендной платы по требованию одной из сторон в случае изменения методики ее расчета.
При этом, суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 453 ГК РФ, статьями 16, 182 АПК РФ, верно указал, что выводы суда первой инстанции о внесении изменений в договор аренды в части установления размера арендной платы и порядка ее внесения за периоды, предшествующие принятию решения, а так же в части установления обязанности ответчика до 15.09.2016 погасить задолженность по арендной плате, противоречат общеправовому принципу исполнимости судебного акта, ибо учитывая, что за урегулированием разногласий, возникших при заключении дополнительного соглашения об изменении, в частности, размера арендной платы по Договору, стороны обратились в арбитражный суд, момент изменения арендной платы должен определяться в соответствии с пунктом 3 статьи 453 ГК РФ, то есть со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу и именно с этого момента у арендатора возникнет обязанность уплатить арендную плату в измененном размере.
С учетом изложенного, установив отсутствие оснований для внесения изменений в пункты 3.1, 3.3, 3.5 в предложенной истцом редакции, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из требований, определенных в Методике № 312.
Так, согласно пункту 5 раздела I Методики, в редакции, действовавшей на момент рассмотрения спора и принятия решения судом первой инстанции, арендная плата по настоящей Методике рассчитывается в следующем порядке: 1) определяется размер годовой арендной платы; 2) на основании размера годовой арендной платы определяется размер месячной арендной платы, который фиксируется в договоре аренды.
В случае если договор аренды заключается на срок более года, договором предусматривается ежегодное изменение размера арендной платы на коэффициент пересчета, соответствующий наибольшему значению индекса потребительских цен, установленному Прогнозом социально-экономического развития Республики Крым на соответствующий финансовый год, ежегодно одобряемым Советом министров Республики Крым. Коэффициент пересчета применяется ежегодно для расчета размера ежемесячной арендной платы, начиная с первого января года, следующего за годом, в котором заключен договор аренды (пункт 6 раздела 1 Методики).
Согласно пункту 2 раздела II Методики в случае аренды недвижимого имущества размер годовой арендной платы рассчитывается по формуле:
Апл.год = Ср.с.а. x Кс.д.а., где:
Апл.год - размер годовой арендной платы (руб.);
Ср.с.а. - величина арендной платы, определенная на основании отчета оценщика в соответствии с Законом N 135-ФЗ (руб.);
Кс.д.а. - коэффициент сферы деятельности арендатора.
Величина арендной платы (Ср.с.а.) - рыночно обоснованная стоимость арендной платы за пользование недвижимым имуществом, находящимся в собственности Республики Крым (далее - рыночная стоимость аренды), определяется на основании Отчета об оценке, выполненного в соответствии с требованиями Закона N 135-ФЗ, и федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 20.07.2007 N 256.
Коэффициент сферы деятельности арендатора, подлежащего применению к ответчику, установлен в размере 1,00.
Согласно пункта 5 раздела II Методики размер месячной арендной платы за первый месяц аренды или первый месяц пересмотра размера арендной платы рассчитывается по формуле:
Апл. мес. = Апл. год / 12,
где: Апл. мес. - размер месячной арендной платы (руб.);
Апл. год - размер годовой арендной платы (руб.).
При этом апелляционный суд учел, что ежегодное изменение размера арендной платы на коэффициент пересчета применяется ежегодно для расчета размера ежемесячной арендной платы, начиная с первого января года, следующего за годом, в котором заключен договор аренды, в связи с чем у ответчика отсутствовали основания для применения при определении размера арендной платы в дополнительном соглашении, коэффициента перерасчета. Данные коэффициент применяется с первого января года, следующего за годом, в котором внесены изменения в договор, согласно Методике № 312.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции обосновано пришел к выводу, что арендная плата по спорному договору должна определяться на основании указанной Методики № 312 и составлять за первый месяц перерасчета арендной платы: (3 649 754 х 1,0) / 12 = 304 146,17 руб. (без НДС).
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции сделал вывод, что в нарушение статьи 65 АПК РФ, истцом не представлено доказательств либо обоснования необходимости исключения пункта 7.4. Договора и изменения условий пункта 10.5 Договора, путем изложения его в следующей редакции: «В случае прекращения или расторжения настоящего Договора улучшения арендованного имущества, осуществленный Арендатором за счет собственных средств, которые можно отделить от арендованного имущества, не нанося ему вреда, признаются собственностью Арендатора, а неотделимые улучшения, осуществленные Арендатором с согласия Арендодателя, стоимость которых не возмещена в период действия договора аренды в соответствии с требованиями раздела VIII Порядка предоставления в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 25.09.2014 № 344, - имуществом Республики Крым и возмещению не подлежат».
Вместе с тем, как верно указал суд апелляционной инстанции, исключение из условий договора аренды пункта 7.4 и изменение содержания пункта 10.5 Договора, с учетом их содержания, не обоснованно заявителем и нарушает баланс интересов сторон договора, принимая во внимание отсутствие в их содержании противоречия законодательству, в связи с чем оснований удовлетворения требований истца в указанной части не имеется.
При этом, суд апелляционной инстанции учел, что условия возмещении арендатору затрат на производство неотделимых улучшений установлены в Порядке предоставления в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым, утвержденном постановлением Совета министров Республики Крым от 25.09.2014 N 344.
Положения пункта 10.5 в редакции, указанной истцом, противоречат Постановлению Совета Министров Республики Крым от 25.09.2014 № 344 «О порядке предоставления в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым (п.10 раздела 8), на которое ссылается истец и которое предусматривает, что недокомпенсированная сумма затрат арендатора на производство разрешенных неотделимых улучшений, не подлежит возмещению только при расторжении договора по инициативе любой из сторон.
При таких обстоятельствах выводы суда апелляционной инстанции в части внесения изменений в пункты 1.4 и 3.1 Договора, а также в части отказа во внесении изменений в Договор путем исключения из него пункта 7.4 и изменения условий пункта 10.5, соответствуют имеющимся в деле документам, не противоречат им и соответствуют действующему законодательству. Достаточных оснований для их переоценки суд округа не усматривает.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, были в полном объеме предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Несогласие заявителей жалоб с оценкой судом апелляционной инстанции фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалованного судебного акта.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судом апелляционной инстанций при принятии постановления и влекущих его отмену в обжалуемой части, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом исследования и надлежащей правовой оценки суда, оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется.
Нарушений судами норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2018 по делу № А83-94/2017 оставить без изменения, а кассационные жалобы – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
ФИО1
Судьи
ФИО2
ФИО3