ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А83-9679/2021 от 05.04.2022 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. + 7(8692) 54-74-95

www.21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

12 апреля 2022 года

Дело № А83-9679/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2022 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2022 года.

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего

судей

Приваловой А.В.,

Кравченко В.Е.,

Яковлева А.С.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Ивановой И.Д.,

при участии в судебном заседании:

от общества с ограниченной ответственностью «Левант» - ФИО1, представитель по доверенности от 01.10.2021, личность подтверждена по паспорту гражданина Российской Федерации, представлен диплом;

в отсутствие иных лиц, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 06 декабря 2021 года по делу
№ А83-9679/2021, рассмотренному по заявлению Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым к обществу с ограниченной ответственностью «Левант», при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрации города Ялта Республики Крым, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, общества с ограниченной ответственностью «Красотель Девелопмент», Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра), Ялтинского городского совета, об отмене регистрации декларации,

установил:

Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым (далее - Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к обществу с ограниченной ответственностью «Левант» (далее – заявитель, общество, ООО «Левант») с требованием об отмене регистрации декларации о начале выполнения строительных работ от 12.04.2019 № РК 08319022323 «Реконструкция с расширением туристического оздоровительного комплекса (корпус 2) по адресу: <...>».

Дело рассмотрено с участием Администрации города Ялта Республики Крым, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, общества с ограниченной ответственностью «Красотель Девелопмент», Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Ялтинского городского совета, привлеченных судом в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 06 декабря 2021 года в удовлетворении требований отказано. Отменены обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Республики Крым от 21.06.2021 в виде запрета Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым осуществлять любые регистрационные действия в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, парк имени Гагарина, д. 3-Б, с кадастровым номером 90:26:010123:543, с момента вступления решения в законную силу.

Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение, которым удовлетворить заявленное требование. Ссылаясь на нарушение судом норм материального права, Министерство в апелляционной жалобе приводит доводы аналогичные тем, которые были положены в обоснование предъявленного искового требования. Заявитель жалобы указывает, что суд не дал должной оценки ответам Министерства строительства и архитектуры Республики Крым, Администрации города Ялты Республики Крым, согласившись лишь с доводом общества о том, что законодательством не предусмотрен запрет на регистрацию деклараций в пределах Архитектурно-планировочной зоны, в то время как спорная декларация зарегистрирована на основании проектной документации, не прошедшей предусмотренную нормативными актами обязательную процедуру согласования. Министерство настаивает на том, что декларация о начале выполнения строительных работ от 12.04.2019 № РК 08319022323 «Реконструкция с расширением туристического оздоровительного комплекса (корпус 2) по адресу: <...>» не соответствует как законодательству на момент ее регистрации, так и законодательству, действующему в настоящее время.

В представленном отзыве на апелляционную жалобу общество не согласилось с изложенными в ней доводами, полагая, что утверждение Министерства о наличии запрета на регистрацию спорной декларации, а также проведение строительных работ в период действия запрета на их проведение в зоне с особой архитектурно-планировочной организацией территории, основано на неверном толковании норм действующего законодательства и противоречит материалам дела.

Представитель общества в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, просил судебное решение по делу оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены апелляционным судом в порядке статей 266, 268 АПК РФ.

Изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, а также соответствие выводов суда установленным фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, и отзыва на нее, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного акта в связи со следующим.

Из установленных фактических обстоятельств дела следует, что 12.04.2019 Службой государственного строительного надзора Республики Крым зарегистрирована поданная обществом «Левант» декларация о начале выполнения строительных работ № РК 08319022323 «Реконструкция с расширением туристического оздоровительного комплекса (корпус 2) по адресу: <...>». Возведение указанного объекта в настоящее время обществом не завершено.

10.03.2021 в адрес Министерства поступило представление Прокуратуры Республики Крым об устранении нарушений градостроительного законодательства от 03.03.2021 № Прдс-7/2-24-21/-20350001, в котором указывалось на необходимость принятия мер по устранению нарушений, выявленных прокуратурой по результатам проведенной проверки соблюдения требований градостроительного законодательства при возведении ООО «Левант» гостиницы на территории г. Ялты, поводом к проведению которой послужила информация Главы Республики Крым и обращение гражданина.

Так, в ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что ООО «Левант» в границах предоставленного земельного участка площадью 1070 м2 по адресу: <...> имени Гагарина, 3-Б с кадастровым номером 90:25:010123:543 на основании декларации о начале выполнения строительных работ от 12.04.2019 № РК 08319022323 с привлечением подрядной организации ООО «Красотель Девелопмент» (договор подряда от 18.09.2019 № 18/09-19) начаты работы по реконструкции принадлежащего обществу объекта капитального строительства в туристический оздоровительный комплекс (в соответствии с экспертизой проект строительства – гостиница).

Прокуратурой установлено, что в соответствии с полученным ООО «Левант» градостроительным планом земельного участка при проектировании строительства необходимо учитывать требования СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», в соответствии с которым норма площади земельного участка под размещение гостиницы составляет не менее 50м2 на 1 место, в то время как с учетом размеров принадлежащего ООО «Левант» земельного участка в его границах допускается разместить гостиницу не более чем на 21 место. Однако в соответствии с проектом строительства и вышеуказанной декларацией предусмотрено возведение гостиницы на 62 места, в связи с чем, по мнению прокуратуры, строительные нормы при проектировании строительства нарушены и в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации данный объект обладает признаками самовольной постройки.

Также в представлении изложена информация о том, что Службой государственного строительного надзора Республики Крым 24.04.2020 отказано во включении вышеуказанного объекта в реестр поднадзорных объектов в связи с несоответствием предоставленной застройщиком проектной документации и требованиям, установленным Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87.

На основании изложенного прокуратурой указано, что в соответствии с частью 6 статьи 21.6.1 Закона Республики Крым от 10.09.2014 № 67-ЗРК «О внесении изменений в некоторые законы Республики Крым», выявленные нарушения являются основанием для прекращения действия выданной обществу декларации по истечении 90 дней с момента окончания срока формирования реестра поднадзорных объектов.

Получив представление Прокуратуры Республики Крым от 03.03.2021 № Прдс-7/2-24-21/-20350001 и согласившись с мотивами, изложенными в нем, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием. В обоснование заявленного требования Министерство указало, что декларация о начале выполнения строительных работ от 12.04.2019 № РК 08319022323 «Реконструкция с расширением туристического оздоровительного комплекса (корпус 2) по адресу: <...>», зарегистрированная Службой государственного строительного надзора Республики Крым, не соответствует законодательству, как на момент ее регистрации, так и действующему в настоящее время.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из неверного толкования истцом норм действующего законодательства, недоказанности заявителем обстоятельств, свидетельствующих о нарушениях проектной документации и ее несоответствии установленным законодательством требованиям.

Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции и исходит из следующего.

Порядок выдачи градостроительных планов земельных участков урегулирован статьей 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в соответствии с которой такие планы выдаются в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка (пункт 1 данного Кодекса).

Состав информации, содержащейся в градостроительном плане земельного участка, закреплен в части 3 статьи 57.3 ГрК РФ. В нем, в частности, должна содержаться информация о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии); о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства; о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок; а также об ограничениях использования земельного участка, в том числе, если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий.

Согласно пункту 6 статьи 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка подготавливает, регистрирует и выдает заявителю орган местного самоуправления.

В силу части 2.1 статьи 38 ГрК РФ предельные параметры разрешенного строительства объектов капитального строительства в составе градостроительного регламента, установленного применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, должны включать в себя требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства. Требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства могут включать в себя требования к цветовому решению внешнего облика объекта капитального строительства, к строительным материалам, определяющим внешний облик объекта капитального строительства, требования к объемно-пространственным, архитектурно-стилистическим и иным характеристикам объекта капитального строительства, влияющим на его внешний облик и (или) на композицию и силуэт застройки исторического поселения.

В пределах территориальных зон могут устанавливаться подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и сочетаниями таких размеров и параметров (часть 3 статьи 38 ГрК РФ).

По смыслу статей 41 - 46 ГрК РФ градостроительный план земельного участка по существу является обобщенной выпиской из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом, градостроительный план земельного участка не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 №1633/13).

В свою очередь, проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Подготовка проектной документации осуществляется в том числе на основании информации, указанной в градостроительном плане земельного участка (пункты 2,11 статьи 48 ГрК РФ).

Состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации и дифференцируются применительно к различным видам объектов капитального строительства (в том числе к линейным объектам), а также в зависимости от назначения объектов капитального строительства, видов работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства), их содержания, источников финансирования работ и выделения отдельных этапов строительства, реконструкции в соответствии с требованиями настоящей статьи (пункт 3 статьи 48 ГрК РФ).

Исходя из приведенных законоположений, проектная документация разрабатывается в соответствии с градостроительным планом земельного участка, утверждаемым органом местного самоуправления в соответствии с документацией по планировке территории, также утверждаемой органом местного самоуправления.

В данном случае градостроительный план земельного участка № RU 357290007-01.2.10.00232 подготовлен заместителем начальника Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта Республики Крым ФИО2 и выдан обществу 25.04.2018.

Полномочия по выдаче разрешений на строительство в соответствии со статьей 51 ГрК РФ, а также полномочия по выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии со статьей 55 ГрК РФ осуществляет Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, что определено в пункте 3.20 Положения о Министерстве жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 13.08.2020 № 482.

Особенности осуществления градостроительной деятельности в Республике Крым, отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, иным вопросам в сфере градостроительства регулируются Законом Республики Крым от 16.01.2015 № 67-ЗРК/2015 «О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым» (далее - Закон № 67-ЗРК/2015).

В силу части 2 статьи 21.2 Закона № 67-ЗРК/2015 к документам, разрешающим строительство или реконструкцию объектов капитального строительства на территории Республики Крым, относятся документы, дающие право на выполнение строительных работ, полученные до 21 марта 2014 года, либо документы, полученные в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым, устанавливающими особенности в сфере градостроительной деятельности.

К таким документам относятся: уведомление о начале выполнения строительных работ, декларация о начале выполнения строительных работ, разрешение на выполнение строительных работ.

При этом к исходным данным на проектирование относятся документы, явившиеся основанием для выдачи документов, разрешающих строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, полученные до 21 марта 2014 года, либо документы, полученные в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым, устанавливающими особенности в сфере градостроительной деятельности.

К таким документам относятся: градостроительный план земельного участка, градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка, архитектурно-планировочное задание, разрешение на проектно-изыскательские работы, строительный паспорт для объектов индивидуального жилищного строительства (часть 3 статьи 21.2 Закона № 67-ЗРК/2015).

Прекращение действия документов, разрешающих строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, которые указаны в части 2 статьи 21.2 настоящего Закона и которые выданы после 21 марта 2014 года, а также сведения о которых включены в реестры поднадзорных и неподнадзорных объектов, осуществляется в случаях и на основаниях, указанных в части 21.1 статьи 51 ГрК РФ (абзац 2 части 5 статьи 21.2 Закона № 67-ЗРК/2015).

Из материалов дела следует, что на основании договора аренды земельного участка от 28.12.2016 ООО «Левант» является арендатором земельного участка общей площадью 1070 кв.м, расположенного по адресу: <...> лечебный пляж, для реконструкции и обслуживания туристического оздоровительного комплекса «Левант», кадастровый номер 90:25:010123:543, вид разрешенного использования «Предпринимательство» (код 4.0), категория земель – земли населенных пунктов. На участке расположен объект недвижимого имущества, принадлежащий обществу на праве собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права от 29.06.2015 № 90-90/016-90/016/001/2015-4496/1.

В целях получения разрешения на реконструкцию объекта недвижимости ООО «Левант» подготовлена проектная документация на основе информации, отраженной в градостроительном плане земельного участка, являвшейся объектом негосударственной экспертизы, по результатам проведения которой выдано положительное заключение
№ 78-2-1-2-0008-18 от 02.08.2018.

В соответствии данным заключением, разделы проектной документации объекта капитального строительства по содержанию соответствуют требованиям положения о составе разделов проектной документации и требованиям к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 87 от 16.02.2008. Кроме того, согласно экспертному заключению проектная документация объекта строительства соответствует требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим требованиям, экологическим требованиям, требованиям пожарной, промышленной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий.

Указанное заключение № 78-2-1-2-0008-18 от 02.08.2018, равно как и градостроительный план земельного участка, выданный ООО «Левант» не оспорены, доказательств, опровергающих установленные в них обстоятельства, в нарушение положений статьи 65 АПК РФ, Министерством в материалы дела не представлено.

В указанной связи приводимый Министерством довод о том, что градостроительный план земельного участка выдан обществу с нарушением норм ГрК РФ, не может быть принят во внимание и обоснованно отклонен судом первой инстанции. Более того, при наличии заключения негосударственной экспертизы, представленная проектная документация не может быть предметом переоценки Министерства указанных в ней выводов.

В данном случае проектная документация, представленная при получении разрешения на строительства, была объектом проверки и признана соответствующей разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и градостроительным законодательством, действующим на момент обращения и рассмотрения заявления о выдаче разрешения на строительство. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Довод Министерства о том, что спорная декларация зарегистрирована на основании проектной документации, не прошедшей предусмотренную нормативными актами обязательно процедуру согласования, опровергается материалами дела.

В обоснование заявленного требования Министерство сослалось также на несоответствие декларации о начале выполнения строительных работ, законодательству, действовавшему как на момент ее регистрации, так и действующему в настоящее время.

Порядок и основания оформления, сроки выдачи, и основания отказа в выдаче разрешения на строительство в случае осуществления строительства, реконструкции регулируются статьей 51 ГрК РФ.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1 статьи 51 ГрК РФ).

Частью 7 статьи 51 ГрК РФ установлен перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство.

Согласно части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство (1); проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, а также красным линиям (2); выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (3).

Кроме того, согласно части 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный орган обязан проверить представленную документацию на ее соответствие градостроительному плану, а также установить наличие или отсутствие представленных документов в соответствии с частями 7 и 9 статьи 51 Кодекса.

ООО «Левант» 03.04.2019 обратилось в Службу строительного надзора Республики Крым (ликвидирована с 10.09.2020 с передачей функций и полномочий, предусмотренных Положением о Службе государственного строительного надзора Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 № 169; Министерству) с заявлением о регистрации декларации. По результатам проверки представленных документов на полноту указанных заказчиком в декларации данных, 12.04.2019 поданная декларация о начале выполнения строительных работ на объекте «Реконструкция с расширением туристического оздоровительного комплекса (корпус 2) по адресу: <...>» зарегистрирована с присвоением номера РК 08319022323. Тем самым, в пределах своей компетенции, Службой выдано разрешение на строительство по результатам проверки документов, представленных застройщиком.

Следовательно, в данном случае зарегистрированная в установленном порядке декларация о начале выполнения строительных работ предоставила заказчику строительства - ООО «Левант» право на выполнение комплекса работ по реконструкции с расширением туристического оздоровительного комплекса, согласно утвержденной проектной документации на строительство.

В подтверждение согласования работ, проводимых в рамках проекта реконструкции и обслуживания туристического оздоровительного комплекса «Левант» по адресу: <...>», обществом в материалы дела представлены:

- выписка из протокола заседания научно-методического совета по культурному наследию при Государственном комитете по охране культурного наследия Республики Крым от 26.11.2018 № 01-03/9698, которым согласован раздел «охрана культурного наследия» в составе проекта реконструкции и обслуживания туристического оздоровительного комплекса «Левант» по адресу: <...>»;

- заключение Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 15.06.2020 № 19-9/3183;

- выписка о зоне с особыми условиями использования территории реестровый номер 90:25-6.788,

- выписка о зоне с особыми условиями использования территории реестровый номер 90:25-6.789, выписка о зоне с особыми условиями использования территории реестровый номер 90:25-6.790.

Частью 6 статьи Закона № 67-ЗРК/2015 предусмотрено, что основания для прекращения действия документов, разрешающих строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, выданных (зарегистрированных) с 21 марта 2014 года по 15 января 2020 года в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым, устанавливающими особенности в сфере градостроительной деятельности, сведения о которых не включены в Реестры поднадзорных и неподнадзорных объектов, аналогичны основаниям для отказа во включении сведений об объекте капитального строительства в Реестры поднадзорных и неподнадзорных объектов, установленным Советом министров Республики Крым.

Прекращение действия документов, разрешающих строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, указанных в настоящей части, возможно не ранее чем через 90 дней с момента окончания срока формирования реестров поднадзорных и неподнадзорных объектов.

Ссылка Министерства на указанную норму в данном случае необоснованна, поскольку решением Арбитражного суда Республики Крым от 18.05.2021 по делу № А83-6837/2021, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2022, признано незаконным решение Министерства об отказе во внесении сведений об объекте капитального строительства «Реконструкция с расширением туристического оздоровительного комплекса (корпус 2) по адресу: <...>» почтовый/строительный адрес: <...>, вид строительства: реконструкция в Реестр поднадзорных объектов с возложением обязанности по внесению сведений об объекте капитального строительства в реестр поднадзорных и неподнадзорных объектов в течение четырнадцати дней с момента вступления судебного решения в законную силу.

Предъявляя исковые требования, Министерство, ссылаясь на положения Закона
№ 409-ЗРК/2017, также исходило из того, что реконструируемый обществом объект не относится к объектам, в отношении которых допускается строительство (реконструкция) в зоне с особой архитектурно-планировочной организацией территории, а значит, запрещается регистрация декларации о начале выполнения строительных работ.

Указанный довод обоснованно отклонен судом первой инстанции.

Особенности создания в Республике Крым зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории установлены Законом Республики Крым от 07.07.2017 № 409-ЗРК/2017(далее – Закон № 409-ЗРК/2017).

Порядок создания архитектурно-планировочной зоны и установление ее границ определены в статье 2 Закона № 409-ЗРК/2017, согласно которой сведения об архитектурно-планировочной зоне, включая сведения о границах такой зоны и содержании ограничений использования объектов недвижимости, осуществления застройки и землепользования в пределах такой зоны, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» для внесения в реестр сведений о зонах с особыми условиями использования территории.

Архитектурно-планировочная зона считается созданной с момента внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости (часть 4).

Сведения о расположении земельного участка полностью или частично в границах архитектурно-планировочной зоны, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» для внесения в реестр сведений о расположении земельного участка полностью или частично в границах зоны с особыми условиями использования территории (часть 5).

Между тем, как установлено судом и следует из материалов дела, сведения о наличии каких–либо ограничений использования объектов недвижимости, осуществления застройки и землепользования в пределах зоны расположения земельного участка, на котором обществом осуществляется реконструкция, отсутствуют, что подтверждается выпиской сведений из Единого государственного реестра недвижимости о характеристиках объекта недвижимости от 17.06.2021.

Суд первой инстанции верно отметил, что особенности правового режима в границах архитектурно-планировочной зоны, закрепленные в статье 4 Закона № 409-ЗРК/2017, и запрещающие в границах архитектурно-планировочной зоны строительство объектов капитального строительства и размещение иных объектов; реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства и иных объектов в случае, если такая реконструкция затрагивает внешний архитектурный вид указанных объектов, действовали на территории муниципального образования городской округ Ялта до утверждения правил землепользования и застройки.

При этом прямого запрета на регистрацию декларации о начале выполнения строительных работ названные положения Закона не содержат. Установленный временный запрет на проведение работ по реконструкции объекта капитального строительства в границах архитектурно-планировочной зоны не означает, что декларация о начале выполнения строительных работ не может быть выдана. Сама по себе регистрация спорной декларации является лишь надлежащим оформлением разрешения на строительство и предоставляет заказчику строительства - ООО «Левант» право на выполнение комплекса работ по реконструкции, которое может быть им реализовано после снятия ограничений.

Из части 1 статьи 4 Закона № 409-ЗРК/2017 прямо следует, что запрет на реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства был установлен на период до утверждения правил землепользования и застройки, то есть до 19.07.2019, когда решением Ялтинского городского совета Республики Крым были утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта.

Как верно указал суд, из представленного в материалы дела общего журнала работ о сведениях выполнения работ в процессе строительства усматривается, что работы по реконструкции туристического оздоровительного комплекса (корпус 2), расположенного по адресу: <...>, начали проводиться 17.10.2019, т.е. уже после снятия ограничений ввиду утверждения Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта.

Таким образом, нарушений требований Закона № 409-ЗРК/2017 при регистрации спорной декларации не допущено.

Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, с учетом установленных фактических обстоятельств настоящего спора, суд первой инстанции не установил обстоятельств, при которых действие документа, разрешающего реконструкцию объекта капитального строительства, может быть прекращено, в связи с чем обоснованно не усмотрел оснований для отмены разрешения на строительство, в том числе предусмотренных пунктом 21.1 статьи 51 ГрК РФ. Суд по праву отказал Министерству в удовлетворении заявленного требования.

В связи с отказом заявителю в удовлетворении требований суд первой инстанции, верно применяя положения части 5 статьи 96 АПК РФ, отменил обеспечительные меры принятые определением от 21.06.2021 по настоящему делу в виде запрета Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым осуществлять любые регистрационные действия в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, парк имени Гагарина, д. 3-Б, с кадастровым номером 90:25:010123:543.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права применены правильно, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта.

Несогласие подателя жалобы с выводами суда, основанными на правильно установленных обстоятельствах и собранных по делу доказательствах, не свидетельствует о наличии нарушений норм материального или процессуального права и не может служить основанием для отмены судебного акта. Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда первой инстанции, и позволяющих сделать вывод о незаконности судебного акта, в апелляционной жалобе не приведено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены принятого по делу судебного акта по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.

Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 270АПК РФ являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, не допущено.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 06 декабря 2021 года по делу
№ А83-9679/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий А.В. Привалова

Судьи В.Е. Кравченко А.С. Яковлев