ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А84-1385/18 от 26.11.2018 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

30 ноября 2018 года

Дело № А84-1385/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2018 года.

Постановление изготовлено в полном объёме 30 ноября 2018 года.

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Карева А.Ю.,

судей Омельченко В.А.,

Приваловой А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лесик А.В.,

при участии: представителя Департамента городского хозяйства города Севастополя – ФИО1, доверенность от 19.04.2018 № 37;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 09 августа 2018 года по делу № А84-1385/2018 (судья Минько О.В.), принятое по заявлению Департамента городского хозяйства <...>, <...>) к Главному управлению МЧС России по <...>, <...>), Департаменту по имущественным и земельным отношениям <...>, <...>),заместителю Губернатора - Председателю Правительства Севастополя ФИО2(ул. Ленина, д. 2, <...>), о признании представления недействительным,

установил:

Департамент городского хозяйства города Севастополя (далее – Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании недействительным представления Главного управления МЧС России по г. Севастополю от 17.04.2018 №34 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.

Решением Арбитражного суда города Севастополя от 09.08.2018, в удовлетворении требований Департамента городского хозяйства города Севастополя, было отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент городского хозяйства города Севастополя, обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Севастополя от 09.08.2018 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Департамента в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что решение суда первой инстанции было вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Также апеллянт указывает на то, что Департамент не является лицом, уполномоченным на исполнение представления, поскольку не является собственником (балансодержателем) площади 50-летия СССР и объектов, расположенных на ней.

В судебном заседании, состоявшемся 19.11.2018, был объявлен перерыв до 26.11.2018.

Представитель Департамента городского хозяйства города Севастополя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение Арбитражного суда города Севастополя от 09.08.2018 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Департамента в полном объеме.

Главное управление МЧС России по г. Севастополю, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя,заместитель Губернатора - Председателя Правительства Севастополя, ФИО2, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте проведения судебного разбирательства были уведомлены надлежащим образом.

Апелляционный суд, принимая во внимание надлежащее уведомление Главного управления МЧС России по г. Севастополю, Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя,заместителя Губернатора - Председателя Правительства Севастополя, ФИО2, необязательность явки их представителей в судебное заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителей указанных лиц.

Законность и обоснованность решения от 09 августа 2018 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что государственным инспектором по пожарному надзору г. Севастополя Главного управления МЧС России по г. Севастополю, 01.03.2018 в ходе предварительной проверки информации, изложенной в обращении о перекрытии дорог для въезда/проезда на территорию площади 50-летия СССР в г. Севастополе, поступившее из Прокуратуры города Севастополя 28.02.2018, было установлено, что Департамент городского хозяйства города Севастополя нарушил требования пожарной безопасности, установленные «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме» (далее - НИР в РФ), а именно: не обеспечил исправное содержание проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, расположенным на территории площади 50-летия СССР в г. Севастополе, вследствие установки блоков, ограждений, вазонов, препятствующих свободному проезду на территорию площади 50-летия СССР (п. 75 ППР в РФ).

В дальнейшем, Главное управление МЧС России по г. Севастополю 23.03.2018 направило в адрес Департамента Уведомление о месте и времени составления протокола об административном правонарушении № 384-2-4-7.

05.04.2018государственным инспектором по пожарному надзору г. Севастополя, ФИО3, в присутствии представителя Департамента, по доверенности, ФИО4, был составлен протокол №34 об административном правонарушении.

В дальнейшем, 17.04.2018 заместителем главного государственного инспектора г. Севастополя по пожарному надзору (заместителем начальника Главного управления – начальником управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по г. Севастополю), полковником внутренней службы, ФИО5, в присутствии представителя Департамента ФИО4, действующего по доверенности, было вынесено постановление №34 о назначении административного наказания, согласно которому, Департамент был признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и Департаменту было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

В этот же день, 17.04.2018 заместителем главного государственного инспектора г. Севастополя по пожарному надзору (заместителем начальника Главного управления – начальником управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по г. Севастополю), полковником внутренней службы, ФИО5, было Департаменту вынесено Предписание №34, адресованное заместителю Губернатора — Председателю Правительства Севастополя, ФИО2, должностному лицу курирующему Департамент, об устранении причин и условий, способствовавших совершению Департаментом административного правонарушения (далее - Предписание).

Согласно указанному Предписанию, в связи с установлением Главным управлением МЧС России по г. Севастополю нарушения, выраженного в не обеспечении исправного содержания проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, расположенным на территории площади 50-летия СССР в г. Севастополе, допущении установки блоков, ограждений, вазонов, препятствующих свободному проезду на территорию площади 50-летия СССР было предписано следующее: рассмотреть настоящее представление №34 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения; принять организационные меры по устранению Департаментом городского хозяйства нарушения требований пожарной безопасности в течение месяца со дня получения настоящего предписания сообщить о принятых организационных мерах в Управление надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по г. Севастополю.

Предписание было получено Департаментом 23.04.2018, что подтверждается почтовым уведомлением.

Не согласившись с указанным Предписанием, Департамент обратился в Арбитражный суд города Севастополя с настоящим заявлением, в удовлетворении которого, суд первой инстанции отказал.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.

Под предписанием следует понимать меру реагирования на нарушение закона. Требования, включенные в предписание государственного органа, должны быть законодательно обоснованы. Предписание об устранении нарушений требований законодательства является документом, содержащим в себе обязательное для исполнения требование юридическому лицу провести мероприятия по устранению выявленных нарушений.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности определяются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Закона № 69-ФЗ, требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности заключается в невыполнении или ненадлежащем выполнении требований пожарной безопасности.

В силу статьи 38 Закона № 69-ФЗ, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Согласно статье 6 Закона № 69-ФЗ, должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в числе прочего, выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.

Указом Губернатора города Севастополя от 19.09.2017 № 53-УГ «О распределении обязанностей между заместителями Губернатора - Председателя Правительства Севастополя и признании утратившими силу указов Губернатора города Севастополя от 20.04.2017 № 19-УГ, от 05.07.2017 № 36-УГ, от 19.07.2017 № 39-УГ, от 30.08.2017 № 45-УГ», утверждено распределение обязанностей между заместителями Губернатора - Председателя Правительства Севастополя, согласно приложению к настоящему Указу.

Из статьи 37 Закона № 69-ФЗ следует, что руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в целях обеспечения пожарной безопасности, закреплены в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила № 390).

Пунктом 74 вышеназванных Правил № 390 установлено, что запрещается использовать противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями, в том числе, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений.

В соответствии с пунктом 75 Правил № 390, руководитель организации обеспечивает исправное содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам. Запрещается использовать для стоянки автомобилей (частных автомобилей и автомобилей организаций) разворотные и специальные площадки, предназначенные для установки пожарно-спасательной техники.

Разделом 8 Свода правил - СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденных Приказом МЧС России от 24 апреля 2013 года № 288, утверждены правила проходов, проездов и подъездов к зданиям и сооружениям.

Из обжалованного Департаментом предписания следует, что Департаменту в лице заместителя Губернатора – Председателя Правительства Севастополя, ФИО2, было предписано в течение месяца со дня получения настоящего предписания сообщить о принятых организационных мерах путем обеспечения исправного содержания проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, расположенных на территории площади 50-летия СССР в г. Севастополе, устранению объектов препятствующих свободному проезду на территорию площади 50-летия СССР.

В соответствии с Положением о Департаменте городского хозяйства города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 16.09.2016 № 875-ПП, Департамент городского хозяйства города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и обеспечения топливно­энергетическими ресурсами, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги предприятий и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, подлежащие регулированию, на территории города, а также функции по государственному контролю (надзору) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, физическими лицами требований законодательства города Севастополя в сфере благоустройства, в том числе утвержденных Правительством Севастополя правил и порядков в сфере благоустройства на территории города Севастополя (в границах административно-территориальных единиц - районов города Севастополя). Департамент является самостоятельным юридическим лицом. Руководство Департаментом и организацию работы осуществляет непосредственно директор на основе единоначалия и несет персональную ответственность за достижение целей, выполнение задач и осуществление функций Департамента.

Из материалов дела следует, что Отдельным поручением от 09.01.2018 №01, Губернатор города Севастополя поручил провести мероприятия по благоустройству пл. 50-летия СССР, в том числе, представить план сноса незаконно установленных НТО.

Письмом от 16.03.2018 Департамент городского хозяйства города Севастополя уведомил Управление надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС России по г. Севастополю о том, что Департаментом организованы мероприятия по ограничению проезда автомобильного транспорта путем установки ограждающих конструкций на территорию площади 50-летия СССР, путем привлечения аварийной бригады ГУП «Водоканал», для улучшения комфортного перемещения граждан и гостей города Севастополя.

Соответственно, следует признать, что в процессе выполнения Отдельного поручения Губернатора города Севастополя по благоустройству площади 50-летия СССР и сноса незаконно возведенных торговых объектов, Департамент допустил нарушение Правил противопожарного режима в Российской Федерации, в частности, не было обеспечено исправное содержание проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, расположенных на этой площади.

Кроме того, судом апелляционной инстанции при оставлении в силе решения суда первой инстанции, принимается во внимание преюдициальное значение обстоятельств, изложенных во вступившем в законную силу решении Гагаринского районного суда г. Севастополя от 14.08.2018 по делу № 12-237/2018 в соответствии с которым, Департамент был признан виновным в нарушении норм пожарной безопасности, и привлечен за это к административной ответственности по части 1 ст. 20.4. КоАП РФ в виде штрафа.

На основании вышеизложенного, коллегия судей апелляционной инстанции, пришла к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно признал оспоренное Департаментом представление законным.

Доводы апелляционной жалобы свидетельствуют о несогласии с установленными судом первой инстанции обстоятельствами и оценкой доказательств, и по существу, направлены на их переоценку, при этом, оснований для их переоценки суд апелляционной инстанции не усматривает.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения не имеется.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 09 августа 2018 года по делу № А84-1385/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства города Севастополя – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий А.Ю. Карев

Судьи В.А. Омельченко

А.В. Привалова