ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А84-1456/17 от 31.07.2017 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, г. Севастополь, 299011, тел. / факс 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

31 июля 2017 года

Дело № А84-1456/2017

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Мунтян О.И., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 01 июня 2017 года по делу № А84-1456/2017, принятое в порядке упрощенного производства (судья Погребняк А.С.) по иску Государственного унитарного предприятия города «Севастопольский центр землеустройства и геодезии» (ул. Очаковцев, д. 50, г. Севастополь, 299011) к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя                   (ул. Ленина, д. 2, г. Севастополь, 299011) о взыскании 205 000,00 руб.,

                                                  у с т а н о в и л:

Государственное унитарное предприятие «Севастопольский центр землеустройства и геодезии» обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о взыскании задолженности по государственному контракту от 14.12.2015 №1105-ГК в размере 205 000 руб.

Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии с положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда города Севастополя от 01.06.2017 исковые требования удовлетворены.

Взыскано с Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в пользу Государственного унитарного предприятия «Севастопольский центр землеустройства и геодезии» задолженность по Государственному контракту от 14.12.2015 №105-ГК на оказание услуг по выполнению кадастровых работ для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в размере 205000 руб., а также судебные расходы в сумме 7100 руб.

Не согласившись с указанным решением суда, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Податель жалобы считает, что обязательства, предусмотренные государственным контрактом № 105-ГК от 14.12.2015г. на оказание услуг по выполнению кадастровых работ и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, выполнены истцом ненадлежащим образом, в связи с чем, указанный контракт не подлежит оплате. Кроме того указывает,  что при постановке на государственный кадастровый учет ГУП «Севгеоцентр» в нарушение Технического задания (Приложение №1 к гос.контракту №105-ГК от 14.12.2015г.) указал площади земельных участков, которые оказались меньше тех, что предусмотрены контрактом.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.

Апелляционный суд пересматривает решение арбитражного суда первой инстанции в соответствии со статьями 266-269, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверяет законность принятого решения и правильность применения норм материального и процессуального права.

При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.

Как следует из материалов дела, между Департаментом по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя (далее- Государственный заказчик) и государственным унитарным предприятием «Севастопольский центр землеустройства и геодезии» (далее- Исполнитель) 14.12.2015 заключен государственный контракт № 105-ГК на оказание услуг по выполнению кадастровых работ и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков.

В соответствии с п.1.1 которого Исполнитель обязуется своевременно оказать на условиях Контракта услугу по выполнению кадастровых работ земельных участков города Севастополя, с целью постановки на государственный кадастровый учет (далее - Услуги), в соответствии с техническим заданием (Приложение № 1 к настоящему Контракту), а Государственный заказчик, обязуется принять и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.

Состав и объем услуг определяется в Техническом задании (Приложение № 1 к настоящему Контракту).

В соответствии с пунктом 12 технического задания на оказание услуг по выполнению работ для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков (приложение №1 к Контракту) исполнение услуг осуществляется в следующем порядке (последовательности):

- получение от Государственного заказчика правоудостоверяющих документов на здания, строения и сооружения, расположенные на земельном участке (при их наличии).

- получение исходных документов и материалов;

- осуществление подготовительных работ (обработка исходных материалов, запрос необходимых сведений, справок, заключений, в том числе запросов в Департамент градостроительства и архитектуры города Севастополя о наличии сведений о топографо-геодезических материалах на территорию, на которой запланировано формирование земельного участка);

- определение (уточнение) координат характерных точек границ земельного участка геодезическим (картографическим, аналитическим) способом;

- вычисление площади земельного участка;

- подготовка Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории;

- подача заявления об утверждении Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с приложением записки о фактическом использовании земельного участка (в том числе с описанием объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке);

- получение от Государственного заказчика услуг (работ) распоряжения уполномоченного органа об утверждении Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории;

- получение исходных документов и материалов, которые обеспечивает исполнитель самостоятельно;

- подготовка межевого плана в соответствии с нормами действующего законодательства;

- согласование границ земельного участка;

- установка межевых знаков на земельном участке и их передача Государственному заказчику услуг (работ);

- оформление и подача заявления о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя (Севреестр);

- получение кадастровых паспортов на земельный участок;

- передача кадастрового паспорта земельного участка Государственному заказчику;

           - подписание акта выполненных работ по заключенному Контракту.

В соответствии с пунктом 2.2. Контракта стоимость работ составляет 205000 рублей 00 копеек (в том числе 18% НДС 31271,19 рублей).

В соответствии с пунктом 4.1 Контракта срок оказания услуг составляет 10 (десять) дней с момента предоставления Государственным заказчиком исходных данных, предусмотренных п.3.2.5 Контракта, но не позднее 25.12.2015.

В соответствии с п.5.1 контракта, объемы выполненных услуг, оформляются актом об оказанных услугах, а в случае приемки услуг по отдельному этапу - актом об оказанных услугах по отдельному этапу. Исполнитель предоставляет Государственному заказчику акт об оказанных услугах на бумажном носителе в количестве двух экземпляров.

Стороны подписывают Акты об оказанных услугах в течение 10 (десяти) дней со дня получения акта об оказанных услугах.

При отсутствии замечаний к объему, комплектности и качеству оказанных услуг Государственный заказчик (а при создании комиссии - члены комиссии) в срок, установленный пунктом 5.1. Контракта, подписывает акт об оказанных услугах (п.5.4 контракта).

Согласно условиям контракта и технического задания, истец обязался оказать услуги по выполнению кадастровых работ для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков:

- г. Севастополь, Гагаринский район, парк им. А. Ахматовой в районе пляжа Солнечный, целевое использование «Общее пользование территории, код 12.0», площадью 0,50 га (участок 1);

- г. Севастополь, Ленинский район, сквер в районе площади Ушакова, целевое использование «Общее пользование территории, код 12.0», площадью 0,85 га (участок 2);

- г. Севастополь, Ленинский район, сквер в районе гостиницы «Украина», целевое использование «Общее пользование территории, код 12.0», площадью 0,9 га (участок 3);

- г. Севастополь, сквер в районе ул. П. Корчагина целевое использование «Общее пользование территории, код 12.0», площадью 1.62 га (участок 4);

- г. Севастополь, Ленинский район, сквер «Екатерининский», целевое использование «Общее пользование территории, код 12.0», площадью 0,52 га (участок 5);

- г. Севастополь, Ленинский район, сквер им. Ленинского комсомола, целевое использование «Общее пользование территории, код 12.0», площадью 1,13 га (участок 6);

- г. Севастополь, Ленинский район, сквер по ул. Одесская у шк. №44, целевое использование «Общее пользование территории, код 12.0», площадью 0,93 га (участок 7);

Истец выполнил обусловленный контрактом объем работ, по результатам которых Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя изданы распоряжения по участкам 1-7 об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории (копии распоряжений представлены в материалы дела).

По итогам выполненных кадастровых работ письмом от 01.07.2016 №2015 истец направил ответчику кадастровые паспорта на земельные участки №№1-7.

26 октября 2016 между сторонами подписан Акт сдачи-приемки оказанных услуг на общую сумму 205 000,00 руб., в том числе НДС.

В связи с неоплатой выставленного счета №697 от 26.10.2016 истец в претензионном порядке (исх.№496 от 21.12.2016) обратился к ответчику с требованием оплатить выполненные работы, оказанные услуги по контракту.

Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.

Ввиду ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по оплате выполненных работ, истец обратился в суд с иском о взыскании задолженности.

Изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к следующим выводу, о том, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.

По своей правовой природе, заключенный между сторонами государственный контракт от 14.12.2015 №105/ГК является смешанным договором, содержащим элементы договоров подряда и возмездного оказания услуг.

В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Согласно пункту 1 статьи 711 ГК РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок либо с согласия заказчика досрочно.

В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

В силу части 1 статьи 36 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" по договору подряда на выполнение кадастровых работ индивидуальный предприниматель, указанный в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридическое лицо, указанное в статье 33 настоящего Федерального закона, обязуется обеспечить выполнение кадастровых работ по заданию заказчика этих работ и передать ему документы, подготовленные в результате выполнения этих работ с учетом требований настоящего Федерального закона, а заказчик этих работ обязуется принять указанные документы и оплатить выполненные кадастровые работы, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Объем подлежащих выполнению кадастровых работ определяется заказчиком кадастровых работ.

По смыслу положений статей 711 и 746 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате стоимости выполненных работ является сдача результатов работ заказчику.

Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом, и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными (п. 4 ст. 753 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как было установлено выше, на государственный кадастровый учет планировалась постановка следующих земельных участков:

площадью 0,50 га, расположенного по адресу: г. Севастополь, Гагаринский район, парк им. Анны Ахматовой в районе пляжа «Солнечный»;

- площадью 0,85га,   расположенного по адресу: г. Севастополь,Ленинский район, сквер в районе площади Ушакова по ул. Ленина;

- площадью 0,9 га, расположенного по адресу: г. Севастополь, Ленинский район, сквер в районе гостиницы «Украина»;

- площадью 1,62 га, расположенного по адресу: г. Севастополь,Ленинский район, сквер по ул. Павла Корчагина;

- площадью 0,52 га,  расположенного по  адресу: г. Севастополь,Ленинский район, сквер «Екатерининский» по ул. Ленина;

- площадью    1,13 га, расположенного по адресу: г. Севастополь,Ленинский район, сквер им. Ленинского комсомола по ул. Ленина;

- площадью 0,93 га, расположенного по адресу: г. Севастополь,Ленинский район, сквер по ул. Одесской у общеобразовательной средней школы № 44.

Пунктом 12 технического задания (Приложение №1 к гос.контракту №105-ГК от 14.12.2015) предусмотрен порядок (последовательность) предоставления услуг, согласно которому перед постановкой на государственный кадастровый учет земельных участков ГУП «Севгеоцентр» должен выполнить определенный объем работ,которым предусмотрено в том числе и вычисление площади земельного участка,поскольку точной информации о площади земельного участка, подлежащего государственной постановке на кадастровый учет Государственный заказчик (Департамент) при заключении гос.контракта располагать не может.

Довод апеллянта о ненадлежащим выполнении работ по контракту подлежат отклонению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, после осуществления подготовительных работ ГУП «Севгеоцентр» готовит заявление на утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которое передает Государственному заказчику и в последующем получает отГосударственного заказчика соответствующее распоряжение наутверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (пункт 12.технического задания (Приложение №1 кгос.контракту №105-ГК от 14.12.2015)).

Так, в полном соответствии с условиями заключенного Государственного Контракта №105-ГК от 14.12.2015 ГУП «Севгеоцентр» были подготовлены заявления утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на земельные участки, которые были сданы в Департамент, а в последующем Департамент, издал соответствующие распоряжения, которыми утвердил схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории. И только после получения Распоряжения Государственного заказчика об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, ГУП «Севгеоцентр» приступил к подготовке следующих этапов выполнения работ предусмотренных пунктом 12.технического задания (Приложение №1 к гос.контракту №105-ГК от 14.12.2015).

По результату выполненных работ, ГУП «Севгеоцентр» были получены кадастровые паспорта и поставлены на государственный кадастровый учет все земельные участки, предусмотренные Государственным Контрактом №105-ГК от 14.12.2015.

Далее, податель жалобы утверждает, что полученные кадастровые паспорта на земельные участки не имеют подписи и печати должностного лица Севреестра, что в свою очередь вызывает сомнение у Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в подлинности кадастрового паспорта, однако в настоящее время все земельные участки внесены в реестр собственности города и используются по своему целевому назначению.

Кроме того, 26 октября 2016, между Департаментом по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя и Государственным унитарным предприятием «Севастопольский центр землеустройства и геодезии» был подписан Акт сдачи-приемки оказанных услуг к государственному контракту №105-ГК от 14.12.2015. на общую сумму 205 000,00 руб. в том числе НДС, при этом никаких замечаний и недостатков по оказанию услуг Департамент ГУП «Севгеоцентр» не предъявлял.

В соответствии с п.5.4 контракта, при отсутствии замечаний к объему, комплектности и качеству оказанных услуг, Государственный заказчик (а при создании комиссии - члены комиссии) в срок, установленный пунктом 5.1. Контракта, подписывает акт об оказанных услугах.

Основаниями для отказа в приемке услуги по Контракту является не соответствие и требованиям федеральных законов и технических регламентов, действующих на момент передачи услуги и техническим условиям, рекомендациям, а также условиям Контракта. Обнаруженные недостатки оказанной услуги Исполнитель устраняет безвозмездно в срок, согласованный сторонами Контракта. После устранения замечаний Исполнителем приемка услуг осуществляется в соответствии с пунктом 5.2. Контракта (п. 5.5 Контракта).

Датой (моментом) надлежащего исполнения обязательств Исполнителя по Контракту в целом является подписанный обеими сторонами акт об оказанных услугах (п.5.9. Контракта).

Подписав соответствующий акт сдачи-приемки с указанием соответствия оказанных услуг требованиям контракта, податель жалобы принял услуги в полном объеме, что свидетельствует о надлежащем исполнении обязательств по контракту со стороны истца.

Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.

В рассматриваемом случае судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку согласно представленным в материалы дела документам, заявитель в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами.

В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 АПК РФ постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

                                                    п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Севастополя от 01 июня 2017 года по делу                 № А84-1456/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округав срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.

Председательствующий                                                                               О.И. Мунтян