ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
город Севастополь 14 декабря 2018 года | Дело № А84-1491/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 14 декабря 2018 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Омельченко В.А.,
Голика В.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Головченко Я.А.,
при участии: представителей ООО «ТР-Цемент» - ФИО1, доверенность от 04.09.2018 № б/н; ФИО2, доверенность от 09.04.2018 № б/н; ФИО3, доверенность от 26.03.2018 № 8; представителей Севастопольской таможни – ФИО4, доверенность от 28.12.2017 № 04-23/025; ФИО5, доверенность от 31.10.2018 № 04-23/012; ФИО6, доверенность от 28.12.2017 № 04-23/025; ФИО7, доверенность от 06.12.2017 № 04-23/013;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТР-Цемент» на решение Арбитражного суда города Севастополя от 16 августа 2018 года по делу № А84-1491/2018 (судья Минько О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТР-Цемент» (ул. Береговая, д. 29, оф. 17, г. Ростов-на-Дону, Ростовская область, 344000) к Севастопольской таможне (пл. Нахимова, д. 5А, <...>), Севастопольской транспортной прокуратуре (ул. Воронина, д. 11, <...>) об оспаривании решений,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «ТР-Цемент» (далее – ООО «ТР-Цемент», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Севастопольской таможне, в котором просило: признать решение от 11.01.2018 об отказе в выпуске товара по ДТ №10011010/100118/0000002 незаконным; признать решения от 31.12.2017 об отказе в выпуске товара по ДТ №10011010/111217/0000372 незаконным; взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 57 471,00 рублей, а также транспортные расходы понесенные представителем в размере 17 494,05 рублей.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 16.08.2018 в удовлетворении требований ООО «ТР- Цемент», было отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО «ТР- Цемент», обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Севастополя от 16.08.2018 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что у таможенного органа не было оснований для отказа в выпуске товара по таможенной декларации, поскольку Обществом были представлены все необходимые для выпуска товаров документы, соответствующие требованиям действующего законодательства. Также апеллянт указывает на то, что обязанность представлять в таможенные органы акт дополнительного инспекционного контроля, подтверждающий соответствие цементной продукции обязательным требованиям, и решение органа по сертификации о подтверждении действия сертификата соответствия, действующим законодательством не предусмотрена.
В суде апелляционной инстанции представители ООО «ТР-Цемент», поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили отменить решение Арбитражного суда города Севастополя от 16.08.2018 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества в полном объеме.
Представители Севастопольской таможни возражали относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения, обосновывая свои возражения тем, что вся ввозимая цементная продукция, страной происхождения которой является страна, не входящая в ЕАЭС (не являющаяся его членом), подлежит обязательному дополнительному инспекционному контролю с целью подтверждения соответствия качественных характеристик ввезенного товара стандарту, на соответствие которому, получен сертификат.
До начала судебного заседания, 10.12.2018 Севастопольская транспортная прокуратуру, по сервису подачи электронных документов «Мой Арбитр» представила в дело ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие сотрудника прокуратуры.
Апелляционный суд, принимая во внимание ходатайство Севастопольской транспортной прокуратуры, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителя указанного органа.
Законность и обоснованность решения от 16 августа 2018 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В процессе судебного разбирательства было установлено, что 11.12.2017 должностным лицом Инкерманского таможенного поста (далее - пост) была зарегистрирована предварительная ДТ № 10011010/111217/0000372, в соответствии с которой декларант ООО «ТР-Цемент», заявил под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, товар - портландцемент серый, предназначенный для общестроительных работ, и не предназначенный для дорожного строительства, марка СЕМ I 42.5 R, неогнеупорный, согласно стандартам турецкого института стандартов EN197-1:2011 соответствует требованиям ГОСТ 311082016, ГОСТ 30515-2013, происхождение - Турция), изготовитель: NUHCIMENTOSANAYIA.S., TURKEY, товарный знак: отсутствует (далее - «портландцемент серый»).
Для подтверждения соблюдения запретов и ограничений, декларантом в таможню был представлен в сканированном виде сертификат соответствия от 17.05.2017 № РОСС ТR.СГ43.В02718, срок действия которого с 17.05.2017 по 16.05.2018. Действие сертификата соответствия распространяется на серийный выпуск продукции портландцемент марки «NUH», производителем которого является фирма UHCIMENTOSANAYIA.S., Турция, соответствует требованиям нормативных документов: ГОСТ 31108-2016, ГОСТ 305152013; акт отбора образцов от 16.03.2017 № 2ик портландцемент марки «N1113» (цель отбора - сертификация), протокол испытаний от 10.05.2017 № 235 испытательной лаборатории ООО «Инициатива».
11.12.2017 должностным лицом поста, у декларанта были запрошены следующие дополнительные документы и сведения: оригинал сертификата соответствия либо его копия, заверенная в соответствии с законодательством Российской Федерации (РОСС ТК.СГ43.В02718 от 17.05.2017); протокол (заключение) по идентификации продукции; документы (сведения) о проведении/непроведении дополнительного инспекционного контроля в отношении настоящей судовой партии «портландцемента серого», включающего отбор проб цемента на границе в соответствии с подпунктом 4.8. пункта 4, подпунктом 5.3. пункта 5, подпунктом 8.2 пункта 8 ГОСТ Р 56836-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Правила сертификации цементов», утвержденный и введенный в действие приказом Росстандарта от 11.01.2016 № 1- ст «Об утверждении национального стандарта» (далее - ГОСТ Р 568362016), его результаты в соответствии с подпунктом 8.19 пункта 8 ГОСТ 56836-2016; акт по результатам анализа состояния производства, акт по результатам инспекционного контроля; решение в соответствии с подпунктом 8.19 пункта 8 ГОСТ 56836-2016.
В дальнейшем, 12.12.2017 по запросу таможенного органа, декларантом были представлены следующие документы: акт анализа состояния производства от 16.03.2017; акт от 08.12.2017 № 2ик по результатам дополнительного инспекционного контроля партии сертифицированной продукции, в котором были указаны сведения, не соответствующие сведениям, заявленным в декларации на товары, а именно: имеется ссылка на коносамент от 25.09.2017 № 1, дата отбора проб 09.10.2017, дата отгрузки 25.09.2017 (тогда как в ДТ № 10011010/111217/0000372 указан коносамент от 08.12.2018 № 1; согласно дополнительного соглашения № 5 к контракту, датой отгрузки считается дата коносамента); акт отбора образцов от 13.12.2017 № 3ик (цель отбора - дополнительный инспекционный контроль).
По прибытию товарной партии, 21.12.2017 декларантом было представлено письмо от 22.12.2017 № 284 о продлении срока выпуска ДТ, в связи с невозможностью предоставления протокола (заключения) по идентификации продукции до 31.12.2017.
На основании п. 4 ст. 196 Таможенного кодекса Таможенного союза, действовавшего на момент подачи вышеуказанной ДТ (далее - ТК ТС), ч. 2 ст. 220 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», срок выпуска товаров был продлен до 31.12.2017 (запрос предоставления документов, подтверждающих дополнительный инспекционный контроль).
Декларантом было предоставлено письмо от 22.12.2017 № 283, в котором декларант ссылается на акт отбора проб от 13.11.2017 № 3ик, однако фактически акт отбора проб №3ик, датирован 13.12.2017.
Выявленные несоответствия закономерно вызвали обоснованные сомнения поста в достоверности представленных сведений о товаре.
В дальнейшем, 28.12.201 декларантом было представлено заключение о качестве и безопасности продукции по результатам дополнительного инспекционного контроля от 28.12.2017; протокол испытаний от 27.12.2017 № 839 - Х-17 (ОА), протокол испытаний от 21.12.2017 № 839 (1)-ТИ-17 (ОА).
Между тем, в сроки выпуска, установленные статьей 196 ТК ТС, декларантом не были представлены документы (сведения) о проведении/не проведении плановой и/или внеплановой инспекционной проверки, в отношении товара, заявленного по ДТ в соответствии с подпунктом 4.8. пункта 4, подпунктом 5.3. пункта 5, пунктом 8 ГОСТ Р 56836-2016, ее результаты в соответствии с подпунктом 8.19 пункта 8 ГОСТ Р 56836 -2016 (в том числе, акт по результатам инспекционного контроля), запрошенные постом.
В связи с несоблюдением условий выпуска товаров, таможенным органом 31.12.2017 было принято решение об отказе в выпуске товара по ДТ №10011010/111217/0000372.
10.01.2018 должностным лицом Инкерманского таможенного поста была зарегистрирована ДТ № 10011010/100118/0000002, в соответствии с которой декларант - ООО «ТР-Цемент» заявил под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товар - клинкер портландцементный, предназначенный для производства портландцемента и дальнейшего использования в качестве строительного материала для наружных и внутренних строительных работ, а также общестроительного назначения, товарной марки «КАУСГМ», производства Турции (далее - «клинкер портландцементный»). В графе 31 ДТ, было заявлено, что товар соответствует требованиям ГОСТ 31108-2016, ГОСТ 30515-2013.
Для подтверждения соблюдения запретов и ограничений, декларантом был представлен в формализованном виде сертификат соответствия от 13.11.2017 № РОСС ТЯ.СГ43В.02732, срок действия которого, указан до 12.11.2018. В сертификате также было указано, что его действие распространяется на серийный выпуск продукции клинкер портландцементный марки «KAVCIM», производителем которого является фирма KAVCIMCIMENTOSANAYIVETICARETANONIMSIRKETI., Турция, и он соответствует требованиям нормативных документов: ГОСТ 31108-2016, ГОСТ 30515-2013.
Декларантом также был представлен акт отбора образцов от 05.01.2018 № 3ик клинкера портландцементного марки «KAVCIM» (цель отбора - дополнительный инспекционный контроль).
С целью подтверждения соблюдения запретов и ограничений, а именно, подтверждения действия вышеуказанного сертификата происхождения, должностным лицом Инкерманского таможенного поста, декларанту был направлен запрос от 10.01.2018 о предоставлении: документов (сведений) о проведении/ не проведении дополнительного инспекционного контроля в отношении настоящей судовой партии портландцемента, включающего отбор проб цемента на границе, в соответствии с подпунктом 8.2 пункта 8 ГОСТ Р 56836-2016, его результаты; в соответствии с подпунктом 4.8. пункта 4, подпунктом 5.3. пункта 5, подпунктами 8.2., 8.19 пункта 8 ГОСТ Р 56836-2016: акт отбора проб (образцов) товара, протокол испытаний, акт по результатам анализа состояния производства, акт по результатам инспекционного контроля; решение в соответствии с подпунктом 8.19 пункта ГОСТ Р 56836-2016.
В связи с несоблюдением условий выпуска товаров, таможенным органом, 11.01.2018 было принято решение об отказе в выпуске товара по ДТ №10011010/100118/0000002.
Не согласившись с решениями таможенного органа заявитель обратился 26.03.2018 с жалобой в Севастопольскую транспортную прокуратуру.
По результатам проверки жалобы, которой было установлены нарушения таможенного органа при отказе в выпуске товара по ДТ, 10.04.2018 было вынесено в адрес Севастопольской таможни представление об устранении нарушений таможенного законодательства, причин и условий им способствующих.
Севастопольская таможня рассмотрела вынесенное представление и отклонила его в полном объеме.
Не согласившись с решениями Севастопольской таможни от 11.01.2018 об отказе в выпуске по ДТ №10011010/100118/0000002 и от 31.12.2017 об отказе в выпуске по ДТ №10011010/111217/0000372, ООО «ТР-Цемент» обратилось в Арбитражный суд города Севастополя суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции было отказано.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), товары перемещаются через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Пунктами 1, 2 статьи 104 ТК ЕАЭС установлено, что товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено ТК ЕАЭС.
Согласно пункта 3 статьи 105 ТК ЕАЭС, декларация на товары используется при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.
При этом, условием помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, является соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС (подпункт 3 пункта 1 статьи 135 ТК ЕАЭС).
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС, «запреты и ограничения» - это применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования.
Пунктом 2 статьи 7 ТК ЕАЭС установлено, что соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о ЕАЭС, а мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, - в случаях и порядке, установленных в соответствии с законодательством государств-членов, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее Закон № 184-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также к выполнению работ или оказанию услуг в целях добровольного подтверждения соответствия; оценке соответствия.
Статьей 2 Закона № 184-ФЗ установлено, что оценка соответствия - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту; подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров; сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 Закона № 184-ФЗ, для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Представление указанных документов не требуется в случае помещения продукции под таможенную процедуру отказа в пользу государства.
Согласно п. 2 ст. 184 Закона № 184-ФЗ, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона обязательное подтверждение соответствия осуществляется только в отношении продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации. До дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательная оценка соответствия, в том числе подтверждение соответствия и государственный контроль (надзор), а также маркирование продукции знаком соответствия осуществляется в соответствии с правилами и процедурами, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, принятыми до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 статьи 46 Закона № 184-ФЗ, установлено, что Правительством РФ до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
При этом, следует особо отметить, что технический регламент в отношении цемента в Российской Федерации не принят.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» (далее - Постановление № 982), определен перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (в форме обязательной сертификации).
Пунктом 3 Постановления № 982 установлено, что Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии и Федеральной таможенной службе с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти на основе единых перечней продукции, утвержденных пунктом 1 настоящего Постановления, надлежит обеспечить публикацию информации: о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования; о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия при помещении под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, с указанием кодов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2015 № 930 «О внесении изменений в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации», единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации был дополнен разделом 2523 «Цемент». При этом, к числу продукции, подлежащей обязательной сертификации, отнесен цемент: портландцемент, цемент глиноземистый, цемент шлаковый, цемент суперсульфатный и аналогичные гидравлические цементы, неокрашенные или окрашенные, готовые или в форме клинкеров.
Кроме того, в едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденном Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 526 (в редакции Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2012 № 102), содержится позиция «22. Строительные материалы и изделия».
Во исполнение требований пункта 3 Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой, осуществляется в форме принятия декларации о соответствии», Росстандарт разместил в электронно-цифровой форме на своем официальном сайте www.gost.ruв информационно-телекоммуникационной сети Интернет, Информацию, включающую в графе 2 раздела «(5730, 5740) 2523 Цемент» ссылки на коды 23.51.12 («портландцемент») ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, утвержденный приказом Росстандарта от 31.01.2014 N14-ст). В графе 3 данного раздела Информации, содержится указание на национальные стандарты, требованиям которых, должны отвечать портландцементы. К их числу отнесен, в том числе, ГОСТ Р 56836-2016, на основании которого осуществляется оценка соответствия ввозимых на территорию Таможенного союза цементов.
Соответственно, следует признать факт того, что «портландцемент серый», ввозимый Обществом на территорию Российской Федерации, подлежит обязательной сертификации, в связи с чем, при декларировании данного товара, декларант, в данном случае Общество, обязан подтвердить соблюдение установленных ограничений, путем представления сертификата соответствия.
Между тем, правила сертификации цементов определены ГОСТ Р 56836-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Правила сертификации цементов», утвержденный и введенный в действие приказом Росстандарта от 11.01.2016 № 1-ст «Об утверждении национального стандарта» (далее - ГОСТ Р 56836-2016), который устанавливает содержание процедур и порядок проведения работ по сертификации цементов на соответствие требованиям, определенным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982.
В свою очередь, вышеназванный стандарт предназначен для применения заявителями (изготовителями, лицами, выполняющими функции иностранного изготовителя), органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами), специалистами органа, осуществляющего федеральный государственный контроль за деятельностью аккредитованных лиц, и других заинтересованных лиц.
Кроме того, пунктом 3.16 ГОСТ Р 56836-2016 установлено, что объекты обязательной сертификации: Цементы: портландцемент, цемент глиноземистый, цемент шлаковый, цемент суперсульфатный и аналогичные гидравлические цементы, неокрашенные или окрашенные, готовые или в форме клинкеров, классифицируемые кодами группы 2523 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и кодами, размещенными в Информации о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (в форме обязательной сертификации), с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования.
Соответственно, следует признать факт того, что вышеназванный ГОСТ является обязательным при проведении сертификации «цементов» сообразуясь с Постановлением № 982.
Между тем, пунктом 5 ст. 127 ТК ЕАЭС установлено, что товары, подлежащие санитарно-карантинному, ветеринарному, карантинному фитосанитарному и другим видам государственного контроля (надзора), помещаются под таможенную процедуру только после осуществления соответствующего вида государственного контроля (надзора).
На основании вышеизложенного, коллегия судей апелляционной инстанции пришла к выводу о том, что решение о выпуске товара «портландцемент серый» таможенным органом может быть принято только после осуществления органом по сертификации инспекционного контроля ввозимой партии цемента, который предусмотрен положениями вышеуказанного ГОСТа.
В соответствии с подпунктом 8.2 пункта 8 ГОСТ Р 56836-2016, инспекционный контроль проводится в течение всего срока действия сертификата соответствия, органом по сертификации, выдавшим сертификат соответствия на данную продукцию. Инспекционный контроль проводится в форме инспекционных проверок (плановых или внеплановых).
Кроме того, коллегия судей считает, что объективной реальностью то, что каждая ввозимая партия портландцемента серого, страной происхождения которого, является страна, не являющаяся членом Евразийского экономического союза, подлежит обязательному дополнительному инспекционному контролю с целью подтверждения соответствия качественных характеристик ввезенного товара стандарту, на соответствие которому получен сертификат.
В соответствии с п.п. 8.18 п. 8 ГОСТ Р 56836-2016, результаты инспекционной проверки оформляют отдельными документами по каждой операции: протоколом (протоколами) испытаний, актом по результатам анализа состояния производства. Эти документы должны содержать достаточные сведения и выводы, позволяющие на их основе сделать однозначное заключение о действии сертификата соответствия. На основе этих документов составляется акт, в котором даются оценки результатов испытаний образцов, стабильности качества продукции и общее заключение о состоянии ее производства.
Согласно подпункта 8.19 пункта 8 ГОСТ Р 56836-2016, по результатам инспекционного контроля орган по сертификации принимает решение: о подтверждении действия сертификата соответствия; о приостановке сертификата соответствия; о прекращении действия сертификата соответствия.
В свою очередь, судом установлено, что в предоставленных Заявителем в таможенный орган документах, отсутствовали результаты дополнительного инспекционного контроля ввозимой партии цемента о подтверждении действия сертификата соответствия, а также документы (сведения) о проведении/не проведении плановой и/или внеплановой инспекционной проверки в отношении товара, заявленного по ДТ в соответствии с подпунктом 4.8. пункта 4, подпунктом 5.3. пункта 5, пунктом 8 ГОСТ Р 56836-2016, ее результаты в соответствии с подпунктом 8.19 пункта 8 ГОСТ Р 56836-2016.
В этой связи, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу относительно того, что при осуществлении таможенного контроля таможенный орган вправе принимать меры, направленные на установление соответствия ввозимой продукции требованиям, предъявляемым к качеству продукции, в том числе требовать предоставления результатов дополнительной инспекции цементов, подлежащих обязательной сертификации.
Также, суд первой инстанции правомерно признал безосновательным довод Общества, относительно отсутствия у таможенного органа полномочий на истребование результатов инспекционного контроля, проведение которого, относится к компетенции органа сертификации, исходя из следующего.
Функции (обязанности) таможенных органов изложены в ст. 12 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». В том числе, указанные органы, обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и законодательством Российской Федерации, запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации, в соответствии с правами, определенными ст. 19 указанного федерального закона, в том числе, имеют право требовать документы, сведения, предоставление которых предусмотрено положениями таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и иного законодательства Российской Федерации, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы.
Согласно пп.3 п. 1 ст. 135 ТК ЕАЭС, условиями помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления является, в том числе, соблюдение запретов и ограничений в соответствии со ст. 7 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, к «запретам и ограничениям» относятся меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке, меры технического регулирования. Статьей 108 ТК ЕАЭС определен перечень документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, в число которых входят документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка.
К таким документам относятся и сведения о проведении/не проведении дополнительного инспекционного контроля, запрошенные у заявителя таможенным органом в отношении партии портландцемента, заявленной в декларация на товары в рассматриваемом случае.
Соответственно, следует признать факт того, что при осуществлении таможенного контроля, таможенный орган вправе принимать меры, направленные на установление соответствия ввозимой продукции требованиям, предъявляемым к качеству продукции, в том числе, требовать предоставления результатов дополнительной инспекции цементов, подлежащих обязательной сертификации.
На основании вышеизложенного, коллегия судей апелляционной инстанции пришла к вводу о том, что суд первой инстанции обоснованно признал правомерность принятых таможенным органом решений от 31.12.2017, от 11.01.2018 об отказе в выпуске товара по ДТ № 10011010/111217/0000372, ДТ № 10011010/100118/0000002.
Довод апелляционной жалобы относительно того, что что запрос таможенным органом акта инспекционного контроля противоречит ст. 29 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и самому ГОСТ Р 56836-2016, признается судом апелляционной инстанции безосновательным, исходя из следующего.
Как указывалось судом ранее, ГОСТ Р 56836-2016 устанавливает содержание процедур и порядок проведения работ по сертификации цементов на соответствие требованиям, определенным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982.
Данный стандарт предназначен для применения заявителями (изготовителями, лицами, выполняющими функции иностранного изготовителя), органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами), специалистами органа, осуществляющего федеральный государственный контроль за деятельностью аккредитованных лиц, и других заинтересованных лиц.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 195 ТК ТС (по ДТ
№ 10011010/111217/0000372), подпунктом 1 пункта 1 статьи 118 ТК ЕАЭС (по ДТ № 10011010/100118/0000002), выпуск товаров производится таможенным органом при условии, что лицом соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры, за исключением случаев, когда такое условие, как соблюдение запретов и ограничений в соответствии с Договором о Союзе (примечание: Евразийский экономический союз) и (или) законодательством государств-членов ЕАЭС, может быть подтверждено после выпуска товаров.
Таможенный орган не является органом, наделенным правом давать оценку соответствия продукции (товаров) требованиям национальных стандартов и технических регламентов, однако, он обеспечивает контроль за соблюдением запретов и ограничений при ввозе товаров на территорию ЕАЭС. Я
Также судом апелляционной инстанции признается безосновательной ссылка Общества в своей апелляционной жалобе на судебные акты поделам №А06-2694/2017, № А06-713/2018, в качестве обязательного к использованию источника правоприменительной практики, ввиду того, что, несмотря на схожие обстоятельства дела, причины принятия обжалованных решений являются разными (в выпуске товара было отказано в связи с тем, что сертификат соответствия выдан, по мнению таможенного органа, на основе протокола испытаний, проведенных лабораторией, не аккредитованной в области цемента).
Кроме того, судебные акты Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче на рассмотрение Президиума ВС РФ, не являются источниками для формирования судебной практики.
Остальные доводы апелляционной жалобы свидетельствуют о несогласии с установленными судом первой инстанции обстоятельствами и оценкой доказательств, и, по существу, направлены на их переоценку, при этом, оснований для их переоценки суд апелляционной инстанции не усматривает.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 16 августа 2018 года по делу № А84-1491/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТР-Цемент» - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий А.Ю. Карев
Судьи В.С. Голик
В.А. Омельченко