ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А84-1806/18 от 04.12.2018 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь                                                                             

10 декабря 2018 года                                             Дело №А84-1806/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря  2018 года

Постановление изготовлено в полном объеме  10 декабря  2018 года

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Малышевой И.А.,

судей Голика В.С., Градовой О.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дьяченко М.С.,

с участием  представителей:

от Департамента городского хозяйства города Севастополя –                      ФИО1, по доверенности от 19.04.2018 №37,

от Местной администрации внутригородского муниципального образования города Севастополя–Ленинского муниципального округа – ФИО2, по доверенности от 15.02.2018 в №01,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Местной администрации внутригородского муниципального образования города Севастополя–Ленинского муниципального округа на решение Арбитражного суда города Севастополя от 01.10.2018 по делу № А84-1806/2018 (судья Минько О.В.), принятое по заявлению Местной администрации внутригородского муниципального образования города Севастополя–Ленинского муниципального округа к Департаменту городского хозяйства города Севастополя о признании недействительным предписания.

УСТАНОВИЛ:

Местная администрация внутригородского муниципального образования города Севастополя – Ленинского муниципального округа (далее – заявитель, администрация, МА ВМО Ленинского МО) обратилась в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании  недействительным предписания главного специалиста – эксперта отдела инспекционной работы Управления контроля городского хозяйства Департамента городского хозяйства города Севастополя ФИО3 от 17.04.2018 №0342.

Решением Арбитражного суда города Севастополя от 01.10.2018 по делу №А84-1806/2018 в удовлетворении требований Местной администрации внутригородского муниципального образования города Севастополя – Ленинского муниципального округа  отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, Местная администрация внутригородского муниципального образования города Севастополя – Ленинского муниципального округа (далее - апеллянт) обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. Полагает, что мероприятия, изложенные в предписании,  касаются территорий, где отсутствуют собственники и пользователи земельных участков или земельные участки находятся в собственности города Севастополя. При этом апеллянт указывает, что земельные участки, указанные в предписании, относятся к долевой собственности жилого дома №20-д по улице Гоголя, а следовательно,  не относятся к зоне ответственности ВМО Ленинского МО. Кроме того, податель апелляционной жалобы ссылается на то обстоятельство, что МА ВМО Ленинского МО сама не осуществляет ликвидацию свалок, для этих нужд с ООО «Благоустройство города «Севастополь» был заключен договор от 30.03.2018   на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,  срок исполнения таких услуг по договору 5 рабочих дней, при этом, срок исполнения предписания  составил 2 рабочих дня.

            29.11.2018 от МА ВМО Ленинского МО поступила уточненная апелляционная жалоба, в соответствии с которой апеллянт дополнительно указал, что уполномоченный орган осуществил свои действия с превышением  полномочий, поскольку контроль за переданными отдельными государственными полномочиями города Севастополя осуществляется в рамках ст. 8 Закона №314-зс и Постановления №179-ПП. Полагает, что у  Департамента городского хозяйства города Севастополя нет полномочий на вынесение предписания.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством публикации информации на официальном Интернет-сайте.

В судебном заседании представитель МА ВМО Ленинского МО поддержал доводы апелляционной инстанции с учетом представленных уточнений. Представитель Департамента городского хозяйства города Севастополя возразил против доводов апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы проверены апелляционным судом в порядке                    ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Оснований для его отмены или изменения решения суда, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Из материалов дела следует и судом установлено, что 17.04.2018 главным специалистом-экспертом отдела инспекционной работы Управления контроля городского хозяйства Департамента городского хозяйства города Севастополя ФИО3 в ходе мониторинга территории города Севастополя  на склоне в районе домов №15 по                              ул. А. Крылова и №20-Д по ул. Гоголя выявлено место несанкционированной свалки, а именно, наличие значительного, более    0,1-го метра кубического, количества твердых коммунальных отходов в виде остатков продуктов питания и жизнедеятельности человека, тары (пластиковой, стеклянной и картонной), боя стеклянной посуды, полиэтиленовых пакетов, что является нарушением Правил благоустройства территории города Севастополя, утвержденных постановлением Правительства Севастополя от 03.11.2017 №844-ПП, о чем составлен акт обследования территории на предмет соблюдения правил благоустройства от 17.04.2018 и фототаблица к нему  (том 1 л.д.39, 40).

18.04.2018 по результатам вышеуказанного мониторинга Департаментом вынесено предписание № 0342 в адрес МА ВМО Ленинского МО (далее – Предписание), которым заявителю предписано устранить нарушения   пп. «в» п. 4.11.3,11.1 и 11.5 Правил благоустройства территории города Севастополя, утвержденных постановлением Правительства Севастополя от 03.11.2017 №844-ПП, а именно, осуществить мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки по указанному выше адресу  в срок до 23.04.2018 (том 1 л.д.12).

Предписание получено 19.04.2018.

Не согласившись с указанным предписанием, Администрация обжаловала его в судебном порядке.

Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что МА ВМО Ленинского МО, являясь лицом, которому переданы полномочия города Севастополя по ликвидации несанкционированных свалок, обязана осуществлять мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки отходов с указанной в предписании территории, предписание вынесено уполномоченным органом в рамках установленной процедуры.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта, исходя из следующего.

В силу положений ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.

Согласно статье 1 Закона города Севастополя 24.04.2014 № 3-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя» все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17.03.2014, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.

В соответствии со статьёй 6 Закона города Севастополя от 03.06.2014 № 17-ЗС «Об установлении границ и статусе муниципальных образований в городе Севастополе» Ленинский муниципальный округ наделен статусом внутригородского муниципального образования.

Пунктом 2 статьи 1 Закона города Севастополя № 314-ЗС от 29.12.2016 «О наделении органов местного самоуправления в городе Севастополе отдельными государственными полномочиями города Севастополя» реализация мероприятий по удалению твердых коммунальных отходов, в том числе с мест несанкционированных и бесхозных свалок, и по их транспортировке для утилизации отнесена к числу государственных полномочий, которыми наделяются органы местного самоуправления.

Подпунктом «в» пункта 4.11.3. Правил благоустройства города Севастополя, утверждённых постановлением Правительства Севастополя от 03.11.2017 № 844-ПП «Об утверждении Правил благоустройства территории города Севастополя» (далее-Правила благоустройства) установлено, что мероприятия по содержанию объектов благоустройства и элементов благоустройства включают, в том числе,  ликвидацию несанкционированных свалок отходов.

Пунктами 11.1.,  11.5. Правил благоустройства, нарушение которых также вменено в вину заявителю согласно предписанию,  установлено, что мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок отходов осуществляются уполномоченными лицами и включают мероприятия по пресечению возникновения несанкционированных свалок отходов, в случае выявления лиц, осуществляющих организацию несанкционированных свалок отходов, направлению информации о таких лицах в уполномоченный на составление протокола об административном правонарушении орган, обеспечению непосредственной ликвидации несанкционированных свалок отходов. В случае невозможности установления лиц, осуществивших организацию несанкционированных свалок отходов, удаление отходов и рекультивация территорий несанкционированных свалок отходов производится за счет уполномоченного лица.

В соответствии с пунктом 2.3.7. указанных Правил,  благоустройство территорий, не принадлежащих юридическим и физическим лицам либо индивидуальным предпринимателям на праве собственности или ином вещном праве, а также территорий, в отношении которых с юридическими и физическими лицами либо индивидуальными предпринимателями не заключались соответствующие договоры на содержание и благоустройство прилегающих территорий, осуществляют уполномоченные органы исполнительной государственной власти города Севастополя и (или) органы местного самоуправления в городе Севастополе в соответствии с установленными полномочиями и в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города Севастополя.

На момент рассмотрения настоящего спора постановлением Правительства Севастополя от 16.08.2018 № 530-ПП Правила благоустройства дополнены 2.3.8., согласно которому в случае наделения органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города Севастополя отдельными государственными полномочиями города Севастополя в сфере благоустройства, такие полномочия осуществляются при финансовом обеспечении в соответствии с соглашением о предоставлении субвенции, предусмотренным постановлением Правительства Севастополя от 16.03.2017 № 208-ПП «Об утверждении Порядка предоставления и расходования субвенций из бюджета города Севастополя бюджетам внутригородских муниципальных образований города Севастополя для реализации отдельных государственных полномочий по выполнению мероприятий в сфере благоустройства».

29.12.2017 между Департаментом городского хозяйства города Севастополя и Местной администрацией внутригородского муниципального образования города Севастополя Ленинского муниципального округа заключено Соглашение №2 о предоставлении субвенции бюджету внутригородского муниципального образования города Севастополя – Ленинского муниципального округа на реализацию отдельных государственных полномочий города Севастополя в соответствии с Законом города Севастополя от 29.12.2016 №314-ЗС «О наделении органов местного самоуправления в городе Севастополе отдельными государственными полномочиями города Севастополя» (далее – Соглашение) (том 1 л.д.47-50).

Пунктом 1.4. названного Соглашения предусмотрено, что субвенция предоставляется, в числе прочего, на оплату мероприятий по удалению твердых коммунальных отходов, в том числе с мест несанкционированных и бесхозных свалок, на территориях Ленинского муниципального округа, согласно Закону города Севастополя от 03.06.2014 №17-ЗС «Об установлении границ и статусе муниципальных образований в городе Севастополе» и по их транспортировке для утилизации.

По условиям указанного пункта Соглашения,  на территориях, не включенных в перечень мест общего пользования согласно постановлению Правительства от 24.08.2017 № 620-ПП «Об утверждении мест общего пользования и перечня мероприятий по благоустройству, проводимых на их территории за счет средств бюджета города Севастополя» (с изменениями), являющихся государственной или муниципальной собственностью, при необходимости выполняются мероприятия, указанные в подпунктах  1-4 п. 1.4 настоящего Соглашения, при наличии заключения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об отсутствии у третьих лиц правоустанавливающих документов в отношении земельного участка, на котором планируется выполнение соответствующих мероприятий, с обязательным последующим включением данной территории в перечень мест общего пользования, подлежащих содержанию за счет средств бюджета города Севастополя.

Из приведенных норм права следует, что  заявителю переданы государственные полномочия по проведению мероприятий по удалению твердых коммунальных отходов, в том числе с мест несанкционированных и бесхозных свалок, на территориях Ленинского муниципального округа и соответствующие субвенции на их выполнение, независимо от включения территории, на которой выявлена свалка, в перечень мест общего пользования.   Необходимым условием для реализации данного полномочия является отсутствие сведений о принадлежности соответствующих территорий юридическим и физическим лицам либо индивидуальным предпринимателям на праве собственности или ином вещном праве и соответствующее  заключение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об отсутствии у третьих лиц правоустанавливающих документов в отношении земельного участка, на котором планируется выполнение соответствующих мероприятий.

В рассматриваемой ситуации данное условие соблюдено.

Из писем Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 28.05.2018 № 12832/05-05-21/18 и  Севреестра от 07.05.2018 №1126/45-12-11/18 (том 1 л.д 1, 41,42)  следует, что частично место расположения свалки по данным автоматизированной системы «Управление государственным и муниципальным имуществом» соответствует расположению земельных участков  с кадастровыми номерами 91:03:001015:1025 (предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование ГБДОУ города Севастополя «Детский сад № 21» на основании распоряжения Департамента от 22.03.2016 № 848-РДЗ), земельного участка с кадастровым номером 91:03:001015:2047 (с видом разрешенного использования «среднеэтажная жилая застройка»), с кадастровым номером 91:03:001015:1688 (с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства»). При этом по состоянию на 07.05.2018 в ЕГРН отсутствуют сведения о регистрации права собственности на объекты недвижимости с кадастровыми номерам 91:03:001015:1688, 91:03:001015:2056.

Право собственности на земельный участок 91:03:001015:1025 зарегистрировано за городом федерального значения Севастополем, детскому саду земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование.

Согласно представленной Департаментом схеме дислокации свалки одна часть свалки   расположена на неучтенных землях, а другая её часть - на земельном участке с кадастровым номером 91:03:001015:1688 (том 1 л.д. 40 (оборот)), в отношении которого отсутствуют сведения о регистрации права собственности, из чего суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что территория, на которой  выявлена свалка, является общедоступной, права третьих лиц на неё не зарегистрированы,  в связи с чем обязанность по ликвидации выявленной на ней свалки возложена на заявителя и должна быть им реализована в качестве одного из полномочий субъекта Российской Федерации (города федерального значения Севастополя), исполнение которого обеспечено предоставлением субвенций из бюджета субъекта РФ и для реализации которого заявителем с ООО «Благоустройство города «Севастополь» был заключен договор от 30.03.2018   на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (т. 1 л.д. 5257).

Оснований для переоценки данного вывода при установленных фактических обстоятельствах дела не имеется.

С учётом изложенного, следует признать верным вывод суда первой инстанции о том, что предписание вынесено при наличии законных оснований и адресовано уполномоченному на его исполнение лицу.

Довод апеллянта об отсутствии у Департамента полномочий на проведение проверки и вынесение предписания судом апелляционной инстанции исследован и отклонен, исходя из следующего:

Постановлением Правительства Севастополя от 16.09.2016 № 875-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте городского хозяйства города Севастополя» Департамент наделён функцией по государственному контролю (надзору) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, физическими лицами требований законодательства города Севастополя в сфере благоустройства, в том числе утвержденных Правительством Севастополя правил и порядков в сфере благоустройства на территории города Севастополя (в границах административно-территориальных единиц - районов города Севастополя) (пункт 1 Положения).

Департамент проводит ежедневные и тематические мониторинги по наблюдению за выполнением требований законодательства города Севастополя в сфере благоустройства, в том числе утвержденных Правительством Севастополя правил и порядков в сфере благоустройства, на территории города Севастополя гражданами, юридическими лицами, их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (подпункт 89 пункта 1 раздела 2 Положения).

В соответствии с подпунктом 1.10.6. раздела 2 Положения в ходе выявления нарушений в сфере благоустройства Департамент, в числе прочего,  выносит обязательные для исполнения юридическими — лицами, их должностными - лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами предписания об устранении выявленных правонарушений (пункт 4).

 Порядок выдачи предписаний при выявлении нарушений в сфере благоустройства и контроля за их исполнением установлен приказом Департамента от 19.12.2017 №342-ОД.

Таким образом, полномочия Департамента как представителя собственника имущества по проведению мониторинга выполнения Правил благоустройства и выдаче предписаний при выявлении нарушений в данной сфере предусмотрены  Положением о Департаменте и указанным Приказом, доводы апеллянта об обратном неосновательны.

Нарушений  норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, не установлено.

С учётом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, отмене или изменению не подлежит.

Вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не рассматривается, поскольку апеллянт от её уплаты освобождён.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

           решение Арбитражного суда города Севастополя от 01.10.2018 по делу № А84-1806/2018  оставить без изменения, апелляционную жалобу Местной администрации внутригородского муниципального образования города Севастополя–Ленинского муниципального округа  - без удовлетворения.

  Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа  в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме), в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                                     И.А. Малышева

Судьи                                                                                               В.С. Голик

О.Г. Градова