ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А84-2286/20 от 30.11.2021 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. + 7(8692) 54-74-95

www.21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

07 декабря 2021 года

Дело № А84-2286/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2021 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2021 года.

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего

судей

Приваловой А.В.,

Кузняковой С.Ю.,

Градовой О.Г.,

при осуществлении протоколирования судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,

при участии в судебном заседании:

от Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя – ФИО1, представитель по доверенности №34/01-36-01-02/02/21 от 14.01.2021, личность удостоверена по паспорту гражданина Российской Федерации, представлен диплом;

от Управления Федерального казначейства по городу Севастополю: ФИО2, представитель по доверенности № 74-15-22/1538 от 27.05.2021, личность подтверждена по удостоверению, представлен диплом; ФИО3,представитель по доверенности
№ 74-15-22/1543 от 27.05.2021, личность подтверждена по удостоверению;

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства;

рассмотрев апелляционные жалобы Департамента сельского хозяйства города Севастополя и Управления Федерального казначейства по г. Севастополю на решение Арбитражного суда города Севастополя от 31 марта 2021 года по делу № А84-2286/2020, принятое по заявлению Департамента сельского хозяйства города Севастополя к Управлению Федерального казначейства по г. Севастополю, при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Правительства Севастополя, сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего снабженческого сбытового обслуживающего кооператива «Крымморепродукт», общества с ограниченной ответственностью «Качинский+», акционерного общества «Артвин», общества с ограниченной ответственностью «Добробут-Инвест Плюс», общества с ограниченной ответственностью «Легадо», общества с ограниченной ответственностью «СВЗ-Агро», общества с ограниченной ответственностью «Виноград Плюс», общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Золотая Балка», крестьянского (фермерского) хозяйства «Чоргун», крестьянского (фермерского) хозяйства «Виноградарь», индивидуального предпринимателя ФИО4, Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя, об оспаривании представления,

установил:

Департамент сельского хозяйства города Севастополя (правопреемник – Департамент сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя, далее – заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании недействительным представления от 18.02.2020 № 74-18-10/411 Управления федерального казначейства по городу Севастополю (далее - Управление, УФК по г.Севастополю, орган контроля) в части пунктов 1, 3, 4 описательной части представления и требования по устранению нарушения, изложенного в пункте 4 резолютивной части представления.

Спор разрешен судом при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Правительства Севастополя, Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя, сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего снабженческого сбытового обслуживающего кооператива «Крымморепродукт» (далее - СППССОК «Крымморепродукт»), общества с ограниченной ответственностью «Качинский+» (далее – ООО «Качинский+»), акционерного общества «Артвин» (далее – ООО «Артвин»), общества с ограниченной ответственностью «Добробут-Инвест Плюс» (далее – ООО «Добробут-Инвест Плюс»), общества с ограниченной ответственностью «Легадо» (далее – ООО «Легадо»), общества с ограниченной ответственностью «СВЗ-Агро» (далее – ООО «СВЗ-Агро»), общества с ограниченной ответственностью «Виноград Плюс» (далее – ООО «Виноград Плюс»), общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Золотая балка» (далее – ООО «Агрофирма «Золотая балка»), крестьянского (фермерского) хозяйства «Чоргун» (далее – КФХ «Чоргун»), крестьянского (фермерского) хозяйства «Виноградарь» (далее – КФХ «Виноградарь»), индивидуального предпринимателя ФИО4 (далее – ИП ФИО4).

Решением Арбитражного суда города Севастополя от 31.03.2021 заявленные требования удовлетворены частично, оспоренное представление признано недействительным в части возложения на Департамент обязанности по принятию мер по устранению причин и условий бюджетных нарушений в соответствии со следующими пунктами описательной части представления:

-пункта 1 в части: вмененного нарушения порядка и условий расходования средств субсидии, выразившегося в многократном субсидировании на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми насаждениями (семечковыми, косточковыми и орехоплодными культурами), виноградниками в сумме 138 716 382,51 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в объеме 132 977 563,39 руб.; суммы вмененного нарушения, превышающей 91 335 000,29 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета в объеме 86 768 250,28 руб.;

-пунктов 3 и 4 (путем возврата средств субсидии в федеральный бюджет).

В удовлетворении остальной части требований отказано.

Не согласившись с принятым решением в части удовлетворения требования о признании недействительным представления по пункту 3 и 4 представления, УФК по г. Севастополю обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит в этой части решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Полагает, что оспариваемое в этой части представление является законным, поскольку Департамент не обеспечил выполнение показателя результативности, предоставив СППССОК «Крымморепродукт» денежные средства на сумму 15 000 000,00 руб., не обратил внимание, что указанным кооперативом не было принято на работу ни одного человека, в том числе в 2019 году, не созданы реально рабочие места, что привело к неэффективному использованию бюджетных средств. Суд не учел, что в данном случае не были исполнены взятые по соглашению обязательства о создании рабочих мест, в связи с чем не применил нормы статей 2, 309 ГК РФ. В части выводов суда об отсутствии вмененных нарушений, изложенных в пункте 1 спорного представления по эпизоду многократного субсидирования на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями и виноградниками в сумме 138 716 382,51 руб. и по эпизоду повторного предоставления субсидирования на одни и те же цели в части суммы, превышающей 91 3335 000,29 руб., Управление согласилось и решение в этой части не обжалует.

Не согласившись с принятым решением в отказанной части, Департамент сельского хозяйства г. Севастополя (правопреемник - Департамент сельского хозяйства и потребительского рынка Севастополя) обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, недоказанности обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, просит в части отказа в удовлетворении требований относительно признания недействительным пункта 1 представления, в соответствии с которым в вину Департаменту вменено нарушение по эпизоду повторного, для выполнения ранее установленных показателей результативности, предоставления средств субсидии на те же цели, на оказание содействия достижению целевых показателей развития агропромышленного комплекса в сумме 91 3335 000,29 руб. (с учетом снижения суммы решением суда) и принять в этой части по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы Департамент приводит доводы о том, что в сфере агропромышленного комплекса не предусмотрена методика определения показателей результативности в зависимости от предоставления средств субсидии на оказание содействия достижению целевых показателей развития АПК; право на получение указанных мер государственной поддержки носит исключительно заявительный характер, в связи с чем на начало финансового года невозможно запланировать объем принимаемых Департаментом бюджетных обязательств, а, следовательно, невозможно установить критерий соотнесения размера средств предоставляемой предприятию субсидии к размеру показателя результативности, который необходимо достичь; показатель результативности подлежит оценке исключительно по окончанию финансового года. Указывает, что Департамент лишен возможности в начале финансового года осуществлять планирование, касающееся предоставления бюджетных средств и установления показателей результативности по каждому конкретному предприятию агропромышленного комплекса города Севастополя. В свою очередь, по итогам финансового года Департаментом достигнуты показатели результативности, установленные субъекту – городу Севастополю Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, при полном освоении бюджетных средств доведенной субсидии из федерального бюджета на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса. Полагает, что действующим законодательством предусмотрено право сельскохозяйственных предприятий на неоднократное обращение за компенсацией проведенных работ в течении всего календарного года.

Таким образом, решение суда первой инстанции в части признания недействительным пункта 1 представления по эпизоду многократного субсидирования на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми насаждениями (семечковыми, косточковыми и орехоплодными культурами), виноградниками в сумме 138 716 382,51 руб., предметом апелляционного обжалования сторон не является, возражений в данной части судебного решения лицами, участвующими в деле не заявлено, соответственно, в силу положений части 5 статьи 268 АПК РФ судебное решение в этой части апелляционному пересмотру не подлежит.

В представленных отзывах на апелляционные жалобы и письменных пояснениях стороны возразили против доводов апелляционных жалоб друг друга.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в отзыве на апелляционную жалобу Управления возразило против приведенных в ней доводов, указывая, что при подписании соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 09.02.2018 № 082-09-2018-328 в показателях результативности исполнения мероприятий, в целях которых предоставляется субсидия, не имелось ввиду, что получатель грантовой поддержки в обязательном порядке за указанный период должен не только создать рабочие места, но и принять на работу работников. Полагает, что нарушений со стороны Департамента при исполнении соглашения не имеется, в связи с чем просит требования апелляционной жалобы Департамента удовлетворить, а апелляционную жалобу Управления оставить без удовлетворения.

Определением от 29.10.2021 апелляционный суд в соответствии с положениями статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), ввиду произошедшей реорганизации Департамента сельского хозяйства города Севастополя заменил в порядке процессуального правопреемства заявителя по делу на его правопреемника – Департамент сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя.

Определением председателя четвертого судебного состава Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2021 в порядке статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Кравченко В.Е., ввиду ее нахождения в отпуске, на судью Градову О.Г. в составе суда по рассмотрению настоящего дела, в связи с чем рассмотрение апелляционных жалоб начато сначала.

В судебном заседании представитель Департамента поддержала доводы своей апелляционной жалобы, против доводов жалобы Управления возражала, просила в ее удовлетворении отказать. Представители Управления, напротив, возражали против доводов апелляционной жалобы Департамента, настаивая на удовлетворении своей апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети «Интернет» по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 АПК РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 156 и частью 1 статьи 266 АПК РФ апелляционные жалобы рассмотрены в отсутствие неявившихся лиц.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части проверены апелляционным судом в порядке статей 266, 268 АПК РФ.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив приведенные в апелляционных жалобах доводы, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части в связи со следующим.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с 19.11.2019 по 30.12.2019 в соответствии с планом контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере на 2019 год, на основании приказа Управления Федерального казначейства по г. Севастополю от 27.09.2019 № 268, в отношении Департамента сельского хозяйства города Севастополя органом контроля проведена выездная проверка на предмет использования средств из федерального бюджета за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса в рамках подпрограммы «Развитие отраслей агропромышленного комплекса, обеспечивающих ускоренное импортозамещение основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» государственной программы Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».

По результатам контрольного мероприятия Управлением составлен акт от 30.12.2019 № 74-18-12/26. На указанный акт Департаментом 24.01.2020 были направлены возражения с приложением документов в обоснование доводов.

В связи с выявленными нарушениями Департаменту выдано представление от 18.02.2020 № 74-18-10/411, в котором на основании статей 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), пункта 68 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092, заявителю предписано: по пунктам 1, 2, 3 описательной части представления принять меры по устранению причин и условий бюджетных нарушений в срок до 31.03.2020; по пункту 4 представления в срок до 31.03.2020 принять меры по устранению причин и условий бюджетного нарушения путем возврата средств субсидии в федеральный бюджет в сумме 5 212 561,10 руб.; о результатах исполнения проинформировать Управление в указанный срок в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.

В пункте 1 описательной части представления Управление указало на допущенные Департаментом нарушения статьи 34, подпунктов 1, 10 пункта 1 статьи 158, статьи 162, части 3 статьи 219 БК РФ, приложений №1 и №2 к Государственной программе города Севастополя «Развитие сельскохозяйственного, рыбохозяйственного и агропромышленного комплекса города Севастополя на 2017-2022 годы», утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 17.11.2016 № 1092-ПП (далее – Постановление № 1092-ПП), пункта 3, подпункта «а» пункта 6 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижения целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 (далее – Постановление № 717), пункта 1 Порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми насаждениями (семечковыми, косточковыми и орехоплодными культурами), виноградниками, утвержденных постановлением Правительства Севастополя от 16.02.201 № 131-ПП (далее – Постановление № 131-ПП), пункта 1.2 раздела 1 Соглашения от 09.02.2018№ 082-09-2018-328 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, а также соответствующих соглашений, заключенных с сельскохозяйственными производителями, которые выразились в неэффективном использовании бюджетных средств:

-повторно для выполнения ранее установленных показателей результативности Департамент принял бюджетные обязательства на те же цели, предоставив средства субсидии на оказание содействия достижению целевых показателей развития агропромышленного комплекса в сумме 142 727 182,51 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 135 590 823,39 руб.;

-допустил нарушение порядка и условий расходования средств субсидии, выразившееся в многократном субсидировании на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми насаждениями (семечковыми, косточковыми и орехоплодными культурами), виноградниками в сумме 138 716 382,51 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета в объеме 132 977 563,39 руб.

В пункте 2 описательной части представления Управление указало на бюджетное нарушение, заключающееся в необеспечении Департаментом выполнения показателя результативности предоставления субсидии, неэффективного использования бюджетных средств при предоставлении начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в суме 22 460 600,00 руб.

В пунктах 3 и 4 описательной части представления орган контроля указал на нарушения статей 34, 162 БК РФ, приложений №1 и №2 к Государственной программе города Севастополя «Развитие сельскохозяйственного, рыбохозяйственного и агропромышленного комплекса города Севастополя на 2017-2022 годы», утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 17.11.2016 № 1092-ПП, пунктов 4.1.4, 4.1.6 соглашения от 27.11.2018 № 50 о предоставлении субсидии из бюджета города Севастополя СППССОК «Крымморепродукт», выразившееся в том, что Департамент не обеспечил выполнение показателя результативности предоставления субсидии, допустил неэффективное использование бюджетных средств при предоставлении субсидии – грантовой поддержки сельскохозяйственного потребительского кооператива для развития материально-технической базы в сумме 15 000 000,00 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета в объеме 14 250 000,00 руб., и в нарушение пунктов 1, 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, иных нормативных положений, пункта 4.3.3 Соглашения от 09.02.2018№ 082-09-2018-328 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, в связи с недостижением значения показателей результативности использования субсидии, которые должны соответствовать значениям целевых показателей и индикаторов государственных программ Российской Федерации, не осуществил возврат средств в размере 5 212 561,10 руб.

Не согласившись с вмененными нарушениями, Департамент обжаловал представление в порядке подчиненности в Федеральное казначейство.

Приказом Федерального казначейства от 23.04.2020 № 129 жалоба Департамента удовлетворена частично, пункт 2 представления отменен, пункт 4 представления и требование по пункту 4 представления изменено в части сумы нарушения и суммы подлежащей возврату в федеральный бюджет с 5 212 561,10 руб. на 2 606 191,19 руб.

Департамент, посчитав, что представление в пунктах 1, 3, 4 является незаконным и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, верно применив положения статей 198, 200, 201 АПК РФ, удовлетворил требования частично, правомерно учитывая следующее.

Статьей 265 БК РФ определено, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).

В силу пункта 2 статьи 270.2 БК РФ представление - это документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

Следовательно, представление органами внутреннего государственного (муниципального) контроля выдается, в том числе при выявлении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, условий договоров (соглашений) о представлении средств из соответствующего бюджета и заключенных во исполнение указанных договоров (соглашений) государственных (муниципальных) контрактов.

Изложенное означает, что представление обладает признаками ненормативного правового акта, дающими Департаменту право оспорить его в порядке главы 24 АПК РФ.

В соответствии со статьей 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.

Федеральным законом от 05.12.2017 № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» предусмотрена субсидия на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса (межбюджетные трансферты), в том числе для города федерального значения Севастополя на 2018 год в общей сумме 182 436 400,00 рублей (приложение 10, таблица 33 приложения 33).

Между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Севастополя в лице Департамента сельского хозяйства города Севастополя в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2021 № 717, заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 09.02.2018 № 082-09-2018-328 (далее – Соглашение от 09.02.2018 № 082-09-2018-328).

Предметом Соглашения является предоставление из федерального бюджета в 2018 году бюджету города федерального значения Севастополя субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса. Общий размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету города Севастополя в соответствии с настоящим Соглашением составляет в 2018 году не более 182 436 400,00 руб.

Согласно пункту 4.3.3 Соглашения от 09.02.2018 № 082-09-2018-328 Департамент обязуется обеспечивать достижение значений показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, установленных в соответствии с Приложением № 2 к настоящему Соглашению, являющимся его неотъемлемой частью.

В Приложении № 2 к указанному Соглашению сторонами согласованы и утверждены показатели результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия.

Министерство и Департамент в Соглашении пришли к договоренности, каким образом будет определятся результативность исполнения мероприятий, в частности:

-прирост объема сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей, получившими грантовую поддержку, к году, предшествующему году предоставления субсидии – 10%;

-площадь виноградных насаждений в плодоносящем возрасте – 4,166 тысяч гектар;

-количество новых постоянных рабочих мест, созданных в крестьянских (фермерских) хозяйствах, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью грантовой поддержки – 25 единиц;

-прирост объема сельскохозяйственной продукции, реализованной сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, получившими грантовую поддержку, к году, предшествующему году предоставления субсидии – 10%;

-площадь закладки многолетних насаждений – 0,04 тысяч гектаров;

-количество новых постоянных рабочих мест, созданных в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, получивших грантовую поддержку для развития материально-технической базы – 5 единиц;

-производство скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий (в живом весе) – 1,4 тысяч тонн.

Постановлением Правительства Севастополя от 17.11.2016 № 1092-ПП утверждена Государственная программа города Севастополя «Развитие сельскохозяйственного, рыбохозяйтвенного и агропромышленного комплекса города Севастополя на 2017-2022 годы», приложением №1 к которой установлены показатели (индикаторы) на 2018 год государственной программы, ее подпрограмм и их значений.

Приложением №2 к Государственной программе города Севастополя определен Перечень основных мероприятий этой государственной программы, в том числе: по подпрограмме 1 «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» предусмотрено возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми насаждениями (семечковыми, косточковыми и орехоплодными культурами), виноградниками; возмещение части затрат, понесенных сельхозтоваропроизводителями на закладку, реконструкцию, модернизацию и обновление питомников в отрасли виноградарства и садоводства; возмещение части затрат на прирост, приобретение и сохранение сельскохозяйственных животных.

По подпрограмме 3 «Развитие малых форм хозяйствования» предусмотрено, в частности: предоставление начинающим крестьянским (фермерским) хозяйствам гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе предоставление субсидий на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы.

Постановлением Правительства Севастополя от 16.02.2017 № 131-ПП в рамках реализации Государственной программы города Севастополя утверждены, в частности, Порядок предоставления субсидий на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально технической базы, Порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми насаждениями (семечковыми, косточковыми и орехоплодными культурами) виноградниками.

Департамент в целях реализации постановления Правительства Севастополя от 17.11.2016 № 1092-ПП, Приложений №№ 1, 2 к Государственной программе города Севастополя, постановления Правительства Севастополя от 16.02.2017 № 131-ПП заключил в 2018 году соглашения (договоры) с ООО «Качинский+», ООО «Артвин», ООО «Добробут-Инвест Плюс», ООО «Легадо», ООО «СВЗ-Агро», ООО «Виноград Плюс», ООО «Агрофирма «Золотая балка», КФХ «Чоргун», КФХ «Виноградарь», ИП ФИО4 о предоставлении субсидий из бюджета города Севастополя юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, предметом которых является предоставление из бюджета города Севастополя субсидии на оказание содействия достижению целевых показателей развития агропромышленного комплекса в целях: - возмещения части затрат получателя (без учета НДС для участников Программы, находящихся на общей системе налогообложения), связанных с закладкой, уходом и установкой шпалеры на виноградниках и многолетних плодовых насаждениях (семечковых и косточковых культурах); - реализации получателем мероприятия по возмещению части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми насаждениями (семечковыми и косточковыми культурами), виноградниками.

Также, в целях реализации постановления Правительства Севастополя от 17.11.2016 № 1092-ПП, Приложений № 1, № 2 к Государственной программе города Севастополя, постановления Правительства Севастополя от 16.02.2017 № 131-ПП, Департамент заключил с СППССОК «Крымморепродукт» соглашение (договор) от 27.11.2018 № 50 о предоставлении субсидий из бюджета города Севастополя на цели финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (далее - Соглашение от 27.11.2018 № 50) на сумму 15 000 000,00 рублей, согласно пункту 4.1.4 которого показателями результативности предоставления субсидии являются: создание не менее 5 дополнительных постоянных рабочих мест в году получения субсидии; прирост объемов производства в натуральных показателях не менее чем на 10 процентов в год.

Департаменту пунктом 1 представления в обжалуемой в апелляционном порядке части вменяется неэффективное использование бюджетных средств субсидии, выделенных на оказание содействия достижения целевых показателей развития агропромышленного комплекса, которое выразилось в том, что Департамент повторно для выполнения ранее установленных показателей результативности предоставил тем же сельскохозяйственным производителям города Севастополя средства субсидии на те же цели в сумме 142 727 182,51 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в объеме 135 590 823,39 рублей.

По выводам органа контроля, Департамент неэффективно распорядился средствами субсидии, поскольку в отсутствие обоснованной необходимости предоставил дополнительно средства субсидии тем же производителям и на те же цели – для выполнения тех же самых показателей результативности, которые должны были быть достигнуты, исходя из взятых получателями субсидии обязательств, в пределах выделенного им объема средств субсидии, что не отвечает принципу эффективности использования бюджетных средств, установленному статьей 34 БК РФ.

Как установлено судом и следует из материалов дела, соглашениями от 15.06.2018 №№ 07, 08, 09, 10, 11, 12, 13 Департамент предоставил сельскохозяйственным производителям города Севастополя субсидию в общей сумме 51 392 182,22 рублей в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

При этом подпунктом 4 пункта 5.3 указанных соглашений получатели субсидии обязались обеспечить в указанном объеме полученных денежных средств достижение следующих значений показателей результативности: закладка плодовых насаждений в течение 2018 года на площади не менее 32 га; закладка плодовых насаждений в 2017 году на площади не менее 50,6 га; сохранение показателя виноградных насаждений в плодоносящем возрасте на площади 3900,49 га; валовой сбор плодов 280 т; валовой сбор винограда 15585,54 т.

Однако на достижение указанных в соглашениях от 15.06.2018 №№ 07, 08, 09, 10, 11, 12, 13 целевых показателей развития агропромышленного комплекса Департаментом дополнительно была предоставлена тем же сельскохозяйственным производителям города Севастополя субсидия в общем размере 91 335 000,29 рублей (соглашения от 10.09.2018 №№ 29, 32, 33, 34, от 26.10.2018 №№ 43, 44, 45, от 28.11.2018 №№ 52, 53, 54, от 11.12.2018 №№ 74, 75, 76, 77, от 17.12.2018 №№79, 80, 81, от 18.12.2018 №№ 82, 83).

Как верно отметил суд, одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип эффективности использования бюджетных средств (статья 28 БК РФ), который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (статья 34 БК РФ).

В пункте 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23 (в редакции от 28.05.2019) «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса
мог бы достигнуть лучшего результата.

Суд первой инстанции, исходя из анализа подпунктов 1, 10 пункта 1 статьи 158, статьи 162, части 3 статьи 219 БК РФ, Приложений № 1, № 2 к Государственной программе города Севастополя, пунктов 3, 6 Правил № 717, пункта 1 Порядка № 131, пункта 1.2 раздела 1 Соглашения от 09.02.2018 № 082-09-2018-328, а также проанализировав содержание заключенных с сельскохозяйственными производителями первоначальных соглашений от 15.06.2018 №№07, 08, 09, 10, 11, 12, 13 и дополнительно заключенных соглашений от 10.09.2018 №№ 29, 32, 33, 34, от 26.10.2018 №№ 43, 44, 45, от 28.11.2018 №№ 52, 53, 54, от 11.12.2018 №№ 74, 75, 76, 77, от 17.12.2018 №№79, 80, 81, от 18.12.2018 №№ 82, 83, пришел к выводу о том, что достижение указанных в соглашениях одних и тех же значений показателей результативности могло быть выполнено с использованием бюджетных средств (субсидии) в размере 51 392 182,22 руб., в связи с чем признал обоснованными выводы органа контроля о наличии бюджетного нарушения в действиях Департамента, которым при распоряжении средствами субсидии не обеспечено выполнение принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств для достижения показателей результативности.

Вместе с тем, суд не согласился с указанной в пункте 1 представления суммой денежного выражения нарушения (142 727 182,51 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 135 590 823,39 рублей), указав, что сумма вмененного нарушения рассчитана Управлением неверно, орган контроля должен был исключить из расчета сумму первоначально выделенной субсидии (51 392 182,22 руб.), следовательно, сумма неэффективно использованых денежных средств субсидии составляет 91 335 000,29 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета в объеме 86 768 250,28 руб., с чем согласился орган контроля.

Обжалуя в этой части решение суда первой инстанции, Департамент полагает, что не допускал неэффективного расходования денежных средств субсидии, действующим законодательством предусмотрено право сельскохозяйственных предприятий на неоднократное обращение за компенсацией проведенных работ в течение всего календарного года. По его мнению, отсутствует повторность предоставления субсидии, поскольку право на получение указанных мер государственной поддержки носит исключительно заявительный характер и показатель результативности подлежит оценке по окончанию финансового года, по итогам которого Департаментом достигнуты показатели результативности, установленные субъекту – городу Севастополю Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, при полном освоении бюджетных средств доведенной субсидии из федерального бюджета на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса.

Между тем приведенные доводы не опровергают установленных судом фактических обстоятельств и противоречат действующему в спорный период правовому регулированию в этом вопросе, в связи с чем подлежат отклонению.

Так, пунктом 1 Порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми насаждениями (семечковыми, косточковыми и орехоплодными культурами), виноградниками, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 16.02.2017 № 131-ПП, установлено, что субсидия не предоставляется сельскохозяйственным товаропроизводителям, получившим в отчетном и текущем финансовых годах государственную поддержку на предмет субсидирования (согласно представленным подтверждающим затраты документам).

В подпункте «а» пункта 6 Постановления № 717 установлено, что средства из бюджета субъектов Российской Федерации предоставляются на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, понесенных сельскохозяйственными товаропроизводителями в текущем финансовом году, а также в отчетном финансовом году в случае непредставления соответствующей субсидии в отчетном финансовом году на возмещение указанных затрат, понесенных в отчетном финансовом году.

Из приведенного нормативного регулирования следует, что с получателем субсидии на одни и те же цели соглашение заключается однократно с указанием годовой суммы.

Основываясь на оценке представленных в дело доказательств, суд верно указал, что в данном случае Департамент неоднократно в течение оного календарного года компенсировал за счет средств субсидии в общем размере 91 335 000,29 руб. выполнение производителями тех же самых показателей достижения значений результативности (как следует из заключенных соглашений), достичь которые получатели субсидии обязались при получении субсидии в сумме 51 392 182,22 руб., что не отвечает критерию эффективности использования бюджетных средств. Обратного Департаментом в ходе судебного рассмотрения спора не опровергнуто, необходимость предоставления сельскохозяйственным производителям дополнительных средств субсидии для достижения одних и тех же показателей результативности Департаментом не обоснована и документально не подтверждена.

Апелляционная коллегия судей полагает, что выводы суда в этой части основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, подтвержденных доказательствами, и соответствуют нормам права При таких установленных обстоятельствах апелляционная жалоба Департамента удовлетворению не подлежит.

Апелляционная жалоба Управления также не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.

Пунктами 3, 4 описательной части спорного представления и требованием по пункту 4 представления на Департамент возложена обязанность принять меры по устранению причин и условий нарушения бюджетного законодательства, выраженного в необеспечении выполнения показателя результативности предоставления субсидии по соглашению от 27.11.2018 № 50 (отсутствие созданных СППССОК «Крымморепродукт» пяти дополнительных постоянных рабочих мест в 2018 году) и обязанность возвратить в федеральный бюджет средства субсидии по указанному соглашению в размере 2 606 191,19 рублей (в связи с не достижением значения показателей результативности использования субсидии).

Позиция Управления по спорным пунктам представления заключается в том, что такой показатель результативности как «создание постоянных рабочих мест» можно признать выполненным только в случае непосредственного трудоустройства граждан на созданные получателем субсидии дополнительные постоянные рабочие места.

Позиция же Департамента по данному вопросу, которую поддерживает Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, состоит в том, что штатное расписание, содержащее информацию о количестве штатных единиц в СППССОК «Крымморепродукт», является достаточным подтверждением достижения показателя «количество созданных рабочих мест».

Управление полагает, что суд первой инстанции, признавая в указанной части представление недействительным, не применил нормы статей 2, 309 ГК РФ, которыми предусмотрено, что обязательство должно исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Между тем, из содержания заключенного с СППССОК «Крымморепродукт» соглашения от 27.11.2018 № 50 не следует, что последнее для достижения показателя результативности использования субсидии взяло на себя обязательство непосредственного трудоустройства в 2018 году работников на созданные пять дополнительных постоянных рабочих мест. Не следует такого требования и из условий предоставления субсидии.

В соответствии с пунктом 12 постановления Правительства Севастополя от 16.02.2017 № 131-ПП при заключении соглашения получатель субсидии берет на себя обязательство по достижению показателей результативности предоставления субсидии, сформированных на основании показателей, установленных соглашением между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Севастополя.

Как верно отметил суд, стороны Соглашения от 09.02.2018 № 082-09-2018-328 (Правительство Севастополя в лице Департамента сельского хозяйства города Севастополя и Министерство сельского хозяйства Российской Федерации) не имеют разногласий по вопросу толкования установленных в соглашении показателей результативности и порядка их достижения. Для достижения установленного соглашением показателя результативности «количество новых постоянных рабочих мест, созданных в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, получивших грантовую поддержку – 5 единиц» не требуется фактического трудоустройства граждан, на что указывает Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в отзыве на апелляционную жалобу УФК по г. Севастополю.

Согласно пункту 4.3.3 Соглашения от 09.02.2018 № 082-09-2018-328 субъект обязуется обеспечить достижение значений показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия в 2018 году, установленных в соответствии с приложением № 2 к данному соглашению, в том числе количество новых постоянных рабочих мест, созданных в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, получивших грантовую поддержку для развития материально-технической базы – 5 единиц. Единицей измерения данного показателя результативности согласно общероссийскому классификатору единиц измерения (далее – ОКЕИ), утвержденному постановлением Госстандрта России от 26.12.1994 № 336, является наименование – «единица», код «642»

Суд справедливо указал, что если бы стороны при заключении соглашения подразумевали под указанным показателем результативности количество фактически трудоустроенных граждан, единица измерения такого показателя в соответствии с ОКЕИ имела бы наименование «человек», код «792».

При этом и само Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» содержит в себе два понятия, относящиеся к плановым показателям деятельности, «количество новых постоянных рабочих мест» и «количество работников, зарегистрированных в Пенсионном фонде Российской Федерации» (абзац шестой пункта 2 Приложения № 6, подпункт «и» пункта 2 Приложения №8).

Кроме того, суд учел и то обстоятельство, что соглашение было заключено в конце года и обеспечить реальное трудоустройство работников на созданные рабочие места в период с 18.12.2018 по 31.12.2018 для достижения показателя результативности получатель субсидии объективно не смог бы.

Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи применительно к изложенному в представлении выводу о необеспечении Департаментом выполнения показателя результативности предоставления субсидии по соглашению от 27.11.2018 № 50, проанализировав содержание соглашения от 09.02.2018 № 082-09-2018-328, положения постановлений Правительства Севастополя от 17.11.2016 № 1092-ПП и от 16.02.2017 № 131-ПП, а также условия соглашения от 27.11.2018 № 50, суд первой инстанции пришел к обоснованному к выводу, что показатель «количество новых постоянных рабочих мест» не включает в себя по умолчанию необходимость фактического трудоустройства граждан на этих рабочих местах, как ошибочно полагает орган контроля.

Приведенные Управлением в апелляционной жалобе доводы фактически повторяют ранее изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте.

Доводы апелляционной жалобы УФК по г. Севастополю подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеприведенных норм законодательства, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, и направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.

При указанных обстоятельствах апелляционная инстанция полагает, что оснований для отмены судебного акта по доводам апелляционных жалоб не имеется. Оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части по изложенным в жалобе доводам не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Севастополя от 31 марта 2021 года по делу
№ А84-2286/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционные жалобы Департамента сельского хозяйства города Севастополя и Управления Федерального казначейства по г. Севастополю – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий А.В. Привалова

Судьи С.Ю. Кузнякова

О.Г. Градова