ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А84-2338/18 от 01.04.2019 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

08 апреля 2019 года

Дело № А84-2338/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2019 года.

Постановление изготовлено в полном объёме 08 апреля 2019 года.

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Карева А.Ю.,

судей Омельченко В.А.,

Приваловаой А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Головченко Я.А.,

при участии: представителя Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя – Сучу Яны Сергеевны, доверенность от 09.01.2019 №01-33/452-Д; представителей ООО «Бульвар» - Лебедева Александра Валерьевича, доверенность от 11.07.2018 № б/н; Баланюка Валерия Семеновича, доверенность от 03.01.2015 № 01/15;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 08 ноября 2018 года по делу № А84-2338/2018 (судья Минько О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Бульвар» (ул. Героев Бреста, д. 41, кв. 109, г. Севастополь, 299058) к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя (ул. Ленина, д. 2, г. Севастополь, 299011), Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя(ул. Демидова, д. 13, г. Севастополь, 299011) о признании незаконным решения,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Бульвар» (далее - ООО «Бульвар», Общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным решения Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя (далее - Департамент, заинтересованное лицо) от 24.05.2018 об отмене разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 26.04.2018 №RU91-94102000-145-2018, выданного обществу для эксплуатации построенного объекта капитального строительства «Бульвар с объектами торговли по ул. А. Кесаева в г. Севастополь. Корректировка ПК 5», расположенного по адресу: г. Севастополь, пр. Октябрьской Революции, д. 42-Б, на земельном участке с кадастровым номером 91:02:001013:680, оформленное приказом №62 от 24.05.2018.

Решением Арбитражного суда города Севастополя от 08.11.2018, решение Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 24.05.2018 об отмене разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 26.04.2018 №RU91-94102000-145-2018, выданного обществу с ограниченной ответственностью «Бульвар» для эксплуатации построенного объекта капитального строительства «Бульвар с объектами торговли по ул. А. Кесаева в г. Севастополь. Корректировка ПК 5», расположенного по адресу: г. Севастополь, пр. Октябрьской Революции, д. 42-Б, на земельном участке с кадастровым номером 91:02:001013:680, оформленное приказом №62 от 24.05.2018, было признано незаконным; с Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя в пользу общества с ограниченной ответственностью «Бульвар» были взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000,00 рублей.

Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Севастополя от 08.11.2018 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что решение суда первой инстанции было вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Также апеллянт указывает на то, что для получения ЗОС № 71-од от 07.07.2017, ООО «Бульвар» была предоставлена иная проектная документация, отличная от представленной для получения государственной услуги «Выдача разрешения на ввод в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта капитального строительства».

В суде апелляционной инстанции представитель Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение Арбитражного суда города Севастополя от 08.11.2018 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества в полном объеме.

Представители ООО «Бульвар» возражали относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте проведения судебного разбирательства было уведомлено надлежащим образом.

Апелляционный суд, принимая во внимание надлежащее уведомление Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, необязательность явки его представителя в судебное заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителя указанного лица.

Законность и обоснованность решения от 08 ноября 2018 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что ООО «Бульвар» является заказчиком строительства объектов капитального строительства, расположенных по адресу: г. Севастополь, пр. Октябрьской Революции, №42-Б.

Строительство осуществляется на земельном участке площадью 0,6667 га, предоставленном для строительства первой очереди бульвара с объектами торговли на основании Решения Севастопольского городского Совета №3212 от 18.05.2005 и №1679 от 14.03.2007 «О передаче в аренду земельного участка по ул. А. Кесаева (от пр. Октябрьской революции до Столетовского проспекта) для строительства первой очереди бульвара с объектами торговли ООО «Бульвар».

В дальнейшем, 30.03.2007, между ООО «Бульвар» и Севастопольским городским советом заключен договор аренды земли. Согласно п. 3.1. заключенного договора аренды, срок аренды составляет 25 (двадцать пять) лет.

После заключения договора аренды, Обществом были получены технические условия на водоснабжение и водоотведение, газоснабжение и электроснабжение объектов строительства.

26.01.2008 начальником Управления градостроительства и архитектуры Севастопольской городской государственной администрации было утверждено и выдано Заявителю, Архитектурно-планировочное задание №325 на проектирование объекта нового строительства.

После получения исходных данных для проектирования, по заказу ООО «Бульвар», частным предприятием «Строительная компания «Арка» был разработан рабочий проект строительства объекта «Бульвар с объектами торговли по ул. А. Кесаева в г. Севастополе».

04.04.2011 рабочий проект получил положительное заключение №С-136/11 Управления градостроительства и архитектуры Севастопольской городской государственной администрации.

10.06.2011 директором Севастопольского городского филиала ГП «Укргосстройэкспертиза» было утверждено положительное заключение №Е-27-003-10 комплексной государственной экспертизы по рабочему проекту «Бульвар с объектами торговли по ул. А. Кесаева в г. Севастополе».

30.11.2011 Инспекцией Государственного архитектурно-строительного контроля в г. Севастополе, в соответствии с требованиями действовавшего на указанный период Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности», была зарегистрирована Декларация №СТ 08311090325 о начале выполнения строительных работ на объекте «Бульвар с объектами торговли по проспекту Октябрьской Революции, №42-Б», поданная заказчиком строительства - ООО «Бульвар».

В дальнейшем, в рабочий проект вносились изменения и 18.09.2013 изменения в проект прошли государственную экспертизу, Севастопольским городским филиалом ГП «Укргосстройэкспертиза» было утверждено положительное заключение №Е-27-0428-13 комплексной государственной экспертизы относительно рассмотрения проектной документации в части жесткости, надежности и долговечности объекта строительства по рабочему проекту «Бульвар с объектами торговли по ул. А. Кесаева в г. Севастополе. Корректирование конструктивной части корп. №3 и №5».

11.02.2014 ООО «Бульвар» уведомило Инспекцию государственного архитектурно-строительного контроля в г. Севастополе о внесении корректировки в рабочий проект «Бульвар с объектами торговли по ул. А. Кесаева в г. Севастополе»; копия экспертного отчета №Е-27-0428-13 от 18.09.2013 была направлена в приложении к уведомлению (вх.№7/27-768 от 11.02.2014).

В связи с образованием в составе Российской Федерации двух самостоятельных субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь, в порядке, установленном статьей 19 Федерального закона от 30.11.1994 № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ООО «Бульвар» привело свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, о чем 29.12.2014 была внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц.

17.04.2014 Распоряжением Губернатора города Севастополя № 46 «О запрете осуществления капитального строительства на территории города Севастополя» было запрещено осуществление любого капитального строительства на территории города Севастополя, вплоть до особого распоряжения.

Указом Губернатора г. Севастополя от 04.06.2014 № 19 «Об образовании комиссии при Правительстве Севастополя по мониторингу соблюдения градостроительного законодательства при осуществлении строительства в городе Севастополе», была создана комиссия, на рассмотрение которой нужно было предоставить определенный перечень документов.

Вследствие издания данных нормативных актов, по заказу ООО «Бульвар», ООО «Южный учебно-консультационный центр повышения квалификации» был подготовлен технический отчет по материалам обследования и оценки технического состояния строительных конструкций незаконченного строительством объекта: «Бульвар с объектами торговли по пр-ту Октябрьской Революции, №42-Б в г. Севастополе. ПК-5».

По результатам данного отчета, а также иных документов, представленных ООО «Бульвар» на комиссию, 25.06.2014 Губернатором г. Севастополя было издано распоряжение №225, которым Заявителю было разрешено возобновление строительных работ на объектах капитального строительства согласно Протоколу заседания Комиссии по мониторингу соблюдения градостроительного законодательства при осуществлении строительства в городе Севастополе №4 от 24.06.2014.

18.02.2015 земельные участки, находящиеся в аренде у ООО «Бульвар», были поставлены на кадастровый учет с кадастровыми номерами: 91:02:001013:697 для участка площадью 1395 кв.м. (разрешенное использование: для строительства первой очереди бульвара с объектами торговли); 91:02:001013:680 для участка площадью 5272 кв.м. (разрешенное использование: для строительства первой очереди бульвара с объектами торговли).

03.12.2015 ООО «Бульвар» в соответствием с требованиями части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, Постановления Правительства Севастополя №71 от 17.06.2014 «Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции «Осуществление государственного строительного надзора за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства» (далее - Административный регламент №71), действовавшим на момент подачи заявления, было подано извещение о начале выполнения строительных работ с приложением документов для постановки объекта капитального строительства под надзор Управления государственного строительного надзора и экспертизы г. Севастополя.

03.12.2015 началось осуществление строительного надзора объекта «Бульвар с объектами торговли по пр. Октябрьской Революции, 42-Б в г. Севастополе. ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-6».

Управлением государственного строительного надзора и экспертизы г. Севастополя была разработана программа проверок в отношении объекта капитального строительства.

Управлением государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя была проведена итоговая проверка законченного строительством объекта капитального строительства «Бульвар с объектами торговли по ул. А. Кесаева в г. Севастополе. ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-5».

Результаты проверки Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя были отражены в акте от 06.07.2017 №92-02-0589-030501-0173­0166. Проведенной проверкой было установлено, что объект капитального строительства «Бульвар с объектами торговли по ул. А. Кесаева в г. Севастополе. ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-5» с количеством этажей: подвал + 3 этажа (ПК-1, ПК-2, ПК-4) и 2 этажа (ПК-5) был закончен строительством и соответствует требованиям проектной документации, шифр 53/08к-01, 53/08к-02, 53/08к-03, 53/08к-04, разработанной Частным предприятием «Строительная компания «Арка».

07.07.2017 ООО «Бульвар» была выдано Заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе, требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства, приборами учета используемых энергетических ресурсов, утвержденное приказом Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя от 07.07.2017 №71-од, которым подтверждено, что объект капитального строительства «Бульвар с объектами торговли по ул. А.Кесаева в г. Севастополе. ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-5» с количеством этажей: подвал + 3 этажа (ПК-1, ПК-2, ПК-4) и 2 этажа (ПК-5) закончен строительством и соответствует требованиям проектной документации, разработанной Частным предприятием «Строительная компания «Арка», шифр 53/08к-01, 53/08к-02, 53/08к-03, 53/08к-04.

Судом первой инстанции было установлено, что Общество ранее обращалось в Департамент за получением государственной услуги «Выдача разрешения на ввод в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта капитального строительства». Отказы были мотивированы нарушением Заявителем положений Административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача разрешения на ввод в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта капитального строительства», утвержденного приказом Департамента архитектуры и градостроительства г. Севастополя от 24.11.2017 №147, в том числе несоответствия построенного объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство, проектной документации и т.п.

В дальнейшем, 17.04.2018 через ГКУ Севастополя «МФЦ города Севастополь», ООО «Бульвар» было подано заявление о предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта капитального строительства «Бульвар с объектами торговли по ул. А. Кесаева в г. Севастополе. Корректировка ПК-5», расположенного по адресу: г. Севастополь, пр-кт Октябрьской Революции, 42-Б, к которому также было приложено обоснование отсутствия каких-либо нарушений со стороны ООО «Бульвар», отмеченных ранее в отказах Департамента.

Рассмотрев вышеуказанное заявление ООО «Бульвар», Департаментом 26.04.2018 было принято положительное решение и Заявителю было выдано разрешение №RU91-94102000-145-2018 на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства «Бульвар с объектами торговли по ул. А. Кесаева в г. Севастополе. Корректировка ПК-5».

Разрешение на ввод в эксплуатацию № RU91-94102000-145-2018 от 26.04.2018 было направлено в Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя для осуществления государственного кадастрового учета объекта капитального строительства и внесения соответствующих сведений в ЕГРН.

24.05.2018 Департаментом был принят приказ №62, которым было отменено разрешение на ввод в эксплуатацию от 26.04.2018 № RU91-94102000-145-2018.

Не согласившись с принятым Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя приказом, ООО «Бульвар» обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с настоящим заявлением.

Изучив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о безосновательности решения Департамента от 24.05.2018 об отмене разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 26.04.2018 №RU91-94102000-145-2018, оформленное приказом №62 от 24.05.2018.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов, относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности.

Частью 1 статьи 55 ГрК РФ установлено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

В соответствии с подпунктом 3.1.7 пункта 3.1 Положения о Департаменте архитектуры и градостроительства города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 12.09.2016 № 858-1Ш, полномочия по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства и разрешений на ввод их в эксплуатацию на территории города Севастополя были возложены на Департамент.

Статьей 12.1 Закона № 6-ФКЗ установлено, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Постановлением Правительства Севастополя от 28.04.2015 № 339-ПП было утверждено Положение об особенностях регулирования градостроительных отношений на территории города федерального значения Севастополя (далее – Положение № 339).

Пункт 1 Положения № 339, устанавливает особенности выдачи исходно-разрешительной документации на строительство (реконструкцию) и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, разрешительные документы на проектирование и/или строительство которых были выданы до 18.03.2014 в соответствии с законодательством Украины.

В соответствии с пунктом 5 Положения № 339-ПП, заявление о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта капитального строительства, разрешительные документы на проектирование и/или строительство которого были выданы до 18.03.2014 в соответствии с законодательством Украины, вправе подать заказчик.

Пунктом 13 Положения № 339 установлен перечень необходимых документов для принятия решения уполномоченным органом о выдаче либо отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию построенных, реконструированных объектов капитального строительства, разрешительные документы на которые были получены до 18.03.2014.

Кроме того, пунктом 16 Положения № 339-ПП, установлен перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод построенного (реконструированного) объекта капитального строительства, разрешительные документы на который были получены до 18.03.2014.

Основываясь на положениях вышеизложенных нормативно-правовых актов, коллегия судей апелляционной инстанции пришла к выводу о том, что ни в нормах ГрК РФ, ни в Положении № 339 отсутствуют основания и механизм принятия решения об отмене разрешения на ввод объекта в эксплуатацию органом, ранее выдавшим такое разрешение с учетом того, что его выдача производилась по процедуре, специально регламентированной нормативными актами Правительства Севастополя, Департамента архитектуры и градостроительства г. Севастополя.

В этой связи, суд апелляционной инстанции признает безосновательным довод апелляционной жалобы относительно того, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию было отменено Департаментом в порядке самоконтроля по причине нарушения Обществом, требований ст. 55 ГрК РФ.

Судом первой инстанции установлено, что основания для отмены ранее выданного разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, указанные Департаментом в оспариваемом решении от 24.05.2018, являются основаниями для отказа изложенным пунктом 16 Положения № 339-ПП.

В соответствии с п. 1 раздела III Административного регламента №147 государственная услуга предоставляется путем выполнения административных процедур (действий). Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: 1) прием и регистрация заявления и документов (сведений); 2) передача документов из ГКУ «МФЦ» в орган, предоставляющий государственную услугу; 3) экспертиза представленных документов; 4) принятие решения о предоставлении государственной услуги либо отказе в предоставлении государственной услуги; 5) выдача заявителю результата предоставления государственной услуги.

Соответственно, следует признать факт того, что в соответствии с установленным Административным регламентом №147 порядком предоставления услуги по выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию оконченного строительством объекта обязательным действием, предшествующим выдаче разрешения является экспертиза представленных документов.

Из материалов дела следует, что согласно проекта благоустройства, проектируемая территория которого находится на земельном участке, принадлежащем городу и не входит в состав землепользования ООО «Бульвар», следовательно, не имеет отношения к ПК-5, на который выдано разрешение на ввод в эксплуатацию.

Между тем, Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя было принято распоряжение №5778-РДЗ от 08.05.2018 о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной собственности города федерального значения Севастополь, без предоставления земельных участков и установления сервитутов для размещения объекта - элементы благоустройства территории и малые архитектурные формы (скамейки, урны, озеленение, покрытия), расположенном по адресу г. Севастополь, пр. Октябрьской Революции, 42-Б согласно прилагаемой схемы границ, площадью 1624 кв.м.

В дальнейшем, своим распоряжением Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 23.05.2018 №6807-РДЗ вышеуказанное распоряжение признал утратившим силу.

Относительно расхождения этажности, суд апелляционной инстанции указывает следующее.

Согласно декларации на начало строительных работ от 30.11.2011 №СТ08311090325, количество этажей составляет 3, при этом, согласно предоставленного технического плана, количество этажей составляет 2.

Заключением Управления градостроительства и архитектуры СГГА от 04.04.2011 № С-136/11 было согласовано разрешение строительства 3-этажей; в рабочем проекте ПК-5 был запроектирован 3-х этажным.

18.09.2013 изменения в рабочий проект прошли государственную экспертизу, вследствие чего директором Севастопольского городского филиала ГП «Укргосстройэкспертиза» было утверждено положительное заключение №Е-27-0428-13 комплексной государственной экспертизы относительно рассмотрения проектной документации в части жесткости, надежности и долговечности объекта строительства по рабочему проекту «Бульвар с объектами торговли по ул. А. Кесаева в г. Севастополе. Корректирование конструктивной части корп. №3 и №5».

В свою очередь, судом первой инстанции обоснованно установлено, что Законом Украины «О градостроительной деятельности», который действовал в период изменения проектной документации, не предусматривалось внесение изменений в декларацию о начале строительных работ, в случае изменения технико-­экономических показателей (общей площади, этажности и т.д.).

Довод, Департамента относительно того, что согласно экспертизе проектной документации, вдоль зданий за счет уширения существующего проезда размещены площадки для временной парковки автомашин, однако в разделе проектной документации «Генеральный план» парковочные места расположены в районе здания корпуса №6, является безосновательным исходя из того, что согласно раздела рабочего проекта генеральный план парковочные места расположены в районе здания №6. В соответствии с эскизным проектом, утвержденным Управлением архитектуры и градостроительства Севастопольской городской государственной администрации, парковочные места вдоль корпусов не отображены, но в пояснительной записке информация о кратковременной стоянке вдоль корпусов отражено.

Также судом первой инстанции обоснованно признан безосновательным довод Департамента относительно того, что в ходе анализа документов, были установлены несоответствия размеров площадей исследуемого объекта капитального строительства, исходя из того, что в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от 26.04.2018 № Ш 91-94102000-145-2018 общая фактическая площадь объекта указана в размере 435, 40 кв.м.

В свою очередь, согласно акту о соответствии параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе, требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов от 10.11.2015, общая фактическая площадь объекта указана в размере 468, 5 кв.м.

Согласно акту приемки объекта капитального строительства от 10.11.2015, общая фактическая площадь объекта указана в размере 468, 5 кв.м.

В соответствии с техническим планом площадь внутренних помещений ПК-5 составляет - 435,4м.кв., далее здание имеет балкон - 33,1м.кв., что в сумме дает площадь - 468,5м.кв. В рабочих проектах учитываются террасы, крыльца, наружные аварийные лестничные марши и т.д., присутствуют и другие цифры, обозначающие площадь объекта.

В связи с этим, в техническом плане на ПК-5 в заключении кадастрового инженера указано, что расхождение проектной фактической площади помещений не связано с отклонением от проекта и вызвано разницей в методике подсчета площадей на этапе проектирования и по фактическим измерениям.

07.07.2017 ООО «Бульвар» было выдано Заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе, требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства, приборами учета используемых энергетических ресурсов, утвержденное приказом Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя от 07.07.2017г. №71-од, которым подтверждено, что объект капитального строительства «Бульвар с объектами торговли по ул. А.Кесаева в г. Севастополе. ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-5» с количеством этажей: подвал + 3 этажа (ПК-1, ПК-2, ПК-4) и 2 этажа (ПК-5) закончен строительством и соответствует требованиям проектной документации, разработанной Частным предприятием «Строительная компания «Арка», шифр 53/08к-01, 53/08к-02, 53/08к-03, 53/08к-04.

Пунктом 31.2. Административного регламента, установлено, что уполномоченный орган вправе произвести осмотр построенного, реконструированного объекта капитального строительства на предмет его соответствия представленным документам. Заявитель обязан обеспечить допуск представителей уполномоченного органа к осмотру объекта капитального строительства.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Департамент, установив расхождение площади застройки в проектной документации, между площадью, которая указана во всех других исходно-разрешительных документах, а также иных оснований, в силу вышеназванных положений Административного регламента и Положения № 339- ПП, имел право произвести осмотр построенного, реконструированного объекта капитального строительства, на предмет его соответствия предоставленным документам. Однако Департамент не воспользовался указанным правом, тем самым, формально, без детального выяснения, подошел к своим обязанностям.

На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу о том, что основания, указанные Департаментом в решении об отмене разрешения на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства, не подтверждает факт недостоверности и противоречивости.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным решение Департамента от 24.05.2018 об отмене разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 26.04.2018 №RU91-94102000-145-2018, оформленное приказом №62 от 24.05.2018.

Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения. Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащего применению в настоящем деле, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.

Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Севастополя от 08 ноября 2018 года по делу № А84-2338/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий А.Ю. Карев

Судьи А.В. Привалова

В.А. Омельченко