АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Леоновой Л.В., Смолко С.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Франк Е.А.,
при участии представителей:
от управления Федерального казначейства по г. Севастополю (г. Севастополь) – ФИО1 (доверенность от 27.05.2021, диплом),
от государственного бюджетного учреждения «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя» (г.Севастополь) – ФИО2 (доверенность от 12.01.2021, диплом), от департамента городского хозяйства города Севастополя (г. Севастополь) – не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Правительства Севастополя (г. Севастополь) – не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Министерства обороны Российской Федерации (г. Москва) – ФИО3 (доверенность от 28.02.2023, диплом),
от общества с ограниченной ответственностью «Комплект» (ИНН <***>, ОГРН <***>, <...>) – не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда и Арбитражного суда Ростовской области, кассационную жалобу управления Федерального казначейства по городу Севастополю на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2023 по делу
№ А84-2377/2022,
у с т а н о в и л:
государственное бюджетное учреждение «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя» (далее – учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по городу Севастополю (далее- УФК, казначейство) от 17.03.2022 № 74-17-10/624.
Дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, департамента городского хозяйства города Севастополя (далее- департамент), Правительства Севастополя, Министерства обороны Российской Федерации, общества с ограниченной ответственностью «Комплект».
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 05.12.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2023 решение суда отменено в части отказа в удовлетворении требования о признании недействительным пункта 1 представления Управления Федерального казначейства по г. Севастополю от 17.03.2022 № 74-17-10/624 и в этой части принят новый судебный акт о признании недействительным пункта 1 представления. В остальной решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись постановлением суда апелляционной инстанции в части отмены решения суда первой инстанции и признания недействительным пункта 1 представления от 17.03.2022 № 74-17-10/624, казначейство обратилось в суд кассационной инстанции с кассационной жалобой, в которой просит в обжалуемой части отменить постановление и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, судом апелляционной инстанции нарушены нормы материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, не учтены доводы казначейства об изменении учетной карточки воинского захоронения «Аллея Героев» (г.Севастополь, кладбище 5й километр Балаклавского шоссе) в апреле 2022г., то есть после выдачи учреждению оспоренного им представления; не принято во внимание, что предусмотренные Федеральной программой мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества проводятся в отношении воинских захоронений, состоящих на централизованном учете в органах местного самоуправления и Министерства обороны РФ.
Кроме того, казначейство считает, что в соответствии с пунктом 1 представления от 17.03.2022 учреждению необходимо только принять меры по устранению причин условий бюджетного нарушения, что не нарушает прав и законных интересов заявителя; отмечает, что Департамент тождественное представление, выданное ему казначейством, по спорному нарушению признал.
В отзывах на кассационную жалобу учреждение и департамент просят оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения, считают, что работы по благоустройству «Мемориального сектора захоронений Героев войты и труда» выполнены в рамках действующего законодательства и соответствуют целям, предусмотренным Федеральной целевой программой «Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019 -2024 гг.».
Министерство обороны РФ в отзыве указывает на обоснованность кассационной жалобы казначейства.
Правительство Севастополя и ООО «Комплект» отзывы на кассационную жалобу не представили, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили; их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в отзывах на жалобу, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей казначейства, учреждения, Министерства обороны РФ, проверив законность судебного акта по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции в обжалованной УФК по г.Севастополю части.
Из материалов дела следует, установлено судами, на основании приказа от 18.11.2021 № 292 в отношении ГБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя» казначейством проведена внеплановая выездная проверка использования субсидий, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетным (автономным) учреждением, источником которых являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета, имеющих целевое назначение; проверяемый период с 01.01.2020 по 31.12.2020.
Проверкой установлено следующее.
Федеральной целевой программой «Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019 -2024 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 09.08.2019 № 1036 (далее- Федеральная программа), предусмотрено обустройство мест захоронения останков погибших при защите Отечества, обнаруженных в ходе проведения поисковых работ; восстановление (ремонт, реставрация, благоустройство) воинских захоронений на территории Российской Федерации; нанесение имен погибших при защите Отечества на мемориальные сооружения воинских захоронений по месту захоронения.
Программа реализуется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Постановлением Правительства Севастополя от 21.11.2016 № 1112- ПП утверждена государственная программа города Севастополя «Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя» (далее – Региональная программа), разделом III которой определены подпрограммы, реализация мероприятий которых в комплексе призвана обеспечить достижение целей Региональной программы и решение программных задач, в том числе подпрограмма 4 «Развитие благоустройства города Севастополя», включающая в себя благоустройство воинских захоронений.
Согласно пункту 2.1 соглашения от 25.12.2019 общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете города федерального значения Севастополя на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, составляет в 2020 году 117 873 900,00 рублей, из которых доля субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету города, составляет в 2020 году не более 104 353 900,00 рублей.
Приказом Департамента от 15.05.2020 № 181-ОД ( в редакции от 16.10.2020) утвержден перечень объектов в количестве 18 единиц, в отношении которых будут выполняться восстановительные работы на территории воинских захоронений города Севастополя в 2020 году на общую сумму 117 873 900,00 рублей, в том числе объект «Мемориальный
сектор захоронений Героев войны и труда (г. Севастополь, Городское кладбище, 5-й км Балаклавского шоссе)».
Пунктом 1 Распоряжения Губернатора от 26.10.2020 № 333-РГ определен единственный поставщик (подрядчик, исполнитель) на выполнение восстановительных работ (вид восстановительных работ - благоустройство) на территории воинских захоронений города Севастополя (в рамках увековечивания памяти погибших при защите Отечества) - ООО «Комплект».
В рамках реализации Федеральной программы между учреждением (заказчик) и ООО Комплект» (генподрядчик) были заключены государственные контракты на выполнение восстановительных работ (вид восстановительных работ – благоустройство) на территориях воинских захоронений города Севастополя: от 04.09.2020 № 73ССПД на сумму 102316848,00 рублей (в редакции дополнительного соглашения от 30.12.2020 № 4); от 28.10.2020 № 76ССПД на сумму 1 286 362,80 рублей (в редакции дополнительного соглашения от 20.12.2020 № 1).
Казначейство в ходе проверки установило, что по государственному контракту от 04.09.2020 № 73ССПД в соответствии с актом о приемке выполненных работ (форма КС-2) от 06.11.2020 № 2 по объекту «Мемориальный сектор захоронений Героев войны и труда (г. Севастополь, Городское кладбище, 5-й км Балаклавского шоссе, далее«Мемориальное захоронение») произведена оплата за фактически выполненные работы в сумме 6005329,20 руб., в том числе по укладке покрытия из асфальтобетона (уплотнение грунта пневматическими трамбовками - 402 м. куб.; устройство прослойки из нетканого синтетического материала (НСМ) в земляном полотне: сплошной - 2010 кв. м; устройство подстилающих слоев из песка - 201 м куб.; устройство подстилающих слоев из щебня - 603 м куб.; устройство покрытия из асфальтобетона - 2010 кв. м; устройство дорожек - 362 кв. м.).
УФК по г.Севастополю установило, что учетная карточка «Мемориального захоронения» содержит сведения о размерах воинского захоронения – 39 х 42 м (1632 кв.м), краткое описание памятника, фотоснимок и схему захоронения.
Поскольку учетная карточка не содержала сведений о наличии дорожек к «Мемориальному захоронению», УФК по г.Севастополю, пришло к выводу, что в нарушение требований установленных абзацем 4 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ, Бюджетный кодекс), пункта 2 Правил предоставления распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией федеральной целевой программы "Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019 - 2024 годы", утвержденных постановлением Правительства от 09.08.2019 № 1036 (далее - Приложение № 5), пунктов 1.1, 4.3.3 Соглашения от 15.06.2020 учреждение допустило неправомерное
расходование средств субсидии в общей сумме 5977267 рублей (доля федерального бюджета 88,53 % - 5291674,47 руб.) на цели, не соответствующие целям получения субсидии, а именно: произведена оплата работ по «укладке покрытия из асфальтобетона», проведенных за границами «Мемориального захоронения», установленными учетной карточкой воинского захоронения.
Сумма нарушения составила 5 291 674,47 руб.
По результатам проверки казначейством составлен акт проверки от 29.01.2022 № 74-17-27/19 и учреждению в соответствии со статьями 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса, пунктами 7, 8 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.07.2020 № 1095 выдано представление от 17.03.2022 № 74-17-10/624 (далее- представление от 17.03.2022).
В представлении казначейство потребовало от учреждения на указанному выше нарушению принять меры по устранению причин и условий бюджетного нарушения в срок до 01.06.2022; по нарушению 2 (произведена оплата услуг по строительному контролю на проведение восстановительных работ воинских захоронений, не относящихся к объектам капитального строительства) – принять меры по возврату федеральных средств на сумму 1785080,85 руб. в Департамент для последующего возврата в федеральный бюджет до 01.06.2022.
Не согласившись с представлением от 17.03.2022, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд города Севастополя не усмотрел правовых оснований признать недействительным предписание от 17.03.2022.
Суд первой инстанции согласился с доводами казначейства о доказанности нарушения учреждением бюджетного законодательства при использовании предоставленной из федерального бюджета субсидии в размере 5 291 674,47 руб. ввиду несоблюдения принципа эффективности использования бюджетных средств, предусмотренного статьей 34 Бюджетного кодекса.
При этом суд оценил представленную учетную карточку № 108, составленную 27.12.2019 представителями Минобороны России и Департамента городского хозяйства города Севастополя в отношении «Мемориального захоронения», и пришел к выводу, что в границы данного воинского захоронения не входят прилегающие к нему проходы и проезды.
Рассмотрев дело повторно в порядке апелляционного производства по правилам, предусмотренным статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции в отношении вышеуказанного нарушения, вмененного казначейством, посчитав, что доказательства неэффективного расходования средств субсидии при проведении в рамках государственного контракта восстановительных
работ по укладке асфальтобетонного покрытия из-за выполнения таких работ за границами воинского захоронения казначейством не представлены.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что указанный в учетной карточке размер воинского захоронения до производства восстановительных работ не свидетельствует о нарушении учреждением принципа эффективности использования бюджетных средств, поскольку учетная карточка не является обязательным первичным документом бухгалтерской (финансовой) отчетности при составлении технической и сметной документации для определения объема и характера восстановительных работ, а в полномочия заказчика не входит составление и хранение такого вида документов.
По мнению суда апелляционной инстанции, объем и характер восстановительных работ "Мемориального захоронения» определен исходя из конкретного описания, параметров, составных частей этого мемориального сектора, включающего в себя как могилы воинов, так и элементы благоустройства (дорожка, клумбы, павильон, ограждение), учтены не только площадь отдельных элементов мемориального сектора, но и конфигурация размещения могил воинов, расстояния между ними и необходимость соблюдения требований законодательства, регулирующего вопросы воинских почестей, в том числе Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 10.11.2007 N 1495.
При этом суд апелляционной инстанции принял во внимание, что 08.04.2022 Департамент городского хозяйства города Севастополя обратился (письмо N 2299/01-03-01-12/02/22) к Военкому Севастополя с просьбой согласования новой редакции учетной карточки воинского захоронения со включением прохода от входных ворот кладбища до воинского захоронения.
В силу требований части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет соответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам.
По результатам проверки выводов, к которым пришел суд апелляционной инстанции по настоящему делу, суд округа не находит оснований считать доводы кассационной жалобы обоснованными, влекущими отмену постановления.
Согласно положениям пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса предоставление целевых субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации должно осуществляться в соответствии с порядком определения объема и условиями предоставления таких субсидий, установленным высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации или уполномоченными им органами государственной власти
(государственными органами). При этом нормативные правовые акты, устанавливающие порядок определения объема и условия предоставления целевых субсидий, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
По рассматриваемому спору учреждению предоставлена субсидия на выполнение мероприятий Федеральной программы "Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019 - 2024 годы" и соответствующей региональной программы.
Согласно паспорту Федеральной программы, она направлена на обеспечение комплексного подхода к решению проблемы обустройства мест захоронения останков погибших при защите Отечества, созданию условия для их сохранности, на решение проблемы поддержания военно-мемориальных объектов в состоянии, достойном памяти погибших при защите Отечества.
В данном случае «Мемориальное захоронение», которое было включено в региональную программу с целью проведения восстановительных работ, расположено на действующем городском кладбище города Севастополя 5-й км Балаклавского шоссе.
Суд апелляционной инстанции учел, что учреждением объем восстановительных работ был определен из конкретного описания данного воинского захоронения с учетом фактического расположения мемориального сектора и необходимости восстановления, создания элементов благоустройства, к которым обоснованно отнесено асфальтовое покрытие.
При установлении фактических обстоятельств судом апелляционной инстанции не допущено правил оценки доказательств, предусмотренных статьей 71 АПК РФ.
Согласно положениям статьи 28 Бюджетного кодекса одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (статья 34 БК РФ).
Оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции. Конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником
бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата (пункт 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации").
Таким образом, конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
В данном случае казначейством не было установлено завышение стоимости восстановительных работ в связи с укладкой покрытия из асфальтобетона, а только констатирован факт необоснованного проведения этих работ ввиду того, что в учетной карточке «Мемориального захоронения» отсутствовали данные о существующих проходах, дорожках, дороге в месте данного воинского захоронения.
Суд округа соглашается с выводом суда апелляционной инстанции, что наличие ограниченных в учетной карточке сведений без учета фактического расположения «Мемориального захоронения» и необходимости восстановления элементов благоустройства, не свидетельствуют о неэффективном использовании учреждением субсидии.
С учетом изложенного, рассмотрев кассационную жалобу в пределах изложенных в ней доводов, суд округа полагает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Исходя из принципа правовой определенности, судебный акт, основанный на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменен исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, осуществленной в ходе судебного разбирательства по существу.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены постановления в любом случае, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
п о с т а н о в и л:
постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2023 по делу № А84-2377/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Г.А. Стрегелева
Судьи Л.В. Леонова
С.И. Смолко