ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А84-2686/17 от 20.11.2017 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. / факс 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

27 ноября 2017 года

Дело № А84-2686/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2017 года.

Постановление изготовлено в полном объёме 27 ноября 2017 года.

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Карева А.Ю.,

судей Горошко Н.П.,

Градовой О.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Голубенко В.А.,

при участии: представителя Департамента капитального строительства города Севастополя – Райского Дмитрия Игоревича, доверенность от 24.04.2017 № 165; представителя Управления Федерального казначейства по г. Севастополю – Полякова Алексея Эдуардовича, доверенность от 28.07.2017 № 74-14-21;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента капитального строительства города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 28 сентября 2017 года по делу № А84-2686/2017 (судья Колупаева Ю.В.), принятое по заявлению Департамента капитального строительства города Севастополя (ул. Ленина, 2, г. Севастополь, 299011) к Управлению Федерального казначейства по г. Севастополю (ул. Балаклавская, 9, г. Севастополь, 299011) о признании незаконными и отмене решений,

установил:

Департамент капитального строительства города Севастополя (ул. Ленина, 2, г. Севастополь, 299011) (далее – Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Управлению Федерального казначейства по г. Севастополю (ул. Балаклавская, 9, г. Севастополь, 299011) о признании незаконным и отмене полностью представления от 05.06.2017 №74-17-09/1080.

Решением Арбитражного суда города Севастополя от 28.09.2017 в удовлетворении требований Департамента капитального строительства города Севастополя, было отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент капитального строительства города Севастополя, обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Севастополя от 28.09.2017 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Департамента в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что решение суда первой инстанции было вынесено при неполном выяснении всех обстоятельств по делу, с нарушением норм материального и процессуального права.

В суде апелляционной инстанции представитель Департамента капитального строительства города Севастополя, поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение Арбитражного суда города Севастополя от 28.09.2017 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Департамента в полном объеме.

Представитель Управления Федерального казначейства по г. Севастополю возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения; однако отзыв на апелляционную жалобу не представил.

Законность и обоснованность решения от 28 сентября 2017 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что приказом Управления Федерального казначейства по г. Севастополю от 05.04.2017 №99 «О назначении внеплановой выездной проверки», в Департаменте капитального строительства города Севастополя было назначено проведение выездной проверки, за период с 01.01.2016 по 31.12.2016, по вопросу: «Проверка расходования средств федерального бюджета, выделенных в 2016 году, в рамках субвенции на обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц».

Во исполнение вышеназванного приказа, с 06.04.2017 по 17.04.2017, проверочной группой Управления Федерального казначейства по г. Севастополю, в Департаменте капитального строительства города Севастополя, была проведена выездная внеплановая проверка расходования средств федерального бюджета, выделенных в 2016 году в рамках субвенции на обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц. По результатам проведенной проверки, 17.04.2017 Управлением Федерального казначейства по г. Севастополю был составлен акт №74-17-09/7 внеплановой выездной проверки Департамента капитального строительства города Севастополя.

Проведенной проверкой было установлено несоответствие Сводного списка граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 и подлежащих обеспечению за счет средств федерального бюджета единовременной денежной выплатой в 2016 году (далее - Сводный список), реализуемого Департаментом, Сводному списку, представленному Департаментом в Управление и послужившим основанием для перечисления средств субвенции.

В дальнейшем, 05.06.2017 Управлением Федерального казначейства по г. Севастополю, было принято представление №74-17-09/1080, которым Департаменту капитального строительства города Севастополя было предписано: рассмотреть Представление и принять меры по устранению выявленных в ходе проверки нарушений нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения; принять организационные меры по недопущению возникновения причин и условий таких нарушений; предоставить в Управление Федерального казначейства по г. Севастополю, информацию о принятых мерах с приложением копий документов, заверенных в установленном порядке, подтверждающих принятие мер по устранению выявленных в ходе проверки, нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также принятие мер по устранению причин и условий их совершения.

На Департамент капитального строительства города Севастополя была возложена обязанность проинформировать Управление Федерального казначейства по г. Севастополю в срок до 30.06.2017 о результатах исполнения настоящего Представления,

Не согласившись с данным представлением, Департамент капитального строительства города Севастополя обратился в Арбитражный суд города Севастополя с настоящим заявлением.

Изучив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Департамент капитального строительства города Севастополя не обосновал и не представил надлежащих доказательств того, что оспариваемое представление нарушает его права и интересы, а также соответствует требованиям действующего законодательства.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п.п. 1 п. 1 Положения о Департаменте капитального строительства города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 08.09.2016 № 840-ПП, Департамент является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере строительства, контроля и надзора в области долевого строительства, жилищной политики, в сфере реализации федеральных целевых программ.

При этом Закон города Севастополя от 16.09.2016 № 275-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений или единовременных денежных выплат на приобретение или строительство жилого помещения отдельным категориям граждан» (далее – Закон № 275-ЗС), определяет порядок предоставления гражданам, указанным в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15 и абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Федеральный закон «О статусе военнослужащих») и статье 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», принятым в городе Севастополе на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года (далее - граждане), жилых помещений государственного жилищного фонда Севастополя, построенных и (или) приобретенных за счет субвенций из федерального бюджета (далее - жилые помещения, построенные или приобретенные за счет субвенций), и единовременных денежных выплат на приобретение или строительство жилых помещений за счет субвенций из федерального бюджета (далее - денежные выплаты).

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 275-ЗС, жилые помещения, построенные или приобретенные за счет субвенций, предоставляются гражданам на основании решения исполнительного органа государственной власти города Севастополя, уполномоченного в сфере реализации жилищных программ (далее - уполномоченный орган). Порядок принятия решения о предоставлении гражданину жилого помещения, построенного или приобретенного за счет субвенций, определяется Правительством Севастополя.

В свою очередь, Постановлением Правительства Севастополя от 17.11.2016 № 1100, утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года (далее - Порядок).

Настоящий Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. (далее - Порядок, граждане), разработан в соответствии с положениями Закона города Севастополя от 16.09.2016 № 275-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений или единовременных денежных выплат на приобретение или строительство жилого помещения отдельным категориям граждан».

В соответствии с п. 5 Порядка, единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения предоставляется гражданам, включенным в список граждан, которым планируется предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в очередном финансовом году (далее - Сводный список).

В свою очередь, постановлением Правительства Севастополя от 21.03.2016 № 202-ПП, утверждено распределение объема финансирования мероприятий по годам и по источникам финансирования Подпрограммы 2 «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан», в том числе, в части улучшения жилищных условий граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г.».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 № 216 были утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), приравненных к ним лиц», утвержденных (далее - Правила №216).

Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных им полномочий Российской Федерации, по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статье 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (далее соответственно - субвенции, переданные полномочия, граждане).

В соответствии с абзацем 2 части 7 Правил № 216, перечисление средств с лицевых счетов, предназначенных для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), осуществляется на основании представленных в территориальный орган Федерального казначейства или финансовый орган субъекта Российской Федерации (финансовый орган муниципального образования) органами государственной власти субъекта Российской Федерации (органами местного самоуправления), утвержденных указанными органами списков граждан, избравших способ обеспечения жилым помещением в форме предоставления им единовременной денежной выплаты, с указанием размера единовременной денежной выплаты для каждого гражданина.

В свою очередь, из материалов дела следует, что 29.11.2016, Департаментом капитального строительства города Севастополя, в адрес Управления Федерального казначейства по г. Севастополю, было направлено письмо №4576-и о необходимости списания денежных средств в размере 16 463 412,00 рублей со счета Минстроя России, открытый в территориальном управлении Федерального казначейства по городу Севастополя, на 05 лицевой счет, предназначенный для учета денежных средств, поступающих во временное распоряжение бюджетополучателей, для обеспечения единовременной денежной выплаты граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, с приложением Сводного списка граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 г. и подлежащих обеспечению за счет средств федерального бюджета единовременной денежной выплатой в 2016 году.

Однако, денежные средства в размере 16463412,00 рублей в 2016 году Департаментом капитального строительства города Севастополя, востребованы не были. В январе - апреле 2017 года, Департаментом были выданы 6 (шесть) Свидетельств о праве на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения, на общую сумму 9631656,00 рублей, согласно актуализированного списка, в порядке очереди на выплату. Из них, по 3 (трём) Свидетельствам о праве на предоставление выплаты на приобретение или строительства жилого помещения гражданами были приобретены жилые помещения на основании Распоряжений Департамента капитального строительства города Севастополя от 09.03.2017 № 73; от 24.03.2017 № 94; от 03.04.2017 № 104; денежные средства в размере 3695856,00 рублей перечислены на счета продавцов.

Суд первой инстанции установил, что сводный список граждан, на основании которого были перечислены денежные средства на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения, в соответствии с частью 7 Правил №216, и перечень граждан, которым уже осуществлены выплаты, Свидетельствам о праве на предоставление выплаты на приобретение или строительства жилого помещения гражданами, являются различными.

При этом, из содержания платежных поручений на перечисление денежных средств от 16.03.2017 №810933 и от 06.04.2017 №832706, следует, что Департаментом капитального строительства города Севастополя было осуществлено перечисление средств бюджета гражданам, отсутствующим в Сводном списке, представленном в УФК по г. Севастополю, в качестве основания для перечисления средств субвенции.

Вместе с тем, нормами пункта 3 части 4 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, установлено, что организация исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, в данном случае - города Севастополя, осуществляется органами Федерального казначейства. Сводный список после его уточнения должен быть представлен в УФК по г. Севастополю.

На основании вышеизложенного, коллегия судей апелляционной инстанции пришла к выводу о том, что оспоренное Департаментом представление Управления, соответствует требованиям бюджетного законодательства, является законным и обоснованным.

При этом судом апелляционной инстанции также установлено, что оспоренное представление Управления, не возлагает на Департамент каких-либо дополнительных обязательств, не влечет для последнего каких-либо негативных последствий, временных или финансовых затрат.

Соответственно, следует признать факт того, что основания для признания незаконным и отмене полностью представления Управления Федерального казначейства по г. Севастополю от 05.06.2017 №74-17-09/1080, отсутствуют.

На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Департаментом, требований

Кроме того, поскольку Департамент капитального строительства города Севастополя освобожден от уплаты государственной пошлины, следует признать факт того, что вопрос о распределении судебных расходов по оплате государственной пошлины, судом апелляционной инстанции не рассматривается.

Доводы апелляционной жалобы свидетельствуют о несогласии с установленными судом первой инстанции обстоятельствами и оценкой доказательств, и, по существу, направлены на их переоценку, при этом, оснований для переоценки которых, в данном случае, суд апелляционной инстанции не усматривает.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения не имеется.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Севастополя от 28 сентября 2017 года по делу № А84-2686/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента капитального строительства города Севастополя – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий А.Ю. Карев

Судьи Н.П. Горошко

О.Г. Градова