ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь 31 января 2019 года | Дело № А84-2971/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.01.2019.
В полном объеме постановление изготовлено 31.01.2019.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Голика В.С., судей Малышевой И.А., Омельченко В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лесик А.В.,
при участии представителя от Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя – ФИО1, доверенность от 28.12.2017 № 01-33/981-Д,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Влада» на решение Арбитражного суда города Севастополя от 07.11.2018 по делу № А84-2971/2018 (судья Минько О.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Влада» (299059, <...>)
к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя (299011, <...>)
об обжаловании отказа в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции,
установил:
в Арбитражный суд города Севастополя обратилось общество с ограниченной ответственностью «Влада» с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании недействительным отказа № 43 от 15.08.2018 в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции; об обязании Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя выдать разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 07.11.2018 по делу № А84-2971/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество с ограниченной ответственностью «Влада» обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу, Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, возражая против доводов апелляционной жалобы, поддержал решение суда первой инстанции.
В судебное заседание общество с ограниченной ответственностью «Влада» явку своего представителя не обеспечило, учитывая наличие надлежащего извещения о дате и времени судебного заседания, дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы жалобы и отзывов на неё, заслушав пояснения представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 25.06.2018 общество с ограниченной ответственностью «Влада» обратилось через Многофункциональный центр в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя за предоставлением государственной услуги по выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: <...>, правая сторона фасада, г. Севастополь.
Рассмотрев указанное заявление, Департамент принял решение об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (отказ № 43 от 15.08.2018).
В качестве оснований для отказа Департаментом, со ссылкой на п. 19 Административного регламента «Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, утвержденного распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 19.01.2016 №17 (далее - Административный регламент) указаны следующие причины:
1) не предоставления заявителем одного или нескольких документов, необходимых для получения государственной услуги, указанных в пункте 15 настоящего Административного регламента, и обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя (часть 1 пункт 19 Административного регламента), а именно не предоставлен оригинал или копия, заверенная работником ГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в г. Севастополь»», документа - подтверждения в письменной форме согласия собственников помещений в многоквартирном доме на присоединение рекламной конструкции к общему имуществу в данном доме (протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленный в соответствии с требованиями приказа Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 № 937/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор»);
2) нарушение внешнего архитектурною облика сложившейся застройки города Севастополя (часть 14 пункта 19 Административного регламента) - дом, к стене которого планируется присоединить рекламную конструкцию, расположен на улице Адмирала Октябрьского, находящейся, в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 11.01.2016 № 2 «О включении города Севастополя в перечень исторических поселений федерального значения, утверждении границ территории и предмета охраны исторического поселения город Севастополь» (далее - Приказ № 2), в границах исторического поселения федерального значения города Севастополя объекте, может быть вынесен на рассмотрение Архитектурно-художественного совета).
Полагая, что отказ Департамента является незаконным и подлежит признанию недействительным, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
Распространение наружной рекламы регулируется статьей 19 Закона № 38-ФЗ, в соответствии с частью 1 которой распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Частью 9 статьи 19 Закона № 38-ФЗ предусмотрено, что установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Согласно части 14 статьи 19 Закона № 38-ФЗ решение в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче должно быть направлено органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа заявителю в течение двух месяцев со дня приема от него необходимых документов.
В силу части 15 статьи 19 Закона № 38-ФЗ решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано. При этом в соответствии с пунктом 4 части 15 статьи 19 Закона № 38-ФЗ в выдаче разрешения может быть отказано в случае нарушения рекламной конструкцией внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа. Органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки.
Законом № 38-ФЗ определено, что органы местного самоуправления муниципальных районов или органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов.
Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что при рассмотрении заявлений заинтересованных лиц о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций и при принятии решений по таким заявлениям компетентный орган местного самоуправления соответствующего городского округа обязан руководствоваться не только положениями Закона № 38-ФЗ, но и действующими на территории городского округа нормативными актами.
Согласно пункту 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа относится к вопросам местного значения городского округа. В этой связи в силу положений статьи 1, части 1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ компетентные органы местного самоуправления по указанному выше вопросу местного значения вправе издавать муниципальные правовые акты. К числу таких актов и относятся административные регламенты оказания муниципальных услуг.
По смыслу положений пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», определяющего понятие муниципальной услуги, выдача органом местного самоуправления разрешений на установку рекламных конструкций является муниципальной услугой. Следовательно, компетентный орган местного самоуправления городского округа вправе утвердить Административный регламент оказания муниципальной услуги по выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории соответствующего городского округа. В соответствии с положениями статьи 12 названного Закона в административном регламенте оказания муниципальной услуги должны быть предусмотрены состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения.
Постановлением Правительства Севастополя от 22.12.2016 №1220-ПП, в целях формирования благоприятной архитектурной и информационной городской среды, сохранения историко-архитектурного облика, упорядочения мест для установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Севастополе, эффективного использования имущества города Севастополя в целях распространения наружной рекламы, утверждены Правила установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации (далее – Правила №1220).
Размещение рекламных конструкций на земельных участках, независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности города Севастополя, осуществляется в соответствии со схемой установки (размещения) рекламных конструкций, устанавливаемых (размещаемых) на земельных участках, независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности города Севастополя (далее - Схема) (пункт 3.2 Правил №1220).
В соответствии с пунктом 5.1 Правил №1220 установка и эксплуатация рекламных конструкций на территории города Севастополя осуществляется на основании разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории города Севастополя по форме согласно приложению № 2 к настоящим Правилам и договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с собственником недвижимого имущества или остановочного павильона, к которым присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются.
Подпунктом 4 пунктом 5.8. Правил №1220 уполномоченный орган отказывает в выдаче Разрешения в том, числе в случае нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города Севастополя, в том числе композиционно-видовых связей (панорам), предмета охраны исторического поселения города Севастополя.
Размещение рекламных конструкций на недвижимом имуществе, находящемся в собственности города Севастополя, осуществляется в соответствии со Схемой и на основании результатов торгов (в форме аукциона или конкурса) на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Схема должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности (пункты 3.3 и 3.7 Правил №1220).
Соответствие внешнего вида размещаемой рекламной конструкции внешнему архитектурному облику сложившейся застройки города Севастополя определяются Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя на основании рекомендаций Архитектурно-художественного совета.
В целях установления порядка взаимодействия с заявителями при предоставлении муниципальной услуги по выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Севастополя принят Административный регламент «Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции», утвержденный Распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 19.01.2016 № 17 (в редакции действовавшей на момент установленных правоотношений).
Данный Административный регламент разработан в целях повышения качества предоставления и доступности государственной услуги, создания комфортных условий для участников отношений, возникающих в процессе предоставления государственной услуги, определяет сроки и последовательность административных процедур и административных действий.
В соответствии с пунктом 3 Административного регламента государственным органом исполнительной власти города Севастополя, предоставляющим государственную услугу, является Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя в лице Управления развития городской среды Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя (далее - Уполномоченный орган).
Согласно пункту 12 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является:
- разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции;
- отказ в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Пунктом 15 Административного регламента определен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в том числе предоставление: подтверждения в письменной форме согласия собственников помещений в многоквартирном доме на присоединение рекламной конструкции к общему имуществу в данном доме (протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленный в соответствии с требованиями приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 937/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор". В содержательной части данного протокола, помимо прочего, должны быть указаны: тип, размер и место размещения рекламной конструкции (номер(ра) помещения(ий), в пределах которого(рых) предполагается разместить рекламную конструкцию), срок, на который заключается договор о присоединении рекламной конструкции, фамилия, имя, отчество лица, управомоченного собранием подписывать указанный договор) - для случаев, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
По своему желанию заявитель вправе дополнительно предоставить иные документы, которые, по его мнению, имеют значение для получения результата предоставления государственной услуги.
Так, в силу п. 3 ст. 48 Жилищного кодекса Российской Федерации голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме проводится не по количеству присутствующих собственников, а определяется пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в доме.
Вместе с тем, из представленных доказательст по делу следует, что в нарушения данного правила 11.11.2017 было проведено собрание собственников дома 14 по ул. Адмирала Октябрьского в городе Севастополе, оформленное протоколом № 3, однако часть лиц, принимавших участие в собрании и голосовавших о возможности присоединения рекламной конструкции к дому, согласно представленным в порядке межведомственного взаимодействия Управлением государственной регистрации права и кадастра представлены сведениям ЕГРН, не являются собственниками.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что общее собрание собственников, оформленное протоколом №3 от 11.11.2017, проведено с нарушением норм ЖК РФ.
Следовательно, надлежаще оформленных доказательств принятия решения на общем собрании собственников помещений о даче согласия на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заявителем не представлено.
Относительно оснований для отказа Департаментом в части нарушения внешнего облика сложившийся застройки, судебная коллегия поддерживает позицию суда первой инстанции о том, что понятие "нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа" законодательно не закреплено и носит оценочный характер, поскольку вопрос о соответствии рекламной конструкции внешнему архитектурному облику застройки, исходя из смысла пункта 4 части 15 статьи 19 Закона о рекламе, решается с учетом архитектурных и градостроительных особенностей конкретных зданий, территорий в испрашиваемом месте установления рекламной конструкции, с учетом установления зон повышенного рекламного контроля, ограничений, касающихся размещения наружной рекламы относительно объектов культурного и исторического значения, архитектурных стилевых ансамблей.
В связи с этим при решении вопроса о выдаче разрешения на установку рекламных конструкций уполномоченный орган должен дать соответствующую оценку о соответствии рекламной конструкции внешнему архитектурному облику застройки. В случае отказа в выдаче разрешения на установку рекламных конструкций административный орган обязан в своем решении оценить и указать на конкретные причины, по которым размещение рекламной конструкции будет нарушать архитектурный облик сложившейся застройки.
Вместе с тем в оспариваемом решении Департамента не содержится каких-либо фактических данных, свидетельствующих о нарушении внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, описания конкретного несоответствия правилам, установленным в городе Севастополе. В данной части доводы Департамента сводятся к нахождению здания в границах исторического поселения.
Вместе с тем, как верно установлено судом первой инстанции, рассматриваемом случае отказ Департамента в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 15.08.2018 №43 обусловлен, в том числе, отсутствием документа подтверждающего в письменной форме согласия собственников помещений в многоквартирном доме на присоединение рекламной конструкции к общему имуществу в данном доме.
Данный факт установлен судом и подтверждается материалами дела.
Учитывая, что в соответствии с пунктом 15 Административного регламента, неподтверждение в письменной форме согласия собственников помещений в многоквартирном доме на присоединение рекламной конструкции к общему имуществу в данном доме, влечет за собой безусловный отказ в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводуоб отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Поскольку судом не установлено оснований для признания недействительным решения государственного органа, требования об устранении допущенных прав и законных интересов заявителя путем возложения на Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя обязанности выдать разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, также не подлежат удовлетворению.
Апелляционная коллегия считает, что судом первой инстанции представленные доказательства оценены с учетом фактически установленных по делу обстоятельств, доводам лиц, участвующих в деле, дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, и не могут послужить основанием для отмены вынесенного судебного решения.
С учетом сделанных выводов апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 07.11.2018 по делу № А84-2971/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Влада» - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий В.С. Голик
Судьи И.А. Малышева
В.А. Омельченко