ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А84-3282/19 от 25.11.2019 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

29 ноября 2019 года

Дело № А84-3282/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2019 года.

Постановление изготовлено в полном объёме 29 ноября 2019 года.

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Карева А.Ю.,

судей Омельченко В.А.,

Приваловой А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гутор К.С.,

при участии: представителя ООО «Интерморсервис» - ФИО1, доверенность от 20.06.2019 № б/н;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношения города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 16 сентября 2019 года по делу № А84-3282/2019 (судья Мирошник А.С.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Интерморсервис» к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Интерморсервис» (далее – ООО «Интерморсервис», Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - заинтересованное лицо, ДИЗО, Департамент), в котором просило суд признать незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об отказе в предоставлении государственной услуги в порядке регламента «Переоформление права постоянного пользования земельными участками, заключения договора аренды, сервитутов в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам от 18 марта 2014 года», утвержденного Распоряжением Департамента от 19.01.2017 № 526-РДЗ, выраженное в форме уведомления № ГУ исх-5057/19 от 20.05.2019, и обязать заинтересованное лицо оказать Заявителю государственную услугу в порядке регламента Переоформление права постоянного пользования земельными участками, заключения договора аренды, сервитутов в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам от 18 марта 2014 года", утвержденного распоряжением Департамента от 19.01.2017 N 526-РДЗ, заключив с ООО «Интерморсервис» договора аренды земельного участка, площадью 2036 кв. м, с кадастровым номером 91:04:001008:3 (с учетом уточнения).

Решением Арбитражного суда города Севастополя от 16.09.2019, требования ООО «Интерморсервис» были удовлетворены; решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об отказе в предоставлении государственной услуги в порядке регламента «Переоформление права постоянного пользования земельными участками, заключения договора аренды, сервитутов в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам от 18 марта 2014 года», утвержденного распоряжением Департамента от 19.01.2017 № 526-РДЗ, выраженное в форме уведомления № ГУ исх-5057/19 от 20.05.2019, было признано незаконным; на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя была возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем оказания заявителю государственной услуги в порядке регламента «Переоформление права постоянного пользования земельными участками, заключения договора аренды, сервитутов в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам от 18 марта 2014 года», утвержденного распоряжением Департамента от 19.01.2017 N 526-РДЗ в отношении земельного участка, площадью 2036 кв. м, с кадастровым номером 91:04:001008:3. Этим же решением с Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в пользу ООО «Интерморсервис» была взыскана государственная пошлина в размере 3000 руб.

Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент по имущественным и земельным отношения города Севастополя обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Севастополя от 16.09.2019 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что решение суда первой инстанции принято при неправильном применении норм материального и процессуального права, при несоответствии в нем изложенных выводов, установленным обстоятельствам и при неполном выяснении имеющихся для дела обстоятельств. Также, апеллянт указывает на то, что вид деятельности, осуществляемой Обществом на земельном участке по ул. Пляжная, 29 в г. Севастополе, не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, установленного Договором аренды земельного участка.

Департамент по имущественным и земельным отношения города Севастополя 25.11.2019 представил в дело ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. Также апеллянт в ходатайстве указал на то, что апелляционную жалобу поддерживает и просит удовлетворить ее в полном объеме.

Представитель ООО «Интерморсервис» возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционный суд, принимая во внимание ходатайство Департамента по имущественным и земельным отношения города Севастополя, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителя указанного лица.

Законность и обоснованность решения от 16 сентября 2019 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что 28.08.2014 ООО «Интерморсервис» привело свои учредительные документы в соответствии с нормами Российской Федерации.

07.11.2012 между Севастопольским городским Советом и ООО «Интерморсервис» был заключен договор аренды земельного участка от 07.11.2012, в соответствии с которым Заявитель принял в срочное платное пользование земельный участок площадью 0,2036 га для строительства гидротехнических сооружений и инженерных сетей и реконструкции существующих зданий, с отнесением этих земель к категории земель рекреационного назначения, который находится по адресу: <...>.

Договор был заключен сроком на 25 лет.

В дальнейшем, земельный участок площадью 2036 кв. м был поставлен на кадастровый учет за номером 91:04:001008:3; категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов; разрешенное использование: для строительства гидротехнических сооружений и инженерных сетей и реконструкции существующих зданий.

24.04.2019 Общество обратилось в Департамент с заявлением о переоформлении права постоянного пользования земельным участком (заключения договора аренды, сервитута), предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года, в отношении земельного участка площадью 2036 кв. м, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер 91:04:001008:3.

Письмом от 20.05.2019 № ГУ исх-5057/19, Департамент отказал Обществу в предоставлении государственной услуги «Переоформление права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитутов в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года» на основании п.п. 2 п. 2.9 Регламента.

Не согласившись с вышеназванным решением Департамента об отказе в переоформлении права аренды на земельный участок, ООО «Интерморсервис» обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с настоящим заявлением.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее-Закон № 6-ФКЗ), до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

В соответствии с положениями ст. 23 вышеназванного Закона, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

В силу ч. 1 ст. 12.1 названного Закона, п. 6 решения внеочередной сессии Севастопольского городского совета от 17.03.2014 № 7156 «О статусе города-героя Севастополя» и ст. 3 Закона города Севастополя от 07.08.2014 № 56-ЗС «Об основах управления государственным имуществом города Севастополя», государственная собственность Украины является собственностью города Севастополя, полномочия по управлению и распоряжению которым осуществляют Правительство Севастополя и уполномоченные им исполнительные органы государственной власти города Севастополя.

В соответствии положениями статей Закона города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», Правительством Севастополя 21.12.2015 утверждено Положение № 1250-ПП «Об утверждении Порядка переоформления права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитута в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года» (далее - Порядок № 1250-ПП, Порядок), которым установлены условия и порядок переоформления права постоянного пользования, права аренды, права сервитута, возникших в соответствии с земельным законодательством Украины, путем предоставления земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, в аренду, юридическим лицам в соответствии с гражданским и земельным законодательством Российской Федерации (пункт 1 Порядка).

Пунктом 2 названного Порядка предусмотрено, что переоформление права аренды в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления, которое заинтересованное лицо подает в исполнительный орган государственной власти города Севастополя, уполномоченный распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя (далее - уполномоченный орган).

Пунктом 7 Порядка № 1250-ПП установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа уполномоченным органом в переоформлении земельного участка, в том числе несоответствие фактического использования земельного участка его разрешенному использованию (подпункт 6 пункта 7 Порядка).

При этом под видом разрешенного использования согласно ст. 6 Закона Севастополя N 46-ЗС признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Закона № 6-ФКЗ.

Пунктом 7 Порядка N 1250-ПП предусмотрено, что с целью получения информации относительно наличия обстоятельств, указанных в подпункте 6 настоящего пункта, уполномоченный орган направляет запрос в орган исполнительной власти города Севастополя, уполномоченный на осуществление земельного контроля (надзора) в отношении испрашиваемого земельного участка, который обязан провести обследование указанного земельного участка на протяжении 20 дней с момента поступления запроса и направить информацию по результатам обследования в адрес уполномоченного органа; заявитель вправе самостоятельно обратиться в орган исполнительной власти города Севастополя, уполномоченный на осуществление земельного контроля (надзора) в отношении испрашиваемого земельного участка, с заявлением о проведении его обследования; соответствующее решение об отказе в предоставлении земельного участка должно быть принято уполномоченным органом на протяжении 30 дней с момента поступления заявления о предоставлении земельного участка.

Исходя из приведенных выше положений законодательства, для установления факта несоответствия вида разрешенного использования земельного участка его фактическому использованию, Департаменту, по итогам проведенного в установленном законом порядке обследования земельного участка органами земельного контроля (надзора), необходимо в соответствии с положениями ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказать, что земельный участок, в отношении которого заявлены требования о переоформлении права аренды, используется арендатором вопреки установленному виду разрешенного использования, то есть не для тех целей, для которых он был предоставлен.

В свою очередь, таких доказательств Департаментом в дело представлено не было.

Из акта обследования земельного участка от 13.05.2019 № 186, послужившего основанием для отказа Обществу в переоформлении права аренды, следует, что использование земельного участка с кадастровым номером 91:04:001008:3 осуществляется по следующим кодам Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 № 540 (далее - Классификатор): 3.3 «Бытовое обслуживание», 4.7 «Гостиничное обслуживание», 4.8.1 «Развлекательные мероприятия», 5.1.5 «Водный спорт», 5.1.7 «Спортивные базы», 5.4 «Причалы для маломерных судов», то есть в нарушение п. 5.2 договора от 07.11.2012 - для строительства гидротехнических сооружений и инженерных сетей и реконструкции существующих зданий.

Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов, выбирается самостоятельно без дополнительных разрешений и процедур согласования).

При этом, из материалов дела следует, что на территории обследованного земельного участка располагается водно-спортивная база, и иных объектов на территории не имеется.

Водно-спортивная база принадлежит Обществу на основании свидетельства от 16.11.2002, отдельные объекты капитального строительства поставлены на кадастровый учет.

Приказом от 11.10.2017 Общество установило правила посещения и временного проживания спортсменов на территории водно-спортивной базы Общества, из которых следует, что пребывание спортсменов возможно только во время проведения тренировочных сборов и регат, по предварительным заявкам и на основании пропусков, период проживания ограничен временем соревнования, ограничено и количество спортсменов (не более 15).

Доказательств того, что Обществом осуществляется деятельность по кодам Классификатора 3.3 «Бытовое обслуживание», 4.7 «Гостиничное обслуживание», 4.8.1 «Развлекательные мероприятия», кроме акта обследования земельного участка от 13.05.2019 № 186, Департаментом в дело предоставлено не было. При этом, на фотографиях, являющихся приложением к акту обследования земельного участка от 13.05.2019 № 186, не зафиксировано зданий или помещений для бытового обслуживания, проведения развлекательных мероприятий, либо гостиниц, на территории спорного земельного участка.

Между тем, использование и нахождение причалов на водно-спортивной базе, является необходимой частью функционирования базы.

В свою очередь, в отношении кодов 5.1.5 «Водный спорт», 5.1.7 «Спортивные базы» необходимо отметить, что Департамент в письме от 02.08.2019 № ГУ-исх-8664/19 согласился с возможностью установления для земельного участка с кадастровым номером 91:04:001008:3 данных видов разрешенного использования.

Кроме того, Обществом была произведена реконструкция объектов водно-спортивной базы, что подтверждается декларацией о готовности объекта к эксплуатации от 04.02.2014 № 1У 143140350160, и свидетельствует об использовании земельного участка в полном соответствии с целью его предоставления по договору аренды от 07.11.2012.

Суд апелляционной инстанции установил, что совокупностью собранных по делу доказательств подтвержден факт использования Обществом находящегося в аренде земельного участка по целевому назначению, в соответствии с условиями Договора аренды земельного участка.

На основании вышеизложенного коллегия судей апелляционной инстанции пришла к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно признал незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об отказе в предоставлении государственной услуги в порядке регламента «Переоформление права постоянного пользования земельными участками, заключения договора аренды, сервитутов в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам от 18 марта 2014 года», утвержденного распоряжением Департамента от 19.01.2017 N 526-РДЗ, выраженное в форме уведомления N ГУ исх-5057/19 от 20.05.2019.

Также, суд первой инстанции во исполнение требований ч. 4 ст. 201 АПК РФ, обоснованно возложил на Департамент обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем оказания заявителю государственной услуги в порядке регламента «Переоформление права постоянного пользования земельными участками, заключения договора аренды, сервитутов в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам от 18 марта 2014 года», утвержденного распоряжением Департамента от 19.01.2017 N 526-РДЗ в отношении земельного участка, площадью 2036 кв. м, с кадастровым номером 91:04:001008:3.

Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения. Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащего применению в настоящем деле, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.

Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Севастополя от 16 сентября 2019 года по делу № А84-3282/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношения города Севастополя – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий А.Ю. Карев

Судьи А.В. Привалова

В.А. Омельченко