ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А84-3488/20 от 15.06.2021 АС Центрального округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

22 июня 2021 года

г.Калуга

Дело №А84-3488/2020

Резолютивная часть объявлена 15 июня 2021 г.

Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2021 г.

Арбитражный суд Центрального округа  в составе:

председательствующего судьи           Стрегелевой Г.А.,

судей                                                Ермакова М.Н., Смолко С.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи           Смольяниновой Т.Н.,

при участии представителей:

от общества с ограниченной ответственностью «Орлиновское охотничье хозяйство» (ОГРН 1149204007897, НН 9203001197, Камышевое шоссе, д.15, г.Севастополь, 299014) – Черёмухиной Т.Б. (дов. от 15.01.2021, диплом),

от Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя (ОГРН 1149204003740, ИНН 9203000669, Ластовая площадь, д.3, г. Севастополь, 299001) – Жменевой Н.А. (дов. от 01.03.2021, диплом),

от Правительства Севастополя (ул.Ленина, 2, г.Севастополь, 299011) -                    не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,

от Федерального агентства по управлению государственным имуществом (пер.Никольский, 9, г.Москва, 109012) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,

от Федерального агентства лесного хозяйства (ул.Пятницкая, 59/19, г.Москва, 115184) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Орлиновское охотничье хозяйство» на решение Арбитражного суда города Севастополя от 14.12.2020 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2021 по делу №А84-3488/2020,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью "Орлиновское охотничье хозяйство" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с требованием к Главному управлению природных ресурсов и экологии города Севастополя (далее - Севприроднадзор) о признании за обществом на основании решения X сессии Севастопольского городского совета V созыва от 08.04.2008 №4028 и Типового договора об условиях ведения охотничьего хозяйства от 30.12.2018 права на добычу и использование охотничьих ресурсов, права на обеспечение производственного охотничьего контроля, права на установление для общества квот и лимитов добычи охотничьих ресурсов и среды их обитания, права на получения бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов, права на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, права на создание охотничьей инфраструктуры на территории охотничьих угодий, переданных в пользование ООО "Орлиновское охотничье хозяйство".

Решением Арбитражного суда города Севастополя от 14.12.2020 в удовлетворении требований отказано.

Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2021 решение оставлено без изменения.

ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты, принять новое решение об удовлетворении требований общества, указывая на неправильное применение судами норм материального права, поскольку в силу статьи 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее –Закон №6-ФКЗ) типовой договор об условиях ведения охотничьего хозяйства от 30.12.2008 не прекратил своего действия, что подтверждено вступившими в законную силу судебными актами по делу №А84-4023/2016. Также кассатор указывает, что решение Севастопольского городского совета от 08.04.2008 №4028 о предоставлении обществу в пользование охотничьих угодий на 25 лет было предметом судебного рассмотрения и решением Хозяйственного суда города Киева от 15.04.2009, оставленным без изменения постановлением Высшего хозяйственного суда Украины от 09.09.2010 №50/157, подтверждено, что оно было принято в пределах компетенции Севастопольского городского совета, не нарушает Законы Украины «Об охотничьем хозяйстве и охоте», «О природно-заповедном фонде». По мнению общества, судебные акты содержат противоречивые выводы в отношении права общества по пользование охотничьими угодьями; судами не дана оценка тому факту, что заключение охотхозяйственного соглашения по результатам аукциона на охотничьи угодья для ведения охотничьего хозяйства общей площадью 12770,5 га нарушит права общества; не проверили объем прав, которыми обладало общество по ведению охотхозяйственной деятельности и использованию охотничьих ресурсов на момент принятия Закона №6-ФКЗ; не учли, что ранее при отсутствии охотхозяйственного соглашения Указами губернатора города Севастополя и постановлениями правительства Севастополя обществу были установлены  в 2014-2017гг. квоты добычи охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях общества.

Департамент отзыв на кассационную жалобу не представил.

Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов жалобы.

Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей общества и Севприроднадзора, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Из материалов дела следует, подтверждено судами, вступившим в законную силу постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2015 по делу №А84-4023/2016, имеющим преюдициальное значение для настоящего спора, установлено, что  решением X сессии Севастопольского городского Совета V созыва от 08.04.2008 N 4028 ООО "Орлиновское охотничье хозяйство" на 25 лет предоставлены в пользование охотничьи угодья общей площадью 12770,5 га, расположенные на подведомственной Севастопольскому городскому Совету территории, в границах, согласно согласованной схемы. Этим же решением ООО "Орлиновское охотничье хозяйство" обязано в месячный срок с момента вступления в силу настоящего решения заключить договор с Севастопольским государственным лесоохотничьим хозяйством об условиях ведения охотничьего хозяйства и об отношениях с другими землепользователями.

Охотничьи угодья, переданные в пользование ООО "Орлиновское охотничье хозяйство", частично расположены на территории объекта особо охраняемой природной территории - ландшафтного заказника общегосударственного значения "Мыс Айя", а именно кв. 54, 67, 77, 82, 83 Чернореченского лесничества.

В соответствии с условиями договора от 24.10.2018 общество имеет право, в том числе, организовывать охоту для охотников, охотничий туризм, отлов, разведение и продажу диких животных, пользоваться охотничьими угодьями и государственным охотничьим фондом, в установленном законодательством Украины порядке.

ООО "Орлиновское охотничье хозяйство" 03.03.2020  и 05.05.2020 обратилось в Севприроднадор с заявкой на установление квот добычи охотничьих ресурсов в охотугодьях общества на период с 01.08.2020 до 01.08.2021. (письма от 02.03.2020 исх. N 35, от 05.05.2020 N 37).

Севприроднадзор в ответе от 15.05.2020 N 2565/01-22-01-71/02/20 сообщил, что указанная заявка не подлежит рассмотрению.

Общество обратилось в Севприроднадзор с заявкой от 07.05.2020 N41 на выдачу бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов - птицу, в удовлетворении которой отказано письмом от 18.05.2020 исх.N2574/01-22-01-73/02/20.

Также, общество подало заявку от 07.05.2020 N 38 на выдачу бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов - косули европейской в соответствии с Указом Губернатора города Севастополя от 31.07.2019 №60-УГ "Об утверждении лимитов добычи охотничьих ресурсов (оленя благородного, косули европейской, муфлона европейского) и квот их добычи на территории охотничьих угодий города Севастополя с 1 августа 2019 по 1 августа 2020 г.".

Севприроднадзор отказал в выдаче бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов письмом от 15.05.2020 исх.N 2564/01-22-01-71/02/20.

 В целях регулирования численности охотничьих ресурсов, ООО "Орлиновское охотничье хозяйство" направило в Севприроднадзор заявку о выдаче бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов от 07.05.2020 N 40, которая также оставлена без удовлетворения (письмо от 15.05.2020 исх.N 2566/01-22-01-71/02/20).

Отказы в выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов  Севприроднадзор мотивировал отсутствием охотхозяйственного соглашения, заключенного между ООО "Орлиновское охотничье хозяйство" и Севприроднадзором.

В связи с отсутствием охотхозяйственного соглашения обществу не были установлены лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий ООО "Орлиновское охотничье хозяйство" на период с 01 августа 2020г. до 01 августа 2021г.

Полагая, что ООО "Орлиновское охотничье хозяйство", несмотря на отсутствие охотхозяйственного соглашения, является законным пользователем охотничьих угодий согласно правоустанавливающим документам, выданным полномочными органами Украины, с правом ведения охотхозяйственной деятельности, использования объектов животного мира в пределах выделенных охотничьих угодий на территории города Севастополя, учитывая постановление правительства Севастополя от 29.07.2014 N 166, в приложении N 2 которого утверждены квоты добычи охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях ООО "Орлиновское охотничье хозяйство", постановление правительства Севастополя от 29.07.2014 N 167, которым были утверждены для ООО "Орлиновское охотничье хозяйство" нормы допустимой добычи кабана на территории охотничьих угодий города Севастополя в сезон охоты 2014-2015гг., постановление правительства Севастополя от 21.08.2015 N 797-ПП "Об осуществлении охоты на территории полевых охотничьих угодий", которым пользователям охотничьих угодий города Севастополя, в том числе ООО "Орлиновское охотничье хозяйство", разрешено осуществлять любительскую и спортивную охоту на территории ранее закрепленных полевых угодий, указ губернатора города Севастополя 11.03.2016 №14-УГ об утверждении лимитов охотничьих ресурсов и квоты добычи оленя благородного и косули европейской с 01 августа 2015г. по 01 августа 2016г., в том числе, на территории охотничьих угодий ООО "Орлиновское охотничье хозяйство", приказ управления лесного и охотничьего хозяйства города Севастополя от 29.01.2016 №11 "О регулировании численности охотничьих животных", которым пользователям охотничьих угодий, в том числе ООО "Орлиновское охотничье хозяйство", поручено осуществить мероприятия по регулированию численности кабана на территории закрепленных охотничьих угодий города Севастополя, указ губернатора города Севастополя от 24.10.2016 N 77-УГ, которым утверждены лимиты охотничьих ресурсов и квоты добычи оленя благородного и косули европейской с 01 августа 2016г. по 01 августа 2017г. на территории охотничьих угодий ООО "Орлиновское охотничье хозяйство", общество обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями к Севприроднадзору.

Отказывая в удовлетворении заявленных требования, суды первой и апелляционной инстанций, обоснованно применив положения Федерального закона от 24.07.2009 №209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон №209-ФЗ, Закон об охоте), пришли к выводу о том, что ведение охотхозяйственной деятельности возможно только на основании охотхозяйственного соглашения, а наличие у общества типового договора об условиях ведения охотничьего хозяйства, заключенного по правилам, установленными Законами Украины «О животном мире», «Об охотничьем хозяйстве и охоте», не свидетельствует о том, что за обществом сохраняется право осуществлять деятельность в сфере охотничьего хозяйства на законных основаниях.

Соглашаясь с решением судов, не нашедшим правовых оснований для удовлетворения требований заявителя, суд округа дополнительно учитывает следующее.

Задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность (пункт 1 статьи 2 АПК РФ).

Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ (часть 1 статьи 4 АПК РФ).

Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, установление факта его нарушения, установление факта нарушения права истца именно ответчиком, наличие материального ущерба.

Однако, по настоящему спору требование общества заявлено в защиту того субъективного права, которое у заявителя не могло возникнуть в установленном законом порядке, поскольку разрешительная система охотхозяйственной деятельности, установленная в Российской Федерации и предусмотренная законодательством Украины, отличны по порядку, структуре и разрешению вопросов пользования охотничьими угодьями, в том числе в части решения вопросов о предоставлении охотпользователям в пользование земельных и лесных участков.

В соответствии со статьей 1 Закона N 209-ФЗ добыча охотничьих ресурсов представляет собой деятельность, направленную на изъятие объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, из среды их обитания с применением орудий охоты и способов охоты. Охотничьи угодья определяются тем же Федеральным законом как территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (пункт 15 статьи 1), и подразделяются на закрепленные - используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями - и общедоступные, в которых физические лица имеют право свободного пребывания в целях охоты (статья 7). Подобная классификация обусловлена как субъектным составом, так и целями осуществления охотничьей деятельности. На закрепленных охотничьих угодьях охота осуществляется лишь субъектами предпринимательской деятельности.

До вступления в силу Федерального закона N209-ФЗ (вступил в силу с 1 апреля 2010 года) отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов были урегулированы Федеральным законом от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", который устанавливал, что долгосрочная лицензия на пользование животным миром - это специальное разрешение на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира (статья 1).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 33 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии. Пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с органом государственной власти, предоставляющим соответствующую территорию для осуществления пользования животным миром.

Согласно статье 27 Закона N 209-ФЗ пользование объектами животного мира осуществляется посредством заключения охотхозяйственного соглашения.

Пунктом 1 статьи 29 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что разрешения на добычу охотничьих ресурсов выдаются физическим лицам и юридическим лицам, у которых возникло право на добычу охотничьих ресурсов в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов осуществляется в закрепленных охотничьих угодьях - юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения (подпункт «а» пункта 1 статьи 31 Закона N 209-ФЗ).

Законом Украины от 22.02.2000 «Об охотничьем хозяйстве и охоте» (статья 21) установлено, что условия ведения охотничьего хозяйства определяются в договоре, который заключается между местными органами специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в отрасли охотничьего хозяйства и охоты и пользователями охотничьих угодий. Положениями данного Закона Украины не предусмотрено предоставление охотпользователю во временное пользование земельных и лесных участков, а только оговорено его право при согласии владельца или пользователя земельного участка осуществлять мероприятия, связанные с ведением охотничьего хозяйства.

Поскольку, как указано выше, законодательством Российской Федерации об охоте предусмотрены иные правила в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, доводы общества о наличии у него законного права на ведение охотничьего хозяйства, оформленного в соответствии с законодательством Украины, со ссылкой на положения статьи 12 Закона №6-ФКЗ, является ошибочными.

Типовой договор об условиях ведения охотничьего хозяйства от 30.12.2008 не предоставляет право обществу осуществлять охотхозяйственную деятельность на законных основаниях и в том объеме, который предусмотрен Законом №209-ФЗ.

Учитывая изложенное, суд округа считает, что выводы постановлены судами на основе исследования и оценки всех представленных участвующими в деле лицами доказательств в полном соответствии с требованиями статей 71, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вследствие чего суд кассационной инстанции, учитывая установленные статьей 286 Кодекса пределы его компетенции, не усматривает оснований для переоценки доказательств и выводов судов, которые при рассмотрении дела рассмотрели, но обоснованно отклонили доводы общества, в том числе вновь заявленные в кассационной жалобе.

Нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований отмены обжалуемых решения и постановления судов.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

п о с т а н о в и л:

Решение Арбитражного суда города Севастополя от 14.12.2020 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда                     от 19.02.2021 по делу № А84-3488/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и  может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья

         Г.А. Стрегелева

Судьи

         М.Н. Ермаков

         С.И. Смолко