ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А84-4030/2023 от 28.02.2024 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. + 7(8692) 54-74-95

www.21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

06 марта 2024 года

Дело № А84-4030/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2024 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта2024 года.

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кравченко В.Е., судей: Приваловой А.В., Кузняковой С.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,

при участии в судебном заседании:

от индивидуального предпринимателя ФИО1 – ФИО2 представитель по доверенности от 17.11.2021 №92АА0992867;

от общества с ограниченной ответственностью «Измир» – ФИО2 представитель по доверенности, представлены паспорт, диплом;

от Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя – ФИО3, представитель по доверенности от 18.01.2024 №01-25-209,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 09 ноября 2023 года по делу № А84-4030/2023, принятому по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 к Управлению государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью «Измир», об оспаривании решения,

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель, ИП ФИО1) обратился в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Управлению государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя (далее – заинтересованное лицо, Севгосстройнадзор, Управление), о признании незаконным отказа, оформленного письмом от 23.03.2023 № 614/01-25-1¬23/01/23, об отказе подтверждения факта завершения возведения на 21.11.2016 фундамента объекта капитального строительства «Торгово-складской комплекс по Камышовому шоссе, д. 25-А в г. Севастополь. 1-я очередь строительства», а также, просит возложить на Севгосстройнадзор обязанность подтвердить факт завершения возведения на 21.11.2016 фундамента объекта капитального строительства: «Торгово-складской комплекс по Камышовому шоссе, д. 25-А в г. Севастополь. 1-я очередь строительства».

Решением Арбитражного суда города Севастополя от 09 ноября 2023 года заявленные ИП ФИО1 требования удовлетворены в полном объеме.

Решение Арбитражного суда города Севастополя от 09 ноября 2023 года обжаловано в апелляционном порядке Севгосстройнадзором в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд. Податель апелляционной жалобы просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований ИП ФИО1 отказать.

В обоснование доводов апелляционной жалобы Севгосстройнадзор (далее - апеллянт) указывает, что судом первой инстанции не выяснены все фактическим обстоятельствам дела, суд неправильно применил нормы материального права.

Консолидировано доводы апеллянта сводятся к тому, что из приложенных к заявлению документов, должностному лицу невозможно было установить в отношении какого объекта капитального строительства необходимо подтвердить наличие фундамента, поскольку к заявлению не прилагались акты скрытых работ и определить выполненные работы по устройству конструкций фундамента в объеме, предусмотренном проектной документацией; отсутствие полного пакета документов исключало результативность проведения визуального обследования фундамента в объеме, предусмотренном проектной документацией для определения типа фундамента, его форму в плане, размер и другие параметры, оснований для выезда у Севгосстройнадзора не имелось. Кроме того, заинтересованное лицо считает, что Управление такую услугу не обязано оказывать, а оспариваемый отказ от 23.03.2023 в подтверждения факта завершения возведения фундамента объекта капитального строительства до 21.11.2016 не является государственной услугой, перечень которых утвержден Порядком формирования и ведения Реестра государственных услуг (функций) города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 22.07.2016 № 738 – ПП, Порядком формирования, утверждения и ведения регионального перечня (классификатора государственных (муниципальных) услуг и работ города Севастополя, утвержденного Постановлением № 720-ПП и Приказом Департамента финансов города Севастополя от 29.06.2018 № 135, которым утвержден Региональный перечень (классификатор) государственных муниципальных услуг и работ города Севастополя.

Апелляционная жалоба принята к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, соответствующая информация размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В отзыве на апелляционную жалобу ИП ФИО1 изложил свою позицию по делу, считает судом первой инстанции верно и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации оценены все обстоятельства, имеющие значение при рассмотрении дела. Решение суда обоснованно и законно, судом в полной мере разъяснены мотивы принятого решения. Полагает, что состоявшийся судебный акт первой инстанции подлежит оставлению без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать в связи с несостоятельностью ее доводов.

В итоговом судебном заседании 28 февраля 2024 года представители заинтересованного лица и заявителя поддержали свои правовые позиции.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения в порядке главы 34 АПК РФ, не находит основания для отмены судебного акта, исходя из следующих мотивов и установленных обстоятельств спора.

Как следует из материалов дела, 26.02.2007 между Севастопольским городским Советом (арендодатель) и ИП ФИО1(арендатор) заключен договор аренды земельного участка (далее - Договор), по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в срочное платное пользование земельный участок площадью
12 000 кв.м. для строительства и обслуживания торгово-складского комплекса, расположенного по адресу: <...>. Срок действия Договора - 25 лет (т. 1, л. д. 85)

В 2009 году закрытым акционерным обществом «Севастопольский стройпроект» разработана проектная документация на объект капитального строительства «Торгово-складской комплекс по Камышовому шоссе, д. 25-А в г. Севастополь (1-я очередь строительства)» (шифр проекта - 04309) (далее - Проект) (т. 1, л. д. 99).

17.02.2010 филиалом общества с ограниченной ответственностью «Укрстройэкспертиза» в г. Севастополе выдано положительное комплексное экспертное заключение №Э-27-137-09 по рабочему проекту «Торгово-складской комплекс по Камышовому шоссе, д. 25-А в г. Севастополь (1-я очередь строительства)» (далее - Экспертное заключение), которым Проект рекомендован к утверждению со следующими основными данными и технико-экономическими показателями: площадь участка – 1,2 га; площадь застройки - 2 835 кв.м. (т. 1, л. д. 61).

Исходя их Экспертного заключения, генеральным планом предусматривается выделение следующих очередей строительства торгово-складского комплекса:

1-я очередь строительства - склад (позиции 1, 1а по генеральному плану), противопожарные резервуары емкостью 250 куб.м (2 шт.) (позиция 3 по генплану), водопроводная насосная станция (позиция 3а по генплану), очистные сооружения ливневых вод (позиция 5 по генплану), технологические площадки (позиция 6 по генплану), ограждение территории, водозаборная скважина (позиция 9 по генплану);

2-я очередь строительства - склад (позиция 1б по генеральному плану);

3-я очередь строительства - административное здание (позиция 2 по генеральному плану).

При этом здание склада 1-ой очереди строительства (позиции 1, 1а по генплану) запроектировано одноэтажным, прямоугольной формы, с размерами по осям 60 м х 47 м, в состав которого входят: склады №№1, 2; тамбуры; два офиса логистов; два помещения зарядного устройства, электрощитовая. Конструктивное решение фундаментов склада - монолитные железобетонные столбчатого типа.

30.04.2010 Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля в г. Севастополе выдано ИП ФИО1 разрешение №149 на выполнение строительных работ (подрядчик - ООО «Пеленг») по строительству торгово-складского комплекса по Камышовому шоссе, д. 25-А в г. Севастополь (1-я очередь строительства) в соответствии с проектной документацией, разработанной ЗАО «Севастопольский стройпроект» и утвержденной приказом предпринимателя от 12.02.2010 №12/02 (далее - Разрешение №149) (т. 1, л. д. 58).

22.05.2012 Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля в г. Севастополе осуществлена регистрация декларации о готовности к эксплуатации объекта «Торгово-складской комплекс по Камышовому шоссе, д. 25-А в г. Севастополь
(1-я очередь строительства). Первый пусковой комплекс» общей площадью 1 536,6 кв.м (далее - Декларация). При этом, в разделе 14 указанной декларации содержатся сведения об основных показателях всего объекта по Проекту / отдельно первого пускового комплекса: строительный объем - 27 790 куб.м / 14 792 куб.м; общая площадь - 2 836,61 кв.м / 1 516 кв.м; количество рабочих мест - 17 / 10 (т. 1, л. д. 139).

Вышеуказанный документ содержит данные о заказчике строительства - ИП ФИО4; о проектировщике - ЗАО «Севастопольский стройпроект»; о проектной документации - шифр 04309, утверждена приказом предпринимателя от 12.02.2010 №12/02 и получила положительное экспертное заключение уполномоченной организации от 17.02.2010 №Э-27-137-09; о разрешительном документе на выполнение строительных работ - Разрешение №149; о правах на земельный участок - договор аренды земельного участка от 26.02.2007; о подрядчике - ООО «Пеленг».

27.12.2012 Фондом коммунального имущества Севастопольского городского Совета выдано свидетельство о праве собственности ИП ФИО1 и ООО «Измир» на торгово-складской комплекс с антресольными этажами общей площадью 1 536,6 кв.м. (т. 1, л. д. 142).

Сведения о торгово-складском комплексе площадью 1 536,6 кв.м по адресу: <...> внесены в Единый государственный реестр недвижимости под кадастровым номером 91:02:003016:249, а 09.11.2016 осуществлена государственная регистрация права собственности ИП ФИО1 и ООО «Измир» на указанный объект недвижимости.

Также, как следует из материалов дела, арендованный по Договору земельный участок площадью 11 896 кв.м поставлен на кадастровый учет под номером 91:02:006011:15 и с 02.08.2022 находится в собственности ИП ФИО1 и ООО «Измир».

Как указывает заявитель, Проектом предусмотрено строительство двух складов (позиции 1, 1а по генеральному плану) размерами по осям 30 м х 47 м каждый. В 2010 году в соответствии с Проектом и Разрешением №149 был возведен фундамент (монолитный железобетонный столбчатого типа) для двух складов, то есть размером по осям 60 м х 47 м. На основании Декларации введен в эксплуатацию только один склад (позиция 1 по генеральному плану; первый пусковой комплекс) размерами по осям 30 м х 47 м. Строительство другого запроектированного склада (позиция 1а по генеральному плану; второй пусковой комплекс) размерами по осям 30 м х 47 м было приостановлено в ноябре 2010 года, что подтверждается актом выполненных работ по консервации объекта незавершенного строительства от 15.11.2010, подписанным предпринимателем и подрядчиком - ООО «Пеленг».

В связи с чем, в целях завершения строительства объекта «Торгово-складской комплекс по Камышовому шоссе, д. 25-А в г. Севастополь (1-я очередь строительства)», а именно склада (позиция 1а по генеральному плану; второй пусковой комплекс), руководствуясь постановлением Правительства Севастополя от 10.11.2016 № 1058-ПП «О прекращении действия на территории города Севастополя уведомительных, декларативных документов, разрешительных документов, выданных официальными органами Украины, в сфере градостроительной деятельности и признании утратившим силу постановления Правительства Севастополя от 12.07.2016 № 668-ПП «О прекращении действия на территории города Севастополя уведомительных, декларативных документов, разрешительных документов, выданных официальными органами Украины, в сфере строительства» (далее - Постановление №1058), Положением об особенностях регулирования отношений в области градостроительной деятельности на территории города федерального значения Севастополя (далее - Положение №413), утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 02.09.2021 № 413-ПП, Порядком подтверждения факта завершения возведения на 21.11.2016 фундамента объекта капитального строительства, строительство, реконструкция которого начаты на основании уведомления о начале выполнения строительных работ, декларации о начале выполнения строительных работ, разрешения на выполнение строительных работ, выданных или зарегистрированных до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» государственными и иными официальными органами Украины (далее - Порядок №79), утвержденным приказом Севгосстройнадзора от 26.10.2021 № 79-од, ИП ФИО1 обратился в Севгосстройнадзор с заявлением о подтверждении факта завершения возведения на 21.11.2016 фундамента объекта капитального строительства «Торгово-складской комплекс по Камышовому шоссе, д. 25-А в г. Севастополь. 1-я очередь строительства» (т. 1, л. д. 55).

К указанному заявлению были приложены следующие документы: Разрешение №149; Экспертное заключение; приказ от 01.11.2010 №01/11/10 о консервации объекта незавершенного строительства; акт выполненных работ по консервации объекта незавершенного строительства от 15.11.2010; акт осмотра открытых рвов и котлованов под фундаменты от 14.09.2009; раздел «Общая пояснительная записка» к Проекту; генеральный план объекта капитального строительства; раздел «Конструкции железобетонные» к Проекту; геодезическая съемка фундаментов от 10.11.2010; Декларация; свидетельство о праве собственности от 27.12.2012; акт №06-19/100-12 от 13.03.2012 из Государственного департамента страхового фонда документации о сдаче полного пакета проектных документов; топосъемка участка для строительства и обслуживания торгово-складского комплекса от 30.08.2012; фотографии хода выполнения строительных работ в 2009-2011 годах; фотографии существующих на сегодняшний день склада, введенного в эксплуатацию, и фундамента для второго склада размерами по осям 30 м х 47 м.

Рассмотрев поданное предпринимателем заявление о подтверждении факта завершения возведения на 21.11.2016 фундамента объекта капитального строительства «Торгово-складской комплекс по Камышовому шоссе, д. 25-А в г. Севастополь. 1-я очередь строительства» и приложенные к нему документы, Севгосстройнадзор принял решение, оформленное письмом от 23.03.2023 №614/01-25-1-23/02/23, об отказе в предоставлении соответствующей государственной услуги (т. 1, л. д. 11).

Полагая, что вышеуказанное решение Севгосстройнадзора об отказе в подтверждении факта завершения возведения на 21.11.2016 фундамента объекта капитального строительства является незаконным, заявитель в порядке главы 24 АПК РФ обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В части 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014
№ 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Закон № 6-ФКЗ) установлено, что до 01.01.2025 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отношений в области градостроительной деятельности (с учетом особенностей, предусмотренных частью 1.4 данной статьи) могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Пунктом 3 части 1.4 статьи 12.1 Закона № 6-ФКЗ установлено, что до 01.01.2025 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя в порядке, предусмотренном частью 1.1 данной статьи, могут быть установлены особенности внесения изменений в разрешения на строительство объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых начаты до 31.12.2020, осуществления государственного строительного надзора в отношении этих объектов капитального строительства, выдачи разрешений на их ввод в эксплуатацию.

На основании приведенной нормы федерального конституционного закона постановлением Правительства Севастополя от 02.09.2021 № 413-ПП утверждено Положение об особенностях регулирования отношений в области градостроительной деятельности на территории города федерального значения Севастополя.

Согласно пункту 1 Положения №413 данный нормативный правовой акт устанавливает особенности: подготовки и утверждения документации по планировке территории; выдачи градостроительных планов земельных участков и разрешений на строительство объектов капитального строительства при отсутствии правил землепользования и застройки города Севастополя, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности; внесения изменений в разрешения на строительство объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых начаты до 31.12.2020, осуществления государственного строительного надзора в отношении этих объектов капитального строительства, выдачи разрешений на их ввод в эксплуатацию.

Исходя из пункта 1.2 Положения № 413, под документами, разрешающими строительство или реконструкцию объекта капитального строительства, в данном Положении понимаются, в том числе, документы, дающие право на выполнение строительных работ, выданные или зарегистрированные до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ государственными и иными официальными органами Украины. К таким документам относится разрешение на выполнение строительных работ.

В силу пункта 3.1 Положения №413, в срок до 01.06.2023 в целях завершения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации подлежит экспертизе, застройщики таких объектов, имеющие действующие документы, предусмотренные пунктом 1.2 данного Положения, направляют в исполнительный орган города Севастополя, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора (далее - уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора орган), заявление о включении сведений об объекте капитального строительства в реестр строящихся или реконструируемых объектов капитального строительства, при строительстве которых осуществляется государственный строительный надзор (далее - Реестр поднадзорных объектов).

Согласно подпункту 7 пункта 3.2 Положения №413 к заявлению о включении сведений об объекте капитального строительства в Реестр поднадзорных объектов прилагается документ, подтверждающий факт завершения возведения на 21.11.2016 фундамента объекта капитального строительства, строительство, реконструкция которого начаты на основании предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 1.2 данного Положения документов, выданное уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора органом по результатам обследования конструкций такого объекта.

Пунктом 1 постановления Правительства Севастополя от 10.11.2016 № 1058-ПП «О прекращении действия на территории города Севастополя уведомительных, декларативных документов, разрешительных документов, выданных официальными органами Украины, в сфере градостроительной деятельности и признании утратившим силу постановления Правительства Севастополя от 12.07.2016 № 668-ПП «О прекращении действия на территории города Севастополя уведомительных, декларативных документов, разрешительных документов, выданных официальными органами Украины, в сфере строительства» (далее - Постановление №1058) установлено, что на территории города Севастополя разрешения на выполнение строительных работ (реконструкцию), уведомления о начале выполнения строительных работ, декларации о начале выполнения подготовительных работ, декларации о начале строительных работ, выданные до 18.03.2014, прекращают свое действие со дня вступления в силу данного постановления, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 2 данного постановления.

Правила, установленные в пункте 1 Постановления №1058, не применяются, если на момент вступления в силу настоящего постановления завершено возведение фундамента здания (секции, корпуса), строительство (реконструкция) которого осуществляется на основании разрешительных документов, выданных до 18.03.2014 (пункт 2 Постановления №1058).

При этом факт (наличие) исключительного условия, предусмотренного пунктом 2 Постановления №1058, устанавливает Севгосстройнадзор (пункт 4 Постановления №1058).

С учетом вышеизложенных требований регионального законодательства, в целях завершения на основании разрешительных документов, выданных до 18.03.2014, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации подлежит экспертизе, застройщики таких объектов в срок до 01.06.2023 вправе направить в Севгосстройнадзор заявление о включении сведений об объекте капитального строительства в Реестр поднадзорных объектов.

При этом к такому заявлению должен быть приложен предварительно полученный от Севгосстройнадзора документ, подтверждающий факт завершения возведения на 21.11.2016 фундамента объекта капитального строительства, строительство, реконструкция которого начаты на основании выданных до 18.03.2014 разрешительных документов.

В рассматриваемом случае, в целях завершения на основании Разрешения №149 строительства объекта «Торгово-складской комплекс по Камышовому шоссе, д. 25-А в г. Севастополь (1-я очередь строительства)», а именно склада (позиция 1а по генеральному плану; второй пусковой комплекс), предприниматель обратился в Севгосстройнадзор с заявлением о подтверждении факта завершения возведения на 21.11.2016 фундамента указанного объекта капитального строительства.

Приказом Севгосстройнадзора от 26.10.2021 № 79-од утвержден Порядок подтверждения факта завершения возведения на 21 ноября 2016 года фундамента объекта капитального строительства, строительство, реконструкция которого начаты на основании уведомления о начале выполнения строительных работ, декларации о начале выполнения строительных работ, разрешения на выполнение строительных работ, выданных или зарегистрированных до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» государственными и иными официальными органами Украины».

Согласно пункту 2.1 Порядка №79 застройщик (технический заказчик) в целях подтверждения факта завершения возведения на 21.11.2016 фундамента объекта капитального строительства направляет в Управление заявление о подтверждении факта завершения возведения на 21.11.2016 фундамента объекта капитального строительства (далее - Заявление) по форме согласно Приложению № 1 к данному Порядку.

К Заявлению прилагаются следующие документы (пункт 2.3 Порядка №79):

а) документ, дающий право осуществлять строительство или реконструкцию, из числа документов, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 1.2 Положения об особенностях регулирования отношений в области градостроительной деятельности на территории города федерального значения Севастополя;

б) положительное заключение экспертизы проектной документации, выданное в соответствии с действующим на момент выдачи заключения законодательством;

в) материалы, содержащиеся в проектной документации:

- пояснительная записка;

- конструктивные решения по устройству фундаментов;

- раздел проекта «Генеральный план» или «Схема планировочной организации земельного участка»;

г) общий и специальный журналы производства работ;

д) акты освидетельствования скрытых работ и исполнительные схемы на скрытые работы по устройству фундамента.

Вместе с тем, при отсутствии документов, указанных в подпунктах «г» и «д» пункта 2.3 Порядка №79, дополнительно к Заявлению могут быть приложены следующие документы, позволяющие однозначно подтвердить факт завершения возведения на 21.11.2016 фундамента объекта капитального строительства (пункт 2.4 Порядка №79):

а) акты освидетельствования ответственных конструкций (фундамента);

б) акты по результатам проведенных опробований, испытаний конструкций фундаментов, выполненных не позднее 21.11.2016;

в) документы, подтверждающие консервацию объекта капитального строительства, выполненные не позднее 21.11.2016;

г) документы, оформленные по результатам проведения технического обследования объекта капитального строительства, выполненные не позднее 21.11.2016;

д) судебные решения, свидетельствующие о завершении возведения фундамента объекта капитального строительства на 21.11.2016;

е) документы, подтверждающие регистрацию незавершенного объекта капитального строительства в едином государственном реестре недвижимости на 21.11.2016;

ж) акты проверок либо иные документы, изданные Управлением, подтверждающие завершение возведения на 21.11.2016 фундамента объекта капитального строительства;

з) иные документы, подтверждающие факт завершения возведения на 21.11.2016 фундамента объекта капитального строительства.

Согласно пункту 2.6 Порядка №79 должностное лицо Севгосстройнадзора, уполномоченное на осуществление государственного строительного надзора, в срок не более трех рабочих дней проверяет соответствие документов, приложенных к Заявлению, пунктам 2.3 - 2.5 данного Порядка и готовит проект уведомления застройщика (технического заказчика) о выезде для проведения визуального обследования конструкций фундамента объекта капитального строительства согласно Приложению № 2 к данному Порядку (далее - Уведомление). Руководитель (заместитель руководителя) Управления в день поступления к нему проекта Уведомления принимает решение о проведении визуального обследования конструкций фундамента объекта капитального строительства путем подписания проекта Уведомления. О проведении визуального обследования конструкций фундамента объекта капитального строительства Управление сообщает застройщику (техническому заказчику) путем направления Уведомления способом, указанным в Заявлении. Визуальное обследование конструкций фундамента объекта капитального строительства должно быть осуществлено в срок не более десяти рабочих дней с момента регистрации Заявления в Управлении.

В случае если застройщиком (техническим заказчиком) к Заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктами 2.3 - 2.5 Порядка №79, у Управления отсутствуют основания для проведения визуального обследования конструкций фундамента объекта капитального строительства и выдачи подтверждения завершения возведения на 21.11.2016 фундамента объекта капитального строительства, о чем должностное лицо Управления, уполномоченное на осуществление регионального государственного строительного надзора, уведомляет застройщика (технического заказчика) способом, указанным в Заявлении, не позднее трех рабочих дней со дня поступления Заявления.

Согласно пункту 2.7 Порядка №79 должностное лицо Управления, уполномоченное на осуществление государственного строительного надзора, проводит визуальное обследование конструкций фундамента объекта капитального строительства в присутствии застройщика (технического заказчика) или его уполномоченного представителя и устанавливает выполнение работ по устройству конструкций фундамента в объеме, предусмотренном проектной документацией.

В соответствии с пунктом 2.8 Порядка №79 по результатам изучения документов и визуального обследования конструкций фундамента объекта капитального строительства должностное лицо Управления, уполномоченное на осуществление государственного строительного надзора, в срок не более трех рабочих дней с момента проведения визуального обследования конструкций фундамента объекта капитального строительства выдает подтверждение завершения возведения на 21.11.2016 фундамента объекта капитального строительства по форме согласно Приложению № 4 к настоящему Порядку или отказывает в выдаче подтверждения завершения возведения на 21.11.2016 фундамента объекта капитального строительства в письменном виде.

Судебная коллегия находит верным выяснения и оценку судом того обстоятельства, что в данном случае, Севгосстройнадзор, без проведения визуального обследования конструкций фундамента объекта капитального строительства «Торгово-складской комплекс по Камышовому шоссе, д. 25-А в г. Севастополь. 1-я очередь строительства», на основании пункта 2.6 Порядка №79 принял решение от 23.03.2023 №614/01-25-1-23/02/23 об отказе в подтверждении факта завершения возведения на 21.11.2016 фундамента указанного объекта капитального строительства.

Исходя из мотивации спорного отказа от 23.03.2023 (л.д. 11, т.1), заявителем не в полном объеме предоставлены документы, предусмотренные пунктами 2.3-2.5 Порядка №79, а именно: отсутствуют общий и специальный журналы производства работ, акты освидетельствования скрытых работ и исполнительные схемы на скрытые работы по устройству фундамента, исполнительная документация, предусмотренная актом выполненных работ по консервации объекта незавершенного строительством от 15.11.2010.

При этом, относительно проведения визуального обследования и отсутствия как таковых оснований для выезда, Севгосстройнадзор поясняет, что при проведении визуального обследования конструкций фундамента объекта капитального строительства должностное лицо Севгосстройнадзора, определяет тип фундамента, его форму в плане, размер, производит фотофиксацию обследуемого фундамента объекта капитального строительства, по результатам визуального обследования конструкций фундамента объекта капитального строительства составляет акт по форме согласно Приложению № 3 к Порядку № 79. Этим действиям, по мнению Управления, препятствовал неполный пакет документов, представленный предпринимателем ФИО1,

Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод и соглашается с выводом суда первой инстанции, что в оспариваемом решении, исходя из пункта 2.4 Порядка
№ 79, вместо предусмотренных подпунктами «г» и «д» пункта 2.3 Порядка № 79 документов (общий и специальный журналы производства работ, акты освидетельствования скрытых работ и исполнительные схемы на скрытые работы по устройству фундамента) могут быть представлены иные документы, подтверждающие факт завершения возведения на 21.11.2016 фундамента объекта капитального строительства, в том числе документы, подтверждающие консервацию объекта капитального строительства, выполненные не позднее 21.11.2016 года.

Как следует из материалов дела, ИП ФИО1 к заявлению о подтверждении факта завершения возведения на 21.11.2016 фундамента объекта капитального строительства были приложены следующие документы: приказ от 01.11.2010 №01/11/10 о консервации объекта незавершенного строительства; акт выполненных работ по консервации объекта незавершенного строительства от 15.11.2010; акт осмотра открытых рвов и котлованов под фундаменты от 14.09.2009; фотографии хода выполнения строительных работ в 2009-2011 годах; фотографии существующих на сегодняшний день склада, введенного в эксплуатацию, и фундамента для второго склада размерами по осям 30 м х 47 м; Декларация; свидетельство о праве собственности.

Указанные документы соответствуют требованиям пункта 2.4 Порядка №79 и в совокупности с разрешительными документами на выполнение строительных работ позволяют подтвердить факт завершения возведения на 21.11.2016 фундамента склада (позиция 1а по генеральному плану; второй пусковой комплекс), а также являются достаточным основанием для проведения визуального обследования фундамента в объеме, предусмотренном проектной документацией.

Обратного апеллянтом не представлено.

Следует также отметить, что итоговые правопритязания заявителя при обращении за судебной защитой направлены на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию с учетом периода действия разрешительных документов и законодательного урегулирования переходного периода, ввиду чего подтверждение факта возведения фундамента объекта в установленный законом срок до 21.11.2016 является этапом для достижения этой конечной цели.

Так, в соответствии с частями 1, 2 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объёме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатации.

Частью 6 статьи 55 ГрК РФ предусмотрены основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, к которым согласно пункту 1 части 6 этой статьи относится отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, а именно правоустанавливающих документов на земельный участок и разрешения на строительство.

Как уже отмечено в настоящем судебном акте, со ссылкой на положения статьи 12 и статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ, Постановлением Правительства Севастополя от 02.09.2021 № 413-ПП «Об утверждении Положения об особенностях регулирования отношений в области градостроительнойдеятельности на территории города федерального значения Севастополя» и Постановление Правительства Севастополя от 10.11.2016 № 1058-ПП, установлено, что до 18.03.2014 по действовавшему законодательству Украины зарегистрирована декларация о начале выполнения строительных работ (соответствующая разрешению на строительство) вышеназванного объекта, следовательно, до 21.11.2016 необходимо подтвердить факт возведения фундамента вышеназванного ОКС, в таком случае, заявитель будет иметь право на получение разрешения на ввод в эксплуатацию построенного ОКС в дальнейшем.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется в числе прочего путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; возмещения убытков; иными способами, предусмотренными законом.

Исходя из изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о признании отказа Управления незаконным и, учитывая, что он фактически не провел выезд на место и визуальное обследование конструктивных особенностей фундамента объекта капитального строительства, суд, применяя положения статьи 201 АПК РФ, обоснованно обязал повторно рассмотреть заявление предпринимателя.

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Уставом города Севастополя, законами города Севастополя от 29.09.2015 N 185-ЗС "О правовых актах города Севастополя", от 30.12.2022 № 737-ЗС "О Правительстве Севастополя" Правительство Севастополя на основании Постановления от 08.06.2023 N 273-ПП утвердило Положение об Управлении государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя. Этим актом утратило силу предыдущее Положение об Управлении государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя, утвержденное постановлением Правительства Севастополя от 30 марта 2018 г. № 189-ПП. При этом усматривается тождественность в определении законом субъекта полномочий Управления, поставленных целей и задач деятельности и государственной функции этого исполнительного органа.

В связи с приведенным выше, отклоняя новый довод Управления о том, что оно не обязано было оказывать государственную услугу по установлению факта возведения фундамента, и критически его оценивая, судебная коллегия исходит из приведенных правовых положений, а также статей 49 и 54, 55 ГрК РФ, из которых следует, что осуществление государственного строительного надзора является государственной функцией, в ходе осуществления которой предоставляются государственные услуги по запросу заявителей, в том числе, установления конструктивных особенностей фундамента и подтверждения факта его возведения согласно проектной документации объекта капитального строительства.

Кроме того, судебная коллегия акцентирует внимание на том, что о невозможности оказания такой государственной услуги ввиду отсутствия полномочий и/или обязанности в обжалованном отказе Управлением не упоминается, отказ мотивирован иными основаниями, равно как последним не указывается иной компетентный орган исполнительной власти, уполномоченный на рассмотрение заявления предпринимателя ФИО1 о подтверждении факта возведения фундамента.

Также судебная коллегия учитывает при оценке доводов апеллянта факт того, что 10.01.2024, уже после вынесения решения суда, Управлением выдано предпринимателю ФИО1 подтверждение факта завершения возведения по состоянию на 21.11.2016 фундамента объекта капитального строительства «Торгово-складской комплекс по Камышовому шоссе, д. 25-А в <...> очередь строительства», о чем заявитель сообщил в дополнениях от 28.02.2024.

Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Поскольку податель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении государственной пошлины судом апелляционной инстанции не рассматривается.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Севастополя от 09 ноября 2023 года по делу
№ А84-4030/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий В.Е. Кравченко

Судьи А.В. Привалова

С.Ю. Кузнякова