ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А84-4099/2017 от 18.06.2018 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. / факс 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

21 июня 2018 года

       Дело № А84-4099/201 7                   

Резолютивная часть постановления объявлена 18.06.2018.

В полном объеме постановление изготовлено 21.06.2018.

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Голика В.С., судей Градовой О.Г., Яковлева А.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Головченко Я.А.,

при участии представителей: от общества с ограниченной ответственностью «БИАС» - ФИО1, директора по приказу от 13.11.2014 №1; от Главного управление потребительского рынка и лицензирования Севастополя – ФИО2, доверенность от 27.12.2017 № 8857/25-03-16/17,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 15.02.2018 по делу № А84-4099/2017 (судья Архипенко А.М.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «БИАС» (ул. Хрулёва, д. 12, кв. 21, <...>) об оспаривании решений Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя (ул. Ленина, 2, <...>) и Правительства Севастополя (ул. Ленина, 2, <...>),

установил:

ООО «БИАС» обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконным отказа Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя изложенного в уведомлениях о невозможности подтвердить право на компенсационное место размещения нестационарного торгового объекта от 06.09.2017 №№6342/25-01-04-22/17, 6343/25-01-04-22/17, 6344/25-01-04-22/17, 6345/25-01-04-22/17, 6346/25-01-04-22/17, 6347/25-01-04-22/17,

Решением Арбитражного суда города Севастополя от 15.02.2018 по делу № А84-4099/2017 признаны недействительными уведомления Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя о невозможности подтвердить право на компенсационное место размещения нестационарного торгового объекта от 06.09.2017 №№6342/25-01-04-22/17, 6343/25-01-04-22/17, 6344/25-01-04-22/17, 6345/25-01-04-22/17, 6346/25-01-04-22/17, 6347/25-01-04-22/17.

Обязано Главное управление потребительского рынка и лицензирования Севастополя устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Биас» и совершить действия, предусмотренные пунктом 14.17 Положения о порядке заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 09.11.2015 №1030-ПП, и направленные на реализацию обществом с ограниченной ответственностью «Биас» его права на компенсационные места размещения нестационарного торгового объекта согласно заявлениям о намерении воспользоваться компенсационным местом размещения нестационарного торгового объекта от 30.06.2017 № 4002/25-04-32/17, 4003/25-04-32/17, 4004/25-04-32/17, 4005/25-04-32/17, 4006/25-04-32/17, 4007/25-04-32/17.

В удовлетворении требований, заявленных к Правительству Севастополя, отказано.

Взысканы с Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя в пользу общества с ограниченной ответственностью «Биас» расходы по уплате государственной пошлины в размере 18 000 рублей.

Полагая, что указанное решение принято судом с нарушением норм материального и процессуального права, Главное управление потребительского рынка и лицензирования Севастополя обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

В отзыве на апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Биас» возражая против доводов апелляционной жалобы, поддержало решение суда первой инстанции.

Представитель Правительства Севастополя, в судебное заседание не явился, учитывая наличие надлежащего извещения о дате и времени судебного заседания, дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие.

Рассмотрев доводы жалобы и отзыв на неё, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Согласно статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации; схема размещения нестационарных объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Севастополя от 09.11.2015 № 1030-ПП "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя и внесении изменений в постановления Правительства Севастополя от 31.03.2015 № 246-ПП и от 29.05.2015 № 459-ПП" утверждены Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя и Положение о порядке заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя (далее - Положение                      № 1030-ПП), а также утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя на период до 01.11.2017 (далее - Схема).

Положение № 1030-ПП определяет порядок заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя, в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя (далее – Схема), утвержденной Правительством Севастополя, за исключением мест размещения нестационарных торговых объектов (далее – НТО) на пляжных территориях в пределах города Севастополя, относительно которых заключен договор о благоустройстве пляжа с оператором пляжа.

Разделом XII указанного правового акта предусмотрен порядок предоставления хозяйствующим субъектам компенсационных мест размещения НТО в тех случаях, когда в период действия Договора на размещение НТО Комиссией по разработке Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя (далее - Комиссия) принято решение об исключении места из Схемы.

В связи с тем, что Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя возможность размещения торговых объектов заявителя (павильоны  № 1, 2, 3, 4, 11, 12) в районе пр. Генерала ФИО3, 70, не предусмотрена, 30.06.2017 ООО «БИАС» на основании подпункта 2 подпункта 14.1.1 пункта 14.1 Положения №1030-ПП, обратилось в Главное управление потребительского рынка и лицензирования Севастополя (далее - Управление) с заявлениями от 30.06.2017 вх. №№4002/25-04-32/17, 4003/25-04-32/17, 4004/25-04-32/17, 4005/25-04-32/17, 4006/25-04-32/17, 4007/25-04-32/17о намерении воспользоваться компенсационным местом размещения нестационарного торгового объекта.

В обоснование заявленного права ООО «БИАС» ссылается на наличие выданных 29.08.2012 Ленинской районной государственной администрацией города Севастополя частному предприятию «БИАС» двух паспортов привязки на стационарные временные сооружения, расположенные по пр. Генерала ФИО3 в районе остановки «Кинотеатр» Москва» (из центра), павильоны №  1, 2, 3, 4, 11, 12 (один паспорт на павильоны  № 1-4, другой – на павильоны № 11, 12), со сроком их действия до 31.12.2015.

Уведомлением от 28.07.2017 № 5391/25-01-04-22/17 Управление продлило срок рассмотрения заявлений общества на 30 дней.

Уведомлением от 29.08.2017 № 6111/25-01-04-22/17 государственный орган сообщил заявителю о продлении срока рассмотрения заявлений о намерении воспользоваться компенсационным местом размещения нестационарного торгового объекта на 30 дней.

Уведомлениями от 06.09.2017 № 6342/25-01-04-22/17, 6343/25-01-04-22/17, 6344/25-01-04-22/17, 6345/25-01-04-22/17, 6346/25-01-04-22/17, 6347/25-01-04-22/17 Управление, руководствуясь подпунктом 4 пункта 14.16 Положения № 1030-ПП, уведомил заявителя о невозможности подтвердить его право на компенсационные места размещения нестационарного торгового объекта, указав на отсутствие документов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 14.8 Положения № 1030-ПП, а именно: в заявлениях № 4002/25-04-32/17, 4005/25-04-32/17, 4006/25-04-32/17, 4007/25-04-32/17 – оригиналов или нотариально заверенных копий паспорта привязки временного сооружения и документов, являющихся его составной частью; в заявлениях № 4003/25-04-32/17, 4004/25-04-32/17 – оригиналов или нотариально заверенных копий приложений к паспорту привязки временного сооружения, являющихся его составной частью.

Обстоятельства принятых Управлением решений об отказе в реализации права общества на компенсационные места размещения нестационарного торгового объекта послужили основанием для обращения обществом в суд с настоящими требованиями.

Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что: срок действия выданных 29.08.2012 Ленинской районной государственной администрацией города Севастополя паспортов привязки на стационарные временные сооружения, расположенные по пр. Генерала ФИО3 в районе остановки «Кинотеатр» Москва» (из центра), павильоны № 1, 2, 3, 4, 11, 12, истекает 31.12.2015, а поэтому ООО «БИАС» подпадает под действие подпункта 2 подпункта 14.1.1 пункта 14.1 Положения №1030 и вправе претендовать на компенсационные места размещения НТО; при обращении в государственный орган с заявлениями от 30.06.2017 вх. №№4002/25-04-32/17, 4003/25-04-32/17, 4004/25-04-32/17, 4005/25-04-32/17, 4006/25-04-32/17, 4007/25-04-32/17 о намерении воспользоваться компенсационным местом размещения нестационарного торгового объекта ООО «БИАС» представило все документы, перечень которых установлен пунктом 14.8 Положения №1030; к заявлениям №№ 4003/25-04-32/17 (павильон №11), 4004/25-04-32/17 (павильон №1) были приложены оригиналы паспортов привязки на стационарные временные сооружения, расположенные по пр. Генерала ФИО3 в районе остановки «Кинотеатр» Москва» (из центра), а к заявлениям № 4002/25-04-32/17 (павильон №12), 4007/25-04-32/17 (павильон №3), 4005/25-04-32/17 (павильон №5), 4006/25-04-32/17 (павильон №4) – копии этих паспортов, заверенные обществом, при этом представление хозяйствующим субъектом копии документа, заверенной непосредственно этим лицом, в случае, когда оригинал такого документа уже имеется в распоряжении государственного органа, не может служить достаточным основанием для отказа обществу в реализации его права на компенсационное место размещения нестационарного торгового объекта; учитывая что выданные обществу паспорта привязки на стационарные временные сооружения, не содержат в себе сведений о наличии приложений решения Севастопольторга от 06.09.2017 о невозможности подтвердить право на компенсационное место размещения нестационарного торгового объекта, по мотивам непредставления обществом оригиналов или нотариально заверенных копий паспортов привязки временного сооружения и документов, являющихся их составной частью, не отвечают признакам законности и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Суд также отметил, что продлив без видимых на то причин и с нарушением требований пункта 14.15 Положения №1030 срок рассмотрения заявлений ООО «БИАС» Севастопольторг фактически лишил общество права на компенсационные места размещения нестационарного торгового объекта, поскольку повторное обращение общества с подобными заявлениями стало невозможным в силу установленного пунктом 14.6 Положения №1030 пресекательного срока.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 14.1. Положения № 1030-ПП право на компенсационное место размещения НТО, за исключением случаев, указанных в пункте 14.2 настоящего Положения, предоставляется:

хозяйствующему субъекту, имевшему по состоянию на 18.03.2014 предоставленное уполномоченным органом города Севастополя право на размещение НТО в месте, которое не включено в Схему, на основании одного из документов:

1) договора аренды (договора об установлении сервитута) земельного участка, находящегося в собственности города Севастополя и предоставленного такому хозяйствующему субъекту для размещения НТО, срок действия которого не истек по состоянию на 18.03.2014, который не был на дату подачи заявления, предусмотренного пунктом 14.6 настоящего Положения, досрочно расторгнут по соглашению сторон в одностороннем или судебном порядках и относительного которого исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным в сфере имущественных и земельных отношений, не направлялось уведомление об освобождении земельного участка;

2) паспорта привязки временного сооружения, который выдан такому хозяйствующему субъекту и срок действия которого не истек по состоянию на 18.03.2014.

При предоставлении компенсационного места сохраняется размер площади места размещения НТО, тип НТО и его специализация, указанные в документах, перечисленных в пункте 14.1 настоящего Положения, с учетом требований федерального законодательства и законодательства города Севастополя (п. 14.5).

В срок до 01.08.2017 хозяйствующий субъект имеет право обратиться в Уполномоченный орган с заявлением о намерении воспользоваться компенсационным местом размещения НТО (далее по разделу - заявление) по форме, утвержденной Уполномоченным органом (п. 14.6).

Согласно п. 4.14. уполномоченный орган для получения информации о действии договора аренды (договора об установлении сервитута), указанного в заявлении, по состоянию на 18.03.2014, а также о наличии обстоятельств, указанных в подпункте 6 пункта 14.16 настоящего Положения, направляет запрос в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, который предоставляет соответствующую информацию не позднее пятнадцати рабочих дней после получения запроса Уполномоченного органа, или в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, которое предоставляет соответствующую информацию в сроки, установленные действующим законодательством.

Уполномоченный орган в течение тридцати календарных дней с даты регистрации заявления направляет (вручает) заявителю уведомление о подтверждении его права на компенсационное место размещения НТО или о невозможности подтвердить его право на компенсационное место размещения НТО. Указанный срок может быть продлен Уполномоченным органом не более чем на тридцать календарных дней, о чем письменно уведомляется заявитель (п. 14.15).

Согласно п. 14.16. уполномоченный орган в сроки, указанные в пункте 14.15 настоящего Положения, направляет (вручает) хозяйствующему субъекту уведомление о невозможности подтвердить его право на компенсационное место размещения НТО в следующих случаях:

1) несоответствие заявителя требованиям, указанным в пункте 4.1 настоящего Положения;

2) отсутствие у заявителя оснований для предоставления права на компенсационное место размещения НТО, указанных в пункте 14.1 настоящего Положения;

3) наличие обстоятельств, указанных в пункте 14.2 настоящего Положения;

4) непредоставление заявителем документов, предусмотренных пунктом 14.8 настоящего Положения;

5) наличие в заявлении или в представленных документах недостоверной информации;

6) наличие на дату подачи заявления уведомления исполнительного органа государственной власти города Севастополя, уполномоченного в сфере имущественных и земельных отношений, об освобождении земельного участка, факта расторжения договора аренды (договора об установлении сервитута) земельного участка по соглашению сторон, в одностороннем или судебном порядках, либо судебного решения, вступившего в законную силу, свидетельствующего об отсутствии у заявителя соответствующего правоустанавливающего документа;

7) отсутствие на дату рассмотрения заявления решения Комиссии об отказе во включении места размещения НТО, относительно которого подано такое заявление.

Как указывалось выше, в обоснование обжалуемых уведомлений, Управление ссылается на отсутствие документов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 14.8 Положения №1030-ПП, а именно: в заявлениях №№4002/25-04-32/17, 4005/25-04-32/17, 4006/25-04-32/17, 4007/25-04-32/17 – оригиналов или нотариально заверенных копий паспорта привязки временного сооружения и документов, являющихся его составной частью; в заявлениях № 4003/25-04-32/17, 4004/25-04-32/17 - оригиналов или нотариально заверенных копий приложений к паспорту привязки временного сооружения, являющихся его составной частью. Судебная коллегия критически относится к данным ссылкам административного органа, ввиду отсутствия самого права на компенсационное место размещения НТО, на основании следующих обстоятельств.

Судебной коллегией установлено, что вступившим в законную силу решениями Арбитражного суда города Севастополя от 04.05.2016 по делу № А84-1721/2015, от 15.09.2016 по делу № А84-1826/2015, от 15.09.2016 по делу № А84-1827/2015 в рамках рассмотрения исковых заявлений Правительства Севастополя к ООО «БИАС» об освобождении самовольно занятых земель города Севастополя путем сноса расположенных на них торговых павильонов, на общество была возложена обязанность освободить за счет собственных средств самовольно занятые земли города Севастополя, в том числе земельные участки с кадастровыми номерами: 8536600000:02:001:0052, 8536600000:02:001:0055,8536600000:02:001:0046,8536600000:02:001:0048,8536600000:02:01:0048, 8536600000:02:001:0045 (далее – земельные участки), расположенные по адресу: <...> (в районе остановки «Кинотеатр «Москва» по направлению из центра города), путем сноса расположенных на них торговых павильонов № 1, 2, 3, 4 11, 12 соответственно.

В рамках рассматриваемых дел, судами установлено следующее.

30.07.2010 Ленинским районным советом в городе Севастополе были приняты решения №1495,1496, 1497, 1498, 1499,1500  о размещении на земельных участках, расположенных в районе проспекта Генерала ФИО3, 70 в городе Севастополе объектов малой архитектурной формы - торговых павильонов №№ 1,2, 3, 4, 11,12  соответственно, для осуществления предпринимательской деятельности без права капитальной застройки после заключения договоров личного срочного сервитута.

Во исполнение указанных решений, между ЧП «Биас» (правопредшественник ООО «Биас») и Ленинским районным советом в городе Севастополе, 26.04.2011 были подписаны договоры личного срочного сервитута в отношении земельных участков, для размещения торговых павильонов №№ 1,2, 3, 4, 11,12  соответственно.

Согласно регистрационных надписей, договоры личного срочного сервитута подписанные между ЧП «Биас» и Ленинским районным советом в городе Севастополе в отношении земельных участков, были зарегистрированы на основании постановления Севастопольского апелляционного административного суда от 24.04.2012 по делу №2а-2131/11/2770, которым было обязано Главное управление Госкомзема Украины в городе Севастополе провести регистрацию договоров личного срочного сервитута на пользование  земельными участками (кадастровые номера 8536600000:01:001:0052; 8536600000:02:001:0055;8536600000:02:001:0046;8536600000:02:001:0050;8536600000:02:001:0048; 8536600000:02:001:0045), которые расположены по адресу: город Севастополь, в районе проспекта Генерала ФИО3, 70.

В последующем, в связи с отменой указанного постановления Севастопольского апелляционного административного суда от 24.04.2012 по делу № 2а-2131/11/2770 судом кассационной инстанции (определение Высшего Административного суда Украины от 06.11.2012 №К/991/37582/12), определением Окружного административного суда от 31.01.2013 по делу № 2а-2131/11/2770 о повороте исполнения решения регистрационные записи о регистрации указанных договоров личного срочного сервитута отменены.

При рассмотрении дел № А84-1721/2015, № А84-1826/2015, № А84-1827/2015, приняв во внимание содержание указанных договоров, а также фактические отношения их сторон, сложившихся в результате исполнения договоров, и установив, что землепользование со стороны ответчика началось 26.04.2011 (акты приема-передачи спорных земельных участков, подписанных между сторонами договора), суды пришли к выводу, что данные договоры представляют собой договор аренды земельного участка с целью землепользования - размещение некапитальных сооружений и сроки их действия истекли через 5 лет после их подписания, то есть 26.04.2016.

Кроме того, суды учли, что в силу положений 210 Гражданского кодекса Украины, в отсутствие государственной регистрации названных договоров личного срочного сервитута, настоящие сделки являются не совершенными (не заключенными).

Таким образом, в рамках рассматриваемых дел установлен факт отсутствия у ООО «Биас» законных прав владения и пользования спорными земельными участками, в том числе и право на размещение на них торговых павильонов № 1, 2, 3, 4, 11, 12.

Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Из смысла статьи 69 АПК РФ следует, что преюдиция - это установление судом конкретных фактов, которые закрепляются в мотивировочной части судебного акта, и не подлежат повторному судебному установлению при последующем разбирательстве иного спора между теми же лицами. Преюдиция распространяется на установление судом тех или иных обстоятельств, содержащихся в судебном акте, вступившем в законную силу, если последние имеют правовое значение, и сами по себе могут рассматриваться как факт, входивший в предмет доказывания по ранее рассмотренному делу.

Исходя из изложенного, судебная коллегия, установив, отсутствие разрешительных документов, подтверждающих право общества на земельные участки, в том числе и на возведение торговых объектов на них, приходит к выводу об отсутствии у заявителя права на компенсационное место размещения НТО и, как следствие, об отсутствии нарушенных прав и законных интересов заявителя, подлежащих судебной защите в настоящем споре.

Ввиду изложенного судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.

При изложенных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.

Арбитражным судом Республики Крым нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.

Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

                                                        постановил:

решение Арбитражного суда города Севастополя от 15.02.2018 по делу № А84-4099/2017 отменить.

В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью «БИАС» отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                               В.С. Голик

Судьи                                                                                                              О.Г. Градова

                                                                                                                         А.С. Яковлев