АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
23 июня 2021 года г.Калуга | Дело №А84-4326/2020 |
Резолютивная часть объявлена 16 июня 2021 г.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2021 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ермакова М.Н., Смолко С.И.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью «Балаклава ФИО1» (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул.Крестовского, д. 28А, оф. 8, Севастополь, 299018) – ФИО2 (дов. от 15.06.2021, диплом),
от Департамента городского хозяйства города Севастополя (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул.Ленина, <...>) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Правительства Севастополя (ул.Ленина, 2, <...>) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя (ОГРН <***>, ИНН <***>, Ластовая площадь, д.3, <...>) – не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Балаклава ФИО1» на решение Арбитражного суда города Севастополя от 16.11.2020 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2021 по делу №А84-4326/2020,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью "Балаклава ФИО1" (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании недействительным пункта 2 протокола заседания комиссии Департамента городского хозяйства города по вопросам освобождения земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, от незаконно (самовольно) размещенных объектов некапитального строительства (за исключением нестационарных торговых объектов) (далее - департамент, комиссия) от 20.08.2020 N 54-Д в части требования о демонтаже или перемещении незаконно размещенных объектов некапитального строительства, расположенных на пляже "Золотой" Балаклавского района г. Севастополя, в районе земельного участка с кадастровым номером 91:01:000000:37.
Решением суда от 16.11.2020, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2021, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением и постановлением, общество обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой указывает на неправильное применение судами норм материального права, поскольку судами не учтено, что границы заказника «Мыс Айя» определены 2016 году, заказник расположен на землях лесного фонда, входит в состав земель, на которых расположены защитные леса города Севастополя, следовательно принятие решений в отношении лесных участков не входит в компетенцию Департамента. Кроме того, кассатор указывает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, протоколом комиссии нарушены права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Департамент отзыв на кассационную жалобу не представил.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения принявшего участие в судебном заседании представителя общества, проверив законность судебных актов кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, установлено судами, в результате мониторинга территории г. Севастополя, Балаклавского района, пляжа "Золотой", в районе земельного участка с кадастровым номером 91:01:000000:37, расположенного по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, квартал 1, квартал 6, выдел 3-5,11-25,33-38, 40-48, 50-63, квартал 17, квартал 18, выдел 1-5, 9-29,31,33-48, квартал 37, квартал 38, квартал 39, квартал 40, квартал 41, квартал 54, выдел 1-23, 25-31, квартал 55, квартал 56, квартал 66, квартал 67, квартал 68, квартал 69, квартал 70, квартал 71, квартал 72, квартал 73, квартал 74, квартал 75, квартал 76, квартал 77, квартал 78, квартал 79, квартал 80, квартал 81, квартал 82, квартал 83, квартал 84 Чернореченского участкового лесничества, 25.06.2020 должностным лицом Управления административно-технического контроля Департамента городского хозяйства города Севастополя выявлен факт размещения некапитальных объектов, о чем составлен акт обследования территории.
22.07.2020 должностным лицом управления административно-технического контроля Департамента составлен акт о выявлении незаконно расположенного объекта N 114/20, в котором отражено, что по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, пляж "Золотой", в районе земельного участка с кадастровым номером 91:01:000000:37, находящегося в государственной собственности города Севастополя, расположены следующие объекты, принадлежащие ООО "Балаклава ФИО1": некапитальное одноэтажное строение; металлические спортивные тренажеры; деревянные помосты (2 шт.); металлический фундамент; строение в виде пляжной раздевалки; пластиковая бочка на деревянной опоре; деревянная лестница; металлическая лебедка; складированные стройматериалы в виде сложенных досок, в отсутствие документов, являющихся основанием для размещения объектов некапитального строительства.
20.08.2020 на заседании Комиссии по вопросам освобождения земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, от незаконно (самовольно) размещенных объектов некапитального строительства (за исключением нестационарных торговых объектов) принято решение N 54-Д о демонтаже незаконно размещенных объектов некапитального строительства, выявление которых подтверждено актом обследования от 22.07.2020 N 114/20.
Решение Комиссии в отношении спорных некапитальных объектов оформлено в пункте 2 протокола заседания Комиссии от 20.08.2020 N 54-Д и на его основании Департаментом городского хозяйства 20.08.2020 выдано ООО "БМС" требование о демонтаже или перемещении незаконно размещенных объектов в течение 10 рабочих дней .
Не согласившись с решением комиссии (пункт 2), общество обратилось в арбитражный суд.
Рассмотрев заявленное требование, с учетом установленных фактических обстоятельств спора, учитывая положения статьи 198 АПК РФ, суды не установили несоответствия оспоренного решения комиссии закону или иному нормативному правовому акту, нарушения прав и законные интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом суды обоснованно руководствовались Порядком взаимодействия исполнительных органов государственной власти города Севастополя при организации работы по освобождению земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, от незаконно (самовольно) размещенных объектов некапитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа (сноса) и (или) перемещения таких объектов, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 09.10.2014 N 385 "Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Севастополя" ( далее - Порядок N 385) и на основании Положения о департаменте городского хозяйства города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 16.09.2016 №875-ПП, приказа департамента от 23.10.2017 №362-ОД, пришли к выводу, что комиссия департамента является уполномоченным коллегиальным органом на принятие решение по вопросам об освобождении земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, от незаконно (самовольно) размещенных объектов некапитального стороительства (за исключением нестационарных торговых объектов).
Суд округа считает решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными.
Обществом не оспаривалось, что на земельном участке с кадастровым номером 91:01:000000:37, находящемся в государственной собственности города Севастополя, оно разместило объекты некапитального строительства в отсутствии разрешения, выданного уполномоченным органом государственной власти.
Порядком №385 урегулирован порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти города Севастополя, органов местного самоуправления города Севастополя в рамках предоставленных им полномочий по освобождению земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, от незаконно (самовольно) размещенных объектов некапитального строительства, порядок выявления незаконно (самовольно) размещенных объектов некапитального строительства и условия принятия решений по их демонтажу (сносу).
Комиссия Департамента, рассмотрев вопрос в отношении спорных некапитальных объектов, принадлежащих обществу, приняла решение об их демонтаже, чем не нарушила Порядок №385.
Доводы кассатора об отсутствии у комиссии Департамента полномочий по решению вопросов в отношении освобождения лесных участков от незаконно размещенных некапитальных объектов были предметом правовой оценки судов и их мотивированно отклонили как несостоятельные.
Вопреки мнению общества, комиссия Департамента полномочна рассматривать указанный вопрос, поскольку в силу положений Лесного и Земельного кодексов Российской Федерации лесные участки, на которых расположены защитные леса, могут входить в состав земель населенного пункта. В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением; правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Пунктом 1.4. Порядка № 385 установлено, что выявление фактов незаконного (самовольного) размещения объектов некапитального строительства осуществляется исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным осуществлять контроль (надзор) за соблюдением установленных требований в сфере городского благоустройства или в сфере земельного контроля (за исключением нестационарных торговых объектов и передвижных аттракционов); пунктом 1.5 установлено, что таким органом является - Департамент городского хозяйства города Севастополя.
Таким образом, оспоренный обществом протокол принят в соответствии с осуществлением комиссией Департамента своих полномочий по решению вопросов об освобождении земель от незаконно расположенных (самовольных) объектов некапитального строительства, не нарушает прав и законных интересов общества, поскольку на указанном земельном участке у него отсутствует законное право размещать объекты и осуществлять предпринимательскую деятельность.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
п о с т а н о в и л:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 16.11.2020 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2021 по делу № А84-4326/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья | Г.А. Стрегелева | |
Судьи | М.Н. Ермаков | |
С.И. Смолко |