ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А84-4498/19 от 23.07.2019 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь                       

25 июля 2019 года                                                         Дело №А84-4498/2019

           Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2019 года

Постановление изготовлено в полном объеме  25 июля 2019 года

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Малышевой И.А.,

судей Градовой О.Г., Карева А.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания Головченко Я.А.,

с участием представителей:

от общества с ограниченной ответственностью «Кальмиус-Крым»                               - Василихина И.Б.- представителя по доверенности от 06.10.2017 №92АА0348221, личность подтверждена паспортом гражданина Российской Федерации;

от Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя – Гладышевой Ю. Е.- представителя по доверенности от 09.01.2019 № 04, личность подтверждена служебным удостоверением,

 рассмотрел в открытом судебном заседании  апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Арбитражного суда  города Севастополя от 26.03.2019 по делу №А84-4498/2018 (судья Минько О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кальмиус-Крым» к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании недействительным решения.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Кальмиус-Крым» (далее также - заявитель, общество, ООО «Кальмиус-Крым») обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее также-Департамент, ДИЗО г. Севастополя)  о признании недействительным  решения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, оформленного уведомлением от 04.07.2018 исх. №16455/05-05-21/18, об отказе в предоставлении государственной услуги «Переоформление права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитутов в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года» по переоформлению возникшего в соответствии с земельным законодательством Украины права аренды путём предоставления в аренду обществу с ограниченной ответственностью «Кальмиус-Крым» земельного участка площадью 1521 кв. м. по адресу: г. Севастополь, Нахимовский район, в районе 46 км. автодороги Севастополь-Симферополь, кадастровый номер 91:04:016001:2. В порядке восстановления нарушенного права заявитель просил суд обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя заключить с обществом с ограниченной ответственностью «Кальмиус-Крым» договор аренды данного земельного участка с разрешённым использованием «для размещения объектов придорожного сервиса» сроком на 49 лет путем совершения действий, предусмотренных пунктами 9, 10 «Порядка переоформления права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитутов в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года», утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 21.12.2015 №1250-ПП.

Решением Арбитражного суда  города Севастополя от 26.03.2019 по делу №А84-4498/2018 обществу с ограниченной ответственностью «Кальмиус-Крым» был восстановлен пропущенный срок на подачу заявления; суд признал недействительным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 04.07.2018  исх. №16455/05-05-21/18, выраженное в отказе в предоставлении государственной услуги «Переоформление права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитутов в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года» по переоформлению возникшего в соответствии с земельным законодательством Украины права аренды путём предоставления в аренду обществу с ограниченной ответственностью «Кальмиус-Крым» земельного участка площадью 1521 кв. м. по адресу: г. Севастополь, Нахимовский район, в районе 46 км. автодороги Севастополь-Симферополь, кадастровый номер 91:04:016001:2. В порядке восстановления нарушенного права суд обязал Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя  совершить действия, предусмотренные п. 8, 9, 10 Порядка переоформления права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитута в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическими и физическими лицами до 18.03.2014, утвержденного постановлением Правительства Севастополя 21.12.2015 №1250-ПП, направленные на заключение с обществом с ограниченной ответственностью «Кальмиус-Крым» договора аренды земельного участка площадью 1521 кв. м. по адресу: г. Севастополь, Нахимовский район, в районе 46 км. автодороги Севастополь-Симферополь, кадастровый номер 91:04:016001:2.

Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее также-апеллянт) обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на несоответствие обстоятельствам дела выводов суда, изложенных в решении, неверное применение норм материального и процессуального права. По утверждению апеллянта, материалами дела подтверждено наличие законных оснований для отказа в предоставлении государственной услуги переоформления ранее возникшего права, поскольку земельный участок, предоставленный для обслуживания существующей автозаправочной станции, используется также для размещения магазина и туалета и  некапитальных объектов (навесов, кафе, парка хранения горючего и склада), что, по мнению  ДИЗО г. Севастополя, свидетельствует об использовании земельного участка не по целевому назначению. Кроме того, земельный участок не огорожен, часть объектов  заявителя расположены за границами арендуемого земельного участка, что, согласно позиции Департамента, свидетельствует о самовольном занятии другого земельного участка и  о наличии оснований для отказа в переоформлении права аренды согласно пп.6 п. 7 Порядка  переоформления права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитута в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года, утверждённого постановлением Правительства Севастополя от 21.12.2015 №1250-ПП. На основании изложенного Департамент просит отменить решение суда с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленного требования.

От ООО «Кальмиус-Крым» поступил отзыв на апелляционную жалобу, который был приобщен к материалам дела.

   В судебном заседании представитель ДИЗО г. Севастополя поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ООО «Кальмиус-Крым» возразил против доводов апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы проверены апелляционным судом в порядке                    ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Из материалов дела следует, что по договору купли-продажи имущества № 41 от 25.08.2000 и соглашению об изменении договора от 15.11.2000  ЧП «Кальмиус-Крым», правопреемником которого является заявитель, приобрело у Севастопольского управления автомобильных дорог долю в совместном имуществе  АЗС (2/100 долей), расположенную  в г. Севастополе, 46 км. автодороги Севастополь-Симферополь, состоящую из: административного здания, крылец, навесов, склада ГСМ, сарая, ограждений и прочих сооружений, о чём  Управлением имущества города Севастополя Севастопольской городской государственной администрации 13.10.2000 было выдано свидетельство  о праве собственности на автозаправочную станцию (т. 2 л. д. 80, 81,82 (лицевая сторона и оборот).

10.07.2003 между севастопольским городским Советом (арендодатель) и  ЧП «Кальмиус-Крым» (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка, по условиям пунктов 1.1.,1.4.,1.5. которого арендодатель  предоставил, а ЧП «Кальмиус-Крым» приняло во временное владение и пользование земельный участок площадью 0,1521 га., расположенный в Нахимовском районе города Севастополя, в районе              46 км. автодороги Севастополь-Симферополь, для обслуживания существующей автозаправочной станции сроком до 01.08.2028. Договор аренды нотариально удостоверен и зарегистрирован Севастопольским городским филиалом государственного предприятия «Центр Государственного земельного кадастра при Государственном комитете Украины по земельным ресурсам» в государственном реестре земель 24.02.2004 под №28 (т.1 л.д.24-30, договор аренды с переводом).

Согласно акту государственной комиссии от 13.09.2004, утверждённому распоряжением Севастопольской  городской Администрации  от 20.09.2004 № 1412-р, в эксплуатацию после проведения строительно-монтажных работ введён автозаправочный комплекс № 23 в районе   46 км. автодороги Севастополь-Симферополь, включающий здание операторской, встроенное помещение магазина и навес. Из пунктов 2,4,5 указанного акта следует, что работы на объекте велись по утверждённому проекту в соответствии с разрешением, выданным инспекцией ГАСК г. Севастополя № 108/645 от 27.04.2004 (т. 2 л. д. 84-88).

13.12.2006  Фондом коммунального имущества Севастопольского городского Совета ЧП «Кальмиус-Крым» было выдано свидетельство о праве собственности на автозаправочный комплекс, состоящий из здания операторской –магазина лит. «Е», общей площадью 45,20 кв. м., навеса лит. «Ж», здания склада ГСМ лит. «В», мощения и прочих сооружений (том 1 л. д. 22,113, т. 2 л. д. 67,89,90), проведена техническая инвентаризация объекта (т. 2 л. д. 90-108).

После присоединения Республики Крым к Российской Федерации  ЧП «Кальмиус-Крым» привело свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, приобрело статус общества с ограниченной ответственностью, о чём 12.09.2014 внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц (ОГРН 1149204018314) (т. 2 л. д. 59,60).

Арендуемый обществом земельный участок площадью 1521 кв.м.  был сформирован и поставлен на кадастровый учёт с видом разрешённого использования «для обслуживания существующей автозаправочной  станции», ему был присвоен кадастровый номер 91:04:016001:2 (т. 2                  л. д. 55).

14.05.2018 ООО «Кальмиус-Крым» обратилось в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением о переоформлении права постоянного пользования земельным участком (заключения договора аренды, сервитута), предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года  (т. 2 л. д. 54).

18.06.2018 Департаментом на основании распоряжения от 08.06.2018 № 7613-РДЗ (т. 2 л. д. 76-78) проведено обследование арендуемого обществом  земельного участка, в ходе которого установлено, что, помимо здания автозаправочной станции, на земельном участке расположен ряд объектов капитального и некапитального характера (некапитальные навесы, пристройка-кафе, парк хранения горючего, площадка для хранения ТБО, склад, генераторная, информационная стела с указанием цен на топливо и капитальный туалет), ряд объектов автозаправочного комплекса находится  за границами арендуемого земельного участка, заявителем самовольно проведена реконструкция автозаправочной станции на земельном участке, не предоставленном для этих целей. По результатам обследования составлен акт обследования                   № 0921-ГМС от 18.06.2018, которым в действиях арендатора установлены факты, свидетельствующие о наличии признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ (самовольное занятие земельного участка), ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ (использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использованию по целевому назначению) (т. 2 л.д.27-34).

Письмом от 04.07.2018 №16455/05-05-21/18 об отказе в предоставлении государственной услуги Департамент  отказал обществу в предоставления государственной услуги по переоформлению ранее возникшего права на основании п. 7 Порядка переоформления права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитута в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическими и физическими лицами до 18.03.2014, утвержденного постановлением Правительства Севастополя 21.12.2015 №1250-ПП , по мотиву использования земельного участка не по целевому назначению, неисполнения обязательств, установленных условиями договора аренды земельного участка и несоблюдения обязательных требований, установленных ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (т. 1 л. д. 23).

Заявитель оспорил решение об отказе в предоставлении государственной услуги по переоформлению возникшего в соответствии с земельным законодательством Украины права аренды в судебном порядке, заявив ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование, мотивированное поздним получением оспариваемого письма-решения. Установленный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок на обжалование восстановлен судом, причины его пропуска признаны уважительными, требования рассмотрены по существу. С учётом доводов и возражений участвующих в деле лиц по существу спора, оснований для переоценки данного вывода на стадии апелляционного производства не имеется.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что  обжалуемое решение ДИЗО г. Севастополя не соответствует требованиям пункта 13 статьи 3 Закона №46-ЗС и пункта 7 Порядка №1250.

Исследовав материалы дела и заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд приходит к следующим выводам:

В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее-Закон № 6-ФКЗ, в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения Департамента) до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

В соответствии с положениями п.1  ст. 23 названного Закона законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

В силу ч. 1 ст. 12.1 Закона № 6-ФКЗ, п. 6 решения внеочередной сессии Севастопольского городского совета от 17.03.2014 № 7156 «О статусе города-героя Севастополя» и ст. 3 Закона города Севастополя от 07.08.2014 № 56-ЗС «Об основах управления государственным имуществом города Севастополя» государственная собственность Украины является собственностью города Севастополя, полномочия по управлению и распоряжению которым осуществляют Правительство Севастополя и уполномоченные им исполнительные органы государственной власти города Севастополя.

В соответствии положениями Закона города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее-Закон   № 46-ЗС), Правительством Севастополя 21.12.2015 утверждено Положение № 1250-ПП «Об утверждении Порядка переоформления права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитута в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года» (далее - Порядок № 1250-ПП, Порядок), которым установлены условия и порядок переоформления права постоянного пользования, права аренды, права сервитута, возникших в соответствии с земельным законодательством Украины, путём предоставления земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, в аренду  юридическим лицам в соответствии с гражданским и земельным законодательством Российской Федерации (пункт 1 Порядка).

Пунктом 2 названного Порядка предусмотрено, что переоформление права аренды в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления, которое заинтересованное лицо подаёт в исполнительный орган государственной власти города Севастополя, уполномоченный распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя (ДИЗО г. Севастополя).

Пунктом 7 Порядка № 1250-ПП установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа уполномоченным органом в переоформлении земельного участка, в том числе несоответствие фактического использования земельного участка его разрешённому использованию (подпункт 6 пункта 7 Порядка).

При этом под видом разрешённого использования согласно ст. 6 Закона Севастополя № 46-ЗС понимаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определённые документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Закона № 6-ФКЗ.

Пунктом 7 Порядка № 1250-ПП предусмотрено, что с целью получения информации относительно наличия обстоятельств, указанных в подпункте 6 настоящего пункта, уполномоченный орган обязан провести обследование указанного земельного участка в течение 20 дней с момента регистрации заявления. Соответствующее решение об отказе в предоставлении земельного участка должно быть принято уполномоченным органом на протяжении 30 дней с момента поступления заявления о предоставлении земельного участка.

Таким образом, для установления факта несоответствия вида разрешённого использования земельного участка его фактическому использованию необходимо установить, что земельный участок, в отношении которого заявлены требования о переоформлении права аренды, используется арендатором вопреки установленному виду разрешенного использования, то есть не для тех целей, для которых он был предоставлен.

Суд, оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе договор аренды земельного участка от 10.07.2003, акт обследования спорного земельного участка № 0921-ГМС от 18.06.2018, в котором зафиксировано  наличие автозаправочной станции на земельном участке, предоставленном для обслуживания автозаправочной станции,  пришёл к обоснованному выводу о том, что арендуемый земельный участок используется по целевому назначению.

То обстоятельство, что в здании операторской АЗС расположен магазин, а рядом с ним расположен ряд объектов капитального и некапитального характера (пристройка-кафе, парк хранения горючего, площадка для хранения ТБО, склад, генераторная, информационная стела с указанием цен на топливо и капитальный туалет), не влияет на определение вида разрешённого использования земельного участка, поскольку магазин и придорожное кафе на автозаправочной станции являются объектами дорожного сервиса, прочие некапитальные объекты входят в имущественный комплекс АЗС и предназначены для его обслуживания. В соответствии с Классификатором видов разрешённого использования земельных участков, утверждённым приказом  Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540,  виду разрешённого использования земельного участка «заправка транспортных средств» соответствует размещение автозаправочных станций и магазинов сопутствующей торговли, а также зданий для организации общественного питания в качестве объектов дорожного сервиса (код 4.9.1.1).

Довод Департамента о самовольном характере строительства (реконструкции) автозаправочной станции опровергается материалами дела (договором купли-продажи имущества № 41 от 25.08.2000, актом государственной комиссии о приёмке в эксплуатацию законченного реконструкцией  объекта от 13.09.2004, утверждённым  распоряжением Севастопольской  городской Администрации  от 20.09.2004 № 1412-р, свидетельством  о праве собственности на автозаправочную станцию), из которых следует, что   ЧП «Кальмиус-Крым» (правопредшественник заявителя) по гражданско-правовому договору приобрело у Севастопольского управления автомобильных дорог долю в совместном имуществе  АЗС, состоящую из: административного здания, крылец, навесов, склада ГСМ, сарая, ограждений и прочих сооружений, и провело строительно- монтажные работы по разрешению ГАСК г. Севастополя    № 108/645 от 27.04.2004 согласно  утверждённому проекту, после чего был подписан акт государственной комиссии о приёмке объекта в эксплуатацию от 13.09.2004, получено свидетельство о праве собственности на автозаправочный комплекс. Доказательств того, что данные работы носят характер реконструкции, привели к изменению параметров приобретённого заявителем в собственность объекта либо возведению новых объектов (помимо приобретённых) в деле нет, целевое назначение АЗС осталось прежним. 

Кроме того, как у ДИЗО  г. Севастополя, так и у суда нет полномочий на признание объекта, назначение и фактическое использование которого соответствует виду разрешённого использования арендуемого земельного участка, самовольной постройкой при рассмотрении спора о переоформлении ранее возникшего права аренды.

Довод Департамента о фактическом расположения части объектов за пределами арендованного земельного участка  также не свидетельствует о принятии неверного решения судом первой инстанции, поскольку данное обстоятельство не  включено в перечень оснований для отказа в переоформлении права аренды п. 7 Порядка № 1250-ПП. Кроме того, из представленных в материалы дела копий материалов дела о привлечении общества к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ и письма ООО «Кальмиус-Крым» от 26.12.2018 исх. №80 следует, что по предписанию  Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 14.09.2018  находившиеся за пределами границ земельного участка  некапитальные объекты были   перенесены в пределы границ арендуемого земельного участка с кадастровым номером 91:04:016001:2 (т. 2 л. д.3- 5).

Таким образом, установленных п. 7 Порядка № 1250-ПП оснований для отказа в переоформлении права аренды земельного участка не выявлено.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование ООО «Кальмиус-Крым».

 Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого по делу законного решения и удовлетворения апелляционной жалобы.    

Вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы       апелляционным судом не рассматривается, поскольку ДИЗО г. Севастополя от её уплаты освобождено.                                                               

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

           решение Арбитражного суда города Севастополя от 26.03.2019 по делу №А84-4498/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - без удовлетворения.

  Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа  в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме), в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                                     И.А. Малышева

Судьи                                                                                            О.Г. Градова

А.Ю. Карев