ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А84-4885/20 от 28.01.2021 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь Дело № А84-4885/2020

02 февраля 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 28.01.2021

Постановление изготовлено в полном объеме 02.02.2021

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе судей Кравченко В.Е., Градовой О.Г., Яковлева А.С.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,

при участии в судебном заседании:

представителя индивидуального предпринимателя ФИО1 ФИО2 по доверенности от 11.01.2021 б/н,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 18 ноября 2020 года по делу № А84-4885/2020, принятое по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным решения, с участием заинтересованного лица: Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя,

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, ИП ФИО1, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании недействительным отказа Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее –Департамент, ДИЗО), выраженного в письме от 04.09.2020 за исх.№ГУисх.-8032/20, в определении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 91:03:002020:582, площадью 577 +/- 8 кв.м., расположенного по адресу: <...>, как «предпринимательство» (код 4.0), «деловое управление» (код 4.4) и «ремонт автомобилей» (4.9.1.4) и обязать Департамент определить вид разрешенного использования указанного земельного участка в соответствии с кодом «предпринимательство» (код 4.0), «деловое управление» (код 4.4) и «ремонт автомобилей» (4.9.1.4) Классификатора видом разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. № 540.

Заявление мотивировано необоснованностью отказа в определении вида разрешенного использования земельного участка с учетом его вида использования, установленного в соответствии с земельным законодательством Украины для реконструкции строительства и обслуживания офиса и торговых зданий и сооружений, а также фактического использования в качестве автомагазина и автомастерской по замене, приобретенных в магазине масел.

Решением Арбитражного суда города Севастополя от 18 ноября 2020 года по настоящему делу требования ФИО1 удовлетворены, признано незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, оформленное письмом от 04.09.2020 исх.№ ГУ исх-8032/20 об отказе ИП ФИО1 в определении вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка и о взыскании государственной пошлины.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в Двадцать первый апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.

В апелляционной жалобе Департамент указывает на то, что фактическое использование недвижимого имущества не имеет правового значения для определения вида разрешенного использования земельного участка, считает ошибочным применение судом актов иностранного права, а так же признание обстоятельств, установленных решением Арбитражного суда города Севастополя от 23 декабря 2019 года по делу № А84-4532/2019. Департамент считает, что судом первой инстанции нарушены нормы процессуального права в результате несоблюдения норм о языке судопроизводства и применении иностранного права.

Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2020 апелляционная жалоба принята к производству.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В судебном заседании суда апелляционной инстанции 28 января 2021 года представитель ИП ФИО1 возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Департамент явку уполномоченного представителя в судебное заседание не обеспечил, о дате, месте и времени проведения судебного заседания уведомлен надлежащим образом.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие Представителя Департамента, поскольку в материалах дела имеется достаточно документов и доказательств для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.

Исследовав материалы дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства, на которых основываются требования заявителя, оценив относимость, допустимость каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил следующее.

На основании государственного акта о праве собственности на земельный участок серии ЯЕ №186399 от 22.05.2007 ИП ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: <...>, площадью 577 +/- 8 кв.м., кадастровый номер 91:03:002020:582. Целевое назначение земельного участка - для реконструкции, строительства и обслуживания офиса и торговых зданий и сооружений.

На земельном участке расположено нежилое здание – административно-бытовое здание для обслуживания торгово-офисных помещения площадью 186,7 кв.м. с кадастровым номером 91:03:002020:571, принадлежащее ИП ФИО1 на праве собственности и переданное в аренду ИП ФИО3, на основании договора аренды помещений №01/06/19 от 01.06.2019, для размещения автомагазина и сдачи торгово-офисных помещений в субаренду.

Согласно кадастровой выписке из Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке от 19.08.2019 № 91/ИСХ/19-184108 в государственный кадастр недвижимости внесены следующие сведения о категории земель и виде разрешенного использования земельного участка соответственно: земли населенных пунктов; для реконструкции и обслуживания офиса и торговых зданий и сооружений.

28.08.2020 предприниматель обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением об определении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер 91:02:001013:483 (предыдущий номер 8536600000:02:020:0246), в соответствии с которым просила определить вид разрешенного использования 4.0, 4.1, 4.4 и 4.9.1.4 по Классификатору видов разрешенного использования земельных участков.

Письмом от 04.09.2020 исх.№ ГУ исх-8032/20 Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя отказал заявителю в определении вида разрешенного использования земельного участка как «предпринимательство» (код 4.0) и «ремонт автомобилей» (код 4.9.1.4) в связи с тем, что испрашиваемый вид не является максимально приближенным по смыслу и функциональному использованию видом использования земельного участка «для реконструкции и обслуживания офиса и торговых зданий и сооружений». Департамент полагает максимально приближенным по смыслу с функциональным использованием вида использования земельного участка «деловое управление» (код 4.1) и «магазины» (код 4.4).

Полагая, что решение в форме письма от 04.09.2020 исх.№ ГУ исх-8032/20 об отказе в определении вида разрешенного использования земельного участка как «предпринимательство» (код 4.0) и «ремонт автомобилей» (код 4.9.1.4) противоречит требованиям законов и иных нормативных актов, и нарушает его права, заявитель обратилась в Арбитражный суд города Севастополя с настоящим заявлением.

Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.

При этом в силу статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания наличия обстоятельств, на которые заявитель ссылается как на основание своих требований и возражений, в том числе, факта нарушенных оспариваемыми актом (действиями, бездействием) законных прав, лежит на лице, оспаривающем акт (действия, бездействие).

В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Закон №6-ФКЗ) до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Во исполнение приведенной нормы Закона № 6-ФКЗ Законодательным Собранием города Севастополя принят Закон города Севастополя от 25.07.2014 №46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее – Закон №46-ЗС), который устанавливает особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя (статья 1).

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона №46-ЗС разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона.

До утверждения правил землепользования и застройки, утверждения лесохозяйственных регламентов разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Правительством Севастополя с учетом утвержденных документов территориального планирования (при их наличии).

В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 и пунктом 1 статьи 26 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации и удостоверяются документами (свидетельством о государственной регистрации, которое выдаётся правообладателю, арендатору земельных участков) в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», в п. 5 статьи 1 которого закреплено, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Пунктом 2 статьи 85 ЗК РФ установлено, что для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 1 части 6 статьи 30 и часть 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность по застройке и последующей эксплуатации зданий, сооружений, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему земельном участке, основанную на градостроительном зонировании территории.

Согласно части 11 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №171-ФЗ) разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

По заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка (часть 13 статьи 34 Закона №171-ФЗ).

До утверждения правил землепользования и застройки, утверждения лесохозяйственных регламентов разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Правительством Севастополя с учетом утвержденных документов территориального планирования (при их наличии).

В соответствии с частями 11, 13 статьи 34 Закона №171-ФЗ и статьей 6 Закона №46-ЗС 28.03.2016 Правительством Севастополя утвержден Порядок №228, который регламентирует процедуру определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, до вступления в силу Правил землепользования и застройки города Севастополя.

Пунктом 3 Порядка №228 установлено, что категория земель, к которой относится земельный участок, определяется в соответствии с положениями статьи 5 Закона № 46-ЗС, Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Порядка №228 виды разрешенного использования и категория земель в отношении земельного участка определяются исполнительным органом

государственной власти города Севастополя, уполномоченным распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя (далее - уполномоченный орган), в том числе, путем принятия отдельного правового акта на основании заявления правообладателя земельного участка.

В соответствии с Положением о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 N 883-ПП, полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, возложены на Департамент. Следовательно, предусмотренные Порядком №228 заявления об определении видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельного участка должны подаваться в Департамент.

В силу пункта 9 Порядка № 228 в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления заявления об определении вида разрешенного использования и категории земель в отношении земельного участка, уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:

1) принимает решение об определении видов разрешенного использования и

категории земель в отношении земельного участка и направляет копию указанного решения заявителю;

2) возвращает заявление и прилагаемые к нему документы заявителю с письменным обоснованием отказа в удовлетворении заявления.

В соответствии с п. 2 Порядка №228, виды разрешенного использования земельного участка определяются исходя из видов функционального использования земельного участка, которые допустимы, в том числе, в соответствии с: 1) правоустанавливающим документом на земельный участок. Виды разрешенного использования земельного участка определяются на основании приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" в редакции, действующей на момент рассмотрения вопроса об определении видов разрешенного использования земельного участка. Определение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с настоящим Порядком не является изменением вида разрешенного использования земельного участка.

Согласно п. 9 Порядка №228, определение видов разрешенного использования земельного участка и категории земель производится уполномоченным органом с учетом пункта 3 настоящего Порядка в соответствии с прилагаемой Таблицей соотношения видов использования и видов разрешенного использования земельных участков (далее - Таблица) с учетом заключения исполнительного органа государственной власти города Севастополя в сфере архитектуры и градостроительства относительно границ населенных пунктов города Севастополя.

Определение вида разрешенного использования земельного участка, категории земель в соответствии с положениями Таблицы:

1) не должно привести к ограничению или запрету использования земельного участка теми способами и для тех целей, которые были допустимы в соответствии с целевым назначением земельного участка, установленным ранее;

2) учитывая многообразие формулировок видов использования земельного участка, установленных согласно земельному законодательству Украины, должно проводиться путем соотнесения максимально приближенных по смыслу и функциональному использованию видов использования земельного участка.

Довод Департамента о том, что фактическое использование недвижимого имущества не имеет правового значения для определения вида разрешенного использования земельного участка, а так же ошибочное применение судом актов иностранного права отклоняется судом апелляционной инстанции, в связи с неправильным толкованием норм материального права.

Исходя из системного анализа вышеприведенных норм, определение вида разрешенного использования земельного участка проводиться путем соотнесения максимально приближенных по смыслу и функциональному использованию видов использования земельного участка, установленного в соответствии с земельным законодательством Украины.

В силу пункта 2 Порядка № 228-ПП виды разрешенного использования земельного участка определяются исходя из видов функционального использования земельного участка, которые допустимы в соответствии с правоустанавливающим документом на земельный участок, градостроительной и землеустроительной документацией, утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ.

Судами установлено, что на земельном участке расположено нежилое здание – административно-бытовое здание для обслуживания торгово-офисных помещения площадью 186,7 кв.м. с кадастровым номером 91:03:002020:571, принадлежащее ИП ФИО1 на праве собственности и переданное в аренду ИП ФИО3 на основании договора аренды помещений №01/06/19 от 01.06.2019 для размещения автомагазина а также сдачи в субаренду помещений и иной деятельности не запрещенной федеральным законодательством. Указанное недвижимое имущество фактически используется в качестве автомагазина с оказанием сервисных услуг по замене приобретенных в магазине масел в расположенной на земельном участке рядом со зданием магазина автомастерской, о чем свидетельствуют: договор аренды помещений №01/06/19 от 01.06.2019 и фотоматериалы, приобщенные к материалам дела. Доказательств иного Департаментом не представлено.

ИП ФИО1 просила определить виды разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <...>, как «предпринимательство» (код 4.0: Размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности.

Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования, предусмотренных кодами 4.1-4.10), «деловое управление» (код 4.1: Размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности)), «магазины» (код 4.4: Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м) и «ремонт автомобилей» (4.9.1.4.: Размещение мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей, и прочих объектов дорожного сервиса, а также размещение магазинов сопутствующей торговли), т.е. те виды разрешенного использования земель, которые предусмотрены с учетом расположенного на данном земельном участке здания магазина и офисов, а также размещенных сооружений.

Департамент считает возможным определить вид разрешенного использования указанного земельного участка, только как «деловое управление» (код 4.1), «магазины» (код 4.4) поскольку испрашиваемый предпринимателем вид не является максимально приближенным по смыслу и функциональному использованию видом использования земельного участка «для реконструкции и обслуживания офиса и торговых зданий и сооружений».

Исходя из материалов дела и доводов апелляционной жалобы, Департамент не согласился с заявителем в отношении определения такого вида разрешенного использования земельного участка как «ремонт автомобилей» (4.9.1.4.: Размещение мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей, и прочих объектов дорожного сервиса, а также размещение магазинов сопутствующей торговли).

Суд первой инстанции обоснованно определил вид использования земельного участка, установленного в соответствии с земельным законодательством Украины.

В соответствии с п.п. 3.07, пункта 03 секция «В» Украинского классификатора целевого использования земель, утвержденного приказом Государственного комитета Украины по земельным ресурсам от 23.07.2010 №548, раздел «земли общественной застройки» предусмотрено назначение земельных участков для строительства и обслуживания зданий торговли.

Из содержания секции «J» указанного классификатора «Земли транспорта» отнесение к таким землям в связи с размещением автомастерских и магазинами сопутствующей торговли (равно как и из содержания иных секций) не усматривается.

Таким образом, при предоставлении земельного участка заявителю в собственность в соответствии с законодательством Украины, фактически целевое использование земельного участка определено как коммерческое, предусматривающее строительство и обслуживание зданий торговли.

Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. № 540 (далее - Классификатор) предусматривает: «предпринимательство» (4.0: Размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования, предусмотренных кодами 4.1-4.10», а также «ремонт автомобилей» (4.9.1.4.: Размещение мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей, и прочих объектов дорожного сервиса, а также размещение магазинов сопутствующей торговли), что не противоречит виду разрешенного использования «для реконструкции и обслуживания офиса и торговых зданий и сооружений».

Таким образом, Классификатором установлен такой вид разрешенного использования земельного участка как «Размещение зданий и сооружений дорожного сервиса» (код 4.9.1), в описании которого указано: Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 4.9.1.1 - 4.9.1.4.

В соответствии с кодом 4.9.1.4 Классификатора к разрешенным видам использования земельного участка отнесено «Ремонт автомобилей» - размещение мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей, и прочих объектов дорожного сервиса, а также размещение магазинов сопутствующей торговли.

Целевое назначение земельного участка (кадастровый номер 91:03:002020:582), указанное в государственном акте на право собственности на земельный участок от 22.05.2007, размещением торгового здания, а также навесов для обслуживания торгового строения в данном случае не изменяется.

Исходя из вышеизложенного, суда апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемый отказ Департамента в определении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 91:03:002020:582, расположенного по адресу: <...>, оформленное письмом от 04.09.2020 исх.№ ГУ исх-8032/20, по мотивам невозможности установления испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка по коду «4.0. Предпринимательство» и с кодом 4.9.1.4 «Ремонт автомобилей», не соответствует требованиям части 11 статьи 34 Закона №171-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Ссылка суда первой инстанции на обстоятельства, установленные по делу А84-4532/2019, не носит преюдициальный характер, а лишь подтверждает правильность выводов по настоящему делу, в связи с чем довод Департамента о необоснованности их применения отклоняется судом апелляционной инстанции.

Указание Департамента в апелляционной жалобе на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права о языке судопроизводства не нашли своего подтверждения и подлежат отклонению.

Доводы апелляционной жалобы не содержат возражений против принятого судом решения об устранении допущенного государственным органом нарушения путем возложения обязанности на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя совершить определенные действия.

Исходя из принципа равенства всех перед законом и судом, лицо, прибегнувшее к судебной защите нарушенных прав в порядке административного судопроизводства, вправе ожидать от суда определения действенной меры, направленной на восстановление нарушенного права.

В рамках восстановления нарушенного права заявителя суд апелляционной инстанции находит обоснованным способ устранения допущенного Департаментом нарушения путем возложения на него обязанности в установленном порядке определить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 91:03:002020:582, расположенного по адресу: по адресу: <...> в соответствии с кодом «4.4. (магазины)», «предпринимательство» (код 4.0), «Деловое управление» (код (4.1) и «ремонт автомобилей» (код 4.9.1.4) Классификатора видом разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. № 540.

Доводы апелляционной жалобы по существу заявленных требований фактически повторяют доводы, изложенные ДИЗО в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.

Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Севастополяот 18 ноября 2020 года по делу № А84-4885/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий В.Е. Кравченко

Судьи О.Г. Градова

А.С. Яковлев