ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А84-5340/20 от 30.07.2021 АС Центрального округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

_____________________________________________________

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

30 июля 2021 г.

г.Калуга

Дело № А84-5340/2020

Судья Арбитражного суда Центрального округа Стрегелева Г.А., рассмотрев кассационную жалобу Государственного учреждения – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Севастополе на решение Арбитражного суда города Севастополя от 14.01.2021 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2021, принятые по делу №А84-5340/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства,

У С Т А Н О В И Л:

Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота» (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Воронина, д.2, <...>; далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения – Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Севастополе (далее - Центр ПФР по установлению пенсий в г.Севастополе) от 13.10.2020 №092S19200003053 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Решением суда от 28.12.2020, принятым в виде резолютивной части, признано недействительным решение Центра ПФР по установлению пенсий в г.Севастополе от 13.10.2020 №092S19200003053.

На основании заявления Центра ПФР по установлению пенсий в г.Севастополе от 30.12.2020 судом изготовлено мотивированное решение от 14.01.2021.

Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2021 решение суда от 14.01.2021 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Центр ПФР по установлению пенсий в г.Севастополе просит отменить решение и постановление судов, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Управления, указывая, что судами существенно нарушены нормы материального права, поскольку судами не учтено, что финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон №27-ФЗ) не применяются к страхователю только в случае, если корректируются ранее представленные в отчетности сведения на конкретное застрахованное лицо в установленные сроки.

В отзыве на кассационную жалобу Управление, ссылаясь на правильность выводов судов, просит оставить судебные акты без изменения.

В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ кассационная жалоба Центра ПФР по установлению пенсий в г.Севастополе рассмотрена судьей кассационной инстанции единолично без вызова сторон.

Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией в соответствии положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, установленных частью 3 статьи 288.2 Кодекса.

Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в отзыве на жалобу, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Управление является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и обязано в установленный законом срок представлять в территориальные органы страховщика сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета о каждом работающем у него застрахованном лице.

В результате проведенной в отношении страхователя проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицировано) учета, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Закона №27-ФЗ, Центром ПФР по установлению пенсий в г.Севастополе при проверке дополняющих форм СЗВ-М установлено несвоевременное представление Управлением сведений по форме СЗВ-М о двух застрахованных лицах за март 2020 г., сведения представлены с нарушением установленного срока – 15.06.2020, поскольку сведения не были отражены в первоначальных сведениях за указанный период.

По факту выявленного нарушения Центром ПФР по установлению пенсий в г.Севастополе составлен акт от 11.09.2020 №092S18200002694 и принято решение от 13.10.2020 №092S19200003053 о привлечении ФКУ «Управление Черноморского флота» к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, в виде штрафа в общем размере 1000 рублей.

Управлению направлено требование от 12.11.2020 об уплате в срок до 03.12.2020 в добровольном порядке финансовой санкции.

Не согласившись с решением Центра ПФР по установлению пенсий в г.Севастополе, Управление обратилось в арбитражный суд.

Суд, руководствуясь положениями статей 11, 17 Закона № 27-ФЗ, пунктом 39 Инструкции «О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах», утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 № 766н (далее - Инструкция № 766н), пришел к выводу об удовлетворении требования Управления.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции.

В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) сведения по форме «Сведения о застрахованных лицах», утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п.

Статья 15 Закона № 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах.

За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 Закона №27-ФЗ, к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17 Закона №27-ФЗ).

Суды обоснованно приняли во внимание, что Управление самостоятельно устранило нарушения в представленном отчете по форме СЗВ-М за март 2020 г., представив корректирующие (дополняющие) сведения, которые приняты Центром ПФР по установлению пенсий в г.Севастополе, что является правом страхователя в силу абзаца 3 статьи 15 Закона №27-ФЗ, при этом проверка, по результатам которой установлено нарушение страхователем требований Закона № 27-ФЗ и принято решение о привлечении страхователя к ответственности, проведена контролирующим органом только после получения корректирующих сведений.

В определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 № 303-КГ18-99, от 05.09.2018 № 303-КГ18-5702, от 05.07.2019 №308-ЭС19-975 указано на недопустимость формального подхода к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.

Из анализа положений абзаца третьего пункта 39 Инструкции №766н следует, что они направлены на стимулирование заинтересованности страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.

В данном случае страхователь самостоятельно устранил допущенные ошибки в представленных исходных неполных сведениях о застрахованном лице, таким правом в силу положений Закона №27-ФЗ он наделен, в связи с чем суды, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ обстоятельства, послужившие основанием для применения к страхователю меры ответственности, верно не усмотрели вины в действиях Управления.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании решения Центра ПФР по установлению пенсий в г.Севастополе от 13.10.2020 недействительным.

Доводы кассатора о существенном нарушении судами норм материального права отклоняются, поскольку не нашли своего подтверждения, а кроме того Центром ПФР по установлению пенсий в г.Севастополе не учтено, что санкции, исчисляемые в порядке статьи 17 Закона № 27-ФЗ, являются мерой ответственности страхователя за ненадлежащее представление сведений о застрахованных лицах, и в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление от 24 июня 2009 года №11-П) в качестве необходимого элемента общего понятия состава правонарушения выступает вина, наличие которой является во всех отраслях права предпосылкой возложения юридической ответственности, если иное прямо и недвусмысленно не установлено непосредственно самим законодателем.

В силу части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решения и постановления, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

По результатам рассмотрения доводов, изложенных в кассационной жалобе, таких оснований судом округа не установлено, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судами не допущено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Севастополя от 14.01.2021 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2021 по делу № А84-5340/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации не подлежит.

Судья

Г.А. Стрегелева