ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А84-605/2022 от 30.08.2022 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

01 сентября 2022 годаДело № А84-605/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 30.08.2022

Постановление изготовлено в полном объеме 01.09.2022

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузняковой С.Ю., судей Градовой О.Г., Кравченко В.Е., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,

с участием представителей от Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя – ФИО1 по доверенности от 28.09.2021 № 01-25-101, от общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания Консоль-Строй ЛТД» - ФИО2 по доверенности от 11.05.2022 № 290, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 16 июня 2022 года по делу № А84-605/2022, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания Консоль-Строй ЛТД» к Управлению государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя о признании незаконным решения,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Строительная компания Консоль-Строй ЛТД» (далее по тексту – заявитель, общество, ООО «СК Консоль-Строй ЛТД») обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя (далее по тексту – Управление, Севгосстройнадзор) от 24.12.2021 № 3477/01-25-1-23/02/21 о включении сведений об объекте капитального строительства «Многофункциональный жилой комплекс со встроенно-пристроенными офисными помещениями, магазинами, паркингом по ул. Гоголя в г. Севастополе», расположенного по адресу: <...> – 4-ая Бастионная, в реестр поднадзорных объектов, в соответствии с положениями Постановления Правительства Севастополя № 413-ПП от 02.09.2021; об обязании Управления включить сведения об указанном объекте капитального строительства в реестр поднадзорных объектов в соответствии с положениями Постановления Правительства Севастополя № 413-ПП от 02.09.2021.

Решением Арбитражного суда города Севастополя 16 июня 2022 года требования общества удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Управления от 24.12.2021 № 3477/01-25-1-23/02/21 во включении сведений об объекте капитального строительства в реестр поднадзорных объектов; обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем включения сведений об объекте капитального строительства «Многофункциональный жилой комплекс со встроенно-пристроенными офисными помещениями, магазинами, паркингом по ул. Гоголя в г. Севастополе», расположенного по адресу: <...> – 4-ая Бастионная в реестр поднадзорных объектов, в соответствии с положениями Постановления Правительства Севастополя № 413-ПП от 02.09.2021, а также взыскал с Управления в пользу общества понесенные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.

Не согласившись с указанным судебным актом, Управление подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Севастополя от 16 июня 2022 года. Полагает, что обществу правомерно отказано во включении сведений об объекте капитального строительства в реестр поднадзорных объектов, поскольку в ходе проверки представленного пакета документов было установлено несоответствие документов, дающих право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, исходным данным на проектирование, а также на соответствие виду разрешенного использования (целевому назначению) земельного участка. Кроме того, срок договора аренды земельного участка от 20.08.2018 № 897 истек 20.07.2021.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель Управления поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

От общества до начала судебного разбирательства поступил отзыв на апелляционную жалобу, в судебном заседании его представители возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ). При этом судом апелляционной инстанции не установлены основания для его отмены или изменения, предусмотренные ст. 270 АПК РФ.

Судом установлено, что ООО «СК Консоль-Строй ЛТД» осуществляет строительство объекта капитального строительства - «Многофункциональный жилой комплекс со встроенно-пристроенными офисными помещениями, магазинами, паркингом по ул. Гоголя в г. Севастополе», расположенный по адресу: <...> – 4-ая Бастионная.

Основанием для ведения строительных работ является декларация о начале выполнения строительных работ от 22.01.2013 IУ 083130221021, зарегистрированная Государственной архитектурно-строительной инспекцией Украины.

Определением от 16.12.2020 по делу № А84-4929/2016 утверждено мировое соглашение на стадии исполнения судебного акта, заключенное между Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, обществом с ограниченной ответственностью фирма «Консоль ЛТД», обществом с ограниченной ответственностью «Строительная компания Консоль-Строй ЛТД».

В целях выполнения условий данного соглашения, а также с учетом положений Постановления Правительства Севастополя от 02.09.2021 № 413-ПП «Об утверждении Положения об особенностях регулирования отношений в области градостроительной деятельности на территории города федерального значения Севастополя» (далее – Положение № 413-ПП), ООО «СК Консоль-Строй ЛТД» направило в Севгосстройнадзор заявление о включении в реестр поднадзорных объектов сведений об объекте капитального строительства «Многофункциональный жилой комплекс со встроенно-пристроенными офисными помещениями, магазинами, паркингом по ул. Гоголя в г. Севастополе».

Письмом от 24.12.2021 № 3477/01-25-1-23/02/21 Управление уведомило общество об отказе во включении сведений об объекте капитального строительства «Многофункциональный жилой комплекс со встроенно-пристроенными офисными помещениями, магазинами, паркингом по ул. Гоголя в г. Севастополе» в реестр поднадзорных объектов на основании п. 3.6 Положения № 413-ПП.

Не согласившись с данным отказом и посчитав, что он нарушает права и законные интересы заявителя, ООО «СК Консоль-Строй ЛТД» в порядке главы 24 АПК РФ обратилось в суд с настоящим заявление.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку заявитель не имеет законных возможностей внести изменения в документ, дающий право осуществлять строительство - декларацию о начале выполнения строительных работ от 22.01.2013 IУ 083130221021, а все остальные документы направленные в Севгосстройнадзор с заявлением от 14.12.2021, составлены в полном соответствии с требованиям действующего законодательства, отказ во включении объекта капитального строительства «Многофункциональный жилой комплекс со встроенно-пристроенными офисными помещениями, магазинами, паркингом по ул. Гоголя в г. Севастополе», изложенный в письме от 24.12.2021 № 3477/01-25-1-23/02/21, не может быть признан законным.

Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, соглашается с указанными выводами суда первой инстанции исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 1.1, 1.4. ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отношений в области градостроительной деятельности (с учетом особенностей, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи) могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере; в порядке, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, могут быть установлены особенности: 1) подготовки и утверждения документации по планировке территории; 2) выдачи градостроительных планов земельных участков и разрешений на строительство объектов капитального строительства при отсутствии правил землепользования и застройки, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности; 3) внесения изменений в разрешения на строительство объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых начаты до 31 декабря 2020 года, осуществления государственного строительного надзора в отношении этих объектов капитального строительства, выдачи разрешений на их ввод в эксплуатацию.

Особенности подготовки и утверждения документации по планировке территории, выдачи градостроительных планов земельных участков и разрешений на строительство объектов капитального строительства при отсутствии правил землепользования и застройки города Севастополя, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, внесения изменений в разрешения на строительство объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых начаты до 31 декабря 2020 г., осуществления государственного строительного надзора в отношении этих объектов капитального строительства, выдачи разрешений на их ввод в эксплуатацию установлены Положением № 413-ПП.

Пунктом 3.1 Положения № 413-ПП определено, что в срок до 1 января 2022 г. в целях завершения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации подлежит экспертизе, застройщики таких объектов, имеющие действующие документы, предусмотренные пунктом 1.2 настоящего Положения, направляют в исполнительный орган государственной власти города Севастополя, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора (далее - уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора орган), заявление о включении сведений об объекте капитального строительства в реестр строящихся или реконструируемых объектов капитального строительства, при строительстве которых осуществляется государственный строительный надзор (далее - Реестр поднадзорных объектов).

В соответствии с п. 1.2 Положения № 413-ПП под документами, разрешающими строительство или реконструкцию объекта капитального строительства, в настоящем Положении понимаются документы, дающие право на выполнение строительных работ, выданные или зарегистрированные до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ государственными и иными официальными органами Украины, а также документы, на основании которых осуществляется строительство, реконструкция объектов капитального строительства, полученные до 31 декабря 2020 г. в соответствии с нормативными правовыми актами города Севастополя, устанавливающими особенности регулирования градостроительных отношений. К таким документам относятся: 1) уведомление о начале выполнения строительных работ; 2) декларация о начале выполнения строительных работ; 3) разрешение на выполнение строительных работ; 4) разрешение на строительство.

Учитывая, что у заявителя в качестве документа разрешающего строительство объекта имеется декларация о начале выполнения строительных работ от 22.01.2013 IУ 083130221021, зарегистрированная Государственной архитектурно-строительной инспекцией Украины, строительство объекта не завершено, у него имелись законные основания для подачи заявления о включении сведений об объекте капитального строительства в реестр поднадзорных объектов.

Перечень необходимых документов, приведенный в п. 3.2 Положения № 413-ПП обществом был предоставлен.

В силу п. 3.4 Положения № 413-ПП уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора орган в течение 20 рабочих дней проводит проверку представленных документов на комплектность и на соответствие документов, дающих право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, исходным данным на проектирование, а также на соответствие виду разрешенного использования (целевому назначению) земельного участка.

При выявлении несоответствия представленных документов, указанных в пункте 3.2 настоящего Положения, условиям проверки, указанным в пункте 3.4 настоящего Положения, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора орган в течение 20 рабочих дней со дня получения заявления о включении сведений об объекте капитального строительства в Реестр поднадзорных объектов уведомляет лицо, направившее указанное заявление, об отказе во включении сведений об объекте капитального строительства в Реестр поднадзорных объектов, с указанием причин такого отказа (п. 3.6 Положения № 413-ПП).

Судом установлено, что в качестве оснований для отказа во внесении спорного объекта в реестр Управление указало на несоответствие документов, дающих право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, исходным данным на проектирование; несоответствие вида разрешенного использования (целевому назначению) земельного участка; истечение срока действия договора аренды от 20.08.2018 № 897.

Так, по проектной документации, представленной с извещением о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства «Многофункциональный жилой комплекс со встроенно-пристроенными офисными помещениями, магазинами, паркингом по ул. Гоголя в г. Севастополе» предусмотрено строительство жилого комплекса состоящего из трех сблокированных секций – блока А (количество этажей 9), блока Б (количество этажей 10), блока В (количество этажей 10), а также отдельностоящего блока Г – одно подъездного жилого дома (количество этажей 10), а по договору аренды земельного участка от 20.08.2018 № 897, с учетом дополнительного соглашения от 01.02.2019, видом разрешенного использования земельного участка указано «среднеэтажная жилая застройка» код 2.5 – размещение многоквартирных домов этажностью не выше восьми этажей.

При этом Управлением не учтено, что согласно п. 2, 3 мирового соглашения, утвержденного определением Арбитражного суда города Севастополя от 20.06.2018 по делу № А84-4929/2016 заявитель обязался подписать договор аренды земельного участка (кадастровый номер 91:03:001016:448), общей площадью 4716 кв.м, расположенный по адресу: <...>, предусматривающий обязательство по строительству объектов капитального строительства (далее – Объекты), на условиях, указанных в ландшафтно-визуальном и историко-градостроительном анализе территории с обоснованием предельных высотных параметров многофункционального жилого комплекса по ул. Гоголя в г. Севастополе, составленном обществом с ограниченной ответственностью «НТПО «КРЫМ» под № 18.2017, а также в течение 2 (двух) месяцев с даты заключения договора аренды земельного участка произвести мероприятия по изменению вида разрешенного использования земельного участка (кадастровый номер 91:03:001016:448) общей площадью 4716кв.м, по адресу: <...>, изменив вид разрешенного использования «строительство и обслуживание телерадиоцентра» на «строительство и обслуживание многоквартирного жилого дома», соответствующий виду разрешенного использования «среднеэтажная жилая застройка» (код 2.5) согласно приказу Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

Таким образом, изменение вида разрешенного использования земельного участка, на котором располагается спорный объект капитального строительства, был изменен в связи с условиями мирового соглашения по делу № А84-4929/2016.

Определением от 16.12.2020 по делу А84-4929/2016 судом было утверждено мировое соглашение на стадии исполнения судебного акта, по условиям которого договор аренды земельного участка от 20.08.2018 продлевается на 3 года со дня истечения срока его действия (п. 1), ООО «СК Консоль-Строй ЛТД» в течение 6 (шести) месяцев со дня утверждения настоящего Мирового соглашения обеспечить подготовку проектной документации в целях завершения строительства объекта незавершенного строительства в соответствии с условиями ландшафтно-визуального и историко-градостроительного анализа территории с обоснованием предельных высотных параметров многофункционального жилого комплекса по ул. Гоголя в г. Севастополе, составленного обществом с ограниченной ответственностью «НТПО «КРЫМ» под № 18.2017, расположенного на указанном в пункте 1 настоящего Мирового соглашения земельном участке, получить положительное заключение экспертизы проектной документации (п. 5).

Проектная документация в соответствии с условиями ландшафтно- визуального и историко-градостроительного анализа территории с обоснованием предельных высотных параметров многофункционального жилого комплекса по ул. Гоголя в г. Севастополе, составленного обществом с ограниченной ответственностью «НТПО «КРЫМ» под № 18.2017 была подготовлена заявителем и получила положительное заключение экспертизы и письмом от 28.10.2020 направлена в Севгосстройнадзор.

Таким образом, как верно отмечено судом первой инстанции, несоответствия между проектной документацией и договором аренды земельного участка от 20.08.2018 № 897 не имеется (в части разрешенного вида использования).

В рассматриваемом случае имеются несоответствия между декларацией о начале выполнения строительных работ от 22.01.2013 IУ 083130221021, зарегистрированной Государственной архитектурно-строительной инспекцией Украины и проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы, а также договором аренды земельного участка от 20.08.2018 в части этажности объекта капитального строительства.

Между тем, внесение изменений как в проектную документацию, так и договор аренды от 20.08.2018 № 897 обусловлены наличием мировых соглашений, заключенных в деле № А84-4929/2016, с учетом условий ландшафтно-визуального и историко-градостроительного анализа территории с обоснованием предельных высотных параметров многофункционального жилого комплекса по ул. Гоголя в г. Севастополе, составленного обществом с ограниченной ответственностью «НТПО «КРЫМ» под № 18.2017.

При этом внести изменения в декларацию о начале выполнения строительных работ от 22.01.2013 IУ 083130221021, зарегистрированную Государственной архитектурно-строительной инспекцией Украины, не представляется возможным в связи с нахождением органа, зарегистрировавшего данную декларацию на территории другого государства, а также прямого запрета, установленного п. 1.5 Положения № 413-ПП.

Получение нового разрешения на строительство капитального объекта «Многофункциональный жилой комплекс со встроенно-пристроенными офисными помещениями, магазинами, паркингом по ул. Гоголя в г. Севастополе» также невозможно, поскольку имеется указанная выше декларация о начале выполнения строительных работ.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что фактически заявитель лишен возможности завершить строительство своего объекта, тем самым выполнить условия мирового соглашения, утверждённого определением от 16.12.2020 по делу № А84-4929/2016, и свои обязательства перед контрагентами.

Исходя из разъяснений Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя (письмо от 22.04.2022 № 2371/01-02-04-16/01/22) уполномоченный орган уведомляет об отказе во включение сведений об объекте капитального строительства в реестр поднадзорных объектов при выявлении несоответствия представленных документов, указанных в п. 3.2 Положения, а не только документов, предусмотренных п. 1.2 Положения, условиям проверки.

Учитывая фактические обстоятельства, в данном конкретном случае суд первой инстанции правомерно указал, что отказ во включение в реестр поднадзорных объектов только на основании несоответствия содержания декларации о начале выполнения строительных работ от 22.01.2013 IУ 083130221021 всем остальным документам, представленным обществом по п. 3.2 Положения № 413-ПП, не является законным и обоснованным и соответствующим условиям проверки указанным в п. 3.4 Положения № 413-ПП.

Поскольку заявитель не имеет законных возможностей внести изменения в документ, дающий право осуществлять строительство - декларацию о начале выполнения строительных работ от 22.01.2013 IУ 083130221021, а все остальные документы, направленные в Севгосстройнадзор с заявлением от 14.12.2021, составлены в полном соответствии с требованиям действующего законодательства, учитывая, что отказ во включении объекта капитального строительства «Многофункциональный жилой комплекс со встроенно-пристроенными офисными помещениями, магазинами, паркингом по ул. Гоголя в г. Севастополе», изложенный в письме от 24.12.2021 № 3477/01-25-1-23/02/21 создает реальные препятствия ООО «СК Консоль-Строй ЛТД» в исполнении своих обязательств и перед городом федерального значения Севастополь и перед своими контрагентами, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования общества и признал его незаконным.

В соответствии с ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

При оценке вывода суда в части способа восстановления нарушенного права апелляционный суд соглашается с позицией суда первой инстанции, что в данном конкретном случае необходимо обязать Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем включения сведений об объекте капитального строительства «Многофункциональный жилой комплекс со встроенно-пристроенными офисными помещениями, магазинами, паркингом по ул. Гоголя в г. Севастополе», расположенного по адресу: <...> – 4-ая Бастионная в реестр поднадзорных объектов, в соответствии с положениями Постановления Правительства Севастополя № 413-ПП от 02.09.2021.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм права, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Севастополя от 16 июня 2022 года по делу № А84-605/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий С.Ю. Кузнякова

СудьиО.Г. Градова

В.Е. Кравченко