ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А84-6481/20 от 16.05.2022 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

www.21aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

23 мая 2022 года

город Севастополь

Дело № А84-6481/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 16.05.2022

В полном объёме постановление изготовлено 23.05.2022

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составепредседательствующего Евдокимова И.В., судей Остаповой Е.А., Тарасенко А.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кучиной А.В.,

лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного Управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 19 октября 2021 года по делу № А84-6481/2020

по иску Главного Управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя

к индивидуальному предпринимателю Кирнос Оксане Викторовне о взыскании задолженности по договору на размещение нестационарного торгового объекта,

при участии в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика: общества с ограниченной ответственностью «Коллективное сельскохозяйственное предприятие «Память Ленина»;

по встречному иску индивидуального предпринимателя Кирнос Оксаны Викторовны

к Главному управлению потребительского рынка и лицензирования Севастополя

о признании недействительным договора на размещение нестационарного торгового объекта;

по иску общества с ограниченной ответственностью «Коллективное сельскохозяйственное предприятие «Память Ленина» к Главному управлению потребительского рынка и лицензирования Севастополя о признании недействительным договора без проведения торгов на размещение нестационарного торгового объекта,

УСТАНОВИЛ:

Главное управление потребительского рынка и лицензирования Севастополя обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с иском к индивидуальному предпринимателю Кирнос Оксане Викторовне о взыскании задолженности по договору на размещение нестационарного торгового объекта от 26.07.2017 года № 80-Б/2017 в сумме 113 219,17 рублей, из которых: 104 640,83 рублей – основной долг, 8 578,34 рублей – пени, а также процентов за пользование чужими денежными средствами с начислением начиная с 21.11.2020 года по день фактической оплаты долга.

Третьим лицом, заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора, ООО «КСП «Память Ленина», в рамках настоящего дела подано исковое заявление к Главному управлению потребительского рынка и лицензирования Севастополя о признании недействительным договора без проведения торгов на размещение нестационарного торгового объекта от 06.06.2017 года № 80-Б/2017, заключённого Главным управлением потребительского рынка и лицензирования Севастополя и ИП Кирнос Оксаной Викторовной, и применения последствий недействительности сделки.

Исковые требования ООО «КСП «Память Ленина» мотивированы тем, что земельный участок, в границах которого размещён нестационарный торговый объект ИП Кирнос О.В., принадлежит на праве собственности ООО «Коллективное сельскохозяйственной предприятие «Память Ленина» и является частью земельного участка площадью 10289 +/- 888 кв.м. с кадастровым номером 91:01:026002:867, расположенного по адресу: г. Севастополь, с. Терновка, КСП «Память Ленина», ЗУ 15, принадлежащего ООО «КСП «Память Ленина» на праве собственности на основании Государственного акта о праве собственности на земельный участок серии КМ № 1 от 29.10.1996 года. Земельный участок площадью 124 кв.м., на котором расположен нестационарный торговый объект, принадлежащий ИП Кирнос О.В., передавался ООО «КСП «Память Ленина» в аренду предпринимателю по договорам аренды земельного участка от 29.12.2017 года, 29.12.2018 года, 28.12.2019 года и 31.12.2020 года.

ООО «КСП «Память Ленина» полагает, что Севастопольторгом неправомерно было предоставлено право ИП Кирнос О.В. на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке, который принадлежит ООО «КСП «Память Ленина» на праве собственности с 1996 года.

Решением Арбитражного суда города Севастополя от 19.10.2021 в удовлетворении первоначальных исковых требований отказано.

Принят отказ индивидуального предпринимателя Кирнос Оксаны Викторовны от встречного иска. Производство по встречному иску прекращено.

Исковые требования ООО «Коллективное сельскохозяйственное предприятие «Память Ленина» удовлетворены полностью. Признан недействительным договор без проведения торгов на размещение нестационарного торгового объекта от 06.06.2017 года № 80-Б/2017, заключённый Главным управлением потребительского рынка и лицензирования Севастополя и ИП Кирнос Оксаной Викторовной.

Взыскано с Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя в пользу ИП Кирнос Оксаны Викторовны 53 091,00 руб. в порядке реституции.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Главное управление потребительского рынка и лицензирования Севастополя обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.

Апелляционная жалоба мотивированы тем, что суд первой инстанции при принятии решения неполно установил обстоятельства имеющие существенное значение для правильного рассмотрения настоящего спора, а также неправильно применил нормы материального права.

Так, по мнению апеллянта, вывод суда первой инстанции о том, что нестационарный торговый объект, являющийся предметом договора № 80-Б/2017 от 26.06.2017 года, расположен на земельном участке, собственником которого является ООО «Коллективное сельскохозяйственное предприятие «Память Ленина», не соответствует обстоятельствам дела, поскольку 30.10.2013 года предпринимателю был выдан паспорт привязки № 210-2 на размещение временного сооружения в селе Терновка (Севастополь) по улице Ленина. Также указывает, что ИП Кирнос О.В. выдавалось свидетельство на право размещения НТО № 0102 от 26.02.2015.

Таким образом, истец полагает, что место размещения НТО под № 1807 по адресному ориентиру: село Терновка, ул. Ленина, д. 2, не пересекается с земельным участком с кадастровым номером 91:01:000000:25, в частности, в период с 26.06.2017 по 13.12.2018.

ИП Кирнос О.В. и ООО «Коллективное сельскохозяйственное предприятие «Память Ленина» просили оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, решение суда первой инстанции без изменений, поскольку земельный участок, в границах которого размещён нестационарный торговый объект ИП Кирнос О.В., принадлежит на праве собственности ООО «Коллективное сельскохозяйственной предприятие «Память Ленина» и является частью земельного участка площадью 10289 +/- 888 кв.м. с кадастровым номером 91:01:026002:867, расположенного по адресу: г. Севастополь, село Терновка, КСП «Память Ленина», ЗУ 15, принадлежащего ООО «КСП «Память Ленина» на праве собственности на основании Государственного акта о праве собственности на земельный участок серии КМ № 1 от 29.10.1996 года.

Данные обстоятельства подтверждаются кадастровым планом, выполненным кадастровым инженером Ковалевской Ульяной Сергеевной, имеющей квалификационный аттестат № 82-15-204, в соответствии с которым, спорный НТО, находится в границах земельного участка с кадастровым номером 91:01:026002:867, принадлежащим на праве собственности ООО «Коллективное сельскохозяйственной предприятие «Память Ленина».

При этом, земельный участок площадью 124 кв.м., на котором расположен нестационарный торговый объект, принадлежащий ИП Кирнос О.В., передавался ООО «КСП «Память Ленина» в аренду предпринимателю по договорам аренды земельного участка от 29.12.2017 года, 29.12.2018 года, 28.12.2019 года и 31.12.2020 года, а следовательно, по мнению общества и ответчика, заключение договора на размещение НТО является незаконным в связи с неправомерным включением в схему размещения НТО части земельного участка, находящегося в собственности ООО «КСП «Память Ленина».

Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив его материалы, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Между Главным управлением потребительского рынка и лицензирования города Севастополя и ИП Кирнос Оксаной Викторовной был заключён договор без проведения торгов на размещение нестационарного торгового объекта от 26.06.2017 № 80-Б/2017, предметом которого является предоставление Главным управлением права предпринимателю на размещение нестационарного торгового объекта в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя, утверждённой постановлением Правительства Севастополя от 09.11.2015 года № 1030-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя и внесении изменений в постановления Правительства Севастополя от 31.03.2015 года № 246-ПП и от 29.05.2015 года № 459-ПП».

В пунктах 1.2, 1.3, 1.4, 1.7 Договора предусмотрено, что Главное управление предоставляет ИП Кирнос О.В. право на размещение нестационарного торгового объекта, не являющегося объектом недвижимого имущества, по адресному ориентиру в соответствии со Схемой: Балаклавский район, с. Терновка, ул. Ленина, д. 2; место в Схеме № 1807; тип объекта - павильон; площадь объекта - 25,0 кв. м; период функционирования объекта - круглогодично; специализация - услуги общественного питания; срок действия договора с 26 июня 2017 года по 31 декабря 2018 года.

Согласно пунктам 3.1, 3.2 Договора, размер платы за размещение Объекта за календарный месяц составляет: без НДС 3695,76 руб., НДС 665,24 руб., всего 4361,00 руб. Оплата производится в бюджет города Севастополя в сроки: не позднее 30.06.2017 за июнь 2017 года, не позднее 15.08.2017 за июль-сентябрь 2017 года; не позднее 15.11.2017 за октябрь-декабрь 2017 года; не позднее 15.02.2018 за январь-март 2018 года, не позднее 15.05.2018 за апрель-июнь 2018 года, не позднее 15.08.2018 за июль-сентябрь 2018 года, не позднее 15.11.2018 за октябрь-декабрь 2018 года.

Пунктом 3.7 Договора предусмотрено, что в случае изменения методики определения начальной цены договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя, размер платы за размещение Объекта подлежит изменению с даты вступления в силу нормативного правового акта, изменяющего такую методику, но не чаще одного раза в год.

Договор заключён без проведения торгов, на основании раздела II Положения о порядке заключения с инвалидами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в городе Севастополе, и общественными организациями инвалидов, осуществляющих деятельность в городе Севастополе, договоров на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в собственности города Севастополя, утвержденного постановлением от 09.11.2015 года № 1030-ПП.

Главным управлением подготовлен проект Дополнительного соглашения № 1/80-Б/2017 о внесении изменений в договор № 80-Б/2017 от 26.06.2017 года на размещение нестационарного торгового объекта, которым предусматриваются изменения в пункт 3.1 договора путём его изложения в следующей редакции: «Размер платы за размещение Объекта за календарный месяц составляет: без НДС 11088,14 рублей, НДС 1995,86 рублей, всего 13084,00 рублей».

Письмом от 26.06.2018 года № 3965/25-01-04-22/18 Севастопольторгом в адрес ИП Кирнос О.В. направлен указанный проект дополнительного соглашения № 1/80-Б/2017, от подписания которого, как указывает истец по первоначальному иску, ИП Кирнос О.В. уклонилась.

Главным управлением в адрес ИП Кирнос О.В. направлены претензии от 17.10.2018 года № 5987/25-01-04-22/18 и от 15.02.2019 года № 513/01-21-01-04-22/19 о необходимости погашения задолженности по плате за размещение нестационарного торгового объекта, однако оплата задолженности предпринимателем не произведена.

Указанные выше обстоятельства послужили основанием для обращения истца в Арбитражный суд города Севастополя с данными исковыми требованиями.

В тоже время, ООО «КСП «Память Ленина» считает, что земельный участок, в границах которого размещён нестационарный торговый объект ИП Кирнос О.В., принадлежит на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью «Коллективное сельскохозяйственной предприятие «Память Ленина» и является частью земельного участка площадью 10289 +/- 888 кв. м с кадастровым номером 91:01:026002:867. расположенного по адресу: г. Севастополь, с. Терновка, КСП «Память Ленина», ЗУ 15, принадлежащего ООО «КСП «Память Ленина» на праве собственности на основании Государственного акта о праве собственности на земельный участок серии КМ №1 от 29.10.1996. Земельный участок площадью 124 кв.м., на котором расположен нестационарный торговый объект, принадлежащий ИП Кирнос О.В., передавался ООО «КСП «Память Ленина» в аренду предпринимателю по договорам аренды земельного участка от 29.12.2017, 29.12.2018, 28.12.2019, 31.12.2020.

По мнению ООО «КСП «Память Ленина», Севастопольторгом неправомерно было предоставлено право ИП Кирнос О.В. на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке, который принадлежит ООО «КСП «Память Ленина» на праве собственности с 1996 года.

Изучив материалы дела, а также доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей сторон, коллегия судей пришла к выводу, об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Так, принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», нестационарные торговые объекты определены как торговые объекты, представляющие собой временные сооружения или временные конструкции, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Статьёй 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

В соответствии с частями 3 и 5 статьи 10 Закона № 381-ФЗ, схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и наряду с вносимыми в неё изменениями, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Размещение нестационарных торговых объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отнесено согласно пункту 6 части 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации к случаям использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.

В соответствии с подпунктом 69 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов реализации государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, проведения информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, разработки и реализации мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, и осуществления иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Согласно части 1 статьи 3 Закона № 381-ФЗ, правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 07.12.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 6 Закона № 381-ФЗ закреплено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют следующие полномочия: реализация государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации; в соответствии с указанным Федеральным законом разработка и принятие законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности.

При этом, частью 2 статьи 31, части 1 статьи 35 Устава города Севастополя установлено, что Правительство Севастополя является постоянно действующим, высшим исполнительным органом государственной власти города Севастополя, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Устава, законов города Севастополя и правовых актов Губернатора издает постановления Правительства Севастополя.

Пунктом 16 части 1 статьи 25 Закона города Севастополя от 30.04.2014 года № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя» установлено, что Правительство Севастополя устанавливает правила организации торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения города Севастополя, правила работы и порядок размещения рынков, объектов мелкорозничной сети и иных торговых объектов на территории города Севастополя, организует и координирует региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением указанных правил.

В соответствии со статьей 38 Закона города Севастополя от 29.09.2015 года № 185-ЗС «О правовых актах города Севастополя», действие правовых актов города Севастополя распространяется на территорию города Севастополя, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, правовыми актами города Севастополя. Правовые акты вступают в силу одновременно на всей территории города Севастополя, если иное не указано в соответствующем правовом акте. Правовые акты действуют неопределенное время, если иной срок не установлен в самом правовом акте.

Как правильно указал суд первой инстанции, 09.11.2015 года Правительством Севастополя было принято постановление № 1030-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя и внесении изменений в постановления Правительства Севастополя от 31.03.2015 года № 246-ПП и от 29.05.2015 года № 459-ПП».

В соответствии с пунктом 2.1 Постановления Правительства Севастополя от 22.03.2018 года № 176-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 09.11.2015 года № 1030-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя и внесении изменений в постановления Правительства Севастополя от 31.03.2015 года № 246-ПП и от 29.05.2015 года № 459-ПП» и о некоторых вопросах размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя», договоры на размещение нестационарных торговых объектов, заключенные Главным управлением потребительского рынка и лицензирования Севастополя в соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 09.11.2015 года № 1030-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя и внесении изменений в постановления Правительства Севастополя от 31.03.2015 года № 246-ПП и от 29.05.2015 года № 459-ПП», до вступления в силу настоящего постановления действуют в соответствии с условиями, предусмотренными такими договорами. В случае если такой договор на размещение нестационарных торговых объектов заключен без проведения торгов или с единственным участником торгов, размер платы за размещение нестационарного торгового объекта подлежит изменению с даты вступления в силу настоящего постановления.

Из материалов дела усматривается, что 26.06.2017 года между Главным управлением и ИП Кирнос О.В. был заключён договор на размещение нестационарного торгового объекта № 80-Б/2017 без проведения торгов, на основании раздела II Положения «О порядке заключения с инвалидами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в городе Севастополе, и общественными организациями инвалидов, осуществляющих деятельность в городе Севастополе, договоров на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в собственности города Севастополя», утверждённого постановлением от 09.11.2015 года № 1030-ПП.

При этом, судом перовой и апелляционной инстанций установлено, что в соответствии с кадастровым планом, выполненным кадастровым инженером Ковалевской Ульяной Сергеевной, имеющей квалификационный аттестат № 82-15-204, спорный НТО, принадлежащий ИП Кирнос О.В., находится в границах земельного участка с кадастровым номером 91:01:026002:867, принадлежащим на праве собственности ООО «Коллективное сельскохозяйственной предприятие «Память Ленина».

В тоже время, при рассмотрении данного дела в суде как первой, так и апелляционной инстанций, представители лиц, участвующих в нём, согласие на назначение судебной землеустроительной экспертизы не дали, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данный спор по имеющимся в деле материалам.

Так, материалами дела подтверждается, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, об объектах недвижимости и (или) их правообладателях, правообладателем земельного участка с кадастровым номером 91:01:026002:867 является ООО «КСП «Память Ленина», на основании Государственного акта о праве собственности на земельный участок серии КМ № I от 29.10.1996 года.

В соответствии с договорами аренды земельного участка от 29.12.2017 года, 29.12.2018 года, 28.12.2019 года и 31.12.2020 года, арендатором земельного участка площадью 124 кв.м., входящего в состав земельного участка, земельный участок № 15, являющийся частью земельного участка № 15 площадью 10289 кв.м., с кадастровым номером 91:01:026002:867, расположенного по адресу: г. Севастополь, с. Терновка, КСП «Память Ленина», является ответчик - ИП Кирнос О.В.

Как правильно указал суд первой инстанции, частью 1 статьи 39.33 ЗК РФ установлено, что размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения НТО в соответствии с Законом № 381-ФЗ, в том числе путём размещения НТО без оформления правоустанавливающих документов на земельный участок, находящийся в публичной собственности.

На основании части 1 статьи 10 указанного Закона, размещение таких объектов осуществляется в соответствии со схемой размещения НТО, с учётом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1.2. Постановления № 1030-ПП, схема размещения НТО - это схема, определяющая места размещения НТО на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в собственности города Севастополя.

Торговая деятельность в НТО осуществляется в НТО, размещенном на земельном участке, находящимся в собственности города Севастополя, на основании договора на размещение НТО (подпункт 1 пункта 1.4. Постановления № 1030-ПП).

Договоры на размещение НТО в местах, определенных Схемой без проведения конкурса, заключаются с хозяйствующим субъектом в случаях: размещения НТО хозяйствующим субъектом по договору аренды (договору об установлении сервитута) земельного участка, находящегося в собственности города Севастополя и предоставлению такому хозяйствующему субъекту права для размещения НТО, срок действия которого не истек (пункт 9.1.3. Постановления № 1030-ПП).

С учётом выше изложенного, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что правила о порядке размещения НТО подлежат применению лишь при условии их размещения на землях, относящихся к публичной собственности.

Вместе с тем, судом апелляционной инстанции установлено, что земельный участок, на котором расположен объект ИП Кирнос О.В., принадлежит ООО «КСП «Память Ленина» на основании Государственного акта о праве собственности на земельный участок серии КМ № I от 29.10.1996 года.

Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

При этом, как правильно указал суд первой инстанции, порядок размещения и использования НТО на земельном участке, находящемся в частной собственности, устанавливается собственником земельного участка с учётом требований, определённых законодательством Российской Федерации, в соответствии с пунктом 7 статьи 10 Закона № 381-ФЗ.

Таким образом, по мнению судебной коллегии, суд перовой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что поскольку спорный договор заключён в отношении объекта, размещённого на земельном участке, не находящемся в публичной собственности и не принадлежащем истцу, он противоречит положениям пункта 1 статьи 39.36, подпункта 2 пункта 1 ст. 40 ЗК РФ, статьи 209, пункта 1 статьи 263 ГК РФ, пункта 7 статьи 10 Закона № 381-ФЗ.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания её таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.

Судебная коллегия полагает, что поскольку земельный участок с кадастровым номером 91:01:026002:867 находится в частной собственности ООО «КСП «Память Ленина», что подтверждается кадастровым планом, выполненным кадастровым инженером Ковалевской Ульяной Сергеевной, в соответствии с которым, принадлежащий ответчику НТО находится в границах земельного участка с кадастровым номером 91:01:026002:867, принадлежащим на праве собственности ООО «Коллективное сельскохозяйственной предприятие «Память Ленина», то правовых оснований для предоставления Главным управлением ответчику права пользования указанным участком для размещения НТО и взимания соответствующей платы, не имелось.

Ссылка апеллянта на отсутствие на договоре аренды земельного участка от 29.12.2017 года отметки о его государственной регистрации, отклоняется судебной коллегией, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 26 Земельного кодекса РФ, договоры аренды земельного участка, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о ничтожности договора заключённого без проведения торгов на размещение нестационарного торгового объекта от 06.06.2017 года № 80-Б/2017, заключённого Главным управлением потребительского рынка и лицензирования Севастополя и ИП Кирнос Оксаной Викторовной.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой всё полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (пункт 2 статьи 167 ГК РФ).

При признании договора недействительным, правовые последствия по нему не возникают, за исключением тех последствий, которые связаны с его недействительностью (пункт 1 статьи 167 ГК РФ).

Если договор исполнялся, то по общему правилу применяется реституция, то есть стороны возвращают друг другу всё полученное по договору (пункт 2 статьи 167 ГК РФ).

При этом, согласно пункту 80 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», взаимные предоставления по договору считаются равными, пока не доказано иное.

Судом апелляционной инстанции установлено, что в результате исполнения договора от 26.06.2017 года № 80-Б/2017, ИП Кирнос О.В. внесены денежные средства за период с июня 2017 года по май 2018 года в общей сумме 53 091,00 рублей, подлежащие возврату в порядке реституции.

Между тем, материалами дела подтверждается, что нестационарный торговый объект, являющийся предметом договораот 26.06.2017 года № 80-Б/2017, расположен на земельном участке, собственником которого является ООО «КСП «Память Ленина», на основании договора аренды земельного участка от 30.12.2020 года, заключенного ИП Кирнос О.В. и ООО «КСП «Память Ленина», а следовательно, оснований для демонтажа НТО в качестве последствия недействительности сделки не имеется.

Иные доводы подателя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.

Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения не имеется.

Поскольку апеллянт в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, с учетом пункта 14 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы судом не разрешается.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 части 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Севастополя от 19 октября 2021 года по делу № А84-6481/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного Управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий И.В. Евдокимов

Судьи Е.А. Остапова

А.А. Тарасенко