ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А84-7489/20 от 04.10.2022 АС Центрального округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

4 октября    2022 года

               Дело № А84-7489/2020

г.Калуга

Арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего судьи

      Смолко С.И.

судей

      Лукашенковой Т.В.

      ФИО1

при участии в судебном заседании:

от  заявителя: Главного управления государственного жилищного надзора города Севастополя (299040, г. Севастополь, вн.тер.г. Ленинский муниципальный округ, ул.Генерала Коломийца, д.5,  ИНН <***>, ОГРН <***>)   - не явились;

от заинтересованного лица: государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе  (299029, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) – не явились;

рассмотрев в открытом судебном заседании  кассационную жалобу государственного учреждения – Отделения  Пенсионного фонда  Российской Федерации по г.Севастополю    на решение  Арбитражного суда города Севастополя    от 22.10.2022 и постановление     Двадцать первого арбитражного апелляционного суда  от 29.06.2022 по делу № А84-7489/2020,

                                         У С Т А Н О В И Л :

Главное управление государственного жилищного надзора города Севастополя (далее – управление жилищного надзора, управление) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным решения государственного учреждения - Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (далее - центр ПФР) от 10.12.2020 № 31 о привлечении управления к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Решением суда 22.10.2021 произведена замена государственного учреждения - Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе на правопреемника государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Севастополю (далее – пенсионный фонд); оспариваемое решение центра ПФР признано недействительным.

Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда  от 29.06.2022 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе пенсионный фонд просит состоявшиеся судебные акты отменить, в удовлетворении требования управления отказать, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права.

Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но своих представителей в судебное заседание не направили, пенсионный фонд ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. В силу части 3 статьи  284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) неявка в судебное заседание представителей не препятствует рассмотрению дела.

         Проверив в пределах доводов кассационной жалобы судебные акты на предмет правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствия выводов  судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 10.06.2014 управление жилищного надзора зарегистрировано в качестве страхователя в Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю (регистрационный номер 092-001-000699).

19 октября 2020 г. в отношении управления центром ПФР проведена камеральная проверка достоверности, правильности заполнения и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2.4 - 2.5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ), а также предоставления указанных сведений в форме электронного документа, по результатам которой составлен акт о выявлении правонарушения от 19.10.2020 № 31. В акте зафиксировано нарушение страхователем требований статьи 11 Закона № 27-ФЗ в части порядка представления сведений о трудовой деятельности (сведения о трудовой деятельности по форме СЗВ-ТД за июль 2020 года об одном застрахованном лице – ФИО2 представлены непосредственно в центр ПФР на бумажном бланке с одновременным представлением сведений на электронном носителе (флешке), а не через систему электронного документооборота с Пенсионным фондом РФ в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью).

На основании акта проверки 10.12.2020 заместителем начальника центра ПФР  ФИО3 в отношении управления вынесено решение № 31 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которым к управлению в соответствии с абзацем четвертым статьи 17 Закона № 27-ФЗ применены финансовые санкции в размере 1 000 рублей.

Полагая, что решение центра ПФР является незаконным, управление жилищного надзора обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Признавая оспариваемое решение центра недействительным, суд первой инстанции свой вывод мотивировал отсутствием вины управления в нарушении порядка предоставления сведений  индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.

Суд кассационной инстанции согласен с принятыми судебными актами.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ) управление жилищного надзора  является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Пунктом 2 статьи 14 названного Закона предусмотрена обязанность страхователей представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно пункту 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.

        Пунктом 2.4 статьи 11 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь представляет о работающих у него зарегистрированных лицах в случаях приема на работу, переводов на другую постоянную работу и увольнения, подачи зарегистрированными лицами заявлений о продолжении ведения страхователем трудовых книжек в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации либо о предоставлении страхователем зарегистрированным лицам сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя, отчество; сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 6 данного Федерального закона.

       Указанные в пункте 2.4 сведения представляются не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имели место перечисленные в этом пункте сведения – пункт 2.5 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2.6 статьи 11, если численность работающих у страхователя зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период - месяц составляет 25 и более лиц, страхователь представляет указанные в пункте 2.4 сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Формирование сведений о трудовой деятельности в форме электронного документа осуществляется страхователем с использованием программно-технических средств, применяемых им для автоматизации своей деятельности, или с использованием электронного сервиса, предоставленного на безвозмездной основе Пенсионным фондом Российской Федерации.

Порядок электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета утвержден Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.03.2020 № 178п.

Порядок представления и сроки приема и учета территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных (зарегистрированных) лицах, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, определен Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 № 211н.

Согласно пункту 30 Инструкции индивидуальные сведения, сведения о трудовой деятельности могут быть представлены страхователем в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:

а) на бумажном носителе (лично (его представителем) либо с использованием средств почтовой связи;

б) в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал и сайт ПФР, «личного кабинета», обеспечивающего возможность направления и получения однозначной и конфиденциальной информации, а также промежуточных сообщений и ответной информации в электронном виде, в том числе с использованием электронной подписи, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Судами установлено, что штатная численность управления жилищного надзора составляет 32 единицы, то есть более 25 человек, а, значит, сведения должны представляться в форме электронного документа с использованием электронной подписи. Личный кабинет управления зарегистрирован на официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации 14.02.2020.

Абзацем четвертым статьи 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрена ответственность страхователя за несоблюдение порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, в виде финансовой санкции в размере 1 000 рублей.

Как указано выше, сведения о трудовой деятельности по форме СЗВ-ТД за июль 2020 года об одном застрахованном лице – ФИО2 представлены управлением непосредственно в центр ПФР на бумажном бланке с одновременным представлением сведений на электронном носителе (флешке), а не через систему электронного документооборота с Пенсионным фондом Российской Федерации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. То есть, управлением нарушен порядок предоставления сведений в пенсионный фонд.

Вместе с тем суд, исследовав все обстоятельства дела, пришел к выводу об отсутствии вины страхователя в нарушении порядка представления вышеназванных сведений.

Судом установлено, что управление не смогло осуществить передачу пенсионному фонду сведений по форме СЗВ-ТД за июль 2020 г. через систему электронного документооборота по причине технического сбоя в работе официального сайта ПФ РФ в период с 17.08.2020 до 19.08.2020 и, чтобы не нарушать сроки представления сведений, обратилось к специалисту пенсионного фонда ФИО4, которая приняла сформированные файлы на электронном носителе (флешке) с нужным для загрузки расширением в виде XML-документа, но отказала в их подписании электронной подписью начальника управления жилищного надзора. Кроме того, были приняты сведения в распечатанном виде на бумажном носителе.

Придя к выводу, что пенсионным фондом не доказан факт того, что отсутствие технической возможности представления отчетности в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, обусловлено обстоятельствами, находящимися в пределах ответственности страхователя, суд пришел к выводу о незаконности решения центра ПФР от 10.12.2020 № 31. А поэтому требование управления удовлетворил, признал оспариваемое решение недействительным.

Доводы кассационной жалобы являлись и доводами апелляционной жалобы и были предметом исследования суда апелляционной инстанции, этим доводам дана надлежащая правовая оценка судом.

В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ суд кассационной инстанции не вправе переоценивать установленные судами первой и апелляционной инстанций обстоятельства.

Оснований для отмены состоявшихся судебных решений не усматривается.

         Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей  289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л :

Решение Арбитражного суда города Севастополя от 22.10.2022 и постановление     Двадцать первого арбитражного апелляционного суда  от 29.06.2022 по делу № А84-7489/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения – Отделения  Пенсионного фонда  Российской Федерации по г.Севастополю    - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном статьей 291.1 АПК РФ.

Председательствующий   судья                                           С.И. Смолко

судьи                                                                                      Т.В. Лукашенкова

                                                                                                    ФИО1