ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А84-81/17 от 24.08.2017 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. / факс 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

31 августа 2017 года

Дело № А84-81/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2017 года.

Постановление изготовлено в полном объёме 31 августа 2017 года.

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Карева А.Ю.,

судей Градовой О.Г.,

Омельченко В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Голубенко В.А.,

при участии: представителя ООО «Экватор» – Прилуцких Маргариты Игоревны, доверенность от 05.01.2017 № 5; представителя Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя – Карнишаускене Виктории Александровны, доверенность от 07.07.2017 № б/н; представителя Правительства Севастополя – Кабаковой Виктории Александровны, доверенность от 12.04.2017 № 1400/31/2-17;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 09 марта 2017 года по делу № А84-81/2017 (судья Колупаева Ю.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Экватор» (ул. Силаева, д. 8, г. Севастополь, 299040) к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя (ул. Ленина, д.2, г. Севастополь, 299011; ул. Демидова, 13, г. Севастополь, 299011), при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица - Правительства Севастополя (ул. Ленина, д.2, г. Севастополь, 299011), Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (ул. Ленина, д.2, г. Севастополь, 299011) о признании незаконными и недействительными решений, понуждении совершить определенные действия,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Экватор» (ул. Силаева, д. 8, г. Севастополь, 299040) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя (ул. Ленина, д.2, г. Севастополь, 299011; ул. Демидова, 13, г. Севастополь, 299011), в котором просило: признать незаконным и недействительным решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 22.12.2016 №91/5/15-56675; обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя, путем внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о ранее учтенном объекте – земельном участке, площадью 0,1256 га, согласно договору аренды №040766000039 от 08.06.2007.

Решением Арбитражного суда города Севастополя от 09.03.2017, требования общества с ограниченной ответственностью «Экватор», были удовлетворены полностью; решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 22.12.2016 №91/5/15-56675 об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, было признано недействительным; на Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя была возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Экватор» путем внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте – земельном участке, площадью 0,1256 га, расположенном по адресу: г. Севастополь, Балаклавское шоссе, 1а, согласно договору аренды №040766000039 от 08.06.2007.

Не согласившись с указанным судебным актом, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Севастополя от 09.03.2017 и принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении требований Общества в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что из представленного Обществом договора аренды от 08.06.2007, заключенного между ООО «Экватор» и Севастопольским городским советом, следует, что договор заключен сроком до 01.03.2013. При этом из ответа архива от 28.11.2016 следует, что документов о продлении или перезаключении договора аренды не выявлено. Кроме того, решением Арбитражного суда города Севастополя от 04.10.2016 по делу № А84-1772/2016, в удовлетворении требований ООО «Экватор» к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, о признании заключенным дополнительного соглашения о возобновлении договора аренды, было отказано. Таким образом, апеллянт полагает, что оспоренное Заявителем решение Управления государственной регистрации права и кадастра, было вынесено в соответствии с действующим законодательством.

В суде апелляционной инстанции представитель Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение Арбитражного суда города Севастополя от 09.03.2017 и принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении требований Общества в полном объеме.

Представитель ООО «Экватор» возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения, обосновывая свои возражения тем, что Севреестр, в своем решении от 22.12.2016 №91/5/15-56675, ошибочно пришел к выводу о том, что срок договора аренды истек. В этой связи, представитель Общества считает, что у Севреестра отсутствовали основания для отказа во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в соответствии с п.п. 1 и 4 ч. 17 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Представитель Правительства Севастополя поддержал доводы, изложенные Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя в апелляционной жалобе, полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, ввиду его несоответствия требованиям части 3 статьи 15 АПК РФ. Представитель Правительства Севастополя в обоснование своей правовой позиции указывает на то, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что у Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя отсутствовали основания для отказа во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.

Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте проведения судебного разбирательства был уведомлен надлежащим образом.

Апелляционный суд, принимая во внимание надлежащее уведомление Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, необязательность явки его представителя в судебное заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителя указанного лица.

Законность и обоснованность решения от 09 марта 2017 года, проверены арбитражным судом апелляционной инстанции, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что 08.06.2007 между Севастопольским городским Советом (далее - Арендодатель) и ООО «Экватор» (далее - Арендатор) был заключен договор аренды земельного участка, общей площадью 0,1256 га, предназначенного для строительства и обслуживания административно- хозяйственных помещений рынка «Кольцо», расположенного по адресу: г. Севастополь, Балаклавское шоссе, 1а, (с отнесением этих земель к категории земель жилой и общественной застройки). Срок действия договора был установлен до 01.03.2013.

В дальнейшем, по акту приема-передачи от 08.06.2007, земельный участок был передан Арендатору.

В соответствии с кадастровым планом, на земельном участке расположены: временное строение (площадь 0,0070 га); сооружения (площадь 0,0018 га); зеленые насаждения (площадь 0,0014 га); проходы, проезды и площадки (площадь 0,1154 га) (п.п.2.1, 2.2 договора).

Кроме того, по вышеуказанному адресу, находится здание мастерской, общей площадью 278 кв.м, которое принадлежит на праве собственности ООО «Экватор».

Дополнительным соглашением от 22.01.2013, сторонами были внесены изменения в договор аренды, в частности в п.3.2, в соответствии с которым, арендатор, надлежащим образом исполняющий условия договора, имеет преимущественное право перед другими лицами, на заключение договора аренды на новый срок. В этом случае, арендатор должен не позднее, чем за 2 месяца до истечения срока действия договора, уведомить письменно об этом арендодателя и решить в установленном законом порядке, вопрос о продлении договора аренды земельного участка.

При возобновлении договора аренды земли, его условия могут быть изменены. В случае недостижения договоренности в отношении арендной платы и других существенных условий договора, преимущественное право Арендатора на заключение договора аренды земли прекращается.

Сторонами договора также были внесены изменения в п. 2.3 договора, в части указания нормативной денежной оценки земельного участка с 01.01.2012 в размере 1 347 286,08 грн. (согласно выписке из технической документации по нормативной денежной оценке земельного участка № 799-3.1/5, выданной Главным управлением Госкомзема в г. Севастополе 10.02.2013).

Вместе с тем, 25.02.2016 Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя ООО «Экватор» было выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на здание, площадью 78,00 кв.м., по адресу: г. Севастополь, Балаклавское шоссе, 1А. Данные сведения, 25.02.2016 были внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (запись регистрации №91-91/001-91/001/011/2016-842/1).

Кроме того, судом первой инстанции установлено, что решением Арбитражного суда города Севастополя от 04.10.2016 по делу № А84-1772/2016 в удовлетворении требований ООО «Экватор» к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, о признании заключенным дополнительного соглашения о возобновлении договора аренды, было отказано по мотивам того, что договор аренды земельного участка от 08.06.2007, заключенный между Севастопольским городским Советом и ООО «Экватор», был признан возобновленным на тот же срок, в связи с чем, отсутствовала необходимость в обязывании арендодателя, функции которого в настоящее время исполняет Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, к подписанию отдельного документа в виде дополнительного соглашения о возобновлении срока действия договора.

В дальнейшем, 22.11.2016 ООО «Экватор» обратилось в Севреестр с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке, расположенном по адресу: г. Севастополь, Балаклавское шоссе, 1-А, на основании договора аренды земельного участка от 08.06.2007.

Однако, решением от 22.12.2016 №91/5/15-56675 Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя ООО «Экватор», было отказано во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке, расположенном по адресу: г. Севастополь, Балаклавское шоссе, 1-А на основании пункта 1 части 17 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (несоответствие представленных документов требованиям, установленным законодательством, а именно, на момент обращения в орган кадастрового учета срок представленного договора аренды земельного участка от 08.07.2007 истек 01.03.2013).

Не согласившись с решениемУправления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 22.12.2016 №91/5/15-56675, ООО «Экватор» обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с настоящим заявлением.

Изучив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у Севреестра отсутствовали основания для отказа во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в соответствии с пунктами 1 и 4 части 17 статьи 45 Закона №221-ФЗ.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221-ФЗ) (в редакции, действовавшей на момент вынесения спорного решения Севреестра), государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Законом о регистрации прав, также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Статьей 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Закон № 6-ФКЗ) предусмотрено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности и пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Частью 3 статьи 7 Закона № 6-ФКЗ установлено, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Согласно части 1 статьи 12.1 Закона № 6-ФКЗ, до 01.01.2017 на территориях Республики Крым и города Севастополя особенности регулирования, в частности, имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Законодательным Собранием города Севастополя 25.07.2014 принят Закон № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее - Закон № 46-ЗС), который устанавливает особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя.

В силу пункта 1 статьи 8 Закона № 46-ЗС, сведения об объектах недвижимости, учтенных на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами, с учетом предусмотренного статьей 7 Закона о кадастре состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены нормативным правовым актом Правительства Севастополя.

Пунктом 1 статьи 7 Закона города Севастополя № 46-ЗС установлено, что к правам, ограничениям (обременениям) прав на объекты недвижимого имущества, возникшим на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее - ранее возникшие права), применяется порядок их государственной регистрации, установленный Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации), с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя (пункт 3 статьи 7 Закона города Севастополя № 46-ЗС).

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона города Севастополя № 46-ЗС, в случае обращения заявителя с заявлением о государственной регистрации ранее возникшего права государственная регистрация ранее возникшего права осуществляется в порядке и сроки, установленные Законом о регистрации, с учетом положений настоящей статьи на основании такого заявления, в котором указаны реквизиты документов, являвшихся основанием возникновения ранее возникшего права и хранящихся в органах и (или) организациях, осуществлявших регистрацию прав до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами. Представление заявителями таких документов в данном случае требуется, только если указанные документы отсутствуют в названных органах и (или) организациях. Указанные в настоящей части документы включаются в состав дела правоустанавливающих документов, являющегося неотъемлемой частью Единого государственного реестра прав.

Во исполнение пункта 3 статьи 7 Закона города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», 07.08.2014 Правительством Севастополя было принято Постановление № 202 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, необходимых для государственной регистрации права.

К таким документам относятся: 1) государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком, договор временного пользования земельным участком, государственный акт о праве коллективной собственности на земельный участок; 2) заключенный в установленном законом порядке гражданско-правовой договор, предметом которого является недвижимое имущество, права относительно которого подлежат государственной регистрации, или вещное право на недвижимое имущество, или дубликат договора, или его архивная копия (в том числе договора аренды, мены, дарения, раздела, объединения недвижимого имущества); 3) свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество, выданное государственным регистратором либо органом приватизации нанимателям жилых помещений в государственном и коммунальном жилищном фонде; 4) свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество, выданное органом местного самоуправления или органом исполнительной власти в соответствии с требованиями законодательства; 5) свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов в случае смерти одного из супругов, выданное нотариусом, или его дубликат; 6) свидетельство о праве на наследство, выданное нотариусом, или его дубликат; 7) свидетельство о приобретении имущества с публичных торгов (аукционов) и свидетельство о приобретении имущества с публичных торгов (аукционов), если публичные торги (аукционы) не состоялись, выданные нотариусом, или их дубликаты, удостоверенные нотариально; 8) решения судов, вступившие в законную силу, подтверждающие возникновение, переход и прекращение права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество; 9) договоры об установлении ограничений, обременений, сервитутов, суперфиция и эмфитевзиса; 10) сертификат на право на земельную долю (пай); 11) акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка; 12) акт государственной приемочной комиссии о принятии в эксплуатацию законченного строительством объекта, утвержденный распоряжением городской или районной администрации и зарегистрированный в уполномоченном органе в установленном законом порядке; 13) декларация о готовности объекта к эксплуатации, сертификат или иные документы, выданные (зарегистрированные) уполномоченным органом власти в соответствии с требованиями законодательства, которые являлись основанием для регистрации права собственности на объекты недвижимости; 14) уведомление о начале выполнения строительных работ, внесенное в реестр полученных уведомлений о начале выполнения подготовительных и строительных работ; 15) декларация о начале выполнения строительных работ и разрешение на выполнение строительных работ, выданные (зарегистрированные) уполномоченным органом власти в соответствии с требованиями законодательства; 16) справка жилищно-строительного кооператива с отметкой о регистрации права, выполненной уполномоченным органом в соответствии с требованиями законодательства.

Частью 1 статьи 8 Закона города Севастополя № 46-ЗС установлено, что сведения об объектах недвижимости, учтенных на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами, с учетом предусмотренного статьей 7 Закона о кадастре состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены нормативным правовым актом Правительства Севастополя.

В соответствии с частью 3 статьи 8 Закона города Севастополя № 46-ЗС, при поступлении заявления о внесении сведений о ранее учтенном на территории города Севастополя объекте недвижимости орган государственной власти города Севастополя, уполномоченный в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, обеспечивает включение сведений и документов о ранее учтенном объекте недвижимости в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 45 Закона о кадастре, в срок не более тридцати календарных дней со дня получения органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, соответствующих документов на основании заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в котором указаны реквизиты документов, являвшихся основанием государственной регистрации земельных участков или государственного технического учета иных объектов недвижимости и хранящихся в государственном земельном кадастре, инвентарных делах, государственном фонде документации по землеустройству.В случае, если перечисленные документы не выявлены в государственном земельном кадастре, инвентарных делах, государственном фонде документации по землеустройству, внесение сведений о ранее учтенном объекте недвижимости приостанавливается на срок не более месяца, при этом заявителю предлагается представить указанные в его заявлении документы. В случае непредставления заявителем указанных им в заявлении документов, органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, принимается решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.

Частью 1 статьи 18 Закона № 122-ФЗ установлено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

Как следует из пункта 1 части 17 статьи 45 Федерального Закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – Закон №221-ФЗ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения), орган кадастрового учета принимает решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в случае, если имеется несоответствие представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания.

В силу пункта 4 части 14 статьи 45 Закона №221-ФЗ, орган кадастрового учета принимает решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в случае, если ответ органа государственной власти (в том числе органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним), органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа кадастрового учета свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.

Между тем, судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства было установлено отсутствие вышеуказанных оснований.

При этом Общество должным образом исполнило свои обязательства арендатора, согласно договору, и в соответствии с законодательством Украины, в частности Законом Украины «Об аренде земли», получило право на возобновление договоров аренды на новый срок на тех же условиях, предусмотренных договорами.

Возобновление договора аренды смежного земельного участка рынка «Кольцо» по адресу: Балаклавское шоссе, 1, документально подтверждено вступившим в законную силу Решением Хозяйственного суда города Киева от 12.11.2013 по делу № 910/18531/13, а факт продления договора аренды земельного участка площадью 0,1256 га, по адресу: Балаклавское шоссе, 1А, подтверждено вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда города Севастополя от 04.10.2016 по делу № А84-1772/2016.

Соответственно, следует признать факт того, что на момент обращения ООО «Экватор» в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке по адресу: Балаклавское шоссе, 1А, как о ранее учтенном объекте недвижимости, договор аренды земельного участка, являлся действующим, возобновлен в законодательном поле Украины, имел подтверждение данного факта судебным актом Арбитражного суда города Севастополя, соответствовал критериям, предусмотренным статьей 12 Закона № 6-ФКЗ.

Кроме того, в решении Арбитражного суда города Севастополя от 04.10.2016 по делу №А84-1772/2016, указано, что действия Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, в случае отказа о внесении сведений о данном земельном участке, как о ранее учтенном, подлежат обжалованию в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ, со ссылкой на обстоятельства, установленные указанным судебным актом.

При этом основанием для отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований, послужило утверждение Управления об истечении срока аренды земельного участка и не признании выводов Хозяйственного суда города Киева, идентичных выводам Арбитражного суда города Севастополя по делу №84-1772/2016.

Из материалов дела также следует, что решением Арбитражного суда города Севастополя от 04.10.2016 по делу № А84-1772/2016 в удовлетворении требований ООО «Экватор» к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании заключенным дополнительного соглашения о возобновлении договора аренды, было отказано. При этом суд пришел к выводу о том, что договор аренды земельного участка от 08.06.2007, заключенный между Севастопольским городским Советом и ООО «Экватор», считается возобновленным на тот же срок, в связи с чем, отсутствует необходимость в обязывании арендодателя, функции которого в настоящее время исполняет Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, к подписанию отдельного документа в виде дополнительного соглашения о возобновлении срока действия договора.

В соответствии с ч. 2 ст. 69 АПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

На основании вышеизложенного, коллегия судей пришла к выводу о том, что у Управления отсутствовали основания для принятия оспариваемого Обществом решения от 22.12.2016 №91/5/15-56675, об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.

При этом суд первой инстанции обоснованно, в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителей, возложил на Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Экватор», путем внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о ранее учтенном объекте – земельном участке, площадью 0,1256 га, расположенном по адресу: г. Севастополь, Балаклавское шоссе, 1а согласно договору аренды №040766000039 от 08.06.2007.

Доводы заявителя апелляционной жалобы и представителей третьих лиц, участвовавших в рассмотрении апелляционной жалобы, выводов суда не опровергают, и, соответственно, не могут служить основанием для отмены вынесенного судебного решения.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения не имеется.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Севастополя от 09 марта 2017 года по делу № А84-81/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий А.Ю. Карев

Судьи О.Г. Градова

В.А. Омельченко