ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А84-8480/2022 от 08.08.2023 АС Центрального округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

15 августа 2023 года

Дело № А84-8480/2022

г.Калуга

резолютивная часть постановления объявлена 08.08.2023

постановление изготовлено в полном объеме 15.08.2023

Арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего судьи

Смолко С.И.

судей

Леоновой Л.В.

Стрегелевой Г.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кравченко Е.Ю.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "СЕВ ТРЕЙД ОЙЛ" (299011, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) - ФИО1 (директор, приказ от 01.08.2022), ФИО2 (дов. от 20.09.2022, адвокат);

от заинтересованных лиц: Южного Управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (344002, <...>, кабинет 700-708, 711-713, ОГРН <***>, ИНН <***>) - не явились;

общества с ограниченной ответственностью "Причал 59" (299704, г. Севастополь , Инкерман город, ул.Ангарская, д.10-а, офис 1, ОГРН <***>, ИНН <***>) - не явились;

рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу Южного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на решение Арбитражного суда города Севастополя от 26.12.2022 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2023 по делу № А84-8480/2022,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью "Сев Трейд Ойл" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконными действий заместителя начальника Южного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление государственного надзора, управление) ФИО3, выразившихся во внесении без заявления лицензиата изменений в приложение к лицензии серии МР-4 № 002830 от 31.01.2018 на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, перенеся сведения о плавучем причале № 59Б (головной понтон), имевшем адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности: г. Севастополь, <...>, акватория Севастопольской бухты морского порта Севастополь, из перечня производственных объектов в перечень судов без указания данного адреса; об обязании управления внести сведения о плавучем причале № 59Б (головной понтон) в перечень производственных объектов, используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности, в приложение к лицензии серии МР-4 № 002830 от 31.01.2018 на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах с указанием названия данного производственного объекта, адреса его местонахождения и иной информации.

Суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица общество с ограниченной ответственностью "Причал 59" (далее - ООО "Причал 59").

Решением суда от 26.12.2022 требования общества удовлетворены.

Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2023 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе управление просит состоявшиеся судебные акты отменить, в удовлетворении заявления общества отказать, ссылаясь на несоответствие вывода суда о том, что плавучий причал № 59Б (головной понтон) не является судном, а является производственным объектом, имеющимся в деле доказательствам; на неверный вывод суда, что были внесены изменения в лицензию; и на неправильное применение судами части 1.5 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), так как указанная норма введена в действие с 01.03.2022, а сведения в реестр лицензий были внесены управлением до указанной даты.

В отзыве на жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представители общества возражали против доводов кассационной жалобы.

Иные участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела.

Проверив в пределах доводов кассационной жалобы и возражений на них судебные акты на предмет правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствия выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, заслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей, суд кассационной инстанции приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела и установлено судами, общество имеет лицензию серии МР-4 № 002830 от 31.01.2018, переоформленную на основании решения лицензирующего органа от 29.10.2020 № 673 Л, со сроком действия - бессрочно (далее - лицензия), на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, предоставленную на основании решения лицензирующего органа, выполняемые работы - перегрузка опасных грузов в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, нефтебазу, бункеровочную базу - т.1 л.д.18.

В приложении № 1 к лицензии приведен перечень трех производственных объектов, используемых обществом при осуществлении лицензируемого вида деятельности, с указанием названия производственного объекта, адреса его местонахождения, основания использования: баржа несамоходная "Астон-3" (акватория морских портов Севастополь, Ялта, Евпатория, Керчь, Феодосия); плавучий причал № 59Б (головной понтон) (г. Севастополь, <...>, акватория Севастопольской бухты морского порта Севастополь); танкер-бункеровщик "МЕЕ" (акватория морских портов Севастополь, Ялта, Евпатория, Керчь, Феодосия).

7 июля 2022 г. заместителем начальника управления в адрес общества направлено уведомление № 2130, которым обществу сообщено, что приказом управления от 06.07.2022 № 391 принято решение о внесении изменений в реестр лицензий на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, в связи с изменением адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности, а именно добавлено место осуществления деятельности - маломерное судно "МС-006" при выполнении работ при перегрузке опасных грузов в морских портах (разрешенный класс опасного груза: 3, 9) - т. 1 л.д.12.

К уведомлению № 2130 от 07.07.2022 была приложена типовая форма выписки из реестра лицензий по состоянию на 19:54 06.07.2022, в приложении к которой указаны сведения об объектах лицензиата (судах и/или производственных объектах), используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности. В перечне судов указаны: бункеровочная нефтестанция / маломерное судно "МС-006"; баржа несамоходная "Астон-3"; "Плавучий причал № 59Б" (головной понтон); танкер-бункеровщик "МЕЕ". В перечне производственных объектов сведения о производственных объектах отсутствуют.

Полагая, что действия должностного лица управления по внесению изменений в приложение к лицензии без заявления лицензиата в части переноса сведений о плавучем причале № 59Б (головной понтон) из перечня производственных объектов в перечень судов без указания адреса являются незаконными и нарушают права и интересы общества, последнее обжаловало эти действия в арбитражный суд.

Суд первой инстанции исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и, придя к выводу, что у управления не было оснований переводить причал № 59Б (головной понтон) из разряда производственных объектов в разряд судов, что изменения в лицензию не могли быть внесены без заявления лицензиата, признал действия управления незаконными.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.

Суд кассационной инстанции согласен с принятыми судебными актами.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В судебном заседании представители общества подтвердили нарушение прав и законных интересов общества тем, что плавучий причал № 59 (головной понтон) исключен из производственных объектов и отнесен к судам, ссылаясь на то, что лицензия выдана обществу при условии наличия у общества производственного объекта.

Согласно статье 3 Закона о лицензировании лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.

Федеральным законом от 27.12.2019 № 478-ФЗ были внесены изменения в Закон о лицензировании, вступившие в силу с 01.01.2021 и предусматривающие переход на реестровую модель в сфере лицензирования.

В целях реализации реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 № 2343 утверждены Правила формирования и ведения реестра лицензий, а также типовая форма выписки из реестра лицензий (далее - Правила № 2343).

Пункт 2 постановления Правительства РФ № 2343 устанавливает, что сведения, содержащиеся в реестрах лицензий, ведение которых осуществлялось лицензирующими органами до вступления в силу настоящего постановления, подлежат внесению в реестры лицензий, формирование и ведение которых осуществляются в соответствии с Правилами формирования и ведения реестра лицензий, утвержденными настоящим постановлением, без проведения в отношении лицензиатов проверок их соответствия лицензионным требованиям, а также без проведения иных проверок, подтверждающих достоверность сведений, вносимых в реестры лицензий в отношении лицензиатов.

Постановлением Правительства № 2343 не предусмотрено при внесении сведений в реестры лицензий уточнять, изменять сведения, содержащиеся в лицензиях.

Во исполнение постановления Правительства РФ № 2343 управлением была перенесена информация в реестр лицензий об используемых обществом объектах осуществления лицензируемого вида деятельности. И в противоречие с имеющейся в лицензии информации о том, что плавучий причал № 59Б (головной понтон) является производственным объектом, имеющим адрес местонахождения, в реестр лицензий была внесены информация о том, что данный объект является судном, не имеющим конкретного адреса.

При этом управление ссылалось на то, что собственник судна ООО "Причал 59" имеет Свидетельство о праве собственности на судно ЧМ-II № 001160 от 24.05.2017, судно - плавучий причал № 59Б (головной понтон), внесено в Государственный судовой реестр РФ под № Ч-15-689-650 24.05.2017; Свидетельство о праве плавания под государственным флагом Российской Федерации ЧМ-III № 002648 от 24.05.2017 (т.3 л.д.12-15).

Согласно паспорту портового гидротехнического сооружения - причала № 59Б, составленного ООО "Глобал-Марин" 12.07.2017, конструкция причала - пирс, который состоит из трех железобетонных понтонов типа ПЖ-61: корневого, среднего, головного (последний находится во владении и пользовании ООО "Сев Трейд Ойл" на основании договора № 08/11/17 от 08.11.2017); корневой понтон соединен металлической соединительной штангой с опорным береговым массивом; понтоны соединены двумя разъемными шарнирами - по два полушария на каждом понтоне; плавучий причал является портовым гидротехническим сооружением с назначением: отстой судов, погрузка-выгрузка нефтепродуктов, бункеровка судов топливом (т.1 л. д. 38-45).

31 июля 2015 г. Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя обществу "Причал 59" выдано Свидетельство о государственной регистрации права, серия 91 АА 008278, согласно которому в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право (запись регистрации № 91-91/001-91/001/032/2015-725/1 от 31.07.2015) ООО "Причал 59" на береговую корневую часть причала № 59Б, общей площадью 34,20 кв.м, адрес местоположения объекта - г.Севастополь, Балаклавский р., <...>. На данный объект имеется кадастровый паспорт (т.2 л.д.40-41).

В то же время все три части плавучего причала № 59Б - корневой, средний и головной понтоны внесены в Государственный судовой реестр РФ под номерами Ч-15-688-649, Ч-15-680-650, Ч-15-690-651.

Из акта проверки, проведенной управлением в период с 19.12.2017 по 23.01.2018 в связи с поступившим от общества заявлением о выдаче лицензии, следует, что плавучий причал № 59Б (головной понтон) является производственным объектом, а несамоходная баржа "Астон-3" - судном. По результатам проверки установлено соответствие плавучего причала № 59Б (головного понтона) для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности требованиям Технического регламента, именно как объекта инфраструктуры морского транспорта (причала), что является выполнением требований, предъявляемых Положением о лицензировании при выполнении работ по перегрузке опасных грузов 3-го и 9-го класса опасности на другое транспортное средство (одним из которых является судно) - т.1 л.д.27.

То есть, плавучий причал № 59Б (головной понтон) был отнесен к производственным объектам, а не к суднам.

Согласно пунктам 1.2.38, 1.2.42 Правил классификации и освидетельствования плавучих объектов, утвержденных приказом Федерального автономного учреждения "Российский Речной Регистр" от 17.03.2017 № 35-п, плавучий причал - плавучий объект, установленный у берега или на рейде на внутреннем водном пути, имеющий устройства для безопасного подхода судов и предназначенный для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов; плавучие объекты - это несамоходные плавучие сооружения, не являющиеся судами, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал и другое техническое сооружение подобного рода.

В статье 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации также дано понятие причала. Причал - это гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов.

Исходя из изложенного, суды пришли к выводу, что плавучий причал № 59Б (головной понтон) является плавучим объектом - несамоходным плавучим сооружением, не являющимся судном.

Кроме того, суды пришли к выводу о нарушении управлением положений статьи 18 Закона о лицензировании при переносе информации в реестр лицензий.

Статья 18 в редакции, действующей до 01.03.2022, не предусматривала возможность внесения изменений в лицензию без заявления лицензиата.

Частью 1.5 статьи 18 Закона о лицензировании, действующей с 01.03.2022, установлено, что сведения, предусмотренные пунктами 8 и 9 части 1 настоящей статьи, вносятся в реестр лицензий уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа на основании заявления о внесении изменений в реестр лицензий, поданного лицензиатом.

Пунктом 8 предусмотрено изменение мест осуществления лицензируемого вида деятельности.

Внесенными в реестр лицензий сведениями был изменен адрес осуществления лицензируемого вида деятельности при использовании плавучего причла № 59Б - вместо: г.Севастополь, <...>, акватория Севастопольской бухты морского порта Севастополь, указано: Акватория морских портов Севастополь, Ялта, Евпатория, Керчь, Феодосия (т.1 л.д.19, 16).

Так как постановлением Правительства № 2343 не предусмотрено при внесении сведений в реестры лицензий в связи с внесением изменений в Закон о лицензировании уточнять, изменять сведения, содержащиеся в лицензиях, Законом о лицензировании лицензирующему органу не предоставлено право вносить изменения в лицензии без заявления лицензиата, а с 01.03.2022 - вносить изменения без заявления лицензиата в части мест осуществления лицензируемого вида деятельности, управление не вправе было вносить в реестр лицензий информацию об объекте, отличную от той, которая содержалась в лицензии.

Таким образом, суд пришел к выводу о незаконности оспариваемых действий должностного лица управления, о нарушении этими действиями прав и законных интересов общества, а поэтому удовлетворил требования общества.

Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам апелляционной жалобы и были предметом исследования суда апелляционной инстанции, этим доводам дана надлежащая правовая оценка. В силу части 1 статьи 286 АПК РФ суд кассационной инстанции не вправе переоценивать установленные судами первой и апелляционной инстанций обстоятельства.

Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л :

Решение Арбитражного суда города Севастополя от 26.12.2022 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2023 по делу № А84-8480/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Южного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.

Председательствующий судья С.И. Смолко

судьи Л.В. Леонова

Г.А. Стрегелева