ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф02-174/13 от 03.02.2013 АС Восточно-Сибирского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664025 г. Иркутск, ул. Чкалова, 14

тел./факс (3952) 210-170, 210-172, www.fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Иркутск

№ А69-551/2012

13 февраля 2013 года

Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2013 года

Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2013 года

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Брюхановой Т.А.,

судей: Кадниковой Л.А., Чупрова А.И.,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, ФИО1 на решение Арбитражного суда Республики Тыва от 22 мая 2012 года по делу № А69-551/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2012 года по тому же делу (суд первой инстанции – Санчат Э.А.; суд апелляционной инстанции: Севастьянова Е.В., Иванцова О.А., Морозова Н.А.)

установил:

гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющий статус индивидуального предпринимателя, ФИО1 (ОГРНИП <***>, г. Кызыл, далее - ИП ФИО1, предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Министерству земельных имущественных отношений Республики Тыва (ОГРН <***>, г. Кызыл, далее - министерство, ответчик) о признании действий, выразившихся в отказе в заключении (продлении) договора аренды № 890126 от 21.01.2008, незаконными и об обязании заключить (продлить) договоры аренды земельных участков 12 кв. м и 21 кв. м под установку нестационарных торговых сооружений - киосков № 19 и № 5.

Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 22 мая 2012 года заявленные требования удовлетворены частично, отказ министерства в продлении срока действия договора № 890126 от 21.01.2008 признан незаконным, суд обязал министерство устранить нарушенные права и законные интересы предпринимателя. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2012 года решение Арбитражного суда Республики Тыва от 22 мая 2012 года отменено в части признания незаконным отказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в продлении срока действия договора № 890126 от 21.01.2008 и обязания Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва устранить нарушенные права и законные интересы индивидуального предпринимателя ФИО1. В отмененной части принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.В остальной части решение первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, предприниматель обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

По мнению заявителя кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции при вынесении судебного акта не учтено то обстоятельство, что министерством не исполнена обязанность по отправке копии апелляционной жалобы предпринимателю. При изложении вывода о том, что министерство не являлось стороной договоров от 21.01.2008 №№ 890126 и 890127 и у него отсутствовали полномочия на продление данных договоров, суд апелляционной инстанции не учел то, что с 2011 года землю, пользование которой оформлено по договорам, передали в распоряжение министерства, которое могло оформить взаимоотношения с предпринимателем надлежащим образом.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своих представителей на судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлениями Администрации г. Кызыла № 2039от 31.12.2002 и № 1418 от 04.11.2004 ИП ФИО1 были предоставлены дваземельных участка площадью 12 кв.м. и 21 кв.м. под установку торговых киосков № 19 и №5 соответственно на торговой площадке по адресу: <...> напротив кинотеатра «Найырал».В связи с чем, были заключены договоры о предоставлении земельного участка варенду № 2345 от 21.02.2003 со сроком действия договора - 11 месяцев, под киоск № 19 и№ 3775 от 26.11.2004 со сроком действия договора - 11 месяцев, под киоск № 5.По истечении срока действия договоров о предоставлении земельных участков варенду, с предпринимателем ФИО1 на основании постановлений Администрацииг. Кызыла заключались договоры аренды земельных участков на новый срок (договор №3775 от 26.11.2004, договор № 4497а от 25.10.2005, договор № 5069 от 20.12.2006).В 2008 году Комитет по управлению муниципальным имуществом Мэрии г. Кызыла,сославшись на постановление Мэрии г. Кызыла № 1976 от 27.09.2007 «О размещениивременных торговых сооружений», переименовал «Договоры аренды земельного участка» в«Договоры о предоставлении места под установку временного мобильного сооружения»,заменив в наименовании и по тексту договоров «торговый киоск» на «временное мобильноесооружение», а «земельный участок» на «место».21 января 2008 года Комитетом по управлению муниципальным имуществом Мэрииг. Кызыла с предпринимателем ФИО1 были заключены Договор № 890126 «Опредоставлении места под установку временного мобильного сооружения» под киоск № 19 иДоговор № 890127 «О предоставлении места под установку временного мобильногосооружения» под киоск № 5.Согласно пункту 1.1 договоров о предоставлении места под установку временногомобильного сооружения №№ 890126 и 890127 от 21 января 2008 года,Комитет предоставляет, а Пользователь принимает во временное пользование место подустановку временного мобильного сооружения типа: контейнер, имеющий адресныеориентиры: <...> напротив кинотеатра «Найырал»,киоск № 19 и № 5, именуемое в дальнейшем «место», общей площадью 12,0 кв.м. и 21,0кв.м. соответственно, в целях осуществления торговой деятельности.Согласно пункту 2.1. Договор вступает в силу с момента подписания его сторонами идействует до 01.12.2008 года.Согласно пункту 2.2. договоров они распространяют свое действие на отношениясторон, возникшие с 01.01.2008 года.В соответствии с пунктом 2.3. договоров, если до окончания срока действия договоровПользователь внесет авансовый платеж за следующий год в размере 100 % платы и уведомитоб этом Комитет, договоры автоматически продлеваются до 31 декабря года, следующего затекущим. О продлении срока действия договоров Комитетом делается соответствующаяотметка в виде штампа в договорах (в каждом экземпляре), после чего договоры считаютсяпродленными на следующий срок.С 2008 года договоры продлевались неоднократно по мере оплаты, о чем в Листепродления ставились отметки. Последнее продление - с 01.01.2011 по 01.01.2012.С учетом изменений, внесенных 19 января 2011 года в статью 8.1. Конституционного ЗаконаРеспублики Тыва «О земле» (№ 274 BX-I), о том, что вопросы распоряжения земельными участками,государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территориигорода Кызыла, были переданы в ведение Министерства земельных и имущественныхотношений Республики Тыва, 6 октября 2011 года ИП ФИО1 подала заявления вМинистерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва о заключениидоговоров аренды на новый срок.Министерство в ответном письме от 30 декабря 2011 года № ОД-С-4125 отказало ИПФИО1 в продлении (перезаключении) договоров, мотивировав отказ тем, что вутвержденной постановлением Мэра г. Кызыла от 18.08.2011 № 1052 Схеме размещениянестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город КызылРеспублики Тыва», киоски, принадлежащие ИП ФИО1, не указаны.Не согласившись с отказом министерства, считаясвои права и законные интересы нарушенными, предприниматель обратилась в арбитражный суд с указанным вышезаявлением.

Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в заключении (продлении) договора аренды земельного участка является незаконным.

Отменяя решение суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований и принимая в данной части новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что министерство не являлось стороной договоров от 21.01.2008 № 890126 и № 890127, и у него отсутствовали полномочия на продление срока действия данных договоров. При этому министерства отсутствовала обязанность по заключению с предпринимателем договоров аренды земельных участков, которые в установленном порядке не были сформированы.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 8.1 Конституционного закона Республики Тыва от 27.11.2004 № 886 ВХ-1 "О земле" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва, осуществляет Правительство Республики Тыва и (или) специально уполномоченный Правительством Республики Тыва исполнительный орган государственной власти Республики Тыва по управлению и распоряжению землями, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

Распоряжение земельными участками, указанными в части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Тыва.

Постановлением Правительства Республики Тыва от 04.03.2011 № 158 Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Тыва по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва".

Временные мобильные сооружения заявителя - киоски № 19 и № 5 расположены на землях городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", государственная собственность на которые не разграничена.

Таким образом, земельными участками под данными киосками распоряжалось министерство.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что у министерства отсутствовала обязанность по заключению с предпринимателем договоров аренды земельных участков, которые в установленном порядке не были сформированы.

В данном деле предпринимателем заявлено два требования:

- о признании недействительными действий министерства, выразившихся в отказе в заключении (продлении) договоров аренды,

- и об обязании заключить (продлить) договоры аренды земельных участков.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Согласно пункту 3 статьи 3 указанного Кодекса имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, урегулирован статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно данной статье органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.

В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.

При этом в соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Следовательно, предприниматель, обращаясь в суд в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, должна была обжаловать не действие, выразившееся в отказе в заключении (продлении) договора аренды, а действия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва по непринятию решения в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, предприниматель ФИО1, обращалась в министерство с заявлением о продлении договора аренды земельного участка, стороной по которому министерство не являлось, поэтому министерство правомерно отказало в продлении договора аренды, так как не имелось оснований для заключения (продления) данного договора до принятия решения в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

Доказательств того, что предприниматель обращалась в министерство в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации с требованием о предоставлении земельного участка материалы дела не содержат.

В связи с изложенным также является правильным вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии у министерства обязанности по заключению (продлению) с предпринимателем договоров аренды земельных участков, которые в установленном порядке не были сформированы.

При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции полностью исследовал значимые для дела обстоятельства, сделал правильный вывод об обоснованности отказа в продлении срока действия договора № 890126 от 21.01.2008.

Довод кассационной жалобы о невручении предпринимателю копии апелляционной жалобы не соответствует материалам дела, на л. д. 56 т.1 имеется почтовая квитанция о направлении предпринимателю копии апелляционной жалобы.

При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2012 года по делу № А69-551/2012 Арбитражного суда Республики Тыва оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.А. Брюханова

Судьи:

Л.А. Кадникова

А.И. Чупров