ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А
Тел., факс 20-96-75
www.fasvso.arbitr.ru; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Иркутск
№А19-17942/09
18 мая 2010 года
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Брюхановой Т.А.,
судей: Новогородского И.Б., Юдиной Н.М.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации Нижнеилимского муниципального района на решение Арбитражного суда Иркутской области от 9 декабря 2009 года по делу № А19-17942/09, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2010 года по тому же делу (суд первой инстанции – Позднякова Н.Г.; суд апелляционной инстанции: Никифорюк Е.О., Лешукова Т.О., Ткаченко Э.В.),
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 11 по Иркутской области (далее – инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным бездействия Финансового управления Нижнеилимского района (далее – управление), выразившегося в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области от 10.11.2006 (дело № А19-20876/06), обязании приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах администрации Нижнеилимского муниципального района (администрация) до момента фактического исполнения исполнительного листа № 45365, выданного на основании указанного решения суда.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 27 августа 2009 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика привлечена Администрация Нижнеилимского муниципального района.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 9 декабря 2009 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2010 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, исполнительный лист не был исполнен по причине нехватки денежных средств бюджета. Приостановление операций по лицевым счетам не носит характер обязанности и могло быть не применено судом. Инспекцией пропущен срок обращения с заявлением в суд.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своих представителей на судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие. Ходатайство инспекции об отложении рассмотрения материалов дела отклонено.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Иркутской области от 10 ноября 2006 года (дело № А19-20872/06) с администрации Нижнеилимского муниципального района взыскано 549 770 рублей единого социального налога, 11 997 рублей госпошлины, в связи с чем были выданы исполнительные листы от 18.12.2006 № 45365 и № 45364. Письмом от 27.06.2008 № 06-11/28308 налоговый орган направил для исполнения в управление указанные исполнительные листы, исполнительный лист № 45365 – в части неисполненной обязанности о взыскании 151 484 рублей единого социального налога в бюджеты федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования. Уведомлением от 08.07.2008 № 952-8 управление возвратило в налоговый орган указанные исполнительные листы на том основании, что должник с указанными наименованием и ИНН не имеет лицевых счетов в управлении. Определением Арбитражного суда Иркутской области от 19.11.2008 (дело № А19-20872/06) установлено процессуальное правопреемство, произведена замена должника Администрации Нижнеилимского района на Администрацию Нижнеилимского муниципального района. Исполнительные листы повторно были направлены налоговым органом в управление для исполнения, получены последним 10.02.2009. Администрацией 20.02.2009 представлена в управление информация в отношении источника образования задолженности и кода бюджетной классификации для исполнения решения суда о взыскании задолженности в сумме 561 767 рублей 70 копеек. Требованием от 24.06.2009 № 06-11/023124 налоговый орган предложил управлению сообщить об ходе исполнения должником исполнительного документа, а также о приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах должника. Письмом от 06.07.2009 № 1079-8 управление сообщило, что направленные для исполнения исполнительные листы не исполнены в связи с дефицитом бюджета, по мере поступления денежных средств задолженность будет оплачиваться, порядок приостановления операций по счетам в законодательстве не прописан.
Не согласившись с бездействием управления, инспекция обратилась в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Удовлетворяя требования инспекции, суд первой инстанции исходил из того, что управлением не выполнены требования пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение (п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Исходя из пунктов 3, 4, 6 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый орган не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта с заявлением взыскателя.
Пункт 3 указанной статьи содержит перечень оснований для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение: непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи; несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об исполнительном производстве"; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление должником, либо взыскателем, либо судом документа, отменяющего судебный акт, подлежащий исполнению; представление взыскателем либо судом заявления об отзыве исполнительного документа.
При наличии указанных оснований, орган возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.
Как следует из материалов дела, предъявленные к исполнению исполнительные листы не были возвращены в инспекцию в установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации срок, то есть приняты управлением к исполнению.
Согласно нормам пунктов 5, 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием. При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника.
При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.
Как установлено судами, исполнительные листы поступили в управление 10.02.2009 и до 10.05.2009 не были исполнены. При этом управлением действия, предусмотренные указанными выше положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, произведены не были.
При таких условиях судами правильно незаконным признано бездействие управления и принято решение об обязании его приостановить операции по расходованию средств на лицевых счетах должника.
Администрацией Нижнеилимского муниципального района в кассационной жалобе заявлен довод о том, что инспекцией пропущен срок для обращения в суд с указанным заявлением.
Данный довод был предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонен на том основании, что срок обращения в суд с учетом времени на исполнение исполнительных документов управлением и уведомление взыскателя начал течь с 20.05.2009, а инспекция обратилась с заявлением 18.08.2009, то есть в течение установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока.
При таких обстоятельствах суды на основании части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне, полно исследовали имеющиеся в деле доказательства, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона, в связи с чем у суда кассационной инстанции в соответствии с частью 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют правовые основания для переоценки установленных судами обстоятельств и отмены вынесенных судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 9 декабря 2009 года по делу № А19-17942/09, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2010 года по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.А. Брюханова
Судьи:
И.Б. Новогородский
Н.М. Юдина