ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А
тел./факс (3952) 56-44-04, 56-44-61 www.fasvso.arbitr.ru e-mail: info@fasvso.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Иркутск
№ А19-17082/08
29 сентября 2009 года
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Смоляк Л.И.,
судей: Чупрова А.И., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании генерального директора закрытого акционерного общества «Тельминское» ФИО1 (протокол общего собрания акционеров № 1 от 17.04.2009), представителей закрытого акционерного общества «Тельминское» ФИО2 (доверенность от 23.03.2009), общества с ограниченной ответственностью «Земля Сибири» ФИО3 (доверенность от 19.02.2009), администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования ФИО4 (доверенность от 29.05.2009 № 43/1328),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Тельминское» на постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2009 года по делу №А19-17082/08 (суд первой инстанции: Капустенская Е.Ф., суд апелляционной инстанции: Клочкова Н.В., Желтоухов Е.В., Ячменёв Г.Г.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Земля Сибири» (далее –
ООО «Земля Сибири», общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования (далее – Администрация) с требованиями, изменёнными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным постановления и.о. мэра Усольского районного муниципального образования № 471 от 01.09.2008 «О предоставлении земельных участков в аренду
ЗАО «Тельминское» для ведения сельскохозяйственного производства»; о признании незаконным решения, изложенного в письме от 17.10.2008 исх. № 43/2129, об отказе в предоставлении ООО «Земля Сибири» из земель сельскохозяйственного назначения земельного участка, площадью 1300 га, находящегося по адресу: Иркутская область Усольский район, примыкает с севера, северо-востока к с.Целоты; обязать предоставить обществу в аренду земельный участок, площадью 1400 га, находящийся по указанному выше адресу.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 29 декабря 2008 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество «Тельминское» (далее – ЗАО «Тельминское»).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 марта 2009 года в удовлетворении заявленных ЗАО «Тельминское» требований отказано.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2009 года решение суда первой инстанции отменено в части, по делу принят новый судебный акт: признаны недействительным оспариваемое постановление № 471 от 01.09.2008 и незаконным отказ в предоставлении обществу земельного участка, изложенный в письме и.о. мэра Усольского районного муниципального образования от 17.10.2008 исх. № 43/2129, как не соответствующие Земельному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; на Администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Земля Сибири». В удовлетворении требований общества в остальной части отказано.
ЗАО «Тельминское» обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции по мотивам несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, оставить в силе решение суда первой инстанции.
ЗАО «Тельминское» полагает правомерными выводы суда первой инстанции об отсутствии нарушения прав ООО «Земля Сибири», поскольку в месячный срок после опубликования 25.06.2008 сообщения о предоставлении спорного земельного участка обществом не реализовано право подачи заявления; в заявлении общества от 30.04.2008 нет сведений о конкретном месторасположении земельного участка, площадь испрашиваемого участка указана меньше, чем в опубликованном извещении, в связи с чем оно не могло быть учтено в списке заявок на спорный земельный участок.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что заявление ООО «Земля Сибири» от 30.04.2008 Администрацией в установленный срок не рассмотрено, однако данное бездействие обществом не оспорено; обоснованность того, что заявление от 30.04.2008 без идентификации запрошенного участка и при расхождении площадей подлежало рассмотрению наряду с заявлениями, поступившими после опубликования извещения от 25.06.2008, а также нарушение принятием оспариваемого постановления № 471 от 01.09.2008 прав и законных интересов ООО «Земля Сибири» не доказаны; вывод суда о том, что публикация сообщения о предполагаемой передаче в аренду спорного земельного участка имела место в связи с поступлением заявления ООО «Земля Сибири» от 30.04.2008, необоснован.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представители ЗАО «Тельминское» и Администрации подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ООО «Земля Сибири» возражала против доводов кассационной жалобы, считая постановление апелляционной инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
В судебном заседании был объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 23 сентября до 10 часов 30 минут 29 сентября 2009 года, о чём сделано публичное извещение.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Четвёртого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, 30.04.2008 ООО «Земля Сибири» обратилось в Администрацию с заявлением о выделении для сельскохозяйственных нужд земельного участка, площадью 1300 га, расположенного в районе с.Цейлот, с гарантией оплаты в срок аренды земли.
25.06.2008 в газете «Усольские новости и мировые репортажи» опубликовано извещение о планируемом Администрацией предоставлении земельного участка, площадью 1400 га, из земель сельскохозяйственного назначения, из фонда перераспределения земель, находящегося по адресу: Иркутская область, Усольский район, примыкает с севера, северо-востока к с.Целоты, для ведения сельскохозяйственного производства. Заявления и предложения по поводу планируемого предоставления земельного участка предписано направлять в течение месяца со дня опубликования данного объявления.
Постановлением и.о. мэра Усольского районного муниципального образования от 01.09.2008 № 471 земельные участки, площадью 1400 га, из земель сельскохозяйственного назначения (900 га пашни и 500 га пастбища), находящиеся по указанному выше адресу, предоставлены в аренду сроком на 49 лет для ведения сельскохозяйственного производства ЗАО «Тельминское» на основании заявления от 02.07.2008.
05.09.2008 ООО «Земля Сибири» в связи с неполучением ответа на заявление от 30.04.2008 обратилось в Администрацию с просьбой дать на него ответ.
29.09.2008 (исх. №. 43/2062) в адрес общества направлено письмо, в котором указано на необходимость уточнить месторасположение испрашиваемого земельного участка на картографическом материале и указать цель использования земельного участка в соответствии со статьей 78 Земельного кодекса Российской Федерации.
07.10.2008 ООО «Земля Сибири» направило мэру Усольского районного муниципального образования заявление о предоставлении в аренду сроком на 9 лет земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства, общей площадью 1773 га, с приложением картографического плана земельного участка и выписки из государственного земельного кадастра.
Письмом и.о. мэра Усольского районного муниципального образования от 17.10.2008 № 43/2192 обществу отказано в предоставлении земельного участка в связи с предоставлением испрашиваемого земельного участка в аренду ЗАО «Тельминское».
Полагая постановление № 471 от 01.09.2008 и решение об отказе, изложенное в письме от 17.10.2008 исх. № 43/2129, незаконными и нарушающими его права,
ООО «Земля Сибири» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые постановление и решение не нарушают норм действующего законодательства, а также прав и законных интересов общества.
Суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о нарушении Администрацией установленной действующим законодательством определенной процедуры передачи в аренду находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, собственность на которые не разграничена, из земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем отменил в части решение суда первой инстанции по мотивам несоответствия выводов суда обстоятельствам дела и нарушения норм материального права.
Принимая по делу новый судебный акт и удовлетворяя требования в части признания недействительным постановления № 471 от 01.09.2008 и незаконным решения об отказе, изложенного в письме от 17.10.2008 исх. № 43/2129, суд апелляционной инстанции указал на их несоответствие Земельному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также нарушение прав и законных интересов ООО «Земля Сибири» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом суд возложил на Администрацию обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, посчитав, что восстановление прав общества путём возложения на Администрацию обязанности передать в аренду земельный участок не отвечает требованиям пункта 2 статьи 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» о необходимости проведения торгов.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Выполняя требования части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции обоснованно включил в предмет доказывания (судебного исследования) по делу совокупность следующих обстоятельств: соответствие (несоответствие) оспариваемых ненормативного правового акта и решения органа местного самоуправления закону или иному нормативному правовому акту; наличие (отсутствие) факта нарушения оспариваемыми актом и решением прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Проанализировав положения пункта 1 статьи 9 и пункта 2 статьи 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции обоснованно признал оспариваемые постановление и решение органа местного самоуправления не соответствующими действующему законодательству и нарушающими права и законные интересы заявителя.
Статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложена обязанность по принятию соответствующего акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия по ним решений.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 указанного Кодекса).
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьёй 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определённых субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
В соответствии с пунктом 3 названной статьи организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, с заявлениями о предоставлении в аренду из земель сельскохозяйственного назначения земельного участка, расположенного в с.Целоты Усольского района Иркутской области, в Администрацию обратились ООО «Земля Сибири» (30.04.2008) и ЗАО «Тельминское» (02.07.2008).
Извещение о планируемом предоставлении администрацией из земель сельскохозяйственного назначения земельного участка, находящегося по адресу: Иркутская область, Усольский район, примыкает с севера, северо-востока к с.Целоты, опубликовано в газете «Усольские новости и мировые репортажи» 25.06.2008. Заявления и предложения по поводу планируемого предоставления земельного участка предложено направлять в течение месяца со дня опубликования данного объявления.
Таким образом, на момент окончания срока подачи заявлений (25.07.2008) имелось два поданных заявления на право аренды спорного земельного участка от ООО «Земля Сибири» (30.04.2008) и ЗАО «Тельминское» (02.07.2008), при этом заявление общества было подано первым и содержало необходимые сведения.
Исследовав содержание заявления ООО «Земля Сибири» от 30.04.2008, суд апелляционной инстанции обоснованно указал на его соответствие пункту 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, учитывая, что в нём указаны цель использования испрашиваемого земельного участка – «для сельскохозяйственных нужд», предполагаемый размер – «1300га», местоположение – «в районе с.Цейлот», испрашиваемое право – аренда. При этом суд основывался на правильном суждении о том, что искажение в заявлении наименования населенного пункта («с.Цейлот»), который называется с.Целоты, не является обстоятельством, не позволившим органу местного самоуправления определить действительное местоположение испрашиваемого земельного участка, ввиду того, что населенный пункт «с.Цейлот» на территории Усольского района отсутствует; администрация не отказывала обществу в предоставлении земельного участка в связи с отсутствием на территории района такого населенного пункта; несовпадение размера испрашиваемого обществом земельного участка с указанным в сообщении от 25.06.2008 не является основанием для исключения общества из числа претендентов на заключение договора аренды на спорный земельный участок, поскольку право на уточнение размера и определение границы земельного участка в ходе процедуры предоставления его в аренду принадлежит органу местного самоуправления.
С учетом изложенного доводы заявителя кассационной жалобы о том, что заявление общества от 30.04.2008 не могло быть принято Администрацией в числе заявок на спорный земельный участок, мотивированные ссылкой на выводы суда первой инстанции, подлежат отклонению как основанные на иной оценке фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
При таких обстоятельствах, как правильно посчитал суд апелляционной инстанции, в силу абзаца 2 пункта 2 статьи 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» Администрация была обязана провести торги в установленном законом порядке, предварительно определив способ проведения торгов (конкурс или аукцион) и утвердив условия их проведения, а также сформировать земельный участок и поставить его на кадастровый учёт. Однако данные требования Администрация не выполнила, приняла решение о предоставлении спорного земельного участка в аренду ЗАО «Тельминское» без проведения торгов и отказала в его предоставлении ООО «Земля Сибири», нарушив установленную законодательством процедуру передачи в аренду находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, собственность на которые не разграничена, из земель сельскохозяйственного назначения.
С учетом установленных по данному делу фактических обстоятельствсуд апелляционной инстанции правомерно признал постановление и.о. мэра Усольского районного муниципального образования № 471 от 01.09.2008 «О предоставлении земельных участков в аренду ЗАО «Тельминское» для ведения сельскохозяйственного производства» недействительным, а решение об отказе в предоставлении ООО «Земля Сибири» земельного участка, изложенное в письме от 17.10.2008 исх. № 43/2129 – незаконным, посчитав их не соответствующими Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и нарушающими права и законные интересы ООО «Земля Сибири» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы ЗАО «Тельминское» об отсутствии нарушения прав ООО «Земля Сибири», поскольку обществом не реализовано право подачи заявления в месячный срок после опубликования извещения, не доказано нарушение его прав и законных интересов и обоснованность того, что заявление от 30.04.2008 подлежало рассмотрению наряду с заявлениями, поступившими после опубликования извещения от 25.06.2008, несостоятельны. Действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, как правильно посчитал суд апелляционной инстанции, не предусматривает обязанности лица, подавшего заявление о предоставлении земельного участка до опубликования сообщения о предполагаемой передаче земельного участка в аренду, послужившее основанием для опубликования сообщения, повторно подавать заявление после опубликования указанной информации. Данный вывод суда соответствует содержанию пункта 2 статьи 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что публикация извещения 25.06.2008 осуществлена в связи с поступлением заявления общества от 30.04.2008, мотивирован и материалами дела не опровергается.
Нарушения либо неправильного применения по данному делу норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, в том числе нарушения требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Доводы заявителя кассационной жалобы фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судом апелляционной инстанции фактических обстоятельств, в связи с чем в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут быть приняты во внимание.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьёй 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного акта, в связи с чем постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2009 года по делу №А19-17082/08 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Судьи
Л.И. Смоляк
А.И. Чупров
М.М. Шелёмина