ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф02-5076/2008 от 15.10.2008 АС Восточно-Сибирского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

Тел..факс 20-96-75

www.fasvso.arbitr.ru

e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

г. Иркутск

А78-1127/2008-C1-7/55 - Ф02-5076/2008

15 октября 2008 года

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Мироновой И.П.,

судей: Кулакова В.И., Соколовой Л.М.,

при участии в судебном заседании представителей: Государственной лесной службы Забайкальского края Сафронова Д.Ю. (доверенность №31 от 13.10.2008), общества с ограниченной ответственностью «Забайкальская лесная компания» Уткина А.В. (доверенность от 09.09.2008), генерального директора Чупрова Н.С. (паспорт),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления лесами в Читинской области на решение Арбитражного суда Читинской области от 20 мая 2008 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 августа 2008 года по делу № А78-1127/2008-С1-7/55 (суд первой инстанции: Олейник В.Ф., суд апелляционной инстанции: Стасюк Т.В., Буркова О.Н., Григорьева И.Ю.),

установил:

Управление лесами в Читинской области обратилось в Арбитражный суд Читинской области с исковым заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к обществу с ограниченной ответственностью "Забайкальская лесная компания" (ООО "Забайкальская лесная компания") о взыскании 2 871 500 рублей задолженности по платежам в бюджеты различных уровней по договору аренды и расторжении договора аренды.

Решением Арбитражного суда Читинской области от 2 мая 2008 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 августа 2008 года решение оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление лесами в Читинской области обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.

По мнению заявителя кассационной жалобы, истец в качестве администратора доходов бюджета на основании норм Бюджетного кодекса Российской Федерации вправе предъявлять в суд иски о взыскании задолженности по платежам в бюджеты различных уровней.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

ООО "Забайкальская лесная компания" в отзыве на кассационную жалобу доводы последней отклонило, указав на их необоснованность.

В соответствии с Федеральным конституционным законом № 5-ФКЗ от 21.07.2007 «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа» в целях ускорения социально-экономического развития Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа, а также повышения уровня жизни населения указанных субъектов Российской Федерации с 1 марта 2008 года образован новый субъект Российской Федерации, имеющий наименование Забайкальский край.

Во исполнение данного Закона в соответствии с постановлением №136 Губернатора Забайкальского края от 27.06.2008 Управление лесами в Читинской области и Департамент лесного хозяйства Агинского Бурятского автономного округа реорганизованы в Государственную лесную службу Забайкальского края, которая является правопреемником в отношении задач, функций, прав и обязанностей и иных вопросов деятельности Управления лесами в Читинской области.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает об этом в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

При изложенных обстоятельствах на основании части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции производит замену Управления лесами в Читинской области на Государственную лесную службу Забайкальского края.

Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебных актов.

Как усматривается из материалов дела, 18.02.2003 между государственным учреждением «Ингодинский лесхоз» (арендодатель) и ООО «Забайкальская лесная компания» (арендатор) заключен договор на аренду участка лесного фонда №1 Николаевского лесничества в размере 174904 га для заготовки древесины сроком на 25 лет.

13.03.2003 договор зарегистрирован в установленном законом порядке.

Областное государственное учреждение «Ингодинский лесхоз» (ОГУ «Ингодинский лесхоз») согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц прекратило деятельность юридического лица путем реорганизации в форме слияния.

Из передаточного акта №10 от 01.01.2008 следует, что правопреемником ОГУ «Ингодинский лесхоз» является ОГУ «Забайкальский лес». В передаточном акте отсутствуют сведения о передачи прав и обязанностей по договору аренды участка лесного фонда №1 от 10.02.2003.

Учредителем ОГУ «Ингодинский лесхоз» и его правопреемника ОГУ «Забайкальский лес» является Читинская область.

Не исполнение OOO «Забайкальская лесная компания» обязательств по уплате

арендной платы за аренду участка лесного фонда за период с 1.09.2007 по 1.01.2008 явилось основанием для обращения Управления лесами в Читинской области в суд с настоящим иском.

Учитывая, что к договору аренды лесного участка применяются положения об

аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, суд отказал в удовлетворении исковых требований исходя из недоказанности истцом факта правопреемства Управления лесами в Читинской области от ОГУ «Ингодинский лесхоз».

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ (ред. от 24.07.2007) «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года. Для приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком. Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом от 04.10.2007 № 258 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 06.11.2007 № 10432) Министерства природных ресурсов Российской Федерации утвержден порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, где указано, что для приведения договоров аренды участков лесного фонда, договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации лицами, использующими соответствующие участки лесного фонда, осуществляется подача заявления о переоформлении таких договоров на договор аренды участка лесного фонда или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком (заявление о переоформлении). Заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, безвозмездное срочное пользование. Срок рассмотрения заявления о переоформлении и прилагаемых к нему документов не должен превышать 30 дней с даты их получения. По результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда или договора безвозмездного пользования участком лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком. Решение является основанием для заключения договора аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 года № 324 «О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности», или договора безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Исходя из вышеперечисленного, переоформление договора аренды должно производиться в заявительном порядке. В материалах дела доказательства того, что арендатор участка лесного фонда, обращался с заявлением о переоформлении договора аренды, отсутствуют.

Суд, отказывая в иске, исходил из того, что иск заявлен о взыскании арендных платежей, Управление не является стороной по договору аренды, положения Бюджетного кодекса к рассматриваемым правоотношениям не применимы.

Данные выводы суда не обоснованы.

Как указано выше, арендодателем по договору аренды участка лесного фонда №1 для заготовки древесины от 18.02.2003 являлось Государственное учреждение «Ингодинский лесхоз», арендатором - общество с ограниченной ответственностью «Забайкальская лесная компания». Судом установлено, что при реорганизации Учреждения правопреемства по рассматриваемому договору не предусмотрено, в связи с чем требование о взыскании задолженности по договору аренды заявлено администратором доходов бюджета в части платежей за использование лесов - Управлением лесами в Читинской области.

Согласно статьям 51, 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации плата за использование лесов в части минимального размера арендной платы и платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы, являются неналоговыми доходами соответствующего федерального бюджета и бюджета субъектов Федерации.

Пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что администратор доходов бюджета обладает рядом полномочий, в том числе: осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.

Согласно приказам Рослесхоза от 25.12.2007 №509 и №8 от 10.01.2008 об администрировании доходов бюджетной системы Российской Федерации соответственно в 2007 и 2008 годах, за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими преданные им полномочия в области лесных отношений, закрепляются полномочия по администрированию доходов за использование лесов.

Законом Читинской области от 12.12 2006 №863-340 «Об областном бюджете на 2007 год» (Приложение №2) и законом Читинской области от 19.12.2007 №1054-340 «Об областном бюджете на 2008 год» (Приложение №2) Управление лесами в Читинской области определено администратором доходов бюджета по неналоговым доходам областного бюджета по платежам за использование лесного фонда и лесов иных категорий.

Исходя из заявленных исковых требований, Управление просило взыскать денежные средства по неисполненным обязательствам (договору аренды).

Факт пользования участком земельного фонда ответчиком не оспаривается. Доказательств, подтверждающих внесение арендной платы за использование участка лесного фонда, не представлено.

Суд, рассматривая спор, в нарушение статьей 2, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предложил истцу, воспользоваться своим правом, предоставленным ему статьей 49 Кодекса, изменить основание иска и рассмотреть требования исходя из нормы главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, судебные акты, принятые по настоящему делу, подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение. При новом рассмотрении суду следует предложить истцу, с учетом требований статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнить исковые требования, и определив предмет доказывания, исходя из исковых требований, рассмотреть спор по существу.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Читинской области от 20 мая 2008 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 августа 2008 года по делу № А78-1127/2008-С1-7/55 отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Читинской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

Судьи

И.П. Миронова

В.И. Кулаков

Л.М. Соколова