ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-1049/2022 от 02.06.2022 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

06 июня 2022 года № Ф03-1049/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2022 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Никитиной Т.Н.

судей Луговой И.М., Ширяева И.В.

при участии:

от акционерного общества «Управляющая компания «Огни города»: Зиновенко Е.А., представитель по доверенности б/н от 01.01.2022;

от Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края

на решение от 02.09.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2021

по делу № А73-11723/2021 Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению акционерного общества «Управляющая компания «Огни города» (ОГРН 1052700240064, ИНН 2723070476, адрес: 680007, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Шевчука, д. 22В, литер А, кабинет 6)

к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (ОГРН 1122721011236, ИНН 2700000786, адрес: 680021, Хабаровский край, г. Хабаровск, Амурский б-р, д. 43, офис 600)

о признании недействительным предписания

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Управляющая компания «Огни города» (далее – АО «УК «Огни города», общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее – управление) о признании недействительным и отмене предписания от 27.05.2021 № П2021-02.1-1053.

Решением суда от 02.09.2021, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2021, требование общества удовлетворено.

Законность решения суда первой инстанции и постановления апелляционной инстанции проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), по кассационной жалобе управления, полагающего, что обжалуемые судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права, без учета фактических обстоятельств дела, в связи с чем подлежат отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований.

В обоснование кассационной жалобы приводит доводы о том, что общество в силу положений пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), обязано производить начисления платы за коммунальные услуги по отоплению с использованием формулы № 18 названных Правил, за горячее водоснабжение с использованием формул 20 и 20.1 Правил № 354.

Однако общество при расчетах платы за горячее водоснабжение вместо показателя q (удельный расход коммунального ресурса на подогрев воды, определенный по формуле 20.1) производит замену на значение V, что не соответствует пункту 54 Правил № 354.

Общество в представленном отзыве считает доводы кассационной жалобы несостоятельными.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, общество является управляющей организацией для многоквартирного дома № 67 (далее – МКД), расположенного по ул. Специалистов в г. Хабаровске.

В связи с обращениями жителей МКД о завышении размера платы за отопление и горячее водоснабжение управлением в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка начисления платы за коммунальные услуги с ноября 2020 года по февраль 2021 года.

В ходе проверки установлено, что АО «УК «Огни города» является исполнителем коммунальных услуг в МКД № 67 и самостоятельно производит коммунальную услугу по отоплению с использованием двух электрических котлов, а также услугу по горячему водоснабжению с использованием трех болеров.

В акте проверки от 27.05.2021 отражено, что произведенные обществом расчеты платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению не соответствуют требованию пункта 54 Правил № 354.

Предписанием от 27.05.2021 обществу указано до 30.07.2021 устранить выявленные нарушения, произвести перерасчет платы за отопление с применением формулы № 18, за подогрев воды в целях горячего водоснабжения в соответствии с формулами № 20 и № 20.1 Правил № 354.

Не согласившись с предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды, руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, статьями 154, 157, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), Правилами № 354, пришли к выводу о том, что оспариваемое предписание не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества.

Судебные инстанции исходили из отсутствия правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания, поскольку управление неправомерно применило при расчете размера платы за ГВС нормативы, установленные для централизованной системы теплоснабжения, в отсутствие утвержденных нормативов для нецентрализованной системы теплоснабжения.

Рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения норм права судами, суд кассационной инстанции приходит к следующему.

В соответствии с частью 1.1 статьи 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируются Правилами № 354, согласно которым расчет размера платы за коммунальные услуги по отоплению и ГВС производится с учетом пунктов 40 и 54 Правил № 354 и формул, содержащихся в приложении № 2 к указанным Правилам.

В соответствии с пунктом 40 Правил № 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) ГВС, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.

Пунктом 54 Правил № 354 установлено, что в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.

В абзаце четвертом пункта 54 Правил № 354 предусмотрено, что при определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения № 2 к настоящим Правилам.

Согласно абзацу пятому пункта 54 Правил № 354 размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20.1 приложения № 2 к названным Правилам как сумма 2 составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.

Раздел IV Приложения № 2 к Правилам № 354 содержит алгоритм определения платы за предоставление коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (формулы 18, 20, 20.1).

В пункте 22 раздела IV Приложения № 2 к Правилам № 354 указано, что размер платы за коммунальную услугу по ГВС, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в МКД, согласно пункту 54 Правил определяется по формуле 20, при наличии коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды МКД, определяется по формуле 20.1.

В формулах 20, 20.1 раздела IV Приложения № 2 к Правилам № 354 предусмотрена необходимость использования норматива, скорректированного исходя из соотношения объема коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии, и количества произведенной тепловой энергии.

При этом следует учитывать, что в формуле 20.1 Приложения № 2 к Правилам № 354 учтен объем коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС, вследствие чего указанная формула может применяться только в случае производства тепловой энергии для приготовления горячей воды при помощи автономной котельной, входящей в состав общего имущества МКД.

Из указанной формулы следует, что величина qvкр вычисляется посредством этой формулы в случае наличия коллективного (общедомового) прибора учета v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома.

В отсутствие этого условия названная величина приравнивается к утвержденному в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом нормативу расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Особенности применения данных формул в отношении способа приготовления горячей воды сформулированы в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.07.2019 № 309-ЭС19-2341.

Суд округа отмечает, что в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 разъяснения по применению Правил № 354 дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее – Минстрой России).

В письме от 22.03.2017 № 9268-ОО/04 Минстрой России разъяснил, что независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода (отопительный или неотопительный) количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.

Иного порядка определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в рассматриваемом случае Правилами № 354 не предусмотрено.

Суды первой и апелляционной инстанций установили, что общество самостоятельно в МКД № 67 производит коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, используя оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений МКД, приобретая холодную воду у МУП г. Хабаровска «Водоканал», а электрическую энергию у ПАО «ДЭК».

Системы централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения в МКД отсутствуют.

Нагрев воды для нужд отопления происходит в двух электрокотлах, установленных в подвале МКД и являющихся общим имуществом собственников помещений МКД. Горячее водоснабжение реализуется с помощью трех электроводонагревательных бойлеров.

Прибор учета тепловой энергии на оборудовании, использованном для производства тепловой энергии, не установлен.

Учитывая приведенное нормативное регулирование и установленные судами обстоятельства, спорная ситуация подпадает под регулирование пункта 54 Правил № 354, который отсылает к применению формул 18, 20, 20.1 раздела IV Приложения № 2 указанных Правил.

Таким образом, исследование вопроса о том, какие способы расчета платы выбрало общество и какие предприняло меры для выполнения требований и условий, предусмотренных Правилами № 354, значимо для настоящего спора и напрямую влияет на обоснованность вывода судов об удовлетворении требований.

Вместе с тем, судебные акты не содержат описания порядка, примененного обществом; из обжалуемых судебных актов не усматривается, что общество выбрало способы расчета платы за отопление и ГВС, допустимые и не противоречащие Правилам № 354.

При рассмотрении дела в суде первой инстанции управление заявляло доводы о том, что примененный обществом способ расчета размера платы за ГВС произвольный, поскольку не предусмотрен Правилами № 354. Общество при расчетах платы за горячее водоснабжение производит подмену значения q значением V, поскольку считает эти показатели равными величинами. Указанному доводу оценка не дана.

Кроме этого, признавая незаконным оспариваемое предписание, суды не привели мотивы, по которым признали неправомерным расчет размера платы за отопление по формуле 18, предусмотренной абзацем четвертым пункта 54 Правил № 354.

Суды фактически не проверили, какие разногласия у сторон возникли относительно определения платы за отопление по формуле № 18.

При таких обстоятельствах вывод судов о несоответствии оспариваемого предписания нормам действующего законодательства, нарушении прав и интересов общества в сфере предпринимательской деятельности без проверки приведенного управлением расчетного обоснования с использованием формул 18, 20 и 20.1 Правил № 354 нельзя признать верным.

Поскольку при рассмотрении спора судами не учтены положения норм пункта 54 Правил № 354, раздела IV Приложения № 2 указанных Правил, расчеты управления с использованием формул 18, 20 и 20.1 Правил № 354 фактически не проверены на соответствие указанным нормам материального права, что является обязанностью суда (статьи 168, 170 АПК РФ, пункт 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству»), а также не дана оценка всем доводам и возражениям сторон, состоявшиеся по настоящему делу судебные акты не могут быть признаны законными как того требует статья 15 АПК РФ.

Вышеуказанные нарушения норм материального и процессуального права не могут быть устранены судом кассационной инстанции, поскольку для этого требуется установление фактических обстоятельств дела посредством исследования и оценки доказательств. Указанными полномочиями суд кассационной инстанции в силу требований статьи 286 АПК РФ не наделен, в связи с этим обжалуемые судебные акты согласно пункту 3 части 1 статьи 287, части 1 статьи 288 АПК РФ подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует устранить отмеченные недостатки, установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, дать надлежащую правовую оценку всем доводам и доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, по правилам статьи 71 АПК РФ, проверить расчеты на предмет соответствия нормам материального права, в частности пункту 54 Правил № 354.

Руководствуясь статьями 284,286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 02.09.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2021 по делу № А73-11723/2021 Арбитражного суда Хабаровского края отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Т.Н. Никитина

Судьи И.М. Луговая

И.В. Ширяев