АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
18 апреля 2022 года № Ф03-1064/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Ширяева И.В.
судей Луговой И.М., Никитиной Т.Н.
при участии: от общества с ограниченной ответственностью «Море рыбы Приморье»: ФИО1, представитель по доверенности от 17.05.2021 № 25АА 3106884;
от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Приморскому краю: представитель не явился;
от Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Море рыбы Приморье»
на решение от 09.09.2021,постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2021
по делу № А51-4936/2021
Арбитражного суда Приморского края
по иску общества с ограниченной ответственностью «Море рыбы Приморье»
к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Приморскому краю
третье лицо:Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю
о признании недействительными решений и обязании осуществить государственную регистрацию
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Море рыбы Приморье» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 690001, <...>, этаж 7, офис 3; далее – общество, ООО «МРП») к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Приморскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 690091, <...>; далее – инспекция, регистрирующий орган, МИФНС № 15 по Приморскому краю) о признании недействительным решения о приостановлении государственной регистрации от 08.10.2020 № 24067А; о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации от 06.11.2020 № 24067А; о признании недействительным решения о проведении выездной налоговой проверки от 06.11.2020 № 3/1; об обязании МИФНС № 15 по Приморскому краю осуществить государственную регистрацию ликвидации заявителя (с учетом принятого судом уточнения).
Определением от 17.05.2021 суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 690012, <...>; далее – управление, УФНС России по Приморскому краю).
Решением суда от 09.09.2021, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, ООО «МРП» обратилось с кассационной жалобой (с учетом дополнения к ней), в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт, в котором заявленные обществом требования удовлетворить. Приводит доводы о несоблюдении судами норм главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), положений Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ), Налогового кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, об ошибочном неприменении норм Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Полагает, что правовых оснований для приостановления государственной регистрации у инспекции не имелось. Сведения, представленные в налоговый орган, о ликвидации общества являлись достоверными, в связи с чем назначение выездной налоговой проверки произведено с нарушением налогового законодательства.
Инспекция и управление в отзывах на кассационную жалобу изложенные в ней доводы отклоняют в полном объеме и просят принятые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные. Ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, дав по ним пояснения.
Проверив законность принятых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы и отзывов на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество зарегистрировано налоговым органом 22.06.2016, с 12.02.2020 состоит на налоговом учете в МИФНС России № 15 по Приморскому краю, основным видом деятельности является «Торговля оптовая рыбой, ракообразными и моллюсками, консервами и пресервами из рыбы и морепродуктов», единственный учредитель и руководитель общества – ФИО2.
15.07.2020 в регистрирующий орган в электронном виде поступило заявление по форме № Р15001 (вх. № 16208А) «Уведомление о ликвидации юридического лица» в отношении ООО «МРП» с приложением решения единственного участника от 10.07.2020 № 1/2020.
На основании представленных документов в отсутствие правовых оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных статьей 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ), инспекцией принято решение о государственной регистрации № 24552А от 22.07.2020, в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2162536239831 от 22.07.2020.
01.10.2020 в инспекцию в электронном виде в отношении общества поступило уведомление о ликвидации юридического лица по форме № Р15001 об утверждении промежуточного ликвидационного баланса (вх. № 24077А от 01.10.2020), с вышеуказанным уведомлением в регистрирующий орган представлен промежуточный ликвидационный баланс.
По результатам рассмотрения представленных документов инспекцией принято решение от 08.10.2020 № 24077А «О государственной регистрации».
01.10.2020 в регистрирующий орган поступил пакет документов в электронном виде (вх. № 24067А), содержащий заявление по форме № Р16001 о ликвидации юридического лица ООО «МРП», а также решение единственного участника от 01.10.2020 № 02/2020 и ликвидационный баланс общества.
В связи с наличием сомнений в достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, на основании пунктов 4.2, 4.4 статьи 9 Закона № 129-ФЗ инспекцией принято решение от 08.10.2020 № 24067А «О приостановлении государственной регистрации» для проверки достоверности сведений, вносимых в ЕГРЮЛ.
По результатам проверки достоверности сведений, а также документов, представленных на государственную регистрацию, в соответствии с подпунктом «х» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ регистрирующим органом принято решение от 06.11.2020 № 24067А «Об отказе в государственной регистрации».
Основанием для отказа в государственной регистрации явилось установление факта вынесения МИФНС № 15 по Приморскому краю решения от 06.11.2020 № 3/1 «О проведении выездной налоговой проверки».
Согласно указанному решению в отношении общества назначена выездная налоговая проверка по налогам, сборам, страховым взносам за период с 01.01.2017 по 30.10.2020. Указанное решение направлено обществу по телекоммуникационным каналам связи 06.11.2020.
Решением УФНС России по Приморскому краю от 24.12.2020 № 13-09/53065@ жалоба ООО «МРП» на решение инспекции от 08.10.2020 № 24067А оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решениями инспекции о приостановлении государственной регистрации от 08.10.2020 № 24067А, об отказе в государственной регистрации № 24067А от 06.11.2020, о проведении выездной налоговой проверки № 3/1 от 06.11.2020, посчитав их незаконными и нарушающими права и законные интересы ООО «МРП», последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Пунктами 1, 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что учредители юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в ЕГРЮЛ сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации; назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) и установить порядок и сроки ликвидации.
Согласно пункту 3 статьи 20 Закона № 129-ФЗ руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
При этом в силу подпункта «в» пункта 4 статьи 20 Закона № 129-ФЗ в случае проведения в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, выездной налоговой проверки уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Следовательно, промежуточный ликвидационный баланс в любом случае не может быть представлен в регистрирующий орган ранее срока окончания выездной налоговой проверки, если она начата в связи с ликвидацией юридического лица.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Представление заявления, содержащего недостоверные сведения, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ.
Судами установлено, что предметом выездной налоговой проверки явился вопрос правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов, сборов, страховых взносов по всем налогам, сборам, страховым взносам за период с 01.01.2017 по 30.10.2020.
При этом согласно информации, представленной инспекцией по месту учета юридического лица – ООО «МРП», последнее относится к категории налогоплательщиков, осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность с высоким уровнем риска: построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических и деловых целей.
Значительное количество контрагентов, имеющих статус «проблемных», «технических компаний», «фирм-однодневок». Опережающий темп роста расходов над доходами, доля вычетов по НДС более 89%, расходы максимально приближены к доходам.
Поскольку промежуточный ликвидационный баланс должен содержать сведения о перечне требований, предъявленных кредиторами, и результатах их рассмотрения, регистрирующий орган пришел к правильному выводу о том, что проведение выездной проверки в отношении ООО «МРП» является достаточным основанием для приостановления и последующего отказа в государственной регистрации.
Решение о проведении выездной налоговой проверки принято с соблюдением норм налогового законодательства, в том числе положений статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что на момент подачи в регистрирующий орган заявлений по форме № Р15001 и № Р16001 решение о проведении налоговой проверки не принято, следовательно, ликвидационный баланс общества отвечал требованиям действующего законодательства, были предметом рассмотрения судов и обоснованно ими отклонены.
Доводов и доказательств, которые не были исследованы судами первой и апелляционной инстанций и которые свидетельствовали бы о незаконности обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
Иная оценка обстоятельств дела обществом не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены принятых судебных актов в любом случае, судом округа не установлено.
При изложенном кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.09.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2021 по делу № А51-4936/2021 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья И.В. Ширяев
Судьи И.М. Луговая
Т.Н. Никитина