АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
01 марта 2024 года № Ф03-106/2024
Полный текст постановления изготовлен 01 марта 2024 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
судьи Луговой И.М.
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторонкассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Хабавтотранс ДВ»
на решение от 19.09.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2023 с учетом определения от 06.12.2023
по делу № А73-11499/2023 Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Хабавтотранс ДВ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680017, <...>, помещ. III (1-72) 43, 44, 45, 46)
к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680021, <...>)
о признании незаконным постановления
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Хабавтотранс ДВ» (далее – общество, заявитель, региональный оператор) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее – управление) о признании незаконным постановления от 29.06.2023 о привлечении к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ в виде штрафа 5000 руб.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства по правилам статьи 29 АПК РФ.
Решением суда от 19.09.2023, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2023 с учетом определения от 06.12.2023, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, считая их вынесенными с нарушением норм действующего законодательства, общество обратилось с кассационной жалобой в Арбитражный суд Дальневосточного округа, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым требования удовлетворить.
Общество в жалобе настаивает, что выводы судов о наличии в его действиях состава вмененного правонарушения, ошибочны, сделаны при неполно выясненных обстоятельствах. Ссылаясь на письмо Администрации г. Хабаровска от 30.06.2022 № 1.1-48/1628, считает, что своевременный вывоз ТКО из специально оборудованных мест (площадок) накопления (нормативный уровень и режим) обеспечивает. Полагает выводы судов об отсутствии у органа местного самоуправления полномочии определять периодичность вывоза ТКО бестарным способом на территории частного сектора необоснованными, нарушающими права, как администрации муниципального образования, так и регионального оператора.
Управление отзыв на кассационную жалобу не представило.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, подлежащие рассмотрению в процедуре упрощенного судопроизводства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286, 288.2 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной считает, что основания для её удовлетворения отсутствуют.
Из материалов дела судами установлено, что на территории Хабаровского края статус регионального оператора на оказание услуг по сбору, транспортировке ТКО присвоен обществу (соглашение от 19.10.2021 об организации деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на территории Хабаровского края в зоне деятельности № 1).
В связи с поступившими обращениями от 27.03.2023 вх. № 8268, от 22.03.2023 вх. № 7768, от 15.03.2023 вх. № 7036, от 17.03.2023 № У27-05-4024, от 21.03.2023 № У27-05-4341, от 21.03.2023 № У25-05-4294, от 21.03.2023 № У27-05-4344, от 21.03.2023 № У27-05-4318, от 21.03.2023 № У27-05-4321, от 27.03.2023 № У27-05-4740 о ненадлежащем предоставлении коммунальной услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов с территории жилых домов по адресам:
- <...> (далее - МКД № 95),
- <...> (далее – ЖД № 12),
- <...> в (далее - ЖД № 1в),
- <...> (далее - ЖД № 2),
- г. Хабаровск, кв-л. Моряков ФИО1, д. 25 (далее - ЖД № 25),
- <...> (далее - ЖД № 4) (за период с 26.02.2023 по 31.03.2023),
- <...> (далее - ЖД № 31),
- <...> (далее - ЖД № 8) за период (с 01.07.2022 по 17.03.2023),
в отношении общества в период с 07.04.2023 по 02.05.2023 проведена внеплановая документарная проверка.
Анализ представленных обществом отчетов геозон посещений (сведений спутникового мониторинга «ГЛОНАСС») позволил должностным лицам управления установить следующее:
- по ЖД № 4 вывоз ТКО не производился 27.02.2023 - 06.03.2023, 06.03.202327.03.2023. Акты о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, по ЖД № 4 отсутствуют;
- по МКД № 95 вывоз ТКО производился без нарушений;
-по ЖД № 25 вывоз ТКО не производился 27.02.2023 - 06.03.2023, 06.03.202313.03.2023, 13.03.2023 - 27.03.2023. Акты о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, отсутствуют;
- по ЖД № 1в вывоз ТКО не производился 27.02.2023 - 05.03.2023, 05.03.202327.03.2023. Акты о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, отсутствуют;
- по ЖД № 2 вывоз ТКО с мест накопления не производился 03.03.2023 - 10.03.2023, 10.03.2023 - 17.03.2023, 17.03.2023 - 31.03.2023. Акты о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, отсутствуют;
- по ЖД №12 вывоз ТКО с мест накопления не производился 01.03.2023 - 08.03.2023, 08.03.2023 - 15.03.2023, 15.03.2023 - 22.03.2023,22.03.2023 - 29.03.2023. Акты о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, отсутствуют;
- по ЖД №8 вывоз ТКО не производился 01.07.2022 - 21.08.2022, 21.08.202228.08.2022, 28.08.2022 - 04.09.2022, 04.09.2022 - 11.09.2022, 11.09.2022 - 18.09.2022. 18.09.2022 - 25.09.2022, 25.09.2022 - 02.10.2022, 02.10.2022 - 09.10.2022, 09.10.202216.10.2022, 16.10.2022 - 23.10.2022, 23.10.2022 - 30.10.2022, 30.10.2022 - 06.11.2022, 06.11.2022 - 13.11.2022, 13.11.2022 - 20.11.2022, 20.11.2022 - 27.11.2022, 27.11.202204.12.2022, 04.12.2022 - 11.12.2022, 11.12.2022 - 18.12.2022, 18.12.2022 - 25.12.2022, 29.12.2022 - 08.01.2023, 08.01.2023 - 15.01.2023, 15.01.2023 - 29.01.2023, 05.02.202312.02.2023,12.02.2023 - 19.02.2023, 19.02.2023 - 26.02.2023, 26.02.2023 - 05.03.2023, 05.03.2023 - 19.03.2023, 19.03.2023 - 26.03.2023. Акты о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, отсутствуют;
- по ЖД №31 отчеты геозон посещений (по «ГЛОНАСС») обществом не представлены, контейнерная площадка не обустроена.
Также в ходе проверки обществом представлено письмо от 28.04.2023 № 8427/ХБДВ, согласно которому все заключенные управляющими организациями, собственниками (пользователями) жилых помещений договоры на предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО, размещаются им как региональным оператором в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ); по МКД № 95, ЖД №№ 1а, 2, 4, 8, 12, 25, 31 договоры с региональным оператором заключены и размещены в ГИС ЖКХ.
Вместе с этим, общество указало, что в соответствии с письмом Администрации города Хабаровска от 30.06.2022 №1.1-48/1628 вывоз ТКО, накопление которого осуществляется бестарным методом в районах малоэтажной застройки города Хабаровска (частный сектор), установлен не реже 1 раза в неделю. Документами, подтверждающими информацию о принятых мерах по обеспечению надлежащего предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО, являются сведения системы спутникового мониторинга «ГЛОНАСС». В настоящее время обществом проведена совместная работа с комитетом по управлению районами Аадминистрации г. Хабаровска по определению мест централизованного сбора ТКО в частном секторе. Предложения о местах накопления для организации централизованного сбора ТКО направлены региональным оператором в администрацию и Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.
По факту обращения с ТКО в отношении МКД № 95 общество сообщило, что согласно территориальной схеме обращения с отходами Хабаровского края, утвержденной постановлением от 20.12.2016 №477-пр (далее - Схема) и реестру мест (площадок) накопления ТКО городского округа г. Хабаровск (далее - Реестр), МКД № 95 является источником образования ТКО на контейнерной площадке (3 контейнера объемом 0,6 куб. м), расположенной по адресу МКД № 31 по ул. Муравьева Амурского в г. Хабаровске, и используемой МКД №31, № 29. При этом в период с 14.03.2023 по 16.03.2023 в районе подъезда к месту накопления ТКО образовался гололед, что не дало возможности безопасного проезда транспорта. Согласно отчетам геозон посещений (сведений спутникового мониторинга «ГЛОНАСС») общество МКД №95 вывоз не производился с 14.03.2023 по 16.03.2023.
По факту обращения с ТКО в отношении ЖД №№ 8, 12, 1в, 2, 4, 25, 31 общество указало, что согласно территориальной Схеме и Реестру для перечисленных жилых домов установлен пакетный (бестарный) способ накопления ТКО; для жилого дома № 8 способ накопления ТКО не установлен и сбор и вывоз ТКО осуществляется с 21.08.2022 бестарным способом.
Обстоятельства проверки зафиксированы в акте от 02.05.2023 № П2023-02.4-0025, согласно которому управление пришло к выводу, что обществом коммунальная услуга по сбору и вывозу ТКО предоставлялась не в полном объеме, с перерывами, превышающими установленную действующим законодательством.
По установленным фактам 30.05.2023 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
29.06.2023 вынесено постановление № 05.2-10-600/2023, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с постановлением управления, полагая его незаконным и нарушающим его права и законные интересы, общество обратилось заявлением об его отмене в арбитражный суд, который в удовлетворении требований отказал.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности административным органом наличия в деяниях общества состава вмененного ему правонарушения, отсутствия существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, наличия оснований для привлечения общества к административной ответственности.
Суд округа соглашается с судами, которые приняли во внимание следующее.
В соответствии со статьей 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные правоотношения в области предоставления потребителям коммунальной услуги, соответствующей по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии), вызвавших нарушение установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами ответственности по статье 7.23 КоАП РФ являются любые должностные лица и юридические лица, участвующие в процессе обеспечения населения коммунальными услугами, обязанные соблюдать нормативный уровень или режим предоставления населению коммунальных услуг, и которые данный уровень не обеспечили.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Согласно части 4 статьи 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом, другими федеральными законами.
Частью 4 статьи 157 ЖК РФ установлено, что при предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и (или) с нарушением качества осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила № 354), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно пунктам 148(1), 148(2) Правил № 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) названных Правил; договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий; договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
В соответствии с подпунктами «а», «г», «е» - «и» пункта 148 (22) Правил №354, исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан: предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги; производить в установленном Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность; принимать в порядке и в сроки, которые установлены Правилами, сообщения потребителей о факте предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, организовывать и проводить проверку такого факта с составлением соответствующего акта проверки, а при наличии вреда, причиненного нарушением качества коммунальных услуг, - также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя; - вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований, претензий) потребителей на качество предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, обращения, требования, претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа; информировать потребителей в порядке и в сроки, которые установлены Правилами, о причинах и предполагаемой продолжительности предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; информировать потребителя о дате начала проведения планового перерыва в предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО не позднее чем за 10 рабочих дней до начала перерыва.
Абзацами 1, 2 пункта 148(45), пунктом 148(46), абзацем 1 пункта 150 Правил №354 установлено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Требования к качеству коммунальной услуги по обращению с ТКО, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления указанной коммунальной услуги, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО при предоставлении такой коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в пункте 17 приложения № 1 к Правилам №354, согласно которому региональный оператор обязан обеспечить своевременный вывоз ТКО из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5°C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5°C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
Допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5°C и ниже; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5°C. За каждые 24 часа отклонения суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 3,3 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам.
В рассматриваемом случае судами установлено нарушение обществом в проверяемый период 01.07.2022 – по 31.03.2023 вышеприведенных норм права, выразившееся в ненадлежащем предоставления коммунальной услуги по сбору и вывозу ТКО (не вывозится/ вывозится несвоевременно), и предоставляется потребителям спорных жилых домов не в полном объеме, с перерывами, превышающими установленную Правилами №354 продолжительность, что подтверждается отчетами геозон посещений (сведений спутникового мониторинга «ГЛОНАСС»). При этом перерасчет размера платы потребителям не производился.
Данные обстоятельства обществом в установленном порядке не опровергнуты.
Вместе с этим, судами мотивировано отклонены повторно заявленные суду округа доводы об отсутствии его вины во вменяемом ему правонарушении в связи с отсутствием специально оборудованных мест накопления ТКО.
Суды правомерно указали, что исполнение обществом обязанности по предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО в конкретные сроки, опровергается фактом установления графика периодичности вывоза ТКО, опубликованным самим обществом, фактическим вывозом обществом (хоть и с нарушением установленной периодичности) накапливаемых указанным способом ТКО с конкретного места их накопления, систематическим начислением потребителю платы за предоставляемую коммунальную услугу.
Также суды на довод общества о возможности использования иного графика вывоза ТКО в жилых домах частного сектора, заметили, что с 01.03.2021 введены в действие санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», в соответствии с требованиями абзаца 2 пункта 15 которых допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО (КГО) с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках).
В силу с пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 №1039 (далее - Правила №1039), органы местного самоуправления (уполномоченные органы) создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляет региональный оператор самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктами 9, 13(1) Правил № 1156, установлено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами. В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО, включает указанную информацию в реестр мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с пунктами 5, 7 Правил № 1039.
В случае обнаружения региональным оператором места складирования ТКО, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения ТКО), региональный оператор, согласно пунктов 16, 17 Правил № 1156 обязан в течение 5 рабочих дней уведомить орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО; уведомить собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения ТКО.
Следовательно, вопреки утверждению заявителя, с указанной даты законодателем предусмотрена возможность сбора и удаления ТКО (КГО) бестарным методом, но также по установленному графику, в зависимости от времени года, и при этом органы местного самоуправления не наделены полномочиями по установлению иных сроков для вывоза ТКО, чем установлены федеральным законодателем.
Доказательств тому, что общество, как региональный оператор, обращалось в установленном порядке в органы местного самоуправления по вопросу включения в схему обращения с отходами, в реестр мест (площадок) накопления ТКО сведений о дополнительных местах (площадках) накопления ТКО в районах расположения индивидуальных жилых домов в материалы арбитражного дела не представлено.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В связи с чем, выводы судов о наличии в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое определена статьей 7.23 КоАП РФ, обоснованны
Судами правомерно не принят во внимание довод общества о невозможности безопасного проезда транспорта к МКД № 95 в связи с образованием гололеда, что согласовывается с правовой позицией, указанной в пункте 20 «Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами», утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023, в соответствии с которым в случае, если из-за снегопада зимой мусоровоз не имеет доступа к месту сбора отходов, это не является форс-мажором и не освобождает регионального оператора от ответственности.
При этом, вопреки доводу заявителя жалобы, суды обосновано указали, что допущенная административным органом описка в части указания неверного адреса жилого дома не является существенным процессуальным нарушением и на законность постановления, не повлияла.
Поскольку судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не выявлено, оснований для пересмотра в порядке кассационного производства решения и постановления судов у суда округа не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.09.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2023 с учетом определения от 06.12.2023 по делу № А73-11499/2023 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья И.М. Луговая