АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
05 апреля 2022 года № Ф03-1171/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Ширяева И.В.
судей Луговой И.М., Никитиной Т.Н.
при участии:
от лиц, участвующих в деле, представители не явились;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «АВК-2»
на решение от 20.09.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2022
по делу № А04-5794/2021
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «АВК-2»
к Государственной жилищной инспекции Амурской области
третье лицо: ФИО1
о признании незаконным предписания
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «АВК-2» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 675000, <...>; далее – заявитель, общество, ООО «АВК-2») обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к государственной жилищной инспекции Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 675004, <...>; далее – инспекция, ГЖИ) о признании незаконным предписания от 21.05.2021 № 449-л.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен ФИО1 (далее – ФИО1).
Решением суда от 20.09.2021, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2022, в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами,ООО «АВК-2» с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя жалобы, проведение текущего ремонта невозможно в отсутствие решения собственников о его проведении. Указывает, что текущий ремонт планировался после капитального ремонта инженерных коммуникаций. Полагает, что почтовые ящики не относятся к общему имуществу, поскольку обслуживают по одному помещению.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив законность принятых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО «АВК-2» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами на территории муниципального образования город Благовещенск Амурской области в соответствии с выданной государственной жилищной инспекцией Амурской области лицензией от 08.04.2015 № 028 000010.
ООО «АВК-2» является управляющей организацией в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...> (договор № 20/У управления (технического обслуживания, содержания и ремонта) МКД от 25.04.2016).
На основании обращения гражданина ФИО1, проживающего по адресу <...>, по вопросу ненадлежащего соблюдения лицензиатом требований к исполнению обязанностей по договору управления МКД инспекция на основании распоряжения и.о. начальника ГЖИ АО ФИО2 от 13.05.2021 № 449-л осуществила внеплановую выездную проверку ООО «АВК-2», по результатам которой составлен акт проверки от 21.05.2021 № 449-л.
На основании акта проверки обществу выдано предписание от 21.05.2021 № 449-Л об устранении выявленных нарушений; обществу предписано провести текущий (косметический) ремонт подъездов МКД (пункт 1); восстановить штукатурный слой на оголовках вентиляционных шахт, кирпичную кладку на оголовках вентиляционных шахт, зонты оголовков вентиляционных шахт (пункт 2); заменить абонентские почтовые шкафы в подъездах МКД (пункт 3).
Не согласившись с предписанием инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Согласно подпункту «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» от 28.10.2014 № 1110, исполнение обязанностей по договору управления МКД, предусмотренных части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) является обязательным лицензионным требованием к лицензиату.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении МКД управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в МКД и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в МКД, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства МКД, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления МКД одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в МКД, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 названного Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 указанного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению МКД, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность.
По пункту 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее – помещений общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, крыши, несущие стены, ограждающие несущие конструкции МКД (включая фундаменты, плиты перекрытий, балконные и иные несущие колонны), ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование.
В соответствии с пунктами 11, 15 минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов относится проверка состояния внутренней отделки; при наличии угрозы обрушения отделочных слоев или нарушения защитных свойств отделки по отношению к несущим конструкциям и инженерному оборудованию - устранение выявленных нарушения; к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания систем вентиляции и дымоудаления многоквартирных домов: техническое обслуживание и сезонное управление оборудованием систем вентиляции и дымоудаления, определение работоспособности оборудования и элементов систем; контроль состояния, выявление и устранение причин недопустимых вибраций и шума при работе вентиляционной установки; проверка утепления теплых чердаков, плотности закрытия входов на них; устранение неплотностей в вентиляционных каналах и шахтах, устранение засоров в каналах, устранение неисправностей шиберов и дроссель - клапанов в вытяжных шахтах, зонтов над шахтами и дефлекторов, замена дефективных вытяжных решеток и их креплений; проверка исправности, техническое обслуживание и ремонт оборудования системы холодоснабжения; контроль и обеспечение исправного состояния систем автоматического дымоудаления; сезонное открытие и закрытие калорифера со стороны подвода воздуха; контроль состояния и восстановление антикоррозийной окраски металлических вытяжных каналов, труб, поддонов и дефлекторов; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Как следует из пунктов 3.1.2., 3.1.13 договора управления, управляющая организация ООО «АВК-2» обязана: самостоятельно или с привлечением иных юридических лиц и специалистов, имеющих необходимые навыки, оборудование, сертификаты, лицензии и иные разрешительные документы, содействовать в организации предоставления коммунальных услуг, проведении работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в соответствии с действующим законодательством, а также предоставлять иные услуги, направленные на достижение целей управления многоквартирным домом; проверять техническое состояние общего имущества.
С учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.09.2010 № 6464/10 все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре управления соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Как установлено судами, в ходе осмотра общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, инспекцией выявлены нарушения требований к содержанию МКД (акт выполненных работ от 26.05.2021, фотоматериалы, приложенные к материалам дела).
Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила Госстроя № 170), выявленные неисправности строительных конструкций (стен, полов, окон, дверей, лестниц и т.д.) следует устранять по мере их появления и не допускать дальнейшего разрушения.
Так, пунктом 3.2.9. Правил Госстроя № 170 установлено, что периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа.
При этом обязанность проводить текущий ремонт подъездов возложена на управляющую организацию договором управления, нормами ЖК РФ, Правилами № 491, Правилами Госстроя № 170 и не зависит от наличия решения общего собрания собственников помещений в МКД.
При установленном суды пришли к правомерному выводу о законности оспариваемого предписания ГЖИ, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании действующего законодательства, свидетельствуют о несогласии общества с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам, направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судебными инстанциями на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.09.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2022 по делу № А04-5794/2021 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья И.В. Ширяев
Судьи И.М. Луговая
Т.Н. Никитина