АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
июля 2020 года № Ф03-1574/2020
Резолютивная часть постановления объявлена июля 2020 года .
Полный текст постановления изготовлен июля 2020 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Никитиной Т.Н.
судей Филимоновой Е.П., Черняк Л.М.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью «Мастерская солнца»: представитель не явился;
от Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – муниципального учреждения: представитель не явился;
от муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства и ремонта»: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Мастерская солнца»
на решение от 22.10.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2020
по делу № А24-3019/2019 Арбитражного суда Камчатского края
по иску общества с ограниченной ответственностью «Мастерская солнца» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 683049, <...>)
к Управлению коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – муниципальному учреждению (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 683003, <...>)
третье лицо: муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства и ремонта» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 683000, <...>)
о взыскании 930 407,73 руб.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Мастерская солнца» (далее – ООО «Мастерская солнца», общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к Управлению коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – муниципальному учреждению (далее – Управление коммунального хозяйства, управление) о взыскании 930 407,73 руб. долга, составляющего сумму субсидии по соглашению №12-03-07/28/18 о предоставлении средств краевого бюджета на возмещение затрат на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов по формированию современной городской среды в Петропавловск-Камчатском городском округе от 09.06.2018 (с учетом принятых определением суда от 15.07.2019 уточнений исковых требований и уменьшения их размера, а также замены ответчика в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)).
Определением суда от 15.07.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства и ремонта» (далее – МКУ «Управление капитального строительства и ремонта»).
Решением суда от 22.10.2019, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2020, в удовлетворении иска отказано.
Законность судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ, по кассационной жалобе общества, полагающего, что судами нарушены нормы материального и процессуального права при несоответствии выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем заявитель просит обжалуемые судебные акта отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Общество в кассационной жалобе приводит доводы о неправомерном уменьшении суммы субсидии на сумму налога на добавленную стоимость (далее – НДС). Настаивает на правомерности исчисления произведенного заявителем перерасчета на сумму 889 979,92 руб. согласно Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004. Доводов об исключении из суммы предоставленной субсидии суммы непредвиденных расходов, а также сумм по оплате малых архитектурных форм, не предусмотренных локальным сметным расчетом, жалоба не содержит.
Управление в отзыве на кассационную жалобу заявило о своем несогласии с изложенными в ней доводами, считает, что у суда округа оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Участвующие в деле лица, извещенные в установленном порядке о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Арбитражный суд Дальневосточного округа, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва к ней, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, 09.06.2018 управление (главный распорядитель как получатель бюджетных средств) и ООО «Мастерская солнца» (получатель) заключили соглашение № 12-03-07/28/18 о предоставлении субсидий в целях возмещения затрат на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов по формированию современной городской среды в Петропавловск-Камчатском городском округе, по условиям которого размер субсидии составляет 3 917 129,23 руб.
Согласно соглашению, с учетом дополнительных соглашений от 07.12.2018, от 15.01.2019, из краевого бюджета выделена субсидия в размере 2 592 204,13 руб. (платежное поручение от 25.12.2018 № 898048).
Ссылаясь на то, что управлением не исполнены обязательства по соглашению от 09.06.2018 № 12-03-07/28/18, общество обратилось в суд с требованием о взыскании долга в сумме 930 407,73 руб. (с учетом уточнений исковых требований и уменьшения их размера).
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), Порядком предоставления субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов по формированию современной городской среды в Петропавловск-Камчатском городском округе, утвержденным Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 29.03.2018 № 572, условиями соглашения, отказали в удовлетворении заявленных требований.
При этом суды обеих инстанций правомерно исходили из того, что государственная поддержка предоставлялась по основаниям, предусмотренным бюджетным законодательством – на основе правового акта муниципального образования о предоставлении субсидии; размер субсидии определен с учетом фактически понесенных затрат, подтвержденных представленными получателем субсидии документами.
Пунктом 1 статьи 78 БК РФ определено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 29.12.2017 № 3217 утверждена муниципальная программа «Формирование современной городской среды в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2018-2022 годы».
Постановлением Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 29.03.2018 № 572 утвержден Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов по формированию современной городской среды в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2018-2022 годы (далее – Порядок № 572).
Согласно пункту 1.4 Порядка № 572 главным распорядителем средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа, осуществляющим предоставление субсидий в пределах бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств), предусмотренных решением городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа «О бюджете Петропавловск- Камчатского городского округа на соответствующий финансовый год и плановый период», является Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – Уполномоченный орган).
Пункт 1.7 Порядка № 572 устанавливает, что общий объем субсидий определяется муниципальной программой.
В силу пункта 1.8 названного Порядка субсидированию подлежат работы по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов.
В пункте 2.1 Порядка № 572 перечислены условия, при соблюдении которых предоставляются субсидии, в том числе обеспечение финансового участия собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме, собственников зданий и сооружений, расположенных на дворовой территории (далее – заинтересованные лица) в реализации мероприятий по благоустройству дворовой территории, исходя из следующего: а) в рамках минимального перечня - доля участия определяется как процент от стоимости мероприятий по благоустройству дворовой территории и составляет от 1 процента до 15 процентов; б) в рамках дополнительного перечня - доля участия определяется как процент от стоимости мероприятий по благоустройству дворовой территории и составляет от 20 процентов до 50 процентов (в случае принятия решения заинтересованными лицами о благоустройстве дворовой территории по дополнительному перечню); наличия заключенного соглашения о предоставлении субсидий в целях возмещения затрат на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов по формированию современной городской среды в Петропавловск-Камчатском городском округе в соответствующем финансовом году (далее – соглашение) с Уполномоченным органом.
В соответствии с пунктом 2.2. Порядка № 572 размер субсидий в целях возмещения затрат на выполнение работ, включенных в минимальный перечень работ, предусмотренный подпунктом 1.8.1 Порядка, рассчитывается Уполномоченным органом исходя из нормативной стоимости (единичных расценок) работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, установленной муниципальной программой, и объема работ, определяемого в соответствии с федеральными единичными расценками строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные, монтаж оборудования и пусконаладочные работы.
Абзацем 2 пункта 2.2 Порядка № 572 установлено, что размер субсидий в целях возмещения затрат на выполнение работ, включенных в дополнительный перечень работ, предусмотренный подпунктом 1.8.2 Порядка, рассчитывается Уполномоченным органом исходя из фактически понесенных затрат, подтвержденных представленными получателем субсидий документами, предусмотренными пунктом 2.16 Порядка.
Пунктом 2.16 Порядка № 572 закреплено, что предоставление субсидий получателю субсидий осуществляется Уполномоченным органом при предоставлении в срок до 01 ноября текущего года пакета документов, в том числе: надлежащим образом заверенную копию договора подряда на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий (для получателей субсидий, заключивших договоры на выполнение работ с подрядными организациями); документы, содержащие сведения о выполненных мероприятиях и объеме затрат (справки по унифицированной форме КС-2, КС-3, акты выполненных работ, накладные), согласованные с муниципальным казенным учреждением «Управление дорожного хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа» и муниципальным казенным учреждением «Управление благоустройства города Петропавловска-Камчатского», либо надлежащим образом заверенные копии указанных документов. В случае если получатель субсидии выполнил (произвел) работы по благоустройству дворовой территории своими силами без привлечения сторонних организаций, указанные в настоящем подпункте документы, подписываются получателем субсидий и уполномоченным представителем собственников помещений в многоквартирном доме, на участие в контроле за выполнением работ по благоустройству дворовой территории, в том числе промежуточном, и их приемке, при этом, в случае если многоквартирный дом, дворовая территория которого благоустраивалась, находится под управлением управляющей организации, вышеуказанные документы подписываются уполномоченным представителем организации, осуществляющей управление таким многоквартирным домом.
Уполномоченный орган в целях рассмотрения документов, указанных в пункте 2.16 Порядка № 572, создает Комиссию по рассмотрению документов, предоставляемых юридическими лицами (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальными предпринимателями в целях возмещения затрат на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов по формированию современной городской среды в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2018-2022 годы (далее – Комиссия). Порядок работы Комиссии определяется правовым актом Уполномоченного органа. Комиссия рассматривает указанные документы в течение 10 рабочих дней со дня их получения, в том числе, в части соответствия фактически выполненных работ отчетным документам (справкам по унифицированной форме КС-2, КС-3, актам выполненных работ, накладным), после чего в течение 5 рабочих дней выносит заключение о соответствии выполненных работ отчетным документам. В состав Комиссии включаются представители Уполномоченного органа, муниципальной общественной комиссии, представитель муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства и ремонта», а также представители муниципального казенного учреждения «Управления дорожного хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа» и муниципального казенного учреждения «Управления благоустройства города Петропавловска-Камчатского» (пункт 2.17 Порядка № 572).
При разрешении спора судами первой и апелляционной инстанций установлено, между управлением и ООО «Мастерская солнца» заключено соглашение о предоставлении субсидий в целях возмещения затрат на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов по формированию современной городской среды в Петропавловск-Камчатском городском округе от 09.06.2018 № 12-03-07/28/18, по условиям которого размер предоставляемой субсидии составляет 3 917 129,23 руб.
Согласно локальным сметным расчетам: по адресу проспект Рыбаков, д. 10 изначальная стоимость работ по минимальному перечню работ на основании представленного обществом для заключения локального сметного расчета составила 811 283,69 руб. (с НДС), по дополнительному перечню работ – 2 087 180,85 руб. (с НДС); по адресу проспект Рыбаков, д. 22 изначальная стоимость работ по минимальному перечню работ на основании представленного обществом для заключения локального сметного расчета составила 512 755 руб. (с НДС), а по дополнительному перечню работ – 835 007,94 руб. (с НДС); по адресу проспект Рыбаков, д. 24 стоимость работ по дополнительному перечню работ составила 840 000 руб. (с НДС).
15.06.2018 ООО «Мастерская солнца» заключило договоры на выполнение работ по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома с ТСЖ «Проспект Рыбаков, 24» (договор № 24/2018 на сумму 840 000 руб.), с ООО Управляющая компания «Орион» в отношении дома № 22 по проспекту Рыбаков (договор № 22/2018 на сумму 1 347 762,94 руб.) и в отношении дома № 10 по проспекту Рыбаков (договор № 10/2018 на сумму 2 898 464,54 руб.).
В цену договоров включены суммы согласно сметным расчетам в полном объеме без учета НДС, поскольку общество применяет упрощенную систему налогообложения. По условиям указанных договоров, общество выполняет работы собственными силами и средствами с использованием своих материалов.
01.11.2018 и 12.11.2018 между ООО «Мастерская солнца» (подрядчиком) и заказчиками ТСЖ «Проспект Рыбаков, 24» и ООО Управляющая компания «Орион» подписаны акты о приемке выполненных работ по форме КС-3, которые согласованы МКУ «Служба благоустройства Петропавловск-Камчатского городского округа», МКУ «Служба автомобильных дорог».
Так по проспекту Рыбаков, д. 10 акт по дополнительному перечню подписан на сумму 2 087 180,85 руб., а по минимальному перечню на сумму 811 283,69 руб.; по проспекту Рыбаков, д. 22 акт по дополнительному перечню подписан на сумму 741 379,18 руб., а по минимальному перечню на сумму 379 925,33 руб.; по проспекту Рыбаков, д. 24 акт по дополнительному перечню подписан на сумму 582 771,40 руб.
В установленный пунктом 2.16 Порядка № 257 срок ООО «Мастерская солнца» предоставило пакет документов для получения субсидии, в том числе акты о приемке выполненных работ по унифицированной форме отчетности КС-2, утвержденной постановлением Госкомстата Российской Федерации от 11.11.1999 № 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ» по благоустройству дворовой территории многоквартирных домов по адресам: г. Петропавловск- Камчатский, проспект Рыбаков, <...>, д. 24.
Заключением Комиссии от 28.11.2018 № 6 Управлению коммунального хозяйства было рекомендовано принять выполненные работы, но с учетом исключения из цены за материалы суммы НДС в связи с непредставлением документов, подтверждающих их оплату поставщикам, перерасчета сметной прибыли с учетом применения понижающего коэффициента для предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения, исключения из расчета непредвиденных затрат в связи с непредставлением документов, подтверждающих их несение, приведения в соответствии с локально-сметным расчетом малых архитектурных форм, указанных в актах выполненных работ (КС-2).
На основании исследования и оценки в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ имеющихся в деле доказательств суды установили, что получатель субсидии документально не подтвердил уплату НДС при покупке строительных материалов и использовании строительных машин и механизмов, а также несение непредвиденных затрат в размере 2% от цены договора, а также включил в сумму субсидии суммы работ по установке малых архитектурных форм, не предусмотренных локальным сметным расчетом.
Отклоняя доводы общества о том, что субсидия подлежит безусловной выплате по согласованной цене с учетом НДС 18%, суды обоснованно указали, что получатель субсидии, выполнявший строительно-монтажные работы по благоустройству дворовых территорий многоквартирных жилых домов в г. Петропавловске-Камчатском, применяет упрощенную систему налогообложения.
Суды дополнительно отметили, что в соответствии с законодательством, действующим на территории Российской Федерации, при формировании стоимости выполнения работ организациями, работающими по упрощенной системе налогообложения, в целях обеспечения возмещения затрат подрядных организаций по уплате ими НДС при определении сметной стоимости выполненных работ, сумма необходимых средств для покрытия указанных затрат принимается в размере, устанавливаемом законодательством, от стоимости материалов (письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 16.01.2012 № 1076-08/ДШ-05).
Порядок включения в сметную документацию средств по уплате НДС приведен в пункте 4.100 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 № 15/1.
В тех случаях, когда по отдельным объектам строительства (организаций) законодательством Российской Федерации установлены льготы по уплате НДС, в сводный сметный расчет включаются только средства, необходимые для возмещения затрат подрядных строительно-монтажных организаций по уплате ими НДС поставщикам материальных ресурсов.
В материалы дела не представлены доказательства подтверждающие, что общество, применяющее упрощенную систему налогообложения, уплачивало НДС при покупке строительных материалов и использовании строительных машин и механизмов.
На основании изложенного суды первой и апелляционной инстанций, учитывая фактические обстоятельства настоящего спора, приняв во внимание перерасчет сметной прибыли с учетом применения понижающего коэффициента для предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения, пришли к правильному выводу о недоказанности несения заявленных к субсидированию затрат в размере 930 407,73 руб. и отказали в удовлетворении заявленного требования.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, по существу выражают несогласие с оценкой судами имеющихся доказательств и направлены на установление по делу иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание, что доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального права и нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, то в силу отсутствия оснований, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 288 АПК РФ, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.10.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2020 по делу № А24-3019/2019 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Т.Н. Никитина
Судьи Е.П. Филимонова
Л.М. Черняк