АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
28 апреля 2022 года № Ф03-1625/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Черняк Л.М.
судей Михайловой А.И., Филимоновой Е.П.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Восточное»: ФИО1, представитель по доверенности от 26.04.2022;
от министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края: Картавая А.Э., представитель по доверенности от 11.03.2022 № 05.1-12-1439;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края
на решение 14.12.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2022
по делу № А73-16328/2021 Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Восточное» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: ул. Центральная, д. 32, оф. 1, с. Ракитное, Хабаровский район, Хабаровский край, 680505)
к министерству сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: ул. Муравьева-Амурского, д. 19, г. Хабаровск, Хабаровский край, 680000, переименовано – министерство сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края)
о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии
установил: общество с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Восточное» (далее - заявитель, общество, ООО «СХП «Восточное») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края (изменено наименование на министерство сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края, далее - министерство) об отказе в предоставлении обществу субсидии на возмещение части прямых понесенных затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, выраженного в письме от 22.06.2021 № 09.2-23-5087; в качестве восстановления нарушенного заявил об обязании министерство выплатить обществу субсидию.
Решением от 14.12.2021, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2022, суды признали незаконным решение министерства об отказе в предоставлении обществу субсидии на возмещение части прямых понесенных затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, выраженное в письме от 22.06.2021 № 09.2-23-5087 и обязали министерство повторно рассмотреть заявление общества от 20.05.2021 о предоставлении субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края на возмещение части прямых понесенных затрат на приобретение сельскохозяйственной техники. Судебные расходы по уплате госпошлины отнесены на министерство.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе министерства полагающего, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем заявитель просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В доводах жалобы указывает на невозможность отнесения общества к сельскохозяйственным производителям в силу отсутствия земельных участков для производства сельхозпродукции; указанные обществом в отчете о производстве, затратах, себестоимости реализации продукции растениеводства за 2020 год (по форме № 9-АП) арендованные земли фактически у него отсутствуют, что свидетельствует о представлении обществом недостоверных сведений. Полагает недоказанным факт производства и реализации сельскохозяйственной продукции. Ссылается на нарушение сторонами по договору аренды от 25.03.2020 № 2 (ОАО «Заря» и ООО «СХП «Восточное») норм статей 166, 168, 608 Гражданского кодекса Российской Федерации при совершении сделок аренды земельных участков, а также прекращение договора аренды между министерством имущества края и ОАО «Заря» 18.04.2019, что установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края по делу А73-8121/2019. В связи с данным обстоятельством также полагает невозможным исполнение обществом подпункта 3 пункта 3.1 Порядка и условий предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края на возмещение части прямых понесенных затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 26.10.2016 № 382-пр (далее – Порядок предоставления субсидии) в части обязательства получателя субсидии по эксплуатации сельскохозяйственной техники, фактические затраты по приобретению которой подлежат возмещению за счет средств субсидии, в течение не менее пяти лет, следующих за годом предоставления субсидии, а в случае если срок эксплуатации указанной сельскохозяйственной техники истекает ранее пяти лет, следующих за годом предоставления субсидии, - не менее срока, установленного техническим паспортом (руководством по эксплуатации) или иным эксплуатационно-техническим документом.
В заседании суда представитель общества оспорил доводы кассационной жалобы, письменного отзыва на кассационную жалобу общество не представило.
Судами установлено и следует из материалов дела, что ООО «СХП «Восточное» зарегистрировано в качестве юридического лица 03.02.2016 основной вид деятельности общества – «выращивание зерновых (кроме риса) зернобобовых культур и семян масличных культур». В качестве дополнительных видов деятельности заявлены: «выращивание зерновых культур», «выращивание пшеницы», «выращивание овса», «разведение и выращивание крупного рогатого скота», и др.
20.05.2021 общество обратилось в министерство с заявлением на предоставление субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края на возмещение части прямых понесенных затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, приложив к заявлению документы, предусмотренные Порядком представления субсидии.
По результатам рассмотрения заявления министерство отказало обществу в предоставлении субсидии, о чем письмом от 22.06.2021 № 09.2-23-5087 проинформировало общество о принятом решении.
Основанием для отказа в предоставлении субсидии послужили выводы министерства об отсутствии у общества в собственности либо на иных законных основаниях основных средств (земельных участков), позволяющих осуществлять выращивание сельскохозяйственной продукции, что, по мнению министерства, свидетельствует о несоответствии заявителя положениям пункта 1.3 раздела 1 Порядка предоставления субсидии.
Не согласившись с отказом в предоставлении субсидии общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования суды обоснованно исходили из следующего.
Отношения по реализации полномочий органов государственной власти Хабаровского края по поддержке сельскохозяйственного производства регулируются Законом Хабаровского края от 26.07.2005 № 288 «О поддержке сельскохозяйственного производства в Хабаровском крае» (далее - Закон № 288).
В соответствии со статьей 2 указанного Закона право на получение краевой государственной поддержки, предусмотренной настоящим законом, имеют осуществляющие свою деятельность на территории края сельскохозяйственные товаропроизводители, указанные в статье 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее - Закон № 264-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 3 Закона № 264-ФЗ в целях настоящего Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции (в том числе органической продукции), ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
В силу части 1 статьи 4 Закона № 264-ФЗ в целях настоящего Федерального закона под сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг.
Статьей 4 Закона № 288 установлено, что порядок и условия предоставления краевой государственной поддержки, предусмотренной настоящим законом, устанавливаются Правительством края.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 26.10.2016 № 382-пр утверждены Порядок и условия предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края на возмещение части прямых понесенных затрат на приобретение сельскохозяйственной техники.
Пунктом 1.2 Порядка предоставления субсидий предусмотрено, что субсидии предоставляются в целях возмещения части прямых понесенных затрат на приобретение сельскохозяйственной техники.
Согласно пункту 1.3 Порядка предоставления субсидий субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края, за исключением сельскохозяйственных потребительских кооперативов и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее - сельскохозяйственные товаропроизводители).
Пунктом 2.2 Порядка предоставления субсидий установлены требования, которым должен соответствовать сельскохозяйственный товаропроизводитель на 01 число месяца, в котором сельскохозяйственный товаропроизводитель обратился за предоставлением субсидии.
Пунктом 2.3 Порядка предоставления субсидий установлен перечень документов, подлежащих представлению в срок до 31 мая текущего года в целях получения субсидии.
В целях получения субсидии обществом представлены документы, предусмотренные пунктом 2.3 Порядка предоставления субсидий.
Основания для отказа в предоставлении субсидии установлены в пункте 2.9 Порядка предоставления субсидий.
К таким основаниям отнесены:
- нарушение заявителем срока представления документов, установленного абзацем первым пункта 2.3 настоящего раздела (подпункт 1);
- несоответствие заявителя требованиям, установленным пунктом 1.3 раздела 1 настоящих Порядка и условий (подпункт 2);
- несоответствие заявителя условиям предоставления субсидии, установленным подпунктами 1 - 5 пункта 2.1 настоящего раздела (подпункт 3);
- несоответствие представленных заявителем документов требованиям, установленным пунктом 2.3 настоящего раздела, или представление не в полном объеме указанных документов, а также наличие недостоверных сведений (информации) в представленных заявителем документах (подпункт 4);
6) непоступление в министерство в срок, установленный пунктом 2.11 настоящего раздела, соглашения, подписанного руководителем заявителя (подпункт 6).
Как следует из материалов дела, министерство отказало обществу в предоставлении субсидии на основании подпунктов 2, 4 пункта 2.9 раздела 2 Порядка предоставления субсидий по причине несоответствия общества положениям пункта 1.3 раздела 1 Порядка предоставления субсидий, а именно: отсутствие у заявителя в собственности либо на иных законных основаниях основных средств (земельных участков), позволяющих осуществлять выращивание сельскохозяйственной продукции.
Между тем судами установлено, что за отчетный период 2020 года у заявителя находились в пользовании на основании договора аренды с ОАО «Заря» (арендодатель) земельные участки общей площадью 5 700 га, с кадастровыми номерами 27:17:0500201:974; 27:17:0500201:975; 27:17:0500201:976; 27:17:0500201:977. Предмет договора определен в пункте 1.2: вся возможная к использованию пашня и сенокосы, расположенные на указанных земельных участках. Отношения по договору исполнялись, оплата арендных платежей производилась.
Судами правомерно отклонен довод министерства о том, что арендодатель не уполномочен на передачу в аренду иным лицам спорных земельных участков в силу признания судом (дело № А73-8121/2019) договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 27:17:0500201:974, 27:17:0500201:975, 27:17:0500201:976, 27:17:0500201:977, заключенных между ОАО «Заря» и министерством имущественных отношений Хабаровского края расторгнутыми с 18.04.2019, поскольку данное обстоятельство не влияет на факт использования обществом спорных земельных участков для производства сельхозпродукции.
Отклонены судами как не доказанные доводы министерства о представлении обществом недостоверных сведений в части производства собственной сельскохозяйственной продукции со ссылкой на отчет об отраслевых показателях деятельности организаций агропромышленного комплекса за 2020 год (форма 6-АПК (годовая), в соответствии с которым доля доходов общества от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства, а также продукции ее первичной и последующей переработки составила более 90%; а факт производства сельскохозяйственной продукции и ее последующей реализации подтверждается также представленными формами федерального статистического наблюдения (№ 2-фермер), договорами поставки бобовых культур, универсальными передаточными документами по передаче покупателям бобовых культур (сои), овса, сена, соевой соломы, соломы овсяной, свиней, поросят, баранов, быков.
Также судами учтено, что в представленном обществом в министерство отчете о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции растениеводства за 2020 года (форма 9-АПК) указано наличие арендованных сельскохозяйственных угодий.
Таким образом верными являются выводы судов об отсутствии у министерства по состоянию на дату рассмотрения заявления и вынесения оспариваемого решения оснований для признания общества несоответствующим требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 3 Закона № 264-ФЗ, которой в качестве критерия отнесения организации к сельскохозяйственным товаропроизводителям установлена только доля доходов от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции за календарный год.
В силу отсутствия в Порядке предоставления субсидий такого основания для отказа в предоставлении субсидии подлежит отклонению довод министерства о невозможности в силу отсутствия у общества земельных участков соблюдения заявителем обязательства получателя субсидии по эксплуатации сельскохозяйственной техники, фактические затраты по приобретению которой подлежат возмещению за счет средств субсидии, в течение не менее пяти лет, следующих за годом предоставления субсидии, а в случае если срок эксплуатации указанной сельскохозяйственной техники истекает ранее пяти лет, следующих за годом предоставления субсидии, - не менее срока, установленного техническим паспортом (руководством по эксплуатации) или иным эксплуатационно-техническим документом.
Суды верно учли положения раздела 3 Порядка предоставления субсидий, устанавливающие порядок осуществления контроля за использованием субсидии, которым предусмотрено представление получателем субсидии в министерство отчетности о достижении показателя результативности использования субсидии, о финансово-экономическом состоянии, о производственной деятельности, обязательное осуществление проверок соблюдения получателем субсидии условий, целей и порядка предоставления субсидий в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и края.
Также разделом 3 Порядка предоставления субсидий установлены основания возникновения у получателя субсидии обязанности по возврату суммы субсидии, в том числе частичном, к которым отнесены в частности не достижение значения результативности использования субсидии, нарушение условий, целей и порядка использования субсидии.
Таким образом у общества в случае получения субсидии возникают обязательства по ее использованию в соответствии с установленными условиями, целями и порядком, а у министерства имеются полномочия по контролю использования субсидии, а, соответственно, в случае наличия нарушений, в том числе утраты у общества статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя, субсидия подлежит возврату, в том числе в судебном порядке. Тем самым достигается баланс интересов заинтересованных сторон, связанных с использованием средств субсидии.
С учетом изложенного доводы министерства о том, что в связи с отсутствием на законном праве земельных участков общество не может осуществлять деятельность сельхозтоваропроизводителя, правомерно признаны судами необоснованными, противоречащими представленным в дело доказательствам и не свидетельствующими о наличии оснований для отказа в предоставлении субсидии.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суды обоснованно признали незаконным решение министерства, выраженное в письме от 22.06.2021 № 09.2-23-5087, а в качестве восстановительной меры правомерно возложили на министерство обязанность повторно рассмотреть заявление общества.
Изложенные в кассационной жалобе доводы сводятся к повторению утверждений министерства, исследованных и правомерно отклоненных судом первой инстанции и апелляционным судом, и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие министерства с оценкой доказательств, с установленными по делу обстоятельствами, а потому отклоняются судом кассационной инстанции.
В целом выводы судов подробно мотивированы и аргументированы, соответствуют содержанию исследованных доказательств и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и не вызывают у кассационного суда сомнений в их законности и обоснованности.
Принимая во внимание, что доводы, приведенные заявителем в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм материального права и нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, то в силу отсутствия оснований, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 288 АПК РФ, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение 14.12.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2022 по делу № А73-16328/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Л.М. Черняк
Судьи А.И. Михайлова
Е.П. Филимонова