ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-1684/2022 от 02.06.2022 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

09 июня 2022 года № Ф03-1684/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2022 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Михайловой А.И.

судей Луговой И.М., Ширяева И.В.

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Синтегра»: ФИО1, генеральный директор (выписка из ЕГРЮЛ от 26.01.2022) (до перерыва);

от Региональной энергетической комиссии Сахалинской области: представитель не явился

от третьих лиц: Министерства энергетики Сахалинской области, публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Сахалинэнерго» - представители не явились;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Региональной энергетической комиссии Сахалинской области

на решение от 19.11.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2022

по делу № А59-1838/2021 Арбитражного суда Сахалинской области

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Синтегра» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 694530, Сахалинская область, Курильский район, г. Курильск, <...>)

к Региональной энергетической комиссии Сахалинской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 693011, <...>)

третьи лица: Министерство энергетики Сахалинской области, публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Сахалинэнерго»

о признании незаконным бездействия

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Синтегра» (далее – ООО «Синтегра») обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Региональной энергетической комиссии Сахалинской области (далее – РЭК Сахалинской области, комиссия) о признании незаконным бездействия по неисполнению требований статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 7 Закона Сахалинской области от 23.12.2020 № 94-30 «Об областном бюджете Сахалинской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», пункта 1.6 Постановления Правительства Сахалинской области от 18.01.2018 № 13, выразившегося в непринятии мер по включению ООО «Синтегра» в Перечень юридических лиц – производителей электрической энергии – получателей субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в сфере электроэнергетики на 2021 год.

Решением суда от 19.11.2021, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2022, требования удовлетворены.

Не согласившись с судебными актами, считая их вынесенными с нарушением норм материального и процессуального права, при неполно установленных обстоятельствах, РЭК Сахалинской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит изменить их, исключив из мотивировочной части выводы судов о том, что «заявитель, как производитель электрической энергии в технологически изолированной электроэнергетической системе, вправе осуществлять поставку электрической энергии непосредственно ее потребителям категории «население» в объекты потребления, которые согласно публичной кадастровой карте построены после 01.07.2017, минуя гарантирующего поставщика».

В представленном отзыве на жалобу ООО «Синтегра» просит оставить судебные акты без изменения.

В судебном заседании законный представитель ООО «Синтегра» просил в удовлетворении жалобы отказать.

Рассмотрение жалобы откладывалось с 05.05.2022 до 26.05.2022. В судебном заседании 26.05.2022 объявлялся перерыв до 02.06.2022.

Проверив в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), законность обжалованных судебных актов, заслушав законного представителя ООО «Синтегра», Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к следующему.

Как установлено судами из материалов дела, ООО «Синтегра» является производителем электрической энергии на территории о. Итуруп, Сахалинская область, Курильский район, Куйбышевский залив, РПЦ «Куйбышевский».

Производство электрический энергии осуществляется с использованием оборудования, переданного заявителю в аренду ООО «Континент» на основании договора аренды имущества от 01.04.2019 № А0104. Произведенная заявителем электрическая энергия на данной территории поставляется потребителям категории «население» на объекты потребления, а именно на объекты ООО «Континент» с кадастровыми номерами 65:26:000003:644 (жилищно-бытовой комплекс на территории рыбоперерабатывающего цеха ООО «Континент»), 65:26:000000:133 (общежитие для сезонных работников с пунктом приема пищи ООО «Континент»), построенные и введенные в эксплуатацию в 2019 и в 2017 годах.

Согласно приказу РЭК Сахалинской области от 15.01.2020 № 1 общество включено в перечень юридических лиц – получателей субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в сфере электроэнергетики, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами на 2020 год.

Приказом РЭК Сахалинской области 19.10.2020 для ООО «Синтегра» установлен экономически обоснованный тариф 23 руб./кВт.ч. и выше.

Письмом РЭК Сахалинской области от 04.12.2020 № 3.25-2265/20 обществу утвержден объем потребления электрической энергии на 2021 год (2,483).

Согласно приказу РЭК Сахалинской области от 18.12.2020 № 93-Э тариф на электрическую энергию для категории «население» не превышает 5,70 руб./кВт.ч., в среднем составляет 4,40 руб./кВт.ч.

Письмом от 14.08.2020, адресованным ПАО «Сахалинэнерго», Министерству энергетики Сахалинской области и ООО «Синтегра» РЭК Сахалинской области указало, что весь объем электроэнергии, произведенной генерирующими установками ООО «Синтегра» включен в Сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии и мощности на 2021 год, таким образом ООО «Синтегра» должно продавать весь объем электроэнергии гарантирующему поставщику – ПАО «Сахалинэнерго» по установленному для общества экономически обоснованному тарифу – 22,70 руб./кВт.ч.

В этой связи комиссия РЭК Сахалинской области просила Минэнерго Сахалинской области прекратить выплату субсидии ООО «Синтегра» из бюджета Сахалинской области на снижение тарифов и приравненных к населению потребителей.

Согласно актам № 1 от 31.01.2021, № 2 от 28.02.2021, № 4 от 31.03.2021, № 7 от 30.04.2021 обществом отпущено электроэнергии ООО «Континент» по категории «население» за период с января по апрель 2021 года в объеме 84 890,72 кВт.ч.

Указанный объем оплачен ООО «Континент» по тарифу для категории «население» (4 руб. кВт.ч.) платежными поручениями № 143 от 09.02.2021, № 339 от 05.03.2021, № 534 от 06.04.2021, № 845 от 12.05.2021.

12.01.2021 РЭК Сахалинской области издан приказ № 1, которым утвержден Перечень юридических лиц – производителей электрической энергии, получателей субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в сфере электроэнергетики, из которого следует, что ООО «Синегра» в указанный перечень не включено.

Не согласившись с бездействием комиссии по невключению общества в указанный перечень, оно обратилось в суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспоренного бездействия РЭК Сахалинской области, наличие у ООО «Синтегра» права на получение субсидии на возмещение недополученных доходов.

Выводы суда поддержаны судом апелляционной инстанции, повторно рассмотревшим дело по правилам главы 34 АПК РФ.

В своей кассационной жалобе РЭК Сахалинской области, не оспаривая право ООО «Синтегра» на получение субсидии на возмещение недополученных доходов, считает необоснованными выводы судов, изложенные в мотивировочной части судебных актов о праве заявителя на поставку электроэнергии по прямым договорам потребителям.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике).

Статьей 23 Закона об электроэнергетике установлены принципы и методы государственного регулирования цен (тарифов) в элекроэнергетике, к которым относятся такие принципы, как определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов), обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии, учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов), обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.

В соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и (или) розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее – Постановление № 1178) установлены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и основные правила ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.

Как видно из материалов дела ООО «Синтегра» является производителем электрической энергии на территории о. Итуруп, с использованием арендованного оборудования, поставляя ее на объекты потребителей категории «население».

Обществу утвержден экономически обоснованный тариф и объем потребления электрической энергии на 2021 год.

В спорный период ООО «Синтегра» отпущено электроэнергии потребителям категории «население» в объеме 84 890,72 кВт.ч., который оплачен по тарифу для категории «население».

Указанные факты, также как и право общества на включение в перечень юридических лиц – получателей субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в сфере электроэнергетики, не оспариваются лицами, участвующими в деле.

По мнению РЭК Сахалинской области, общество, в силу положений пункта 116 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» не вправе поставлять электроэнергию по прямым договорам потребителям, минуя гарантирующего поставщика – ПАО «Сахалинэнерго».

Отклоняя указанные доводы, суды правильно применили нормы права, регулирующие спорные отношения.

Так, в соответствии с абзацем 1 пункта 116 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее – Постановление № 442) Производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках, владеющие на праве собственности или на ином законном основании генерирующими объектами, расположенными в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, продают электрическую энергию (мощность), произведенную на указанных генерирующих объектах гарантирующему поставщику, в зоне деятельности которого располагаются указанные объекты, по регулируемым ценам (тарифам), устанавливаемым в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, в объемах, учтенных в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности), за исключением объемов электрической энергии (мощности), поставляемых по двусторонним договорам купли-продажи электрической энергии, заключенным между таким производителем и потребителями в отношении объектов потребления, введенных в эксплуатацию после 1 июля 2017 г.

Согласно абзацу 2 указанного пункта производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках, владеющие на праве собственности или на ином законном основании генерирующими объектами, расположенными в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, вправе заключить двусторонние договоры купли-продажи электрической энергии с потребителем в отношении объемов потребления объектами, введенными в эксплуатацию после 1 июля 2017 г., учтенных по таким договорам в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности), по ценам в рамках предельных (минимальный и (или) максимальный) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на срок не менее 5 лет в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.

Проанализировав данную норму права, суды правомерно указали на то, что осуществлять поставку электрической энергии непосредственно ее потребителям категории «население» в объекты потребления, минуя гарантирующего поставщика, имеют право производители электрической энергии при совокупности следующих обстоятельств:

- если они владеют на праве собственности или на ином законном основании генерирующими объектами, расположенными в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами;

- если они поставляют электрическую энергию по двусторонним договорам купли-продажи электрической энергии, заключенным между таким производителем и потребителями в отношении объектов потребления, введенных в эксплуатацию после 1 июля 2017 г.

- если объемы потребления такими объектами, учтены в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности), по ценам в рамках предельных (минимальный и (или) максимальный) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

При этом, ООО «Синтегра» отвечает всем перечисленные в данном пункте критериям: осуществляет деятельность на территории технологически не связанной с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, в том числе с энергетической системой острова Сахалин и с сетями ПАО «Сахалинэнерго», поставляет электроэнергию в объемах, учтенных в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) потребителям категории «население» на объекты потребления, введенные в эксплуатацию после 01.07.2017.

Следовательно, общество подпадает под исключение, установленное вышеуказанной нормой, и имеет право поставлять вырабатываемую им электрическую энергию напрямую потребителям, по двусторонним договорам купли-продажи электрической энергии, минуя гарантирующего поставщика.

Кроме того, абзацем 3 пункта 116 Постановления № 442 установлено, что электрическая энергия (мощность), произведенная на квалифицированных генерирующих объектах, расположенных в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением объемов электрической энергии (мощности), поставляемых по двусторонним договорам купли-продажи электрической энергии, заключенным между владельцами таких генерирующих объектов и потребителями, в отношении объектов потребления, введенных в эксплуатацию после 1 июля 2017 г., продается гарантирующему поставщику, в зоне деятельности которого расположены точки поставки таких генерирующих объектов, по ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей и произведенной на квалифицированных генерирующих объектах, расположенных в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, устанавливаемым в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.

Из содержания данного абзаца следует, что продажа электроэнергии, произведенной на квалифицированных генерирующих объектах, расположенных в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами гарантирующему поставщику производится при условии, что точки поставки таких генерирующих объектов расположены в зоне деятельности этого гарантирующего поставщика.

Между тем, объекты ООО «Синтегра» находятся на острове Итуруп, на котором нет ни точек поставки ПАО «Сахалинэнерго», ни центра диспетчеризации.

Таким образом, ООО «Синтегра» не имеет также и технической возможности продажи произведенной им электрической энергии (мощности) посредством гарантирующего поставщика.

Ссылки РЭК Сахалинской области на то, что во втором абзаце пункта 116 Постановления № 442, устанавливающего срок, на который заключаются двусторонние договоры купли-продажи электрической энергии с потребителем в отношении объемов потребления объектами, введенными в эксплуатацию после 1 июля 2017 г., указаны только производители электрической энергии, владеющие объектами, расположенными в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, что, по его мнению, свидетельствует об отсутствии таких полномочий у производителей электрической энергии, владеющих генерирующими объектами, расположенными на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами не могут быть приняты во внимание.

Из толкования пункта 116 Постановления № 442 следует, что указанная норма регламентирует порядок продажи электроэнергии как производителями электрической энергии, владеющими объектами, расположенными в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, так и производителями электрической энергии, владеющими генерирующими объектами, расположенными на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами. Отсутствие упоминания и производителях электрической энергии, владеющих генерирующими объектами, расположенными на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами в абзаце втором данного пункта свидетельствует лишь о погрешности юридического изложения нормативного правового акта, и не изменяет предмет правового регулирования данного пункта в целом.

Более того, системное толкование действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, позволяет прийти к выводу о том, что правовой механизм регулирования продажи произведенной электроэнергии производителями, владеющими объектами, расположенными в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и производителями, владеющими объектами, расположенными на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, является общим для обеих групп производителей электроэнергии.

Так, статья 3 Закона об электроэнергетике определяет, что технологически изолированные территориальные электроэнергетические системы – это энергетические системы, находящиеся на территориях, которые определяются Правительством Российской Федерации и технологическое соединение которых с Единой энергетической системой России отсутствует.

Согласно пункту 2 Постановления № 442 «производитель электрической энергии (мощности) на розничном рынке» определяется как собственник или иной законный владелец объекта по производству электрической энергии (мощности), который входит в Единую энергетическую систему России, а также как собственник или иной законный владелец объекта по производству электрической энергии (мощности) в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами.

Таким образом, понятия «технологически изолированная территориальная электроэнергетическая система» и «территория, технологически не связанная с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами» означают одно и то же – энергетическую систему, не связанную с Единой энергетической системой Российской Федерации, не имеющей с ней технологического соединения.

Изолированные энергорайоны на территориях Курильских островов указаны в качестве составляющей энергосистемы Сахалинской области также в Государственной программе Сахалинской области «развитие энергетики Сахалинской области», утвержденной Постановлением Правительства Сахалинской области от 31.12.2013 № 808.

Следовательно, режим продажи произведенной электроэнергии, указанный в пункте 116 Постановления № 442 является единым для этих групп производителей.

На основании изложенного, утверждение подателя кассационной жалобы о том, что исключение, установленное пунктом 116 Постановления № 442 в отношении права производителя электрической энергии на продажу ее по прямым договорам с потребителями на объекты, введенные в эксплуатацию после 1 июля 2017 г., минуя гарантирующего поставщика, на ООО «Синтегра» не распространяется, являются ошибочными, основанными на неверном толковании норм права.

При изложенных обстоятельствах арбитражный суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют действующему законодательству и основаны на полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательством и правильном установлении всех фактических обстоятельств рассматриваемого дела.

Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 284, 286-289Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 19.11.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2022 по делу № А59-1838/2021 Арбитражного суда Сахалинской области в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья А.И. Михайлова

Судьи И.М. Луговая

И.В. Ширяев