ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-1739/2022 от 05.05.2022 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

16 мая 2022 года № Ф03-1739/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2022 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Михайловой А.И.

судей Луговой И.М., Филимоновой Е.П.

при участии:

от Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – муниципальное учреждение: представитель не явился;

от Государственной жилищной инспекции Камчатского края: представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципального учреждения

на решение от 10.12.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2022

по делу № А24-4907/2021 Арбитражного суда Камчатского края

по заявлению Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – муниципальное учреждение (ОГРН 1134101001429, ИНН 4101156604; адрес: 683003, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинградская, д. 74/1)

к Государственной жилищной инспекции Камчатского края (ОГРН 1054100065766, ИНН 4101102831; адрес: 683024, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Лукашевского, д. 5)

о признании недействительным предписания

УСТАНОВИЛ:

Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – муниципальное учреждение (далее – Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда, управление) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Камчатского края (далее – ГЖИ Камчатского края, жилищная инспекция) от 28.09.2021 № 877/4/1-8Ж на устранение нарушений законодательства.

Решением суда от 10.12.2021, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Законность решения суда первой и постановления апелляционной инстанций проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), по кассационной жалобе управления, полагающего, что обжалуемые судебные акты приняты с неверной оценкой фактических обстоятельств дела, в связи с чем подлежат отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении требований.

В жалобе управление выражает несогласие с выводом судов двух инстанций о том, что предписание исполнимо, считая выделенный на устранение недостатков срок недостаточным ввиду существенных временных и финансовых затрат. Указывает, что дальнейшее восстановление спорного дома нецелесообразно, поскольку финансовые затраты превосходят стоимость объекта.

ГЖИ Камчатского края в представленном отзыве считает доводы кассационной жалобы несостоятельными, просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения. Также ходатайствует о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.

Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку в судебное заседание не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.

Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, проверив в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к следующим выводам.

20.01.2014 между департаментом управления жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (наймодатель) и Мелиховой Е.Ф. (наниматель) заключен договор социального найма, по условиям которого в бессрочное владение и пользование нанимателя и членов его семьи было передано изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из двух комнат в отдельной квартире, по адресу: ул. Рябиковская, дом № 59А, для проживания в нем.

28.04.2021 на имя Губернатора Камчатского края от жителя дома № 59А по ул. Рябиковская в г. Петропавловск-Камчатский поступило обращение с просьбой помочь отремонтировать кровлю, пришедшую в аварийное состояние, которое было передано для рассмотрения по подведомственности.

По результатам рассмотрения указанного обращения инспекцией подготовлено мотивированное представление о необходимости проведения внеплановой выездной проверки, получено решение прокуратуры Камчатского края от 12.05.2021 № 7/7-4123-21 о согласовании проведения внеплановой проверки в отношении Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда, поскольку квартира предоставлена жителю указанного дома по договору социального найма.

На основании приказа от 11.05.2021 № 877 жилищной инспекцией проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что жилой дом по ул. Рябиковская, 59А в г. Петропавловск-Камчатский имеет полезную площадь дома 156 кв.м, в составе дома 4 квартиры, все находятся в муниципальной собственности. При этом на момент проведения контрольных мероприятий кровельное покрытие дома над квартирами № 1, № 2, № 3, № 4 находится в разрушенном состоянии, наблюдаются массовые разрывы рулонных материалов кровельного покрытия, местами кровельное покрытие дома отсутствует. По периметру всей кровли дома отсутствуют водоприемные устройства. Конструктивные элементы кровли дома в чердачном помещении над квартирами № 1, № 2, № 3, № 4 являются одним целым, чердачное помещение без перегородок является общим имуществом над всеми квартирами.

Результаты проверки оформлены актом от 20.05.2021 № 877/1-8Ж, в которых выявленные нарушения квалифицированы как нарушения пунктов пункта 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.6.3.3 Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила № 170), подпункта «а» пункта 1, подпунктов «б», «в» пункта 2, подпунктов «а», «б» пункта 10, подпункта «з» пункта 11, пункта 11(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), пункта 7 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (далее – Минимальный перечень).

По результатам проверки управлению выдано предписание от 20.05.2021 № 877/1-8ж на устранение нарушений законодательства, согласно которому заявителю следовало в срок до 25.06.2021 выполнить ремонт кровли дома над квартирами № 1, № 2, № 3, № 4.

В целях проверки исполнения указанного предписания приказом инспекции от 29.06.2021 № 1197ПП в отношении управления назначено проведение внеплановой выездной проверки, в ходе которой установлено, что ранее выданное предписание не исполнено.

Данные обстоятельства послужили основанием для составления акта проверки от 30.06.2021 № 877/2-8Ж и выдачи повторного предписания от 30.06.2021 № 877/2/1-8ж со сроком исполнения до 16.08.2021.

Проверкой исполнения указанного предписания, проведенной в соответствии с приказом инспекции от 19.08.2021 № 1536ПП и оформленной актом проверки от 24.08.2021 № 877/3-8Ж, установлено неисполнение ранее выданного предписания, что послужило основанием для выдачи нового предписания от 24.08.2021 № 877/3/1-8ж со сроком исполнения до 20.09.2021.

При этом 19.08.2021 житель дома по ул. Рябиковская, 59А вновь обратился с жалобой на то, что ремонт кровли дома не произведен, ремонтные работы даже не начинались, в ответ на которое жилищная инспекция письмом от 25.08.2021 № ОГ-203-М-3232/1 предоставила пояснения о принятых ею мерах в рамках рассмотрения жалобы на ненадлежащее содержание общего имущества жилого дома.

По истечении срока исполнения предписания от 24.08.2021 № 877/3/1-8ж инспекцией вынесен приказ от 28.09.2021 № 1761ПП о проведении внеплановой выездной проверки Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда по вопросу исполнения ранее выданного предписания, в ходе которой установлено, что данное предписание не исполнено, кровельное покрытие над квартирами № 1, № 2, № 3, № 4 находится в разрушенном состоянии, наблюдаются массовые разрывы рулонных материалов кровельного покрытия, местами кровельное покрытие дома отсутствует. По периметру всей кровли дома отсутствуют водоприемные устройства.

Названные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 28.09.2021 № 877/4-8Ж, в целях устранения выявленных нарушений управлению вновь выдано предписание от 28.09.2021 № 877/4/1-8ж на устранение управлением нарушений законодательства со сроком исполнения до 01.11.2021, выполнив ремонт кровли над квартирами № 1, № 2, № 3, № 4.

Не согласившись с данным предписанием, Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций признали, что оспоренное предписание соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы управления в сфере экономической деятельности.

При этом суды обеих инстанций правомерно руководствовались следующим.

Из совокупности части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Жилищная инспекция является органом, осуществляющим надзор за соблюдением жилищного законодательства, вправе проводить соответствующие проверки и по их результатам выдавать предписания о прекращении выявленных нарушений (части 1, 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), Положение о государственном жилищном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493).

Постановлением правительства Камчатского края от 19.12.2008 № 418-П утверждено Положение о Государственной жилищной инспекции Камчатского края пунктом 1.1 которого установлено, что ГЖИ Камчатского края является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по региональному государственному жилищному надзору, контролю за использованием и сохранностью жилищного фонда Камчатского края, соответствием жилых помещений жилищного фонда Камчатского края установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства и иные правоприменительные функции в установленной сфере деятельности.

В силу положений подпункта 10 пункта 2.2 названного Положения инспекция с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.

Учитывая изложенное, судебные инстанции установили, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом в лице жилищной инспекции и в пределах предоставленных ей полномочий.

В силу статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значении городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальном собственности городского округа.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) бремя содержания имущества возложено на собственника.

Согласно части 1 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме (часть 3 статьи 30 ЖК РФ).

Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (часть 4 статьи 30 ЖК РФ).

В соответствии со статьей 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения муниципального жилищного фонда (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Проверяя законность оспариваемого предписания, суды, установив, что квартиры №№ 1-4 по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Рябиковская, д. 59А находятся в муниципальной собственности – Петропавловск-Камчатского городского округа и на основании пунктов 1.1.3, 1.1.4, 1.1.5 Приложения № 2 к Постановлению администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 30.03.2016 № 412 «О функциях и полномочиях Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – муниципального учреждения», обоснованно отметили, что в соответствии с требованиями статьи 30 ЖК РФ Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда несет бремя содержания данного помещения и обязано поддерживать данные помещения в надлежащем состоянии, а также выполнять их капитальный ремонт (пункт 2 статьи 681 ГК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – № Правила № 491), регулирующие отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Согласно подпунктам «а», «б» пункта 10 вышеназванных Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, а также обеспечивающим безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.

Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 11(1) Правил № 491).

На основании пункта 7 Минимального перечня в состав работ, выполняемых в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов включены проверка кровли на отсутствие протечек; выявление деформации и повреждений несущих кровельных конструкций, антисептической и противопожарной защиты деревянных конструкций, креплений элементов несущих конструкций крыши, водоотводящих устройств и оборудования, слуховых окон, выходов на крыши, ходовых досок и переходных мостиков на чердаках, осадочных и температурных швов, водоприемных воронок внутреннего водостока; при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, - незамедлительное их устранение. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.

Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила № 170).

Правила № 170 содержат Перечень работ, относящихся к текущему ремонту (приложение № 7 к Правилам № 170), который включает в себя, в том числе восстановление отдельных участков полов, а также смену и восстановление отдельных элементов (приборов) и дверных заполнений.

Пунктом 4.6.1.1 Правил № 170 определено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования.

Следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев) (пункт 4.6.1.2 Правил № 170).

В соответствии с пунктом 4.6.3.3 Правил № 170 кровля должна быть водонепроницаемой, с поверхности должен обеспечиваться полный отвод воды по наружным или внутренним водостокам, должны быть выдержаны заданные уклоны кровли.

Судами по материалам дела, а именно по проведенным контрольным мероприятиям соблюдения требований к содержанию и ремонту общего имущества в МКД жилищной инспекцией правомерно установлено ненадлежащее состояние кровельного покрытия по спорным квартирам №№ 1-4, не соответствующее требованиям подпункта «а» пункта 1, подпункта «б» пункта 2, подпункта «в» пункта 2, подпунктов «а», «б» пункта 10, подпункта «з» пункта 11, пункта 11(1) Правил № 491, пункта 7 Минимального перечня № 290, пунктов 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.6.3.3 Правил № 170.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции установили необходимость проведения в рассматриваемом жилом помещении работ по капитальному ремонту кровельного покрытия над квартирами № 1, № 2, № 3, № 4. Оснований переоценивать вывод судов двух инстанций у суда округа не имеется.

Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали, что на Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа как собственника – наймодателя в отношении спорных квартир, возлагается обязанность осуществить указанный капитальный ремонт, в связи с чем пришли к выводу о наличии правовых оснований для выдачи оспариваемого предписания.

Довод о неисполнимости предписания жилищной инспекции не нашел своего подтверждения.

Исполнимость предписания является элементом законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.

Согласно содержанию предписания данный ненормативный правовой акт по своей форме и содержанию соответствует действующему законодательству, содержит все необходимые реквизиты: перечень выявленных нарушений и срок их устранения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены, формулировки в нем ясны, доступны для понимания и не влекут двоякого толкования.

Таким образом оспариваемое предписание содержит сведения о выявленных нарушениях и о мерах, которые следует принять управлению в целях их устранения, в связи с чем оно является исполнимым.

Доводы заявителя жалобы о нецелесообразности ремонта ввиду его высокой цены относительно стоимости самих жилых помещений ввиду нахождения его в аварийном состоянии, отклоняются, поскольку законодательством, исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке путем принятия соответствующих правил содержания общего имущества многоквартирного дома и технической эксплуатации жилищного фонда установлен уровень состояния жилых домов, который следует поддерживать за счет средств собственников. В данном случае необходимое состояние, обеспечивающее соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома и обеспечивающее безопасность для жизни и здоровья граждан, органом местного самоуправления, как собственником помещений, не обеспечено, следовательно, значительные временные и финансовые затраты для устранения выявленных нарушений не могут являться основаниями для признания оспариваемого предписания не исполнимым.

Ссылки заявителя жалобы на то, что срок, указанный в предписании, делает его заведомо неисполнимым с учетом проведения закупочных процедур на выполнение ремонтных работ, не могут быть приняты во внимание, учитывая длительность неисполнения предписания в течение 2021 года, каких-либо действий по принятию мер для выполнения ремонтных работ заявителем не предпринималось, с заявлением о продлении срока исполнения спорного предписания заявитель также не обращался.

Также не могут быть приняты судом кассационной инстанции во внимание доводы заявителя о том, что спорный жилой дом является аварийным и подлежащим сносу, о чем принято распоряжение администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 29.12.2021 № 191-р. Указанное распоряжение принято после вынесения спорного предписания (28.09.2021), в связи с чем не влияет на оценку его законности в момент вынесения.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 284,286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 10.12.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2022 по делу № А24-4907/2021 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья А.И. Михайлова

Судьи И.М. Луговая

Е.П. Филимонова