АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
мая 2020 года № Ф03-1740/2020
Резолютивная часть постановления объявлена мая 2020 года .
Полный текст постановления изготовлен мая 2020 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Ширяева И.В.
судей Лесненко С.Ю., Луговой И.М.
при участии: от публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго»: ФИО1, представитель по доверенности от 23.01.2019 № КЭ-18-18-19/400Д; ФИО2, представитель по доверенности от 01.01.2019 № КЭ-18-18-19/9Д; ФИО3, представитель по доверенности № КЭ-18-18-19/695Д;
от управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю: ФИО4, представитель по доверенности от 10.02.2020 № 237/01;
от управления экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение: представитель не явился;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго»
на решение от 15.11.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2020
по делу № А24-4825/2019 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго»
к управлению Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю
третье лицо: управление экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение
о признании недействительными решения и предписания
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 683000, <...>, далее – ПАО «Камчатскэнерго», общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительными решения и предписания управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 683000, <...>, далее – УФАС по Камчатскому краю, антимонопольный орган) от 12.04.2019 по делу № 21-05/02-17А.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечено управление экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (далее – учреждение).
Решением суда от 15.11.2019, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2020, в удовлетворении требования отказано по мотиву соответствия оспариваемых решения и предписания Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
ПАО «Камчатскэнерго», не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, указывая на нарушения норм материального и процессуального права, подало в Арбитражный суд Дальневосточного округа кассационную жалобу, в которой предлагает решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, приняв по делу новый судебный акт либо направив дело на новое рассмотрение. Податель жалобы утверждает о правомерности нахождения спорного имущества в своем владении, приводит доводы об отсутствии с его стороны намерений уклониться в возврате данного имущества. Как считает кассатор, дело о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрено УФАС по Камчатскому краю за пределами трехгодичного срока давности, а само вмененное антимонопольным органом правонарушение не является длящимся. По убеждению общества, УФАС по Камчатскому краю следовало установить наличие у ПАО «Камчатскэнерго» доминирующего положения на рынке, на котором установлен факт злоупотребления таким положением.
Антимонопольный орган и учреждение в отзывах доводы кассационных жалоб отклонили, просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
ПАО «Камчатскэнерго» представило возражения на отзывы антимонопольного органа и учреждения.
Судебное заседание проведено с использованием видеоконференц-связи в порядке, предусмотренном статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), при содействии Арбитражного суда Камчатского края, в котором представители ПАО «Камчатскэнерго» и антимонопольного органа поддержали свои правовые позиции по делу, дав по ним пояснения.
Администрация, извещенная в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ruв сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечила.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене принятых по делу судебных актов.
Судами из материалов дела установлено, что решением УФАС по Камчатскому краю от 09.04.2015 по делу № 21-05/04-15А в действиях Комитета по управлению имуществом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа установлен факт нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части предоставления необоснованной муниципальной преференции общество в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции и создании дискриминационных условий для неограниченного круга хозяйствующих субъектов.
Предписанием антимонопольного орган от 09.04.2015 на Комитет по управлению имуществом Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа возложена обязанность в срок до 01.06.2015 произвести возврат объектов муниципальной собственности, находящихся в пользовании и владении ПАО «Камчатскэнерго» по договору аренды от 01.01.2012 № 1/ар-12, в ведение Комитета по управлению имуществом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа. Срок исполнения предписания неоднократно продлевался.
Поскольку сведений об исполнении предписания не получено, УФАС по Камчатскому краю направило в учреждение запрос о предоставлении информации, в ответ на который (письмо от 20.12.2016) последнее пояснило, что им ведутся мероприятия по инвентаризации объектов, находящихся в аренде у ПАО «Камчатскэнерго», а также соответствующие кадастровые работы; обществу предложено выступить инициатором заключения концессионного соглашения по объектам тепло и электроснабжения, арендуемым ПАО «Камчатскэнерго» в соответствии с пунктом 4.2 статьи 37 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», на что общество ответило отказом, а также проинформировало о наличии плана приватизировать объекты энергетической инфраструктуры в соответствии со статьей 30.1 Федерального закона от 21.10.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
10.01.2017 УФАС по Камчатскому краю в связи с наличием в действиях ПАО «Камчатскэнерго» признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в уклонении от возврата имущества учреждению, арендуемого по договору аренды от 01.01.2012 № 1ар-12, а также в планировании обществом приватизации объектов энергетической инфраструктуры, направило в адрес общества предупреждение.
Письмом от 16.01.2019 № 18-9/119 ПАО «Камчатскэнерго» сообщило о невозможности исполнения изложенного в предупреждении требования ввиду действительности договора аренды от 01.01.2012 № 1ар-12 и необходимости обеспечения бесперебойного теплоснабжения.
На основании вышеуказанного письма в отношении общества приказом антимонопольного органа от 19.01.2017 № 04-П возбуждено дело № 21-05/02-17А о нарушении антимонопольного законодательства, выразившегося в уклонении от возврата имущества учреждению, что препятствует последнему исполнить предписание антимонопольного органа от 09.04.2015 по делу № 21-05/04-15А.
Решением УФАС по Камчатскому краю от 12.04.2019 ПАО «Камчатскэнерго» признано нарушившим пункт 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, что выразилось в создании дискриминационных условий, выразившихся в уклонении от возврата имущества учреждению, арендуемого в соответствии с договором аренды от 01.01.2012 № 1ар-12, планировании приватизации обществом объектов энергетической инфраструктуры в соответствии со статьей 30.1 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», что препятствует выполнить предписание от 09.04.2015 по делу № 21-05/04-15А учреждению. Как указал антимонопольный орган, вышеуказанными действиями общества иные хозяйствующие субъекты, которые хотели бы пользоваться муниципальным имуществом в случае проведения конкурентных процедур, поставлены в неравное положение.
Предписанием от 12.04.2019 ПАО «Камчатскэнерго» указано на необходимость в срок до 01.07.2019 прекратить нарушение антимонопольного законодательства посредством возврата имуществу учреждению.
Общество, не согласившись с вышеуказанными решением и предписанием антимонопольного органа, обратилось с заявлением в арбитражный суд, который по результатам исследования и оценки в порядке главы 7 АПК РФ доказательств, представленных в материалы дела, в удовлетворении заявления отказал, признав подтвержденным факт злоупотребления ПАО «Камчатскэнерго» доминирующим положением.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом, повторно рассмотревшим дело по правилам главы 34 АПК РФ, с чем соглашается суд округа.
На основании положений пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, нарушение которого вменено ПАО «Камчатскэнерго», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе создание дискриминационных условий.
Из вышеуказанной нормы следует, что нарушителем может быть признан лишь хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на конкретном товарном рынке.
В соответствии с положениями статей 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий, а субъектом естественной монополии признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Учитывая изложенное, поскольку общество посредством занимаемой им инфраструктуры осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии, суды верно указали о том, что ПАО «Камчатскэнерго», являясь субъектом естественной монополии на рынке услуг по передаче тепловой энергии, занимает доминирующее положение на этом товарном рынке и обязано соблюдать установленные статей 10 Закона о защите конкуренции запреты.
Статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) определены особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
На основании части 1 вышеуказанной статьи 28.1 Закона о теплоснабжении передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.
При этом частью 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении императивно установлено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению.
Учитывая характеристики объектов теплоснабжения Петропавловск-Камчатского городского округа и переходные положений пункта 5 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» относительно допустимости передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности по договорам аренды не позднее 01.01.2015 на срок не более трех лет, суды обоснованно заключили, что на момент вынесения антимонопольным органом решения и предписания от 12.04.2019 ПАО «Камчатскэнерго» владело и пользовалось спорными объектами теплоснабжения в отсутствие на то законных оснований.
При таких обстоятельствах и норм статьи 28.1 Закона о теплоснабжении суд округа поддерживает выводы судебных инстанций о неправомерности суждений кассатора о возможности продолжения владения и пользования спорными объектами теплоснабжения на основании договора аренды от 01.01.2012 № 1/ар-12.
Как верно указали суды, нарушение порядка передачи прав владения и (или) пользования данными объектами привело к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц - участников правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности путем ограничения их участия в предусмотренных законом конкурсных мероприятиях на право заключения соответствующих договоров.
По существу, по мотивированным суждениям судебных инстанций, основанным, в том числе, на оценке в порядке главы 7 АПК РФ переписки между обществом и учреждением, ПАО «Камчатскэнерго», зная особенности правового регулирования передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, не предпринимает никаких мер к возврату указанного имущества собственника, уклоняется от передачи данного имущества, что обоснованно расценено судами как нарушение пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Доводы кассатора о не определении антимонопольным органом товарного рынка были предметом оценки судов и правомерно признаны несостоятельными с отсылкой на пункты 1.3, 12.5 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, согласно которым без проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Суждения общества об истечении трехгодичного срока давности рассмотрения дела об антимонопольном правонарушении ошибочны, так как вмененное ПАО «Камчатскэнерго» нарушение (удержание имущества) является длящимся; выявлено УФАС по Камчатскому краю из письма учреждении от 20.12.2016.
При всем вышеизложенном суды правомерно отказали обществу в удовлетворении его требований.
В целом доводы кассационной жалобы ПАО «Камчатскэнерго» направлены на переоценку установленных и исследованных арбитражными судами первой и второй инстанций обстоятельств дела, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не отнесено к полномочиям суда кассационной инстанции.
Судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено. В связи с чем, кассационная жалоба удовлетворению, а судебные акты отмене либо изменению не подлежат.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.11.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2020 по делу № А24-4825/2019 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья И.В. Ширяев
Судьи С.Ю. Лесненко
И.М. Луговая