АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
июня 2018 года № Ф03-1752/2018
Резолютивная часть постановления объявлена июня 2018 года .
Полный текст постановления изготовлен июня 2018 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Т.Н. Никитиной
Судей: Н.В. Меркуловой, Е.П. Филимоновой
при участии:
от Министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края – ФИО1, представитель по доверенности от 18.04.2018 № 5-2-1962;
от главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО2 – ФИО3, представитель по доверенности от 14.09.2017; ФИО2;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края
на решение от 23.11.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2018
по делу № А73-12711/2017
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.И. Воронцов; в суде апелляционной инстанции судьи: Е.В. Вертопрахова, Е.Г. Харьковская, А.П. Тищенко
по иску Министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 680000, <...>)
к главе крестьянского фермерского хозяйства ФИО2 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)
овзыскании 1 750 000 руб.
Министерство сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к главе крестьянского фермерского хозяйства ФИО2 (далее - глава КФХ ФИО2, фермерское хозяйство) о взыскании 1 500 000 руб. суммы гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, 250 000 руб. единовременной помощи на бытовое обустройство.
Решением суда от 23.11.2017, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2018, в удовлетворении исковых требований отказано.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе министерства, полагающего, что решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций приняты с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем просит их отменить.
По мнению заявителя жалобы, ответчиком не выполнено условие предоставления гранта, а именно имущество, приобретенное начинающим фермером за счет гранта, не подлежит отчуждению в течение 10 лет со дня получения гранта, поэтому сумма предоставленного гранта и единовременной помощи на бытовое обустройство подлежат возврату в краевой бюджет в полном объеме согласно пункту 7 Порядка и условий предоставления из краевого бюджета начинающим фермерам, осуществляющим свою деятельность на территории Хабаровского края, грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 20.03.2012 №66-пр.
Глава КФХ ФИО2 в отзыве на кассационную жалобу возражает против ее удовлетворения, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
В судебном заседании представители сторон поддержали позиции, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзыве, заслушав пояснения представителей сторон, а также проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение требований процессуального законодательства, Арбитражный суд Дальневосточного округа находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в целях взаимодействия и комплексного участия в реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, Государственной целевой программы Хабаровского края «Развитие сельского хозяйства, и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае на 2013-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 17.08.2012 № 277-пр, между министерством и главой КФХ ФИО2 заключено соглашение от 10.09.2013 № 127 (далее – соглашение).
На основании данного соглашения и в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 20.03.2012 № 66-пр, утвердившим Порядок и условия предоставления из краевого бюджета начинающим фермерам, осуществляющим свою деятельность на территории Хабаровского края, грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство 20.09.2013, 27.12.2013 министерство предоставило ответчику грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в сумме 1 500 000 руб. и единовременную помощь на бытовое обустройство в сумме 250 000 руб.
Согласно пункту 2.2.4 соглашения фермерское хозяйство, обеспечивает возврат субсидий, перечисленных министерством, в случае установления факта нарушения условий их предоставления.
Ссылаясь на нарушение фермерским хозяйством условий предоставления гранта, не исполнение главой КФХ ФИО2 требования о возврате гранта и единовременной помощи в сумме 1 750 000 руб., министерство обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении требований министерства о взыскания с крестьянского фермерского хозяйства 1 750 000 руб., исходили из того, что глава КФХ ФИО2 израсходовала грант на цели, указанные в плане расходов, согласованном комиссией.
При этом суды указали, что нарушение получателем субсидии условий ее использования (не достижение планируемых результатов хозяйственной деятельности), нарушение требований непосредственно связанных с контролем за использованием уже предоставленных денежных средств, не является нарушением условий предоставления субсидии.
Суды, установив факт реализации поголовья страусов по причине нецелесообразности их разведения, пришли к выводу о том, что нарушение получателем субсидии условий ее использования, не является основанием для возврата денежных средств.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии со статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Статьей 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять цели, условия и порядок предоставления субсидий.
Из положений постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 № 166 «Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров», приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 06.03.2012 № 172 «Об утверждении программы по поддержке начинающих фермеров», постановления Правительства Хабаровского края от 20.03.2012 № 66-пр, которым утвержден Порядок и условия предоставления из краевого бюджета начинающим фермерам, осуществляющим свою деятельность на территории Хабаровского края, грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство (далее - Порядок № 66-пр), следует, что начинающие фермеры получают грант (единовременную помощь) на следующих условиях.
Грант должен быть израсходован на цели, указанные в плане расходов, в течение 12 месяцев со дня поступления на счет начинающего фермера. Грант (единовременная помощь) расходуется по плану расходов, согласованному комиссией. Изменение плана расходов, в том числе в пределах предоставленного гранта (единовременной помощи), подлежит согласованию с комиссией.
Все активы, приобретенные за счет гранта, должны быть зарегистрированы на начинающего фермера и использоваться его крестьянским (фермерским) хозяйством на территории края и только в деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства. Активы могут приобретаться за пределами края, но должны ввозиться на его территорию. Транспортные средства могут использоваться крестьянским (фермерским) хозяйством за пределами края без ограничений, но подлежат регистрации на территории края.
Имущество, приобретенное начинающим фермером за счет гранта, не подлежит продаже, дарению, передаче в аренду, пользование другим лицам, обмену или взносу в виде пая, вклада или отчуждению иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 10 лет со дня получения гранта.
Начинающий фермер, получивший грант, единовременную помощь, представляет в министерство ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о целевом расходовании средств гранта, единовременной помощи.
Таким образом, установлена обязанность получателя гранта (единовременной помощи), использовать бюджетные средства по целевому назначению.
Под нецелевым использованием бюджетных средств понимается использование на иные цели, не соответствующие заранее определенным (статья 306.4 БК РФ)
Согласно пункту 7 Порядка №66-пр в случае нецелевого использования гранта (единовременной помощи) полностью или частично грант (единовременная помощь), часть гранта (часть единовременной помощи), использованные нецелевым образом, подлежат возврату в краевой бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае выявления фактов несоответствия заявителя условиям подачи заявок, а также невыполнения заявителем условий, установленных пунктом 3 настоящих Порядка и условий, грант (единовременная помощь) в полном объеме подлежит возврату в краевой бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Остатки гранта (единовременной помощи), не использованные в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашением, подлежат возврату в краевой бюджет.
При рассмотрении настоящего спора суды пришли к правильному выводу о том, что грант (единовременная помощь) в полном объеме подлежит возврату в краевой бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации только в случае выявления фактов несоответствия заявителя условиям подачи заявок, а также невыполнения заявителем условия о заключении соглашения.
Как видно из материалов дела, КФХ ФИО2 было запланировано создание фермерского хозяйства, специализирующегося на разведении страусов.
В соответствии с планом расходов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, утвержденным председателем конкурсной комиссии фермерским хозяйством в числе прочего были приобретены страусы 15 голов, автомобиль грузопассажирский.
В ходе проверочных мероприятий министерство выявило, что приобретенные за счет средств гранта страусы (15 голов) отсутствуют на территории фермерского хозяйства. Кроме того, отсутствует приобретенный за счет средств гранта грузопассажирский автомобиль.
Суды, установив, что начинающий фермер согласно плану расходов получил денежные средства в размере 405 000 руб. для приобретения сельскохозяйственной птицы – страусов, фактически страусов приобретенных за счет средств гранта реализовал по причине нецелесообразности их разведения и в настоящее время осуществляет деятельность по разведению крупного рогатого скота, свиней, пришли к выводу об отсутствии оснований для возврата полученных денежных средств.
Указанный вывод судов основан на ошибочном толковании Порядка и условий предоставления из краевого бюджета начинающим фермерам, осуществляющим свою деятельность на территории Хабаровского края, грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 20.03.2012 № 66-пр, в пункте 5.1 которого предусмотрено, что грант расходуется по плану расходов, согласованному комиссией. Изменение плана расходов, в том числе в пределах предоставленного гранта, подлежит согласованию с комиссией.
Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанции не учли, что предоставляемые в целях реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы гранты (субсидии) имеют назначением не только создание начинающего крестьянского (фермерского) хозяйства, но и его развитие, предполагающее длительность существования хозяйства - не менее пяти лет.
Делая вывод о том, что основания для возврата денежных средств отсутствуют, суды не учли, что для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать как цель, установленную при выделении этих средств, так и отклонение от плана их использования.
В этой связи без проверки причин отсутствия страусов, наличия объективной невозможности выполнения условий предоставления гранта, принятия начинающим фермером всех мер по соблюдению условий предоставления гранта, в том числе по внесению изменений в план расходов в части разведения сельскохозяйственной птицы – страусов, выводы судов не могут быть признаны основанными на полном установлении фактических обстоятельств и всестороннем исследовании доказательств, имеющих значение для рассмотрения дела.
Кроме того, суды оставили без правовой оценки доводы министерства о том, что на территории КФТ ФИО2 отсутствует грузопассажирский автомобиль, приобретенный за счет средств гранта. При этом все активы, приобретенные за счет гранта, должны быть зарегистрированы на начинающего фермера и использоваться его крестьянским (фермерским) хозяйством на территории края и только в деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства. Транспортные средства могут использоваться крестьянским (фермерским) хозяйством за пределами края без ограничений, но подлежат регистрации на территории края.
Учитывая изложенное выше, следует признать, что судами без достаточных оснований сделаны выводы о доказанности использования средств гранта по целевому назначению (приобретение страусов, приобретение грузопассажирского автомобиля) и об отсутствии оснований для возврата денежных средств использованных нецелевым образом; не проверены в полном объеме доводы как министерства так и КФТ ФИО2
Поскольку суд кассационной инстанции на основании статьи 286 АПК РФ лишен возможности устанавливать факты и оценивать доказательства по делу, разрешить спор по существу в заседании суда кассационной инстанции не представляется возможным, обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ, дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить отмеченные недостатки, исследовать и оценить по правилам главы 7 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в полном объеме проверить доводы лиц, участвующих в деле и, исходя из установленного, принять законный, обоснованный и мотивированный судебный акт.
Руководствуясь статьями 284,286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.11.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2018 по делу № А73-12711/2017 Арбитражного суда Хабаровского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Т.Н. Никитина
Судьи Н.В. Меркулова
Е.П. Филимонова