ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-1761/2022 от 12.05.2022 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

18 мая 2022 года № Ф03-1761/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2022 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Михайловой А.И.

судей Луговой И.М., Ширяева И.В.

при участии: от администрации Уссурийского городского округа:представитель не явился;

от администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района: представитель не явился;

от третьих лиц: представители не явились;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации Уссурийского городского округа

на решение от 30.09.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2022

по делу № А51-3529/2021 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению администрации Уссурийского городского округа (ОГРН 1022500859600, ИНН 2511004094; адрес: 692519, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Ленина, д. 101)

к администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района (ОГРН 1022501194286, ИНН 2531003540; адрес: 692701, Приморский край, Хасанский район, пгт Славянка, ул. Молодежная, д. 1)

третьи лица: муниципальное унитарное предприятие «Уссурийск-Водоканал» Уссурийского городского округа (ОГРН 1022500859061, ИНН 2511040110; адрес: 692511, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Карбышева, 27), муниципальное казенное учреждение «Социальное партнерство» (ОГРН 1092502000777, ИНН 2531010508; адрес: 692701, Приморский край, Хасанский район, пгт Славянка, ул. Молодежная, д. 1)

о признании недействительным постановления

УСТАНОВИЛ:

Администрация Уссурийского городского округа (далее – администрация УГО) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным постановления Администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района (далее – администрация СГП) от 02.12.2020 № 701 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:20:030301:1, расположенного в границах Славянского городского поселения, в постоянное (бессрочное) пользование Муниципальному казенному учреждению «Социального партнерство» Славянского городского поселения Хасанского муниципального района, находящегося в собственности Славянского городского поселения.

Определением суда от 11.03.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное унитарное предприятие «Уссурийск-Водоканал» Уссурийского городского округа (далее – МУП «Уссурийск-Водоканал»), муниципальное казенное учреждение «Социальное партнерство» (далее – МКУ «Социальное партнерство»).

Решением суда от 30.09.2021, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Администрация УГО, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилась в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, заявленные требования удовлетворить.

В обоснование своих возражений заявитель кассационной жалобы приводит доводы о том, что администрация УГО фактически владеет спорным земельным участком, поскольку в его границах расположены объекты недвижимости, принадлежащие УГО. Считает, что судом не исследован вопрос соответствия поданного МКУ «Социальное партнерство» заявления и наличия права на получение спорного земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование требованиям законодательства.

МУП «Уссурийск-Водоканал» в письменном отзыве доводы кассационной жалобы полностью поддержало, просило отменить судебные акты.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в суд округа не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), для их отмены либо изменения.

Судами по материалам дела установлено, что 20.07.2018 в ЕГРН зарегистрировано право собственности муниципального образования Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края на земельный участок с кадастровым номером 25:20:030301:1 площадью 20000 кв.м, регистрационная запись № 25:20:030301:1-25/001/2018-2.

28.09.2018 в ЕГРН зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района на земельный участок с кадастровым номером 25:20:030301:1 площадью 20000 кв.м, регистрационная запись № 25:20:030301:1-25/001/2018-3.

На спорном земельном участке располагаются объекты недвижимости, которые находятся в муниципальной собственности администрации Уссурийского городского округа, а именно:

- сооружение - высоковольтная воздушная линия электропередач 10 кВ (АС-25, ж/б опоры) протяженностью 700 м, кадастровый номер 25:210:000000:1393;

- сооружение - линейный объект (сети электроснабжения - высоковольтная линия ВЛ - 0,4 кВ), протяженностью 741 м, кадастровый номер 25:20:030301:1804;

- сооружение - водовод стальной (от емкости к базе), кадастровый номер 25:20:030301:1830;

- здание - жилой домик, площадью 25,4 кв.м., кадастровый номер 25:20:000000:1642.

Указанные объекты недвижимости находятся, в хозяйственном ведении МУП «Уссурийск-Водоканал».

МКУ «Социальное партнерство» 15.11.2020 обратилось в Администрацию Славянского городского поселения с заявлением о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка с кадастровым номером 25:20:030301:0001 площадью 20000 кв.м.

Администрацией Славянского городского поселения 02.12.2020 вынесено постановление № 701 о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование МКУ «Социальное партнерство» земельного участка с кадастровым номером 25:20:030301:0001 местоположение которого примерно в 3000 м по направлению на юго-восток от ориентира дома, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира: Приморский край, Хасанский район, ст. Рязановка, ул. Южная, д. 4, площадью 20 000 кв.м., с разрешенным использованием - «Спорт (размещение объектов капитального строительства в качестве спортивных клубов, спортивных залов, бассейнов, устройство площадок для занятия спортом и физкультурой (беговые дорожки, спортивные сооружения, теннисные корты, поля для спортивной игры, автодромы, мотодромы, трамплины), в том числе водным (причалы и сооружения, необходимые для водных видов спорта и хранения соответствующего инвентаря))».

Не согласившись с постановлением от 02.12.2020 № 701, усмотрев в нем нарушение своих прав и законных интересов, администрация УГО обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что именно администрация Славянского городского поселения действовала в пределах своих полномочий и не нарушила права заявителя.

Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционной инстанцией.

При этом, суды обоснованно исходили из следующего.

В силу статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным) (подпункт 2 пункта 2 статьи 39.9 ЗК РФ).

Порядок предоставления в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 ЗК РФ, предусматривающей, в том числе подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка и принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Как следует из приложения к Приказу Росреестра от 02.09.2020 № П/0321 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов» (пункт 68), вышеперечисленным лицам в качестве документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, достаточно представить выписку из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке), выписку из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем.

Как подтверждено судами, спорный земельный участок находится в собственности муниципального образования Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края согласно сведениям ЕГРН (регистрационная запись № 25:20:03030:1-25/001/2018-2 от 20.07.2018), следовательно, администрация СГП вправе распоряжаться спорным земельным участком, в том числе, путем издания постановления о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование.

Судами верно установлено, что МКУ «Социальное партнерство» относится к числу лиц, поименованных в подпункте 2 пункта 2 статьи 39.9 ЗК РФ, а оспариваемое постановление вынесено администрацией СГП по результатам рассмотрения заявления МКУ «Социальное партнерство» от 15.11.2020.

В этой связи данный ненормативный правовой акт, исходя из требований земельного законодательства, приведенных в статье 39.9, 39.14 ЗК РФ, вынесен в пределах представленных муниципальному образованию полномочий и в соответствии с действующим законодательством.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих передаче МКУ «Социальное партнерство» земельного участка, в материалы дела не представлены.

Доводы администрации УГО о нарушении оспариваемым постановлением его права на приобретение в аренду земельного участка, находящегося под объектами недвижимости, принадлежащими ей на праве собственности, а так же на надлежащую эксплуатацию объектов заявителя, являлись предметом исследования судов и правомерно отклонены.

Согласно статье 271 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.

Подпунктом 5 части 1 статьи 1 ЗК РФ также закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

На основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Как следует из пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено названной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Судами из материалов дела установлено, что в границах спорного земельного участка с кадастровым номером 25:20:030301:1 расположены следующие объекты недвижимости, находящиеся в муниципальной собственности администрации УГО: сооружение - высоковольтная воздушная линия электропередач 10 кВ (АС-25, ж/б опоры) протяженностью 700м, кадастровый номер 25:210:000000:1393; сооружение - линейный объект (сети электроснабжения -высоковольтная линия ВЛ - 0,4 кВ), протяженностью 741м, кадастровый номер 25:20:030301:1804; сооружение - водовод стальной (от емкости к базе), кадастровый номер 25:20:030301:1830; здание – жилой домик, площадью 25,4 кв.м., кадастровый номер 25:20:000000:1642.

Между тем статьей 39.33 ЗК РФ предусмотрены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.

В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, в том числе в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень № 1300).

К таким объектам, в том числе отнесены: водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 2 Перечня); линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ (пункт 5 перечня); линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 11 Перечня).

Пунктом 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к линейным объектам отнесены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

В силу положений Перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 1816, не требуется получение разрешения на строительство линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи; линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов; водопроводов и водоводов всех видов диаметром до 500 мм.

Ввиду вышеприведенных норм расположенные в границах спорного земельного участка и находящиеся в собственности муниципального образования Уссурийский городской округ линейные сооружения - высоковольтная воздушная линия электропередач 10 кВ, водовод стальной, высоковольтная линия Вл-0,4Кв, являющиеся линейными объектами, размещаются на спорном земельном участке без его предоставления.

Доводы о расположенном в границах спорного земельного участка здании – жилом домике также являлись предметом исследования судов и правомерно отклонены.

Согласно статье 271 ГК РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.

В пункте 24 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017, (также как указано Конституционным Судом РФ в Определении от 23.04.2020 № 935-О) разъяснено, что предоставление уполномоченным органом государственной власти в собственность хозяйствующему субъекту земельного участка, на котором расположен объект недвижимости данного субъекта, площадью большей, чем это обусловлено объективными потребностями, без проведения публичных торгов является нарушением законодательства о защите конкуренции.

Из анализа вышеприведенных норм и разъяснений следует, что в случае, предусмотренном подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3, пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ, исключительное право собственника объекта недвижимости распространяется только на часть земельного участка, занятого этим объектом и необходимого для его использования, в связи с чем должна быть определена потребность в данном участке с учетом функционального назначения объекта недвижимости, градостроительных и иных требований, предъявляемых к эксплуатируемому объекту недвижимости.

Судами из сравнительного анализа показателей площади спорного земельного участка (20000 кв.м) с общей площадью расположенного на нем здания (25,4 кв.м.) сделан верный вывод о том, что площадь спорного земельного участка значительно превышает площадь находящегося на нем здания, что вступает в противоречие с действующим правовым регулированием.

Кроме этого, из подготовленного кадастровым инженером ООО «Геодезист ДВ» акта осмотра объекта с кадастровым номером 25:20:000000:1642 и приложенных к нему фотоизображений, судами усмотрено, что исследуемый объект представляет собой металлическую конструкцию, установленную на кирпичах, и не имеющую фундаментного основания. Сбоку металлической конструкции пристроен деревянный навес, частично обшитый доской. Ввиду чего указанное здание не отвечает признакам, установленным пунктом 1 статьи 130 ГК РФ о недвижимом имуществе, что свидетельствует об отсутствии у заявителя предусмотренных частью 1 статьи 39.20 ЗК РФ исключительных прав на приобретение спорного земельного участка под таким объектом.

Наличие в ЕГРН записи о регистрации права собственности муниципального образования Уссурийского городского округа на сорное здание с кадастровым номером 25:20:000000:1642, как верно отмечено судами, само по себе не подтверждает обстоятельств создания объекта как объекта недвижимого имущества, поскольку факт регистрации права собственности не может подменять собой установленную разрешительную процедуру на строительство объекта капитального строительства с последующим вводом его в эксплуатацию.

Доводы о наличии объекта капитального строительства, расположенного на спорном земельном участке, представляющего собой базу отдыха «Посейдон», эксплуатирующуюся как единый комплекс, отклонены судом апелляционной инстанции как не подтвержденные доказательствами, поскольку расположенные на спорном земельном участке линейные объекты и здание, не обладающее признаками капитальности, не свидетельствуют о возведении единого недвижимого комплекса.

Доказательств регистрации согласно статьи 133.1 ГК РФ в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество права собственности на совокупность вышеуказанных объектов в целом как одну недвижимую вещь, также как и доказательств возведения каких-либо иных объектов недвижимого имущества, отвечающих признакам единого комплекса – базы отдыха «Посейдон», на спорном земельном участке, материалы дела не содержат.

При этом отвод земельного участка предприятию «Водоканал» под размещение базы отдыха «Посейдон», а также заключение в предшествующие периоды договоров аренды с целью размещения базы отдыха выводов суда не опровергают в отсутствие доказательств фактического возведения недвижимого комплекса – базы отдыха.

Ссылки заявителя кассационной жалобы о допущенных судом первой инстанции процессуальных нарушениях, выразившихся в рассмотрении дела в отсутствие самих материалов дела не нашли документального подтверждения.

На основании установленных фактических обстоятельств, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований о признании недействительным оспариваемого постановления администрации СГП.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, касаются исключительно фактической стороны спора и результатов оценки судами имеющихся в материалах дела доказательств, оснований для переоценки которых на стадии кассационного производства у суда округа не имеется в силу норм статей 284, 286 АПК РФ.

Выводы арбитражных судов сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта по части 4 статьи 288 АПК РФ, арбитражными судами не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

Руководствуясь статьями 284,286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 30.09.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2022 по делу № А51-3529/2021 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья А.И. Михайлова

Судьи И.М. Луговая

И.В. Ширяев