ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-1770/2018 от 14.05.2018 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

мая 2018 года                                                                        № Ф03-1770/2018

Резолютивная часть постановления объявлена мая 2018 года .

Полный текст постановления изготовлен мая 2018 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: Гребенщикова С.И.

Судей: Яшкиной Е.К., Гребенщиковой В.А.

при участии:

от ФГУП «РТРС»: ФИО1, представитель по доверенности                 от 09.01.2018 № 1

от Межрегионального территориального управления Росимущества                в Хабаровском крае и Еврейской автономной области: ФИО2, представитель по доверенности от 12.03.2018 № 9юр/2054.1-08

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть»

на решение от 07.12.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2018

по делу № А73-15573/2017 Арбитражного суда Хабаровского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Маскаева А.Ю.,                   в апелляционном суде судьи Харьковская Е.Г., Тищенко А.П., Швец Е.А.

По заявлениюфедерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть»

кмежрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области

опризнании незаконным отказа в выдаче разрешения

Федеральное государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (ОГРН <***>,                     ИНН <***>, адрес (место нахождения): 129515, <...>, далее – ФГУП «РТРС», предприятие) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным отказа от 06.07.2017 № 5474.1-08 Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес (место нахождения): 680030, <...>; далее – МТУ Росимущества, управление) в выдаче разрешения на размещение объектов «ВОЛС» и «Оборудование ЛЭП» без предоставления земельного участка, расположенного примерно в 117 м по направлению на юг от ориентира жилой дом за пределами участка, по адресу: <...>, и об обязании ответчика выдать разрешение на размещение спорных объектов.

Решением суда от 07.12.2017, оставленным постановлением           Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2018 без изменения,             в удовлетворении заявленных предприятием требований отказано полностью.

В кассационной жалобе ФГУП «РТРС» выражает несогласие с принятыми по делу судебными актами, указывает на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, в связи           с чем просит обжалуемые решение и апелляционное постановление отменить, заявленные требования – удовлетворить. Предприятие в обоснование своей позиции, ссылаясь на положения статьи 39.36 Земельного кодекса РФ, пункты 5, 11 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся          в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 (далее – Перечень № 1300) и пункт 3 Положения о порядке и об условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством РФ, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 31.08.2015 № 276-пр (в действующей на момент возникновения спора редакции, далее – Положение № 276-пр), приводит доводы об ошибочности выводов судов о том, что в отношении  существующих линейных объектов выдача разрешений на их размещение без предоставления земельного участка не требуется. При этом заявитель считает, что суды необоснованно руководствовались разъяснениями, изложенными в письме Минстроя России от 29.02.2016 № 7064-ОГ/08, которое не обладает нормативным характером.  

МТУ Росимущества в отзыве на кассационную жалобу опровергает все приведенные в ней доводы и предлагает оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

В судебном заседании кассационной инстанции представитель предприятия поддержал доводы поданной жалобы и настаивал на ее удовлетворении, против чего возражал представитель Управления по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.  

Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов и возражений сторон, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает,          что в данном случае предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены не имеется.

Как установлено судебными инстанциями и подтверждается материалами дела, на основании распоряжения Правительства РФ                          от 29.12.2001 № 1760-р и в соответствии с передаточным актом от 29.12.2001 ФГУП «РТРС» является обладателем права хозяйственного ведения в отношении следующих объектов недвижимости, расположенных по адресу: Хабаровский край, Хабаровский район, с. Скворцово, ул. Центральная, д. 15:

- волоконно-оптическая линия связи (ВОЛС), протяженность 10 377 м (свидетельство о регистрации от 24.11.2010 серия 27-АВ № 501492);

- оборудование ЛЭП, протяженность 2 108,8 м (свидетельство о регистрации от 02.09.2013 серия 27-АВ № 900808).

Указанные объекты размещены в границах земельного участка, находящегося в федеральной собственности, с кадастровым номером 27:17:0329201:298 площадью 774 583+/-616 кв.м, расположенного примерно в 117 м по направлению на юг от ориентира – жилой дом за пределами участка по адресу: <...>.

Предприятие неоднократно в 2013-2014 годах предпринимало попытки оформить земельные отношения путем предоставления ему необходимого для эксплуатации спорных объектов участка в аренду, однако получило отказ (письмо Управления от 18.06.2015 № 5687.1-08). 

После этого ФГУП «РТРС» направило в адрес Управления заявление от 15.12.2016 № 17/13018 по вопросу о выдаче разрешения на размещение спорных объектов без предоставления земельного участка, на что также получило отказ в выдаче такого разрешения (ответ Управления от 12.01.2017 № 137.1-08). 

Последующие аналогичные обращения предприятия (заявления                    от 07.02.2017 № 17/1166 и от 13.06.2017 № 17/5542) оставлены ответчиком без удовлетворения (письма от 06.03.2017 № 1755.1-08 и от 06.07.2017                    № 5474.1-08, соответственно).

Полагая, что такие отказы в выдаче испрашиваемого разрешения являются незаконными и нарушают имущественные интересы предприятия, оно обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями, отказывая в удовлетворении которых судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.

Пунктом 1 статьи 25 и пунктом 1 статьи 26 Земельного кодекса РФ установлено, что права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с названным Федеральным законом.

Статей 39.33 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей                    с 01.03.2015) предусмотрены специальные случаи и основания, при которых  использование публичных земель, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута. К таким случаям в числе прочего отнесено: капитальный или текущий ремонт линейного объекта (подпункт 2 пункта 1 названной статьи); строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения (подпункт 3 пункта 1 названной статьи); а также размещение иных объектов, виды которых установлены Перечнем № 1300 (подпункт 6 пункта 1 названной статьи                и пункт 3 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ).

При этом согласно пункту 2 статьи 39.33 Земельного кодекса РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных                в подпунктах 1-5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа, порядок выдачи которых установлен статьей 39.34 данного Кодекса и Правилами выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.11.2014 № 1244 (далее – Правила № 1244).

В частности подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 39.34 Земельного кодекса РФ, подпунктом «ж» пункта 3 Правил № 1244 определено, что            в заявлении о выдачи разрешения на использование земельного участка            без его предоставления должен быть указан срок такого использования, который составляет: для целей проведения инженерных изысканий либо капитального или текущего ремонта линейного объекта – не более одного года, а для целей строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения – равный сроку их строительства, реконструкции.

В соответствии с пунктом 9 Правил № 1244 решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если: заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 и 4 настоящих Правил;  в заявлении указаны цели использования земель или земельного участка или объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса РФ; земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.

На территории Хабаровского края порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Перечнем № 1300, в спорный период были установлены Положением № 276-пр. В настоящее время аналогичный порядок выдачи разрешений на размещение указанных объектов утвержден Постановлением Правительства Хабаровского края от 07.09.2017 № 364-пр.

Судами обеих инстанций установлено и участвующими в деле              лицами не отрицается, что в данном случае ФГУП «РТРС» просило              МТУ Росимущества выдать разрешение на размещение принадлежащих предприятию двух линейных объектов – ВОЛС и ЛЭП без предоставления земельного участка сроком действия 49 лет, ссылаясь на то, что такие объекты поименованы в пунктах 5 и 11 Перечня № 1300. Право хозяйственного ведения предприятия на данные объекты недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке и никем не оспаривается.    

Вместе с тем, проанализировав и правильно истолковав положения статей 39.33, 39.34 и 39.36 Земельного кодекса РФ, арбитражные суды пришли к верному выводу о том, что выдача испрашиваемого предприятием разрешения на размещение уже существующих объектов (возведенных            до 01.03.2015) данными нормами права не предусмотрена.

Такой вывод судов в целом соответствует буквальному содержанию пункта 2 статьи 39.33 и пункта 1 статьи 39.34 Земельного кодекса РФ,            по смыслу которых выдача разрешения уполномоченного органа в отношении существующих объектов, предусмотренных подпунктом 6 названной статьи, пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ и включенных соответственно в Перечень № 1300,  не требуется.

Доказательств того, что ФГУП «РТРС» требуется спорное разрешение для проведения капитального или текущего ремонта принадлежащих предприятию линейных объектов либо для размещения временных  или вспомогательных сооружений для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения, то есть для целей, предусмотренных подпунктами 2, 3 пункта 1 статьи 39.33 и подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 39.34 Земельного кодекса РФ, в материалах дела не имеется. Таких обстоятельств в обоснование заявленных требований предприятием не приводилось. 

Следовательно, в данном случае у Управления имелись предусмотренные пунктом 9 Правил № 1244 основания для отказа в выдаче разрешения, так как заявленная предприятием цель получения такого разрешения не соответствовала пункту 1 статьи 39.34 Земельного кодекса РФ.

С учетом изложенного оспариваемый отказ Управления от 06.07.2017 № 5474.1-08 обоснованно признан судами не противоречащим действующему законодательству и не нарушающим права ФГУП «РТРС»,            в связи с чем в удовлетворении заявленных требований судами правомерно отказано.

Приведенные в кассационной жалобе доводы указанные выводы судов, положенные в основу обжалуемых судебных актов, не опровергают. Позиция предприятия основана на ошибочном толковании и понимании положений действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения.

Само по себе включение спорных линейных объектов в Перечень                  № 1300 не является безусловным основанием для выдачи испрашиваемого разрешения, условия и порядок получения которого определены статьей 39.34 Земельного кодекса РФ и Правилами № 1244. Иных условий для выдачи такого разрешения Положение № 264-пр, на которое ссылается заявитель жалобы, также не предусматривало.

Ссылка судов на письмо Минстроя России от 29.02.2016 № 7064-ОГ/08 не повлияла на итоги рассмотрения настоящего спора и не привела                    к принятию неправильных судебных актов.

Поскольку нормы материального права применены судами верно, нарушений положений процессуального законодательства, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ и являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судами также                      не допущено, то в такой ситуации правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы предприятия отсутствуют.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 07.12.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2018 по делу № А73-15573/2017 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу –           без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу  со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия,                  в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.       

Председательствующий судья                                                   С.И. Гребенщиков     

Судьи                                                                                                     Е.К. Яшкина  

                                                                                              В.А. Гребенщикова