ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-1808/2022 от 09.06.2022 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

10 июня 2022 года № Ф03-1808/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2022 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Ширяева И.В.

судей Луговой И.М., Михайловой А.И.

при участии:

от Центральной акцизной таможни: представитель не явился;

от общества с ограниченной ответственностью «ДВ-Авто»: представитель не явился

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Центральной акцизной таможни

на решение от 19.11.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2022

по делу № А73-12353/2021

Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению Центральной акцизной таможни

к обществу с ограниченной ответственностью «ДВ-Авто»

о взыскании пени в размере 129 руб. 20 коп.

УСТАНОВИЛ:

Центральная акцизная таможня (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 109028, <...>, далее – таможенный орган, таможня))обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «ДВ-Авто» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 680032, <...>; далее – общество, ООО «ДВ-Авто») пени в размере 129 руб. 20 коп.

Решением суда от 19.11.2021, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с судебными актами в части отказа в удовлетворении заявленных требований, таможенный орган обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, заявленные требования удовлетворить. Приводит доводы о том, что Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Постановление Правительства РФ от 06.02.2016 № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора»), регламентирующие порядок уплаты утилизационного сбора, не содержат положений о переносе последнего дня срока уплаты утилизационного сбора на рабочий день в случае, если он приходится на не рабочий день.

Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили. Таможня ходатайствовало о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.

Проверив законность принятых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) оснований для их отмены.

Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО «ДВ-Авто» ввезло на таможенную территорию ЕАЭС и по декларации на товары № 10009100/220720/0055361 (далее – ДТ № 55361) задекларировало товар – грузовой фургон, бывший в эксплуатации, марка (модель): Mitsubishi Fuso Canter, момент выпуска – 21.02.2014, грузоподъемность – 1 500 кг, вес нетто (брутто) – 2 670 кг.

Товар выпущен Центральной акцизной таможней (далее – таможенный орган, таможня) в соответствии с заявленной процедурой 24.07.2020.

На основании представленных обществом 10.08.2020 документов таможенным органом осуществлено списание утилизационного сбора в размере 456 000 руб.

Полагая, что уплата утилизационного сбора произведена обществом с нарушением установленного срока, таможенный орган произвел начисление пени в размере 129 руб. 20 коп. за период с 09.08.2020 по 10.08.2020. При этом таможенный орган исходил из того, что срок представления необходимых документов истек 09.08.2020, тогда как документы, на основании которых произведено списание утилизационного сбора, представлены обществом 10.08.2020.

Уведомлением от 11.02.2021 № 13-12/03502 таможня сообщила обществу о необходимости уплаты пени в течение 20 дней.

Неуплата пени в добровольном порядке послужила основанием для обращения таможни в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Согласно статье 24.1 Закона № 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

В соответствии с положениями пункта 3 статья 24.1 Закона № 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, в том числе осуществляющие ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.

На основании пунктом 2, 4 статьи 24.1 Закона об отходах виды и категории транспортных средств (шасси), в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее – Правил № 1291), Перечень видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291 (далее – Перечень № 1291).

В соответствии с пунктом 5 Правил № 1291 утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Уплата утилизационного сбора осуществляется плательщиком в валюте Российской Федерации отдельными расчетными (платежными) документами, а в случае если правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании установлено использование авансовых платежей в счет уплаты утилизационного сбора, взимаемого Федеральной таможенной службой, - только с использованием авансовых платежей по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства (пункт 6 Правил № 1291)

Пунктом 11 Правил № 1291 установлен перечень документов, которые плательщик, указанный в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», или его уполномоченный представитель представляют в таможенный орган для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора.

В силу подпункта «а» пункта 11(2) Правил № 1291 документы, предусмотренные пунктом 11 настоящих Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней с момента выпуска колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в соответствии с заявленной таможенной процедурой (осуществления таможенного декларирования).

Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 настоящих Правил, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.

Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 настоящих Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.

Уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются по правилам, установленным для уплаты, взыскания и возврата утилизационного сбора.

Как установлено, документы, предусмотренные пунктом 11 Правил № 1291, представлены обществом в таможенный орган 10.08.2020.

Начисляя пени за период с 09.08.2020 по 10.08.2020, таможенный орган исходил из того, что, поскольку товар был выпущен 24.07.2020, то срок представления документов истек 09.08.2020.

В свою очередь, суды не согласились с выводами таможенного органа, руководствуясь следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, днями или часами.

Течение срока, определенного периодом времени, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено его начало, а исчисляемого часами, - с часа, следующего за часом наступления события, которым определено его начало (пункт 3 статьи 4 ТК ЕАЭС).

В силу пункта 6 статьи 4 ТК ЕАЭС в случае если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Аналогичные положения закреплены в пункте 6 статьи 7.1 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Судами установлено, что в данном случае последним днем срока представления обществом документов, предусмотренных пунктом 11 Правил № 1291, являлось 08.08.2020 (суббота); в ООО «ДВ-Авто» установлен 8-часовой рабочий день, пятидневная рабочая неделя, суббота и воскресенье являются выходными днями (справка от 17.11.2021 № 27).

Таким образом, последним днем исполнения обществом обязанности по представлению документов суды сочли понедельник 10.08.2020: день, в который соответствующая обязанность была исполнена обществом.

В этой связи суды не усмотрели оснований для начисления обществу пени за нарушение срока уплаты утилизационного сбора за период с 09.08.2020 по 10.08.2020 и, как следствие, отказали таможенному органу в удовлетворении заявленных требований.

Выводы судов сделаны с правильным применением норм материального права, с соблюдением норм процессуального права.

Доводы заявителя кассационной жалобы о неверном применении норм права отклоняются окружным судом как основанные на их ошибочном толковании.

При изложенном оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 19.11.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2022 по делу № А73-12353/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья И.В. Ширяев

Судьи И.М. Луговая

А.И. Михайлова