АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
июня 2018 года № Ф03-1863/2018
Резолютивная часть постановления объявлена мая 2018 года .
Полный текст постановления изготовлен июня 2018 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: С.Н. Новиковой
Судей: С.И. Гребенщикова,В.А. Гребенщиковой
рассмотрев в судебном заседании в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,кассационную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю
на решение от 03.11.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2018
по делу № А24-4228/2017 Арбитражного суда Камчатского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.Ю. Лебедева, в суде апелляционной инстанции судьи С.В. Гуцалюк, Н.Н. Анисимова, А.В. Гончарова.
по заявлению администрации Елизовского муниципального района (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 684000, <...>)
к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 683024, <...>)
о признании незаконными действий
третье лицо: муниципальное унитарное сельскохозяйственное предприятие «СовКам»
Администрация Елизовского муниципального района (далее – заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением о признании незаконными действий управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю (далее – заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Камчатскому краю) по возврату документов без рассмотрения по заявлению администрации от 12.07.2017 № 41/999/001/2017-5469 о регистрации права хозяйственного ведения на объект недвижимости: кадастровый № 41:05:0101020:240, здание коровник 4-х рядный, общая площадь 1834,3 кв.м, расположенное по адресу: Камчатский край, Елизовский район, п. Лесной, согласно уведомлению о возврате документов без рассмотрения от 20.07.2017 № 41/999/001/2017-5469; по возврату документов без рассмотрения по заявлению администрации от 13.07.2017 № 41/999/001/2017- 5474 о регистрации права хозяйственного ведения на объект недвижимости: кадастровый № 41:05:0101020:234, здание коровник 4-х рядный, общая площадь 1350,6 кв.м, расположенное по адресу: Камчатский край, Елизовский район, п. Лесной, согласно уведомлению о возврате документов без рассмотрения от 19.07.2017 № 41/999/001/2017-5474.
Определением суда от 02.10.2017 в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное сельскохозяйственное предприятие «СовКам» (далее – МУ СХП «СовКам», предприятие).
Решением от 03.11.2017, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2018, заявленные требования удовлетворены в полном объёме.
В кассационной жалобе управление Росреестра по Камчатскому краю просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как незаконные. Заявитель ссылается на неправильное применение норм права, в частности на применение норм Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», которые с 01.01.2017 утратили силу. Полагает подлежащими применению правила части 2 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Настаивает, что поскольку администрация обратилась за регистрацией права хозяйственного ведения на объекты за МУСХП «Совкам» подлежит уплате государственная пошлина в размере, установленном Налоговым кодексом РФ (статья 17 ФЗ № 218-ФЗ). Считает, что в данном случае не подлежит применению статья 333.35 НК РФ, устанавливающая льготы по уплате государственной пошлины за регистрацию прав недвижимости.
В отзыве на кассационную жалобу администрации Елизовского муниципального района приводит свои возражения против ее доводов и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых актов исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оснований для их отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации Елизовского муниципального района Камчатского края от 28.06.2017 № 1187 за муниципальным сельскохозяйственным предприятием «СовКам»» закреплено на праве хозяйственного ведения муниципальное недвижимое имущество, расположенное по адресу: Камчатский край, Елизовский район, п. Лесной, в том числе:
- нежилое здание - коровник 4-х рядный, общей площадью 1834,3 кв.м, кадастровый номер 41:05:0101020:240;
- нежилое здание - коровник 4-х рядный, общей площадью 1350,6 кв.м, кадастровый номер 41:05:0101020:234.
Администрация обратилась в Управление Росреестра по Камчатскому краю с заявлениями от 12.07.2017 № 41/999/001/2017-5469, от 13.03.2017 № 41/999/001/2017-5474 о регистрации права хозяйственного ведения предприятия на указанные объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами 41:05:0101020:240, 41:05:0101020:234.
Уведомлениями Росреестра по Камчатскому краю от 20.07.2017 № 41/999/001/2017-5469, от 19.07.2017 № 41/999/001/2017-5474 заявления возвращены без рассмотрения в связи с отсутствием документа об уплате государственной пошлины.
Администрация, ссылаясь на незаконность уведомлений от 20.07.2017 № 41/999/001/2017-5469, от 19.07.2017 № 41/999/001/2017-5474 обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением. В качестве меры по восстановлению нарушенного права просила обязать уполномоченный орган рассмотреть ее заявления о регистрации права хозяйственного ведения на объекты недвижимости с кадастровыми номерами 41:05:0101020:240, 41:05:0101020:234.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, принимая во внимание, что заявление о регистрации прав на недвижимое имущество подано после 01.01.2017 правомерно признал подлежащими применению к спорным правоотношениям положений ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон о регистрации № 218-ФЗ).
В соответствии со статьей 131 ГК РФ, частью 6 статьи 1 Закона о регистрации № 218-ФЗ право хозяйственного ведения подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре, органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним.
При этом основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
Статьей 15 этого же закона установлено, что государственная регистрация прав осуществляется по заявлению, в том числе собственника объекта недвижимости и (или) лица, в пользу которого устанавливаются ограничения прав и обременения объекта недвижимости, - при государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации ограничений прав и обременений объекта недвижимости, в том числе в связи с образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются соответствующие ограничения прав и обременения;
За государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (статья 17 Закона № 218-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ государственная пошлина уплачивается за регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 21, 22.1, 23 - 26, 28 - 31, 61 и 80.1 настоящего пункта.
По общему правилу плательщиками государственной пошлины являются организации, физические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ (статья 333.17 НК РФ).
По настоящему спору установлено, что с заявлениями о государственной регистрации права хозяйственного ведения на вышеназванные объекты недвижимости обратилась администрация Елизовского муниципального района Камчатского края.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных настоящей главой, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 124 пункта 1 статьи 333.33 настоящего Кодекса.
Обращение с заявлением о государственной регистрации права хозяйственного ведения к таким исключительным случаям не относится.
Как установили суды, администрация, обращаясь за совершением юридически значимого действия, действовала от своего имени, как собственник имущества и лицо, распорядившееся этим имуществом (постановление от 28.06.2017 № 1187).
В этой связи суды, принимая во внимание, что собственник имущества вправе самостоятельно обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права хозяйственного ведения недвижимым имуществом правомерно признали, что администрация освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче ей заявлений о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу, что действия управления по возврату администрации заявлений о государственной регистрации права хозяйственного ведения по мотиву отсутствия документа об уплате государственной пошлины являются незаконными, нарушают права и законные интересы администрации как органа, осуществляющего полномочия собственника объекта недвижимого имущества, поскольку порождают правовую неопределенность в судьбе данного имущества и препятствует реализации прав собственника в отношении этого имущества, в связи с чем, руководствуясь положениями статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворили заявленные требования.
Приведенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили соответствующую правовую оценку, не подтверждают существенных нарушений норм права. При этом суд округа считает ошибочной ссылки суда апелляционной инстанции на положения ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», которые не привели к принятию неверного судебного акта и не повлияли на его результат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.11.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2018 по делу № А24-4228/2017 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья С.Н. Новикова
Судьи С.И. Гребенщиков
В.А. Гребенщикова