АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
апреля 2021 года № Ф03-1926/2021
Резолютивная часть постановления объявлена апреля 2021 года .
Полный текст постановления изготовлен апреля 2021 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Яшкиной Е.К.
судей Захаренко Е.Н., Серги Д.Г.
при участии: без явки лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Шамса-Холдинг»
на решение от 29.10.2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2021
по делу № А24-2181/2020 Арбитражного суда Камчатского края
по иску акционерного коммерческого банка «Муниципальный Камчатпрофитбанк» (акционерное общество)
к обществу с ограниченной ответственностью «Шамса-Холдинг»
третье лицо: краевое государственное унитарное предприятие «Камчатский водоканал»
о взыскании 3 909 698,34 руб.
У С Т А Н О В И Л:
акционерный коммерческий банк «Муниципальный Камчатпрофитбанк» (акционерное общество) (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 683032, <...>, далее - АКБ «Муниципальный Камчатпрофитбанк») обратился в Арбитражный суд Камчатского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Шамса-Холдинг» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 683902, <...>) о взыскании: задолженности за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточных водах по договору от 01.08.2013 № 304 за 4 квартал 2017 года, по договору от 12.09.2018 № 304 за 1 квартал 2019 года в общей сумме 3 031 641,56 руб., пени в размере 510 724,19 руб., а также открытой пени на сумму долга начиная с 23.04.2020 по день фактической оплаты ответчиком денежных средств из расчета 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, за каждый день просрочки (с учетом уточнений требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено КГУП «Камчатский водоканал».
Решением суда от 29.10.2020, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2021, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО «Шамса-Холдинг» обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и апелляционное постановление отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Оспаривая расчет истца, заявитель указал на необоснованное применение КГУП «Камчатский водоканал» установленных им нормативов сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты как в 2017 году (поскольку о данных нормативах абонент не был уведомлен), так и в 2019 году (поскольку с внесением изменений в законодательство об охране окружающей среды организации водно-коммунального хозяйства (далее –организации ВКХ) утратили полномочия по установлению нормативов состава сточных вод). Кроме того, по мнению заявителя, суды необоснованно отказали ответчику в удовлетворении ходатайства о применении статьи 333 ГК РФ, несмотря на представление заявителем достаточных доказательств, отражающих тяжелое финансовое положение ООО «Шамса-Холдинг». Наряду с этим, ответчик заявил о ненадлежащем уведомлении должника со стороны первоначального и нового кредиторов о состоявшейся уступке права требования, что является основанием для уменьшения размера пени на основании статьи 404 ГК РФ.
В отзыве на кассационную жалобу КГУП «Камчатский водоканал» выразило несогласие с изложенными в ней доводами и настаивало на оставлении в силе обжалуемых судебных актов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив законность состоявшихся судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены не усмотрел.
Как установлено судами из материалами дела, 01.08.2013 между МУП «Петропавловский водоканал» (организация ВКХ, ныне КГУП «Камчатский водоканал») и ООО «Шамса-Холдинг» (абонент) заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения № 304. Организация ВКХ обеспечивает абонента холодной водой и принимает от абонента сточные воды с содержанием загрязняющих веществ, не превышающих установленные допустимые концентрации. Перечень объектов абонента, к которым подается холодная вода и от которых принимаются сточные воды, с указанием адреса (адресов) объекта (объектов) и факта наличия (отсутствия) приборов учета питьевой воды и сточных вод отражается сторонами в приложении № 1/1 к настоящему договору (пункт 1.1 договора).
Согласно пункту 3.11 договора абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод. Контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией ВКХ путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах. За нарушение условий разрешения на сброс загрязняющих веществ со сточными водами в городские сети абонент производит дополнительную плату (плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ) в порядке, установленном Постановлением Правительства Камчатского края от 13.07.2011 № 284-П «О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Камчатского края» (далее – Постановление № 284-П).
Расчетным периодом платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ признается квартал. Оплата счетов-фактур за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ производится абонентом до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом (пункт 4.7 договора).
12.09.2018 между КГУП «Камчатский водоканал» (гарантирующая организация) и ООО «Шамса-Холдинг» (абонент) заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения № 304. Абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, также нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее нормативы допустимых сбросов абонентов), лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на сбросы) (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации), требований к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором, соблюдать в соответствии с настоящим договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета (пункт 1.1 договора).
В 4 квартале 2017 года и 1 квартале 2019 года КГУП «Камчатский водоканал» проведен отбор проб сточных вод, отводимых абонентом в систему канализации, о чем составлены акты от 04.12.2017 № 81 и от 28.01.2019 № 8, подписанные со стороны потребителя его представителями без возражений, при этом несоответствий при отборе проб не выявлено. Отбор проб произведен из контрольного канализационного колодца с отметкой 156,88/153,82.
На основании составленных актов отбора проб сточных вод, протоколов анализа проб сточных вод от 04.12.2017 № 81 и от 06.12.2017 № 78С-4-17, от 28.01.2019 № 8, составленных расчетов платы за сброс сточных вод, предприятие за 4 квартал 2017 года и 1 квартал 2019 года выставило обществу к оплате счета-фактуры на общую сумму 3 031 641,56 руб.
Право требования платы за сброс загрязняющих веществ за спорный период по счетам-фактурам от 31.12.2017 № С0027295 на сумму 996 901,76 руб. и от 31.03.2019 № ПК/ОД/О/0005495 на сумму 2 304 739,80 руб. уступлено АКБ «Муниципальный Камчатпрофитбанк» (акционерное общество) по соглашению (договору) об отступном от 17.01.2020 № 0538300000217000026/О-2019/01, о чем ответчик был уведомлен истцом письмом от 23.01.2020 № 7/241, направленным 27.01.2020.
Неоплата ответчиком задолженности послужила основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Проанализировав соглашение об отступном от 17.01.2020 с позиций параграфа 1 главы 24 ГК РФ, судебные инстанции признали состоявшимся переход права требования задолженности ответчика от КГУП «Камчатский водоканал» (прежний кредитор) к АКБ «Камчатпрофитбанк» (новый кредитор); договор признан соответствующим нормам права, а наличие в нем технической опечатки в части указания расчетного периода признано судами не исключающим переход права требования к новому кредитору. Как следствие, суды признали за истцом право на обращение с настоящим иском.
Далее, спорные правоотношения сторон правомерно квалифицированы судами как регулируемые параграфом 6 главы 30 ГК РФ, специальными нормами законодательства о водоснабжении: Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила № 644), Правилами пользования системами коммунальными водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» (далее – Постановление № 1310).
В соответствии с пунктом 10 статьи 7 и пунктом 1 статьи 30.2 Федерального закона № 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, в том числе содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно подпунктам «ж», «и» пункта 35 Правил № 644 абонент обязан: производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, а также вносить плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами; соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
Состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением № 3 (пункт 114 Правил № 644).
Из подпунктов «в» и «г» пункта 36 Правил № 644 следует, что организация водопроводно-канализационного хозяйства (далее – организация ВКХ) имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Расчеты абонентом с организацией ВКХ за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производится в порядке, установленном Правительством РФ.
Постановлением № 1310 (действовавшим в период спорных правоотношений) был определен порядок взимания соответствующей платы, во исполнение которого Правительством Камчатского края утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Камчатского края (Постановление № 284-П).
При рассмотрении дела судами обеих инстанций на основании оценки исследованных доказательств (акты от 04.12.2017, от 28.01.2019) установлено, что отбор проб осуществлен в соответствии с требованиями закона в присутствии ответчика (акты подписаны без возражений) и по результатам их исследования выявлено превышение нормативных показателей загрязняющих веществ в сточных водах. Возражения ответчика относительно нарушений правил по аккредитации химико-аналитической лаборатории КГУП «Камчатский водоканал» отклонены судами как голословные.
Обсудив доводы ответчика относительно примененных истцом нормативов в 2017 и 2019 г.г., суды также не усмотрели каких-либо нарушений требований закона со стороны КГУП «Камчатский водоканал» при расчете платы.
Как установлено судами, в 2017 году КГУП «Камчатский водоканал», действующим в пределах предоставленных ему полномочий (пункт 61 Правил № 167, постановление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 02.11.2017 № 2696), приказом от 15.11.2017 № 301А утверждены нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, сбрасываемых абонентами в систему канализации по выпускам согласно Приложению № 1, установленные на основе соблюдения норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ, утвержденных для организаций ВКХ природоохранными органами, а именно приказом Амурского бассейнового управления от 28.08.2017 № 05-07/199.
Учитывая, что данные нормативы едины для всех абонентов КГУП «Камчатский водоканал», не признаны недействительными и не были оспорены в установленном законом порядке, суды не усмотрели оснований для неприменения их в целях расчета платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточных водах в 2017 году. При этом позднее получение ответчиком новых ставок нормативов, отсутствие подписанного сторонами приложения к договору об установлении нормативов на 2017 год, правомерно признано судами не исключающим возможность начисления платы по новым ставкам, учитывая, что приказ об их утверждении принят уполномоченным органом и имеет характер нормативного акта.
Далее, Федеральным законом от 29.07.2017 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 225-ФЗ) внесены изменения, в том числе в Федеральный закон № 416-ФЗ, в соответствии с которыми с 1 января 2019 года порядок установления органами местного самоуправления нормативов состава сточных вод и порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимания указанной платы с абонентов определяется правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
При этом в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 09.10.2017 № 36109-АЧ/04 разъяснено, что до вступления в силу соответствующих изменений в Правила № 644, подлежащих внесению во исполнение Закона № 225-ФЗ и определяющих порядок установления органами местного самоуправления нормативов состава сточных вод и порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленные нормативов состава сточных вод и взимания указанной платы с абонентов, установление нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, а также исчисление и взимание платы за их превышение осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами № 167, Постановлением № 1310 и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми во исполнение Постановления № 1310.
Также в письме от 09.10.2017 указано, что нормативные правовые акты органов местного самоуправления об установлении для абонентов нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод или делегировании соответствующего права ОВКХ и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, предусматривающие порядок исчисления и взимания платы за их превышение, не могут быть отменены или признаны утратившими силу без одновременного принятия новых актов, устанавливающих нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод абонентов или делегирующих право на их установление ОВКХ, а также определяющих порядок исчисления и взимания платы за превышение указанных нормативов. В противном случае будут нарушены права неопределенного круга лиц, предоставленные им нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу - Правилами № 167 и Постановлением № 1310, а у абонентов, сбрасывающих сточные воды в централизованные системы водоотведения на территории соответствующих муниципальных образований и субъектов Российской Федерации, будут отсутствовать экономические стимулы по сокращению негативного воздействия на водные объекты, что, в свою очередь, приведет к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду.
С 01.01.2019 введена в действие глава 5.1 Федерального закона № 416-ФЗ «Регулирование сброса сточных вод в централизованные системы водоотведения (канализации)», закрепляющая новый порядок взаимоотношение ОВКХ и абонента в части сброса загрязняющих веществ сверх установленных нормативов, и регламентирующая, в том числе порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимание указанной платы с абонентов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 № 728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» признаны утратившими силу, в том числе Постановление № 230, Правила № 525 (с 03.06.2020), Правила № 167, Постановление № 1310 (с 01.07.2020).
То есть, до принятия новых правил, устанавливающих нормативы состава сточных вод, а также порядок расчета размера платы за превышение загрязняющих веществ, действуют нормативные акты, принятые органами местного самоуправления и субъекта Российской Федерации до внесения вышеуказанных изменений.
Применительно к спорной ситуации при проверке обоснованности требований истца в части взыскания долга за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточных водах за 1 квартал 2019 года, суды, констатировав, что с 01.01.2019 нормативы состава сточных вод подлежат установлению органами местного самоуправления, а не организациями ВКХ, тем не менее, верно заключили, что данное обстоятельство не исключает действие спорных нормативов водоотведения, принятых до вступления в силу изменений в Федеральный закон № 416-ФЗ организацией ВКХ (в данном случае КГУП «Камчатский водоканал»).
Как результат, суды признали обоснованным применение в 2019 году ранее введенных организацией ВКХ нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод.
В свете выявленных обстоятельств, свидетельствующих о состоявшемся факте превышения нормативных показателей загрязняющих веществ в сточных водах в 2017 и 2019 г.г., проверив расчет задолженности истца и признав его верным, суды признали требования АКБ «Муниципальный Камчатпрофитбанк» обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, что в полной мере соответствуют примененным нормам права, регулирующим правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения в спорный период.
Установив просрочку исполнения обязательств по оплате задолженности за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточных водах, проверив расчет пени и признав его соответствующим условиям договоров и требованиям пункта 6.2 статьи 14 Федерального закона № 416-ФЗ, суды пришли к выводу об обоснованности также требований истца о возложении на ответчика меры гражданско-правовой ответственности в виде уплаты пени в размере 510 724,19 руб., не усмотрев правовых оснований для ее снижения в порядке статьи 333 ГК РФ. Такие выводы судов соответствует правилам статей 309, 310, 329, 330, разъяснениям, данным в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств».
Равным образом суды не усмотрели правовых оснований для освобождения ответчика от ответственности на основании статьи 401 ГК РФ в свете заявленных им доводов о тяжелом финансовом положений в связи с объявленной пандемией и введением ограничительных мер, направленных на распространение инфекции COVID-2019. Правовых оснований не согласиться с такими выводами судов у суда округа не имеется.
Доводы заявителя кассационной жалобы, касающиеся примененных в расчете нормативов сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты в 2017, 2019 г.г. признаются необоснованными судом округа как основанные на неправильном толковании подлежащих применению в данном случае нормоположений.
Его же довод относительно заключенного между истцом и КГУП «Камчатский водоканал» соглашения об отступном, являлся предметом исследования обоих судов, указавших на то, что наличие в соглашении технической опечатки в данном случае не ставит под сомнение состоявшийся факт перемены лиц в обязательстве, а потому не принимаются судом округа.
Довод о необоснованном отказе судов в удовлетворении ходатайства о применении статьи 333 ГК РФ также подлежит отклонению судом округа.
Как следует из содержания мотивировочных частей обжалуемых судебных актов, вопросы соразмерности начисленной ответчику неустойки допущенному нарушению договорных обязательств, а также соответствия данной санкции нормам действующего законодательства, являлись предметом исследования судов и получили надлежащую оценку, в результате чего суды пришли к выводу об отсутствии оснований для снижения неустойки по правилам, установленным нормами статьи 333 ГК РФ.
Суд кассационной инстанции не вправе на основании данной нормы права ГК РФ снизить размер взысканной неустойки по мотиву несоответствия ее последствиям нарушения обязательства, поскольку определение судом конкретного размера неустойки не является выводом о применении нормы права (часть 3 статьи 286 АПК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в третьем абзаце пункта 72 Постановления № 7, основаниями для отмены в кассационном порядке судебного акта в части, касающейся уменьшения неустойки по правилам статьи 333 ГК РФ, могут являться нарушение или неправильное применение норм материального права, к которым, в частности, относятся нарушение требований пункта 6 статьи 395 названного Кодекса, когда сумма неустойки за просрочку исполнения денежного обязательства снижена ниже предела, установленного пунктом 1 статьи 395 названного Кодекса, или уменьшение неустойки в отсутствие заявления в случаях, установленных пунктом 1 статьи 333 названного Кодекса.
Между тем таких нарушений при рассмотрении дела судами не допущено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
Учитывая вышеизложенное, обжалуемые судебные акты отмене, а кассационная жалоба – удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.10.2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2021 по делу № А24-2181/2020 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Е.К. Яшкина
Судьи Е.Н. Захаренко
Д.Г. Серга