АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
25 июля 2022 года № Ф03-1950/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2022 года.
председательствующего судьи Луговой И.М.,
судей: Михайловой А.И., Никитиной Т.Н.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью «Компания Ройал» - ФИО1, представитель по доверенности от 12.11.2021;
от Администрации города Хабаровска – ФИО2, представитель по доверенности от 09.11.2021 № 1.1.31-185; ФИО3, представитель по доверенности от 02.11.2021 № 1.1.31-156; ФИО4,А., представитель по доверенности от 11.01.2022 № 1.1.29-1;Иванова В.А., представитель по доверенности от 30.09.2021 № 1.1.31-87;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Хабаровска
на решение от 08.12.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2022
по делу № А73-15327/2021 Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Компания Ройал» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680041, <...>, пом. I (1-11; 18-20))
к Администрации города Хабаровска (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680000, <...>)
о признании незаконным отказа
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Компания Ройал» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Администрации города Хабаровска (далее - администрация) о признании незаконным отказа Управления торговли, питания и бытового обслуживания Администрации г. Хабаровска (далее – управление торговли) во включении объекта - торгового павильона по ул. Автобусная г. Хабаровска, в районе дома № 8, в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Хабаровск», по результатам заседания комиссии по рассмотрению предложений по включению мест размещения нестационарных торговых объектов в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Хабаровск» от 19.08.2021 (протокол №62).
Решением от 08.12.2021, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2022, требования удовлетворены: отказ признан незаконным, на администрацию возложена обязанность повторно рассмотреть заявление общества от 08.07.2021 о внесении объекта - торгового павильона по ул. Автобусная г. Хабаровска, в районе дома №8 в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Хабаровск» (далее – Схема размещения).
Не согласившись с судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, администрация обратилась в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой предлагает их отменить, приняв по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Администрация в жалобе, дополнительных пояснениях и её представитель в судебном заседании суда округа настаивали, что выводы судов о незаконности отказа по мотиву несоответствия его содержания пункту 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 №772 «Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов» (далее – Правила включения № 772) и в связи с выводами судов в рамках дела №А73-10658/2021 о наличии законных оснований использования обществом земельного участка под торговым объектом, ошибочны, сделаны в отсутствие необходимого и обязательного в силу требований АПК РФ фактического исследования и самостоятельной оценки существенных для рассмотрения настоящего дела обстоятельств. Считают, что суды не учли, что материалами настоящего дела опровергается наличие у заявителя законных прав на размещение НТО по спорному адресу, в связи с чем, оспариваемое решение уполномоченного органа обоснованно и законно.
Общество в отзыве, дополнительных пояснениях и его представитель в судебном заседании суда округа предлагали судебные акты оставить без изменения, настаивая на наличии предусмотренных законодательством правовых оснований для размещения НТО по указанному выше адресу и обязанности администрации включить его в Схему размещения, так как с 2005 года павильон был расположен на этом участке законно (внесен в реестр в реестр объектов потребительского рынка согласно постановлению Мэра г. Хабаровска от 07.04.2006 №422 «Об утверждении порядка формирования и ведения реестра объектов потребительского рынка, распложенных на территории города Хабаровска») и эксплуатируется до настоящего времени, что подтверждается внесением платы за пользование земельным участком по актам фактического пользования. Ссылаясь на Стратегию развития торговли в Российской Федерации до 2025 года, разработанную Минпромторгом России 10.10.2019 о том, при отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур, полагает спорные действия и решение органа местного самоуправления об отказе во включении НТО в Схему размещения нарушающими права общества.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для её удовлетворения.
Из материалов дела судами установлено, что распоряжением председателя Комитета по управлению Южным округом администрации от 16.12.2005 №225-р утвержден акт приемки законченного строительством некапитального объекта, а также заключен договор аренды земельного участка от 14.03.2005 № 491 с ИП ФИО5 А.С.О. под установку торгового павильона.
В соответствии с постановлением Мэра города Хабаровска от 07.04.2006 №422 торговый павильон внесен в реестр предприятий потребительского рынка, расположенных на территории города Хабаровска.
Решением арбитражного суда Хабаровского края от 23.07.2007 по делу № А73-6304/2006-51, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2007, договор аренды земельного участка от 14.03.2005 № 491 признан недействительным (ничтожным) как заключенный неуполномоченным лицом со стороны арендодателя.
Общество по договору купли-продажи от 01.01.2009 приобрело у ИП ФИО5 торговый павильон площадью 81,26 кв. м, расположенный по адресу г. Хабаровск, район ул. Автобусная, 8.
Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю (арендодатель) с обществом заключен договор аренды от 13.01.2009 № 65-О земельного участка, находящегося в федеральной собственности, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во владение и пользование на праве аренды земельный участок площадью 220 кв. м с кадастровым номером 27:23:000000:0429/41 под некапитальный объект - павильон площадью 81,26 кв. м (район ул. Автобусная, 8) сроком действия с 01.01.209 по 30.11.2009.
20.12.2009 между Федеральным государственным учреждением «Краснореченская квартирно-эксплуатационная часть района» МО РФ (арендодатель) и ООО «Компания «Ройал» (арендатор) заключен договор аренды федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением на праве оперативного управления, - земельного участка для использования под торговый павильон, на три года сроком действия - до 30.12.2012.
С 08.06.2012 администрацией в лице Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска (далее – Департамент) в отношении общества регулярно составлялись акты о факте использования земельного участка без правоустанавливающих документов, определялся размер платы за использование и устанавливался срок контроля оформления обществом правоустанавливающих документов на земельный участок.
Письмом от 20.12.2012 № 12652/19-04 департамент отказал обществу в утверждении схемы расположения земельного участка под торговый павильон.
В ноябре 2015 общество обратилось в департамент с заявлением о заключении договора аренды земельного участка под торговым павильоном.
Протоколом заседания комиссии по рассмотрению предложений по включению мест размещения нестационарных торговых объектов в Схему размещения НТО на территории городского округа «Город Хабаровск» от 28.07.2016 № 7 управлению торговли рекомендовано отказать во включении в Схему размещения НТО на территории городского округа «Город Хабаровск» заявки, поданной 24.05.2016 ООО «Компания «Ройал» в отношении ул. Автобусная, 8 - 10 (в районе ост. «Горки»), так как на испрашиваемом земельном участке планируется размещение опорного пункта полиции.
Письмом от 24.07.2020 № 15-23/8934 департамент направил в адрес управления торговли информацию о неправомерно размещенных нестационарных объектах, в том числе о павильоне общества, расположенного в районе ул. Автобусная, 8.
Управлением торговли составлен акт 15.06.2021 №222 о выявлении неправомерно размещенного в районе ул. Автобусная, 8 НТО и выдано требование от 15.06.2021 №222 о его демонтаже в срок до 15.07.2021 в связи отсутствием соответствующей разрешительной документации.
Требование оспорено обществом в рамках дела №А73-10658/2021. Решением от 10.09.2021, оставленным в силе постановлением суда апелляционной инстанции, требование признано незаконным.
Вместе с этим параллельно судебному процессу по указанному делу 08.07.2021 общество обратилось в управление торговли с заявлением о внесении спорного НТО в Схему размещения
По результатам рассмотрения заявления общества Комиссией по рассмотрению предложений по включению мест размещения нестационарных торговых объектов в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Хабаровск» принято решение, оформленное протоколом от 19.08.2021 №62, которым решено: «Рекомендовать Управлению торговли, питания и бытового обслуживания отказать во включении испрашиваемых мест в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Хабаровск» в связи с тем, что размещение нестационарного торгового объекта в рассматриваемом месте повлечет за собой нарушение норм действующего законодательства: земельного, о градостроительной деятельности, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, охраны окружающей среды, по адресам:
ул. Автобусная, в районе дома № 8 - ООО «Компания Ройал», поскольку испрашиваемое место размещения обременено правами третьих лиц - объект фактически установлен без правоустанавливающих документов и включен в Единый реестр неправомерно размещенных нестационарных торговых объектов. В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 №772 «Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов» включению в Схему подлежат только места размещения свободные от прав третьих лиц, то есть те, на которых не установлены какие-либо объекты или обременения».
Полагая, что решение управления торговли является незаконным и нарушает его права на заключение договора на размещение НТО без проведения аукционасогласно пунктам 2,5 и 3.1 Постановления Администрации города Хабаровска от 16.12.2015 №4317 «Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Хабаровск», Положения о проведении аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории городского округа «Город Хабаровск» (далее – Порядок размещения №4317), общество обратилось с заявлением по правилам главы 24 АПК РФ в арбитражный суд, который требования заявителя удовлетворил, указав, что пункт 8 Правил включения №772 не содержит буквально всех тех причин, которыми обоснованно решение администрации рекомендовать управлению торговли отказать во включении испрашиваемого места размещения принадлежащего обществу НТО в указанном им месте, а судебными актами по делу №А73-10658/2021 установлено, что земельный участок под торговым объектом используется на законных основаниях.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Суд округа, полагает, что судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение, поскольку суды не учли следующее.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) создание условий для обеспечения жителей муниципального, городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33. Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 39.36. ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 381-ФЗ), который согласно статье 1 регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.
В статье 10 Закона № 381-ФЗ закреплены особенности размещения нестационарных торговых объектов.
Частью 1 данной статьи определено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно части 2 статьи 10 Закона № 381-ФЗ порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В свою очередь, схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона № 381-ФЗ).
Такой порядок указан в Правилах включения № 772, в силу пункта 2 которых включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Таким образом, правом формирования схемы размещения НТО на земельных участках, находящихся в пределах территории муниципального образования, установления конкретно-определенных мест размещения НТО и особенностей взаимодействия уполномоченных органов и заинтересованных в размещении НТО лиц, наделены именно органы местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий.
В рассматриваемом случае на дату принятия оспариваемого заявителем решения нормативной базой для решения вопросов, связанных с размещением НТО на территории города Хабаровска, основанной на вышеприведенных положениях федерального законодательства, являлись принятые администрацией города в целях реализации имеющихся полномочий:
- Постановление Администрации города Хабаровска от 16.12.2015 №4317 «Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Хабаровск», Положения о проведении аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории городского округа «Город Хабаровск» (далее – Порядок размещения № 4317), принятое в целях решения вопроса по созданию условий для обеспечения жителей городского округа услугами торговли, поддержки и развития системы розничной реализации периодических печатных изданий и иной печатной продукции, являющейся социально значимой специализацией, и определяет процедуру размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа на условиях (место, вид объекта, специализация, вид торговли, срок, период и основания размещения), определенных Схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением администрации города Хабаровска.
- Постановление Администрации города Хабаровска от 17.06.2020 №1926 «Об утверждении Порядка взаимодействия структурных подразделений администрации города Хабаровска по выявлению и демонтажу неправомерно размещенных нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Хабаровск» (далее – Порядок взаимодействия №1926), принятое в целях недопущения неправомерного использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, собственность на которые не разграничена, и неправомерного размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, собственность на которые не разграничена.
Из материалов дела, в том числе возражений и пояснений общества на кассационную жалобу администрации, усматривается, что заявитель претендует на включение НТО в Схему размещения по основаниям, связанным с обстоятельствами его размещения на земельном участке по договорам аренды – 2005, 2009 г.г., и с использованием земельного участка на возмездной основе по актам фактического пользования и нахождения спорного НТО в едином реестре объектов потребительского рынка согласно постановлению Мэра г. Хабаровска от 07.04.2006 №422, ссылаясь на соблюдение обществом правил размещения НТО в течение длительного времени и Стратегию развития торговли в Российской Федерации до 2025 года, принятую Минпромторгом России 10.10.2019, а также пункт 3.1. Порядка размещения № 4317 (том 1 л.д. 2-10, 14-15, 36-37 и т.д., том 2).
Однако как следует из буквального толкования приведенных положений действующего законодательства, размещение НТО на территории города Хабаровска является нормативно упорядоченной процедурой, соблюдение которой, как стороны уполномоченных органов, так и заинтересованных в законном размещении НТО лиц в совокупности и каждым в отдельности, обеспечивает цели и задачи, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, Законом №381-ФЗ по вопросу организации и осуществления торговой деятельности на территории муниципального образования.
Между тем судами не были проверены и не оценены должным образом в полном объеме доводы администрации о несостоятельности названных заявителем обстоятельств для размещения спорного НТО на земельном участке и об отсутствии причин и оснований для включения НТО в Схему размещения, указанных администрацией в оспариваемом решении и апелляционной жалобе, применительно к положениям действующего законодательства и имеющимся в материалах дела доказательствам.
В материалы настоящего арбитражного дела представлены вступившие в законную силу судебные акты по делам: №А73-6304/2006 о признании договора аренды земельного участка от 14.03.2005 № 491 недействительным; №А73-4784/2011 о прекращении права постоянного бессрочного пользования земельным участком ФГУ «Краснореченская квартирно-эксплуатационная часть района» МО РФ (том 1 л.д. 57-53).
Акты о фактическом использовании земельного участка, начиная с 2012 года, составленные департаментом, содержат утверждение о том, что установлен факт использования ООО «Компания Роял» земельного участка площадью около 220 кв.м в Индустриальном районе по адресу ул. Автобусная, 8, без правоустанавливающих документов. Согласно примечанию в каждом акте: данный акт не является основанием для удостоверения прав на земельный участок и является основанием для внесения платежей до момента оформления в установленном порядке документов на право пользования (владения) землей (том 1 л.д. 64-73).
Правовая оценка судебным актам и актам о фактическом использовании земельного участка не дана.
В соответствии с пунктом 1.2.Постановления Мэра города Хабаровска от 07.04.2006 № 422 «Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра объектов потребительского рынка, расположенных на территории города Хабаровска» (далее – Постановление № 422) реестр – это единая информационная база, содержащая сведения об объектах хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, поставки товаров (за исключением производителей товаров), оказывающих услуги общественного питания и бытового обслуживания населения.
Согласно пункту 2.2. Постановления № 422 внесение сведений в реестр производится: по заявлению хозяйствующего субъекта о внесении сведений в реестр по форме согласно приложению к настоящему Порядку; по результатам сбора сведений управлением торговли, питания и бытового обслуживания.
Таким образом, нахождение НТО в данном реестре, констатирует только факт нахождения НТО хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, поставку товаров (за исключением производителей товаров), оказывающего услуги общественного питания и бытового обслуживания населения на территории городского образования.
Стратегия развития торговли в Российской Федерации до 2025 года, разработанная Минпромторгом России 10.10.2019, на которую ссылается, не утверждена.
Приказом Минпромторга России от 25.12.2014 №2733 была утверждена «Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года», где, действительно, в пункте 3.2.2.«Обеспечение возможности стабильного функционирования и развития нестационарной торговли» указано на возможность при отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур.
Вместе с этим, разрешенным размещением НТО является его размещение в установленном законодательством порядке.
Согласно пункту 1.3 Порядка взаимодействия №1926, неправомерно размещенный НТО - НТО, размещенный с нарушением утвержденной постановлением администрации города Хабаровска Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Хабаровск», а также в отсутствие договора на размещение НТО, договора пользования местом размещения НТО.
По общему правилу согласно пункту 1.4 Порядка размещения № 4317 нестационарные торговые объекты, за исключением случаев, предусмотренных разделом 9 настоящего Порядка, размещаются на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта, заключенного по результатам торгов, проводимых в форме открытого аукциона по составу участников и закрытого по форме подачи предложений о цене аукциона на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Хабаровск»
В качестве исключения в силу пункта 3.1. Порядка размещения № 4317 лицо, имеющее договор аренды земельного участка под установку нестационарного торгового объекта, заключенный до вступления в силу настоящего постановления, срок действия которого не истек, имеет право заключить договор на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта при одновременном соблюдении следующих условий:
- место размещения нестационарного торгового объекта предусмотрено Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Хабаровск»;
- отсутствие неисполненных обязательств по договору аренды земельного участка под установку нестационарного торгового объекта, в том числе отсутствие задолженности по арендной плате;
- обращение в департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска с заявлением о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта в срок, установленный пунктом 3.2 настоящего постановления.
Между тем, судами оставлены без правовой оценки фактические обстоятельства дела по отношению к нормам права, регулирующим спорные отношения.
Суды сочли достаточными выводы судов по делу №А73-10658/2021, признав, что земельный участок используется обществом на законных основаниях.
Вместе с тем, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица, только обстоятельства, признанные судом силу части 2 статьи 69 АПК РФ преюдициальными.
В данном деле, из судебных актов не усматривается, что судами в настоящем деле такие обстоятельства установлены. При этом оценка подтверждения соответствующими доказательствами наличия всей совокупности условий для применения исключительных правил в отношении общества не дана. Кроме того, Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.06.2022 № Ф03-446/2022 №А73-10658/2021 судебные акты по делу отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
Также судами оставлены без внимания доводы администрации о полномочиях Комиссии по рассмотрению предложений по включению мест размещения нестационарных торговых объектов в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Хабаровск», закрепленных Постановлением Администрации города Хабаровска от 04.09.2015 № 3130 (далее – Постановление о комиссии № 3130), решение которой является предметом настоящего спора.
Согласно пункту 1.3. Постановления о комиссии № 3130 в своей деятельности Комиссия и члены Комиссии руководствуются нормативными правовыми актами, в том числе предусмотренными пунктом 2.4 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 04.05.2011 № 128-пр.
В пункте 3.11. Постановления о комиссии № 3130 определено, что в протоколе заседания Комиссии указываются, в том числе: д) рекомендации Комиссии о включении (об отказе) испрашиваемых мест в Схему размещения. Комиссия отказывает во включении в Схему в случае, если место размещения нестационарного торгового объекта повлечет за собой нарушение норм действующего законодательства: земельного, о градостроительной деятельности, о защите прав потребителей, в сфере сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, охраны окружающей среды, регулирующего розничный оборот алкогольной продукции и табачных изделий.
Таким образом, и поскольку НТО включаются в схему размещения при условии их размещения в соответствии с действующим законодательством, а целью утверждения схемы является необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, то разработанная уполномоченным органом схема должна отвечать указанным целям, подготавливаться с учетом многих факторов, предусмотренных нормативными документами, регулирующими данный вопрос.
При этом из положений действующего законодательства не следует, что субъекты предпринимательской деятельности наделены безусловным правом требовать включения в Схему размещения НТО конкретных мест (адресов) НТО, в том числе уже располагающихся по разным причинам на момент утверждения схемы на земельных участках, находящихся по данному вопросу в распоряжении органа местного самоуправления.
В соответствии с частью 4 статьи 170 АПК РФ в мотивировочной части решения должны быть указаны: фактические и иные обстоятельства дела, установленные арбитражным судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Аналогичные правила вынесения постановления по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, предусмотрены пунктом 12 части 2 статьи 271 АПК.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении настоящего спора судами не установлен весь круг обстоятельств, подлежащих установлению, не дана самостоятельная правовая оценка имеющимся в материалах дела доказательств в их совокупности и взаимной связи и не применены в полном объеме нормы права, подлежащие применению.
В связи с чем, выводы судов о незаконности решения, выраженного в протоколе от 19.08.2021 №62, и нарушении им прав и интересов общества преждевременны и судебные акты нельзя признать законными и обоснованными.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции и постановление апелляционной коллегии подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, в связи с отсутствием у суда кассационной инстанции полномочий по установлению обстоятельств и оценке представленных доказательств.
Суду первой инстанции следует установить все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства и на основании установленных обстоятельств, их правовой оценке каждого и в совокупности принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.12.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2022 по делу № А73-15327/2021 Арбитражного суда Хабаровского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья И.М. Луговая
Судьи А.И. Михайлова
Т.Н. Никитина