ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-1985/19 от 30.05.2019 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

мая 2019 года                                                                        № Ф03-1985/2019

Резолютивная часть постановления объявлена мая 2019 года .

Полный текст постановления изготовлен мая 2019 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: М.А. Басос

Судей: С.Ю. Лесненко, И.М. Луговой

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищник», Лицензионной комиссии по обеспечению лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами в Камчатском крае, Государственной жилищной инспекции Камчатского края: представители не явились;                                 

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Лицензионной комиссии по обеспечению лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами в Камчатском крае

на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2019

по делу №  А24-6762/2018

Арбитражного суда Камчатского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.Ю. Лебедева; в суде апелляционной инстанции судьи: О.Ю. Еремеева, Н.Н. Анисимова,                  А.В. Гончарова

по заявлениюобщества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищник» (ОГРН 1184101002667, ИНН  4101184601, место нахождения: 683024, Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский, ул.Сибирцева, 19)

кЛицензионной комиссии по обеспечению лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами в Камчатском крае, Государственной жилищной инспекции Камчатского края                                   (ОГРН 1054100065766, ИНН  4101102831, место нахождения: 683024, Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский, ул. Лукашевского, 5)

о признании недействительными решения, приказа

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищник» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительными пункта 1.2 решения Лицензионной комиссии по обеспечению лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами в Камчатском крае (далее – лицензионная комиссия) от 06.08.2018, оформленного протоколом № 9, приказа Государственной жилищной инспекции Камчатского края (далее – жилищная инспекция) от 07.08.2018 № 59 об отказе в предоставлении обществу лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Решением Арбитражного суда Камчатского края от 11.12.2018 в удовлетворении требований отказано.

Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2019 решение суда первой инстанции отменено, признаны недействительными пункт 1.2 решения лицензионной комиссии от 06.08.2018, оформленного протоколом № 9, а также приказ жилищной инспекции от 07.08.2018 № 59.

Арбитражный суд Дальневосточного округа проверяет законность принятого судом апелляционной инстанции постановления в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе лицензионной комиссии, полагающей, что оно подлежит отмене в связи с нарушением норм материального и процессуального права.

Заявитель кассационной жалобы приводит доводы о несогласии с выводом суда апелляционной инстанции о том, что указание обществом кода ОКВЭД 68.32 «Управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе», вместо 68.32.1 «Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе» для получения лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами не могло явиться основанием для отказа в выдаче лицензии на занятие таким видом деятельности как деятельность по управлению многоквартирными домами. Считает неверной ссылку суда апелляционной инстанции в обоснование вышеуказанного вывода на положения статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Указывает, что в целях получения лицензии для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности субъект обязан указать код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), соответствующий именно той деятельности, для осуществления которой требуется получение лицензии.

Общество в отзыве на кассационную жалобу возражает против ее удовлетворения, просит постановление суда апелляционной инстанции оставить в силе. Указывает, что в учредительных документах имеется перечень видов деятельности, которые общество вправе осуществлять, в числе которых значится и деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда. Полагает, что отсутствие в Едином государственном реестре юридических лиц сведений об определенном коде ОКВЭД не может являться основанием для отказа в выдаче лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о начале судебного процесса с их участием, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не явилось препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.

В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании суда кассационной инстанции 23.05.2019 был объявлен перерыв до 30.05.2019 до 14 часов 30 минут.

Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к следующему.

Судами установлено, что 16.07.2018 общество обратилось в жилищную инспекцию с заявлением о выдаче лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Камчатского края.

18.07.2018 жилищная инспекция провела проверку, по результатам которой составила акт от 31.07.2018, зафиксировавший, что общество ранее не осуществляло деятельность по управлению многоквартирными домами;  раскрытие информации об основных показателях финансово-экономической деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, не требуется; нарушений требований действующего законодательства со стороны общества не установлено. Жилищная инспекция направила в адрес лицензионной комиссии результаты проверки и мотивированное предложение.  

Рассмотрев заявление общества и прилагаемые к нему документы, а также предложение жилищной инспекции, лицензионная комиссия приняла решение об отказе в предоставлении обществу лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, которое оформила протоколом от 06.08.2018 № 9 (пункт 1.2) и мотивировала наличием в представленных соискателем лицензии документах недостоверной или искаженной информации, что выразилось в отсутствии информации об адресе мест осуществления лицензируемого вида деятельности, которые намерен осуществлять соискатель лицензии, а также в отсутствии сведений, касающихся управления эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе (код ОКВЭД 68.32.1) по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

На основании решения лицензионной комиссии жилищная инспекция издала приказ от 07.08.2018 № 59 об отказе в выдаче обществу лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами.

Несогласие с решением и приказом лицензионной комиссии, содержащими отказ в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении требований и признавая соответствующим закону отказ лицензионной комиссии в выдаче лицензии, суд первой инстанции исходил из того, что для ее получения в сведениях ЕГРЮЛ об осуществляемых видах деятельности должен быть отражен вид деятельности по коду ОКВЭД 68.32.1 «Управление эксплуатацией жилищного фонда за вознаграждение или на договорной основе», в связи с чем указание обществом в ЕГРЮЛ кода ОКВЭД 68.32 «Управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе», не требующего получения лицензии на указанный вид деятельности, правомерно расценено лицензионной комиссией, как представление недостоверной информации.

Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования, суд апелляционной инстанции, ссылаясь на положения статьи 49 ГК РФ, исходил из того, что общая правоспособность юридического лица применительно к возможности осуществления какого-либо вида деятельности не ограничена фактом присвоения соответствующего этой деятельности кода ОКВЭД и подразумевает возможность заниматься любыми видами деятельности, в связи с чем признал неверным вывод лицензионной комиссии о том, что общество не имеет законных оснований для управления эксплуатацией жилого фонда в отсутствие в ЕГРЮЛ сведений об осуществляемой деятельности по коду ОКВЭД 68.32.1.

Между тем суд апелляционной инстанции не учел следующее.

В соответствии с положениями Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которой на территории Российской Федерации требуется получение лицензии.

Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (статья 2 Закона о лицензировании).

Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.

Частью 2 статьи 8 Закона о лицензировании предусмотрено, что лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.

В соответствии с Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 (далее - Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами) основанием для получения лицензии является заявление соискателя лицензии о предоставлении лицензии, составленное на основании статьи 13 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности, в котором в обязательном порядке указываются сведения о регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации.

Порядок государственной регистрации юридического лица при его создании и внесения в Единый государственный реестр сведений о юридическом лице определен Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о государственной регистрации).

В силу подпункта «п» пункта 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц в числе  иных сведений о юридическом лице должна содержаться информация о кодах видов экономической деятельности по Общероссийскому классификатору, которыми данное юридическое лицо вправе заниматься (осуществлять).

Согласно пункту 2.16 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, в заявлении о государственной регистрации юридического лица при его создании в листе И заявления «Сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности» в обязательном порядке подлежат указанию коды ОКВЭД.

В случае изменения сведений, в том числе осуществляемого вида деятельности, что влечет изменение кода экономической деятельности, юридическое лицо обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения в течение трех рабочих дней с момента их изменения (пункт 5 статьи 5 Закона о государственной регистрации).

Непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей влечет наступление административной ответственности (часть 4 статьи 14.25 КоАП РФ), а также возможные для субъекта предпринимательской деятельности риски, связанные с осуществлением им определенного вида деятельности, в том числе, связанные с налогообложением и т.д.

Таким образом, законодательно установлено требование об актуальности сведений, содержащихся в  Едином государственном реестре юридических лиц, в том числе сведений, касающихся осуществляемого вида деятельности и, соответственно, кода экономической деятельности ОКВЭД.

         Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 утвержден приказом Росстандарта от 31.01.2014 №14-ст.

Классификатор предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них, и используется при решении задач, в том числе связанных с классификацией и кодированием видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации, определением основного и дополнительных видов экономической деятельности, осуществляемых хозяйствующими субъектами, разработкой нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности.

ОКВЭД 2 предназначен для однозначной идентификации объектов правоотношений.

Согласно сведениям ЕГРЮЛ общество зарегистрировано в качестве юридического лица 01.06.2018, в качестве основного вида деятельности общества отражен код 68.32 «Управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе». Указание на возможность осуществления деятельности по коду 68.32.1 «Управление эксплуатацией жилищного фонда за вознаграждение или на договорной основе» отсутствует.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности группировка по коду ОКВЭД 2 - 68.32 «Управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе» включает в себя деятельность учреждений по сбору арендной платы.

Деятельность по управлению эксплуатацией жилищного фонда за вознаграждение или на договорной основе, включена в группу ОКВЭД 2 -68.32.1.

Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст определено, что при формировании официальной статистической информации об объемах деятельности, работ и услуг, связанных с жилищно-коммунальным хозяйством, необходимо использование Собирательной классификационной группировки видов экономической деятельности «Жилищно-коммунальное хозяйство» на основе ОКВЭД 2, утвержденной приказом Минстроя России от 27.04.2016 № 286/пр, в соответствии с которой деятельности по управлению эксплуатацией жилищного фонда за вознаграждение или на договорной основе соответствует только код 68.32.1.

Кроме того, именно осуществление вида предпринимательской деятельности, относящегося к группе 68.32.1 «Управление эксплуатацией жилищного фонда за вознаграждение или на договорной основе», подлежит лицензированию в соответствии с требованиями Закона о лицензировании. В то время как для осуществления деятельности по коду ОКВЭД 2 - 68.32 получение лицензии не требуется.

В соответствии со статьей 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Лицензия  на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами выдается органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.

Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

В силу положений статьи 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Коммерческие организации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности.

Однако, этой же нормой предусмотрено, что эти любые виды деятельности не должны быть запрещены законом, а в случаях, определенных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии).

Таким образом, общая правоспособность юридического лица, подразумевающая возможность для коммерческих организаций заниматься любыми видами деятельности, ограничена законодательно установленным запретом на осуществление определенных видов деятельности без лицензии.

 Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации»  установлен запрет с 01.05.2015 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без соответствующей лицензии.

В соответствии с частью 2 статьи 194 ЖК РФ основанием для отказа соискателю лицензии в предоставлении лицензии является: 1) установленное в ходе проверки заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям; 2) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации.

Аналогичные основания для отказа соискателю лицензии в ее получении предусмотрены в пунктах 1 и 2 части 7 статьи 14 Закона                 о лицензировании.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что не указание обществом в ЕГРЮЛ кода 68.32.1, соответствующего деятельности по управлению многоквартирными домами, обоснованно расценено лицензионной комиссией, как представление недостоверной информации и послужило законным основанием для отказа в предоставлении лицензии.

Ссылаясь на положения статьи 49 ГК РФ, определяющей правоспособность юридического лица, и делая вывод, что коммерческой организации не может быть отказано в выдаче лицензии на занятие соответствующим видом деятельности только на том основании, что такой вид деятельности не предусмотрен ее учредительными документами, суд апелляционной инстанции не учел, что сведения о регистрации в качестве юридического лица, основанные на его учредительных документах, являются обязательным требованием для соискателя лицензии.

Как установлено и следует из материалов дела, Уставом общества предусмотрено занятие таким видом деятельности как деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда (пункт 2.2), что, однако, не соответствует сведениям, указанным в ЕГРЮЛ.

Рассматривая второе основание для отказа обществу в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами ввиду отсутствия у соискателя лицензии информации об адресе мест осуществления лицензируемого вида деятельности, суд первой инстанции правомерно признал его формальным, не учитывающим, что на дату подачи заявления о предоставлении лицензии, оно не осуществляло деятельности по управлению многоквартирными домами.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции поддерживает позицию суда первой инстанции о соответствии закону решения лицензионной комиссии об отказе в предоставлении обществу лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами.

Поскольку судом первой инстанции на основании полного исследования представленных в дело доказательств правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального права, а также принимая во внимание ошибочность выводов апелляционного суда, в силу подпункта 5 пункта 1 статьи 287 АПК РФ постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.

Вопрос о повороте исполнения постановления апелляционного суда от 19.03.2019 следует разрешить суду первой инстанции в порядке статьи 325 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 325, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2019 по делу № А24-6762/2018 Арбитражного суда Камчатского края отменить.

Решение Арбитражного суда Камчатского края от 11.12.2018 по делу              № А24-6762/2018 оставить в силе.

Поворот исполнения постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2019 по делу № А24-6762/2018 Арбитражного суда Камчатского края в части взыскания с Государственной жилищной инспекции Камчатского края в пользу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищник» судебных расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение заявления в суде первой и апелляционной инстанций в размере 4500 рублей произвести Арбитражному суду Камчатского края.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                                М.А. Басос     

Судьи                                                                                         С.Ю. Лесненко     

                                                                                                   И.М. Луговая