АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
июня 2018 года № Ф03-1985/2018
Резолютивная часть постановления объявлена июня 2018 года .
Полный текст постановления изготовлен июня 2018 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: С.Н. Новиковой
Судей: О.В. Цирулик, Е.К. Яшкиной
при участии:
от акционерного общества «Компания Сангар»:
- ФИО1, представитель по доверенности № 09.08-01/13-43;
от администрации города Владивостока:
- ФИО2, представитель по доверенности от 28.12.2017 № 1-3/3462;
от управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока:
- ФИО2, представитель по доверенности от 27.12.2017 № 27/2-6-3373;
от департамента земельных и имущественных отношений Приморского края:
- ФИО3, представитель по доверенности от 13.12.2017 № 20/46594.
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Компания Сангар»
на решение от 21.11.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2018
по делу № А51-13188/2017 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья В.В. Саломай, в суде апелляционной инстанции судьи С.В. Гуцалюк, Н.Н. Анисимова, Г.Н. Палагеша.
по заявлению акционерного общества «Компания Сангар» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 690000, <...> д 3, оф. 704)
кадминистрации города Владивостока (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 690091, <...>)
третьи лица: департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, департамент градостроительства Приморского края, департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, морская инженерная служба Тихоокеанского флота, управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока, департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края
о признании незаконным отказа администрации города Владивостока № 5578/20у от 22.05.2017 года) в выдаче АО «Компания Сангар» разрешения на строительство объекта «Туристическая база»
Акционерное общество «Компания Сангар» (далее – заявитель, АО «Компания Сангар») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к администрации города Владивостока (далее – администрация) о признании незаконным отказа № 5578/20у от 22.05.2017 в выдаче АО «Компания Сангар» разрешения на строительство объекта «Туристическая база, расположенная по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание. Участок находится примерно в 617 м от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Лазурная, д.35»; обязании Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока выдать АО «Компания Сангар» разрешение на строительство объекта «Туристическая база, расположенная по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание. Участок находится примерно в 617 м от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Лазурная, д. 35» (с учётом уточнений от 21.07.2017, принятых арбитражным судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
Определениями от 14.07.2017, от 17.10.2017 арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, морскую инженерную службу Тихоокеанского флота, управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока, департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края.
Решением от 21.11.2017, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объёме.
В кассационной жалобе АО «Компания Сангар» просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как необоснованные. Заявитель полагает, что им предприняты меры по получению специального разрешения для проведения работ по строительству туристической базы. В письме от 25.10.2016 № 141/33733 департамент Минобороны РФ сообщил об отсутствии необходимости специального разрешения федерального органа исполнительной власти, поскольку межведомственной комиссией, как это предусмотрено Положением № 405, решение о необходимости установления зоны с особыми условиями использования территории не принято. Ссылается, что в письме от 20.12.2016 № 24/3-4730 морская инженерная служба тихоокеанского флота, в непосредственном ведении которой находится военный объект – в/ч 56076, возражений относительно строительства туристической базы на земельном участке с кадастровым номером 25:28:050089:411 не имеет. Из анализа Положения № 405 приводит доводы о зонах охраняемых военных объектов и охранных зон военных объектов. Считает, что для войсковой части запретная зона и специальная зона устанавливаются по внешнему ограждению территории военного объекта. Земельный участок с кадастровым номером 25:28:050089:411 находится в 2,72 км от внешнего ограждения в/ч, поэтому в силу пунктов 9,10 Положения № 405 охраняемая зона, для которой требуется специальное разрешение, не может быть установлена.
В отзыве на кассационную жалобу администрация города Владивостока, департамент земельных и имущественных отношений Приморского края приводят свои возражения против ее доводов и просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании, проведенном в соответствии с положениями статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Пятого арбитражного апелляционного суда представители сторон поддержали свои доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, дав суду пояснения.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых актов исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оснований для их отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Как следует из материалов дела, 07.11.2016 между департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края (арендодатель) и акционерным обществом «Компания Сангар» (арендатор) заключен договор № 108-В по условиям которого арендатор принял в аренду земельный участок площадью 18 385 кв.м с кадастровым номером 25:28:050089:411, имеющий местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание. Участок находится примерно в 617 м. от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Лазурная, д. 35, для использования в целях строительства туристической базы, разрешенное использование: туристические базы, на рок 4 года и 6 месяцев с момента подписания договора.
Пунктом 3.4.3 договора установлена обязанность арендатора по соблюдению условий использования участка, связанных с особым правовым режимом: весь участок находится в границах запретного района военного объекта: для проведения строительных работ необходимо получение специального разрешения исполнительной власти, в ведении которого находится военный объект; часть участка площадью 10041 кв.м находится в прибрежной защитной полосе.
Актом от 07.11.2016 оформлена передача земельного участка.
Договор зарегистрирован в установленном порядке.
16.05.2017 в адрес администрации г. Владивостока поступило обращение АО «Компания Сангар» о выдаче разрешения на строительство объекта «Туристическая база, расположенная в районе ул. Лазурная, 35 в г. Владивостоке».
По результатам рассмотрения обращения письмом от 22.05.2017 № 5578/20У администрация г. Владивостока отказала в выдаче разрешения на строительство вышеуказанного объекта, поскольку земельный участок находится в границах запретного района военного объекта и отсутствует специальное разрешение на ведение строительства в этом районе; администрация не признала таким разрешением письмо Морской инженерной службы Тихоокеанского флота.
Общество, полагая, что отказ в выдаче разрешения на строительство не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. В качестве меры по восстановлению нарушенного права просило обязать администрацию выдать разрешение на строительство вышеназванного объекта недвижимости.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса, подпунктом 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выдача разрешений на строительство, расположенных на территориях поселений, относятся к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
Согласно пунктам 2.1., 2.2., 3.9. Административного регламента предоставления администрацией города Владивостока муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство», утвержденного постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 № 1606, соответствующая услуга в виде выдачи разрешений на строительство объектов предоставляется администрацией в лице управления градостроительства и архитектуры администрации.
Порядок выдачи разрешения на строительство регламентирован статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Согласно части 7 этой статьи кодекса в целях строительства объекта строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный орган. К заявлению прилагаются документы, в том числе:
- правоустанавливающие документы на земельный участок;
- градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
- проектная документация, имеющая положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства и другие документы, перечень которых исчерпывающе перечислен в названной статье закона.
Уполномоченный, на выдачу разрешений на строительство, орган в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 ГрК РФ).
При этом отказ в выдаче разрешения на строительство возможен при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 названной статьи кодекса, или несоответствии: представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка; разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (часть 13 статьи 51 ГрК РФ).
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (часть 14 статьи 51 ГрК РФ).
При разрешении спора суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из следующего.
Как установлено, строительство объекта – туристическая база планируется в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:050089:411, имеющего ограничения по его использованию, поскольку находится в границах запретного района военного объекта.
То, что земельный участок полностью находится в границах запретного района военного объекта следует из фрагмента карты градостроительного зонирования на территории г. Владивостока, фрагмента схемы функционального зонирования, фрагмента схемы зон с особыми условиями использования территорий, а также условий пункта 3.4.3 договора № 108-В.
Согласно пункту 7 статьи 93 Земельного кодекса РФ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны регулируется Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 № 405 (далее – Постановление № 405).
В данном случае границы запретных зон и запретных районов для войсковых частей, расположенных в Приморском крае, установлены постановлением Губернатора Приморского края от 07.12.2005 № 217-пг «Об установлении границ запретных зон и запретных районов для войсковых частей Министерства обороны Российской Федерации и Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю» (далее - Постановление № 217-пг), в частности для объектов войсковой части 56076 (ТС ТОФ) установлены запретная зона и запретный район, в границы которых входит земельный участок с кадастровым номером 25:28:050089:411.
На момент установления запретной зоны и запретного района в пределах спорного земельного участка действовало Положение об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17.02.2000 №135 (далее Положение № 135), пунктом 8 которого предусматривалось, что на территории запретного района запрещается строительство объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военному складу и сохранности находящегося там имущества. В случае особой необходимости строительство объектов производственного, социально-бытового и иного назначения на территории запретного района может разрешаться в каждом конкретном случае органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся военные склады, по согласованию с органами военного управления, в ведении которых они находятся.
Таким образом, в границах территории запретного района запрещается возведение объектов капитального строительства, такое возведение объектов может быть в случаях особой необходимости и по согласованию с уполномоченными лицами.
Судами правомерно отмечено, что, несмотря на утрату действия Постановления № 135 ранее установленные ограничения, для запретных районов, как и сама территория запретного района сохраняются, поскольку постановление № 217-пг в установленном порядке не отменено, т.е. является действующим.
Кроме того, по данным из ЕГРН установлено, что часть (8029 кв.м) земельного участка с кадастровым номером 25:28:050089:411 находится в охранной зоне памятника природы регионального значения «Кекуры» (скалы) «Жаба» и «Тюлень»; часть (14836 кв.м) – в границах охранной зоны памятника природы регионального значения «Обнажение горных пород «Лазурное», в отношение которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий.
Согласно паспорту на государственный памятник природы местного значения, утвержденного постановлением Госплана РСФСР № 193 от 10.09.1982 на территории памятника природы "Обнажение горных пород "Лазурное", представляющий собой выходы пластов известковистого песчаника ранетриасового возраста, и его охранной зоны запрещены выемка грунта, взрывные и строительные работы, сбор растений без особого разрешения, заготовка фауны.
Поскольку отсутствуют доказательства, что проектная документация на строительство объекта - туристическая база разработана с учетом существующих ограничений суды правомерно признали оспариваемый отказ в выдаче разрешения на строительство законным, соответствующим вышеприведенным нормам права, поэтому отказали в удовлетворении требований АО «Компания Сангар».
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанции, поэтому судом округа в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, не принимаются.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ безусловными основаниями для отмены принятых решения и постановления, судом не допущено.
В силу изложенного обжалуемые решение, постановление на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.11.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2018 по делу № А51-13188/2017 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья С.Н. Новикова
Судьи О.В. Цирулик
Е.К. Яшкина